Леонид Грач

Грач: Американская администрация фактически управляет украинским политическим процессом

Ответы народного депутата Украины, первого секретаря Крымского рескома Коммунистической партии Украины, председателя Общественного совета по защите конституционных полномочий Автономной Республики Крым Л. Грача газете «Красная звезда» (Российская Федерация) 1. Леонид Иванович, насколько велика вероятность досрочных парламентских выборов? Или, может быть, какая-либо из политических сил все-таки решится на импичмент? Ход украинского политического процесса определяется позицией американской администрации. На нее в той или иной степени ориентируются все ведущие политические силы. Единственным исключением является Компартия Украины, но у нее без широкой поддержки народа нет возможности кардинально изменить сложившуюся ситуацию. Правящие круги США действуют крайне прагматично. Они последовательно решают собственные задачи, которые заключаются в превращении Украины в плацдарм для американской экспансии в Евразии, в создании постоянной напряженности в российско-украинских отношениях, опираясь на содействие украинской политической элиты, да еще и заставляя ее группировки конкурировать за благосклонность Вашингтона. Американская администрация до недавнего времени рассматривала Ющенко как своего главного ставленника в украинском политическом пространстве. Но политическая ситуация изменилась, Ющенко окончательно и безвозвратно утратил популярность, поэтому теперь ставка может быть сделана на другого политика, способного эффективно представлять американские интересы. Понятно, что основным претендентом на эту роль является Юлия Тимошенко, которая, с одной стороны, хочет заручиться поддержкой США, с другой, - сохранить внешне доброжелательные отношения с Россией. Это ей нужно исключительно, чтобы привлечь голоса избирателей на предстоящих президентских выборах, поскольку пророссийские настроения остаются господствующими в украинском обществе. Строить предположения о готовности Тимошенко изменить геополитический курс Украины, основываясь на том, что ее нынешняя риторика по отношению к России несколько мягче, чем у националистов из окружения Ющенко, мягко говоря, недальновидно. Судя по всему, Вашингтон готов бросить на произвол судьбы Ющенко, неприкрытая русофобия которого становится помехой для реализации американских планов, и перейти к поддержке Тимошенко. Вряд ли ей позволят окончательно ослабить Ющенко и начать процедуру импичмента, но она, безусловно, будет жестко критиковать президента и его окружение. Восстановление «оранжевой» коалиции БЮТ и НУ-НС (в нее Тимошенко намеревается включить и Блок Литвина) возможно только в случае капитуляции Ющенко, который должен будет уволить главу своего секретариата Виктора Балогу. Коалиция БЮТ с Партией регионов также теоретически возможна. Она может стать следствием компромисса между премьер-министром и лидерами Партии регионов. В то же время руководство Партии регионов хорошо понимает, что доверять Тимошенко опасно. Еще не так давно она называла Виктора Януковича своим врагом и обвиняла его правительство в тотальной коррупции. Теперь Тимошенко то призывает забыть майданную риторику, то настаивает на восстановлении политического альянса, сложившегося на майдане. Пытаться угадать, какую политическую стратегию изберет Тимошенко в ближайшем будущем – пустое времяпровождение. Но можно сказать совершенно точно: ее союз с Ющенко возможен только, если он откажется от собственных политических амбиций, а с Януковичем – лишь в том случае, если она будет твердо уверена, что это не повредит ее отношениям с правящими кругами США. При этом ясно, что Вашингтон в любом случае не будет добивать Ющенко и не даст свою санкцию на начало процедуры импичмента. 2. Но есть ли весомые основания для импичмента президенту Ющенко? Президент Ющенко систематически нарушает Конституцию Украины и основополагающие демократические нормы. Он проводит геополитический курс, противоречащий воле украинского общества. Он незаконно распустил парламент весной 2007 года и назначил антиконституционные досрочные выборы в Верховную Раду, поскольку парламентское большинство, в которое входило Компартия Украины, выступало против присоединения страны к НАТО. Он ограничил сферу использования русского языка и намерен окончательно вытеснить его из политического, информационного, культурного пространства, что грубо нарушает права почти половины украинских граждан. Он игнорирует Конституционные полномочия Крыма, гарантированные Конституцией АРК, которая является неотъемлемой частью законодательства Украины. Он цинично предает национальные интересы, превращая нашу страну в американского сателлита, разрушая тем самым ее государственный суверенитет и провоцируя внутренние конфликты. Он предпринимает действия, направленные на создание напряженности в отношениях с Россией, ставит под угрозу выполнение Украиной своих международных обязательств, создает угрозу для нашей национальной безопасности, которая напрямую зависит от присутствия в Крыму Черноморского флота России. Каждое из этих обвинений может стать основанием для импичмента президенту. Проблема в том, что в парламенте сейчас нет силы, готовой пойти на такой шаг и способной довести до конца эту процедуру, поскольку политическая система страны не отражает общественные настроения. И без проведения новых выборов расстановка сил не изменится. Хотя в нынешней ситуации, к сожалению, с результатами выборов также нельзя связывать особые надежды. Информационное пространство контролируется сегодня сторонниками евро-атлантического курса, которые умеют эффективно манипулировать общественным сознанием. 3. То есть досрочные выборы неизбежны? Но будет ли создана к сроку новая коалиция? Нет, группировки, борющиеся за власть, вполне могут договориться, Тимошенко может объединиться либо с Януковичем, либо с Ющенко. Но какой бы альянс ни возник, в нем непременно будет играть ведущую роль премьер-министр, ориентирующаяся на интересы США. Появление коалиции, объединяющей сторонников Ющенко и Януковича, маловероятно. Прежде всего, вследствие катастрофического падения популярности президента, вызвавшего общественное возмущение своими русофобскими действиями и попытками переписать украинскую историю, превратив фашистских прихвостней в национальных героев. Хотя и возможность подобного альянса нельзя исключать совершенно. Его может спровоцировать предъявление слишком обширных требований со стороны Тимошенко, которая никогда не умела сдерживать свои амбиции. 4. БЮТ и ПР никогда не испытывали друг к другу особых симпатий. Но, может, быть ради общей цели подобная коалиция все-таки будет создана и просуществует хотя бы недолго? Если при огромной натяжке такую коалицию создадут, она просуществует, что называется, «до первого поворота». При возникновении первых разногласий, он распадется. Главное, трудно понять, на каких идейных основаниях может быть создан альянс между ориентированной на США Тимошенко, выступавшей с концепцией «сдерживания России» и Партией регионов, которая объявила себя сторонницей стратегического партнерства с Россией. В своем недавнем интервью Виктор Янукович сказал, что если союз с БЮТ состоится, его основой станут программные принципы Партии регионов. Правда, немного позднее он добавил, что руководство партии понимает, что сейчас не может ставить ультиматумы. Спрашивается: как можно заставить Тимошенко согласиться с проведением курса на сотрудничество с Россией и отказом от планов евро-атлантической интеграции, не выдвигая ультимативных требований? 5. Вы утверждаете, что сегодня Украина поделена на три клана. Восточный – Януковича, Западный – Ющенко и клан Тимошенко. Но есть еще одна мощная сила, которая управляет украинскими процессами – США. Поэтому Вы не исключаете раздела власти и сфер влияния между кланами. То есть?.. Руководство США выступает в качестве внешнего арбитра, примиряющего противоборствующие украинские группировки, следящего за тем, чтобы они выполняли взаимные обязательства. Поэтому если американская администрация будет в этом заинтересована, она сумеет заставить украинские кланы прийти к компромиссу. Тех, кто будет упорствовать, обвинят в коррупции или в отмывании денег, как это случилось с Лазаренко. Но дело в том, что нынешний политический кризис выгоден Вашингтону. Таким образом в обществе поддерживается постоянная напряженность, его отвлекают на разборки между политическими силами, что позволяет проводить геополитический курс противоречащий национальным интересам и настроениям большинства украинских граждан. 6. Насколько велико влияние США в Украине? Сегодня американская администрация фактически управляет украинским политическим процессам, поскольку контролирует крупнейших украинских собственников, хранящих свои капиталы в США и ЕС, владеющих там землей, недвижимостью и промышленными предприятиями. Соответственно, изменить подобное положение дел сможет только появление влиятельно политической силы, независящей от олигархической верхушки. В этом качестве может выступить, например, широкое социальное движение, сформированное при поддержке Компартии. В случае раскола Партии регионов, вполне возможного в случае ее фактического перехода на проамериканские позиции в результате альянса с Тимошенко, к движению могут присоединиться другие политические силы Юго-востока Украины. Беда в том, что пока формирование такого движения идет чрезвычайно медленно, прежде всего из-за отсутствия информационных ресурсов. 7. Вы так же считаете, что Россия сегодня самоустранилась из украинской политики. На чем основываются такие выводы и какую позицию, по-вашему, должна занимать Москва по отношению к Киеву? Прежде всего, Москва должна ясно сформулировать свои условия стратегического партнерства Украины и России, а также обозначить, в чем это партнерство должно выражаться. Понятно, что наши братские страны не могут ограничиваться исключительно сотрудничеством в экономической сфере. Для России, как мне кажется, важно, чтобы сохранялось общее культурное пространство, осуществлялось тесное внешнеполитическое взаимодействие, прилагались совместные усилия в оборонной сфере. Поэтому российское руководство должно открыто заявить, что видит своих партнеров в украинском политическом пространстве в силах, выступающих за предание русскому языку статуса государственного, за бессрочное пребывание в Крыму Черноморского флота России, за проведение согласованного внешнеполитического курса и всестороннюю экономическую интеграцию. И поддерживать надо не конкретных политиков, а силы, выступающие с определенных идейных позиций, подобно тому, как это делает американская администрация. Это привело бы к объединению пророссийских сил, которые сегодня разобщены и разделены взаимными противоречиями. Пока Россия не сделала ничего, чтобы противопоставить в украинском информационном и политическом пространстве свою позицию действиям проамериканской властной верхушки. Более того, многие аспекты российской внешнеполитической позиции до сих пор остаются неясными для украинских граждан. В нашей стране нет ни одного СМИ, которое доводило бы мнение российского руководства до украинской аудитории, рассказывало бы о российском понимании тех или иных проблем. При этом существует значительное число СМИ, ориентирующихся на правящие круги США, которые регулярно получают гранты на свою деятельность от американских государственных и частных структур. Россия практически не работает с украинскими журналистами и общественными организациями. 8. Ситуация в Крыму тоже не блещет спокойствием. Насколько серьезна сегодняшняя политическая ситуация на полуострове, с ЧФ РФ? Ющенко хотел бы спровоцировать напряженность вокруг пребывания Черноморского Флота России в Крыму, но он не уверен, что Вашингтон окажет ему действенную поддержку в случае внешнеполитического кризиса. Пример Саакашвили ясно показал, что руководство США без колебаний бросает своих союзников, если их поддержка сопряжена со слишком большим риском. Хотя для самого Ющенко развязывание украинско-российского конфликта является единственным выходом из того тупика, в котором он оказался. И Черноморский флот России является чрезвычайно удобным объектом для провокационных действий. На его защиту встанет не только Севастополь, но и весь Крым, что даст Ющенко возможность объявить в стране чрезвычайное положение. 9. Если заглянуть немного вперед, то между кем в Украине развернется борьба за президентское кресло? Или к тому времени эта должность будет второстепенной и малозначащей? Борьба за пост президента будет направлена, прежде всего, на то, чтобы зафиксировать лидерство того или иного клана в украинском политическом пространстве. Поэтому она будет напряженной, даже если к тому времени у президента практически не останется серьезных полномочий. Нельзя забывать и о том, что, закон при наличии соответствующих возможностей можно поменять. Поэтому в президентской кампании непременно будет участвовать Юлия Тимошенко. Возможно, какую-то игру попытается затеять Владимир Литвин. Что касается Ющенко и Януковича, то их участие зависит от того, как будут строиться их отношения с Тимошенко. Вполне возможно, что к началу кампании они оба окажутся в числе ее противников, а потому будут бороться за президентское кресло. Что касается политических сил, выражающих общественные интересы, то из них лишь Компартия Украины обладает достаточными возможностями для того, чтобы всерьез участвовать в избирательной борьбе. Хотелось бы надеяться, что нам к началу президентской кампании удастся объединить всех решительных противников евро-атлантического курса. 10. Бог миловал Украину от силового вмешательства в решение внутриполитических проблем. Но сегодня многие говорят о возможности подобного…Какова Ваша точка зрения? Только масштабный конфликт, связанный с силовым противостоянием, может предоставить Ющенко шанс на политическое выживание. Поэтому президент будет убеждать представителей американского руководства в необходимости распустить Раду. С одной стороны, американской администрации выгодно, чтобы Ющенко и далее нагнетал напряженность во взаимоотношениях с Россией. Благодаря этому возникает еще один канал внешнеполитического давления на Россию, позволяющий снизить ее международное влияние, что особенно важно в связи с возможной военной операцией в Иране. Поэтому Вашингтон может сознательно обострить украинский политический кризис, дав Ющенко согласие на роспуск парламента и введение прямого президентского правления. В то же время, у американского руководства сейчас множество внутренних проблем, связанных с финансовым кризисом, пришедшимся на разгар избирательной кампании. В этой ситуации американская геополитическая экспансия может существенно замедлиться. Еще один вариант развития силового сценария связан с организацией провокационных действий в Крыму. Уже развязана настоящая истерия, связанная с поиском крымчан, получивших, помимо украинского еще и российское гражданство. К этому балагану подключились и восточноевропейские министры, и высокопоставленные представители Госдепартамента США. Утверждается, что в Крыму проживает, чуть ли не двести тысяч российских граждан. Причем, эта нелепая выдумка объявлена доказательством агрессивных намерений России и свидетельством исходящей от нее угрозы для национальной безопасности Украины. Понятно, что это делается не просто так. Следующим шагом украинской власти может быть запрещение пророссийских организаций, что приведет к возникновению в Крыму широкого общественного протеста. А на этой стадии в разворачивающийся конфликт могут включиться крымско-татарские национал-радикалы под лозунгом создания национального государства. В результате в Крыму будет организовано масштабное межконфессиональное и межэтническое противостояние, направляемое центральной властью, которое крымское общество не сможет преодолеть собственными силами. Но и для реализации этого варианта требуется негласная санкция администрации США, без поддержки которой Ющенко и его окружение обречены на политическую катастрофу. А Вашингтон сейчас не решится обострять обстановку в Восточной Европе, если будет знать, что Россия займет в международном конфликте жесткую и последовательную позицию.

Дополнительная информация