Леонид Грач

Леонид Грач:«И чего мы так стремимся воевать с Россией?»

Один из активнейших и наиболее публичных народных депутатов от Коммунистической партии Украины, лидер крымских коммунистов Леонид Грач известен резкими и нелицеприятными как для власти, так и для партнеров по оппозиции заявлениями. Он имеет свою точку зрения по многим актуальнейшим вопросам внутренней и внешней политики, а также «крымской проблеме».

ВЫЗОВ НАРОДУ

— Леонид Иванович, считаете ли вы, что война на Кавказе и начало нового политического сезона — это исторические вызовы для украинской политической элиты?

— Прежде всего хочу сказать, что это не вызов украинской политической элите, потому что, по моему глубокому убеждению, ее просто нет. И не скоро будет. Это вызов народу Украины. Так называемая элита, как мы видим, сама себе избрала проамериканский, пронатовский путь. И создав этот миф, думает, что народ с этим согласится. А ведь, судя по социологическим исследованиям, проведенным в начале августа, 61 процент украинцев не поддерживает вступление Украины в НАТО. В августе, в разгар грузино-осетинского конфликта, когда агрессором выступила Грузия, которую так поддержал президент Украины, забывая о том, что есть жертва — народ Южной Осетии, исследования показали, что 59 процентов респондентов против этого вступления. И это после той дезинформации, которую украинские СМИ проводили на основе абсолютно антироссийской демагогии. Зададимся вопросом: откуда политики, являющиеся сторонниками пронатовской ориентации, черпают вдохновение, и самое главное — на какие общественные настроения они опираются?

— Вы сказали об антироссийской демагогии. Она проявилась только сейчас?

— Да нет, конечно. Разве до южно-осетинской трагедии не было видно русофобства и ксенофобии, которые по отношению к живущим в Украине десяти миллионам русским и к России проповедовались? В чем природа этого явления? Кто его организовывает и ради чего? Мне кажется аморальным все то, что произошло и со стороны президента и его команды, и со стороны БЮТ, который промолчал, а потом позаявлял то, что позаявлял. Или, скажем, Партия регионов, которая молчала, молчала, а потом Виктор Янукович все же сказал, а Раиса Богатырева полетела в США и заявила, что это всего лишь мнение лидера партии, а не всей партии. Я не пойму: чего мы вечно так стремимся к американцам? Я не пойму: чего мы так стремимся воевать с Россией? Этого же не будет. А то, что народ через социально-экономические результаты будет крайним и пострадает — это совершенно ясно. И еще один момент. Давайте вспомним, кто голосовал за отправку наших солдат в Ирак? И что там американцы нашли? Почему, когда признавали независимость Косова, ни Ющенко, ни наши политики, которые так сейчас кричат о территориальной целостности Грузии, не кричали тогда о территориальной целостности Сербии?

— Так что же делать?

— Я думаю, что и России, и тем 60 процентам проголосовавшим против гражданам Украины после случившегося нужно дать себе отчет: а кто есть кто в Украине? Сколько за семнадцать лет в Украине было русских организаций и общин, сколько любили Пушкина за деньги, за деньги фестивалили? И что получили? Получили то, что Партия регионов дважды на выборах набрала голоса за абсолютно пророссийские лозунги: «Русскому языку — статус государственного!», «В НАТО — ни ногой!», «За Единое экономическое пространство!». Ободрали как липку общественные настроения, особенно на юге и востоке. И чем им ответили? Всем известно, чем — по сути, подготовили почву для того, чтобы общественные настроения разрушить. Они формировались заново. И, без всякого сомнения, сформируются. Они показали всю аморальность так называемой украинской элиты, которая смотрит: а что скажут в Вашингтоне?

О РАНЕ НА МНОГИЕ ГОДЫ

— Сейчас много разговоров о якобы претензиях России на Крым и о том, что признание независимости сначала Косово, а затем Абхазии и Южной Осетии может аукнуться и в Украине. В то же время премьер-министр России Владимир Путин заверил, что Россия признает территориальную целостность нашей страны и не собирается претендовать на полуостров.

— Меня, честно говоря, мало интересует, что по этому поводу сказал Путин. Меня интересует другое, а именно то, что сегодня гарант Конституции, тот, который Виктор Ющенко, осуществляет в отношении автономии политический и правовой геноцид. Возьмите Конституцию Автономной Республики Крым, и вы в этом убедитесь. Это документ, который Крым выстрадал после восьмилетней политической, правовой и бандитской войны в 1992—1998 годах. Это документ, который признали оба парламента. Он решением Конституционного суда в 2003 году признан соответствующим конституционному полю Украины. А теперь посмотрите на конституционные основы Автономной Республики Крым. Цитирую пятую главу: «Внутриполитические, внешнеполитические и внешнеэкономические решения, касающиеся Автономной Республики Крым, принимаются Украиной с участием Автономной Республики Крым». Кто дал право подписывать «тройке» одно письмо, потом другое, заявлять Ющенко 24 августа, что, мол, только в НАТО и так далее? Кто спросил об этом у Автономной Республики Крым? А чтобы ее спросить, это, как минимум, нужно иметь решение парламента автономии, а во-вторых, провести референдум.

Или в отношении русского языка. В Конституции Крыма есть целых четыре статьи по языку. Он имеет право применения во всех сферах. В реальности же идет чистейшая ксенофобия. Причем в последнее время, если хотите, в последние дни. Я мог бы еще перечислять. Но давайте зададимся вопросом: зачем гарант Конституции и его соратники провоцируют автономию на противостояние? Поэтому не надо ни в Москву ходить, ни в какое-то другое государство, а нужно посмотреть, что центральная власть во главе с Ющенко творит против автономии. И эти вызовы станут главными не только в новом политическом сезоне. Это рана, которая предопределена на многие годы. И эта рана — треснувшие украинско-российские отношения. Нам нужно еще пережить ближайшие несколько месяцев. Не избрание президента Америки. Там ничто не поменяется: как видели они нас всех с высоты вельможного пана, так и будет продолжаться. А речь идет о пролонгации Большого украинско-российского договора. Если по какой-то причине или по желанию одной из сторон он не будет пролонгирован, это, я считаю, будет катастрофой и гибелью для Украины. Вот тогда украинский народ, как во времена Богдана Хмельницкого, найдет себе новую элиту. Потому что такая элита, которая спряталась в августе по кустам, проглотила языки, в конце концов, нашему народу не будет нужна.

— И все же, как вы прокомментируете слова Путина?

— Владимир Владимирович правильно говорит, но, я так понимаю и подчеркиваю — если соблюдать при этом право. Сегодня действует Большой российско-украинский договор, который гарантирует, кстати, Украине ее нынешние границы. А если завтра он не будет действовать? Не столь важно, по чьей вине, украинской или российской. Тогда возникнет вопрос? Возникнет. Более того, для изменения статуса Крыма (и не только Крыма!) существуют «железобетонные» правовые основания. Если смотреть в глубину, что называется, сибирских руд... Есть два референдума. Референдум от 17 марта 1991 года по сохранению Советского Союза. Все остальные референдумы после 17 марта не могли отменить союзный референдум, его результаты. Поэтому, если быть строго, скажем, юридически выверенным, сегодняшние все эти образования подлежат большому правовому сомнению. А почему все забыли о том, что первый, кстати, в Союзе референдум прошел в Крыму 20 февраля 1991 года? И самое любопытное, формулировка вопроса, на который отвечали граждане, избиратели Крыма, была следующая: вы за восстановление Крымской Автономной Советской Социалистической Республики — и дальше, подчеркиваю, — как субъекта Союзного договора? И этот референдум никто не отменял! Его результаты действуют. Поэтому юридически, если говорить о том, что Крым имеет право на то, чтобы ставить в повестку дня вопрос о статусе, если по отношении к нему идет политико-правовой геноцид — конечно, такое право есть.

О ПОЛИТИКО-ПРАВОВОМ ГЕНОЦИДЕ

— Вы сказали о политическом и правовом геноциде. В чем он проявляется?

— Да практически во всем. Но возьмем сейчас только один момент. Никакое втягивание Украины в НАТО или в любой другой союз без решения Крыма не может состояться. Есть юридическая норма, которая сейчас действует. Кроме того, Крым никогда не ставил цель выйти из состава Украины — мы доказали это, мы же не пошли по этому пути, а могли пойти даже раньше, чем Приднестровье или Южная Осетия и Абхазия. Мы не пошли по этому пути. 17 лет мы барахтались. Ваш покорный слуга был инициатором и организатором как референдума, так и принятия Конституции Крыма, которой, кстати, в октябре исполняется 10 лет. Как раз Конституция гарантировала, что будут нормальные взаимоотношения между Киевом и Симферополем. Но сейчас Киев ведет себя абсолютно беспардонно, агрессивно и безответственно. Поэтому то, какие процессы происходят в самом Крыму, зависит только от этих отношений. А то, что заявил российский премьер Владимир Путин — абсолютно правильно, исходя, еще раз подчеркну, из контекста сегодняшнего дня. Что будет завтра? Если завтра пойдет в ход тот вариант, о котором мы, скажем, уже осведомлены — предводитель незаконно действующего меджлиса Мустафа Джемилев в украинской прессе заявляет, что Грузия теперь имеет право бомбить Севастополь, бомбить Крым лишь только потому, что корабли ЧФ выходили к зоне конфликта... Если, скажем, вот эта проамериканская, в данном случае, колонна будет выступать с такими заявлениями, если, скажем, сойдут с ума американцы, и Саакашвили начнет бомбить — Крым будет, естественно, защищаться. А если Крым будет защищаться, то Россия просто по своей природе, по истории, по духу обязана его поддержать. Так что это вопрос, который сегодня в руках Ющенко. Но Ющенко провоцирует эту ситуацию. Тот же вопрос о НАТО, об односторонней поддержке Грузии — никто крымчан не спрашивал, хотим ли мы в НАТО и поддерживаем ли мы агрессора Саакашвили.

— Ваши рецепты для решения политического кризиса в Украине?

— Каждый на сей счет имеет собственное мнение. Я выскажу свое. Первое, что нужно сделать, — отказаться от эскалации или напряжения по вопросу вступления Украины в НАТО. Среднесрочное — снять проблему Черноморского флота, его пребывания в Севастополе и все сделать, чтобы после 2017 года он оставался в Крыму. И третье — долгосрочное — пора уже «пятой американской колонне», которая есть в правительстве, в парламенте и, естественно, во главе с Ющенко отказаться от своего губительного курса. Я, кстати, сдал в издательство свою книгу под названием «Украина — не Европа» с абсолютной аргументацией этого. И главное — необходимо выровнять наши отношения с Россией таким образом, чтобы это был прочный политический и экономический союз. Другого выхода из этого тупика, в который мы зашли уже давно, нет. Сейчас идет борьба цивилизаций. И самое преступное, на мой взгляд, когда мы не защищаем свою цивилизацию. Я не призываю нападать на другую цивилизацию. Но свою мы защитить обязаны.

Газета СТОЛИЧНЫЕ НОВОСТИ

9 сентября 2008 год

Беседовал Владимир Старостин

Дополнительная информация