Леонид Грач

Невменяемость украинской элиты усиливает проявления кризиса

ImageИнтервью Леонида Грача альманаху «Социалист»

Чем вызван новый виток украинского политического кризиса? Какие факторы способствовали обострению политической борьбы?

Главный фактор украинского политического кризиса – это очевидное несоответствие социально-экономического и геополитического курса настроениям и требованиям общества. При этом власть совершенно открыто, цинично, грубо проводит государственную политику, которая отвергается общественным мнением. Соответственно, в такой ситуации власть озабочена в первую очередь тем, чтобы не допустить, чтобы в украинском политическом пространстве появились влиятельные силы, отстаивающие требования общества. Поэтому нынешняя властная группировка (которая, кстати говоря, в 2004 году захватила господствующее положение, воспользовавшись незаконными средствами) стремится всеми возможными способами снизить политическое влияние Компартии Украины и других левых, разобщить и расколоть их. Правящая верхушка подкупает руководство мелкобуржуазных партий, которые, если бы проводили последовательную принципиальную политику, могли бы стать серьезной стабилизирующей силой. Кроме того, окружение президента внимательно следит, чтобы олигархические группировки и их политические представители не начали заигрывать с общественными настроениями. Поэтому, как только внутри правящей элиты появляется политическая сила, приобретающая популярность благодаря обещаниям отказаться от нынешнего курса, Ющенко и его камарилья беззастенчиво нарушают Конституцию, объявляют выборы, провоцируя тем самым новый виток политического кризиса, и добиваются изменения конфигурации политических сил. Так было в 2007 году, когда Партия регионов, получившая возможность сформировать правительство, встала перед необходимостью реализации своих предвыборных обещаний, связанных с отказом от курса на вступление в НАТО и предоставлением статуса государственного русскому языку. Так это случилось и сейчас, когда Ющенко объявил досрочные выборы, чтобы снизить влияние Юлии Тимошенко, усилившейся благодаря циничной манипуляции массовым сознанием с помощью популистской риторики.

Поэтому основной вопрос сегодня заключается в том, что позволяет Ющенко ставить ситуацию в стране в зависимость от своих личных целей и амбиций. Ответ на него, как мне кажется, очевиден. Это открытая поддержка администрации США, которая рассматривает Ющенко как своего ставленника, обязавшего превратить Украину в плацдарм для дальнейшей американской экспансии в Евразии. Вашингтон закрывает глаза на то, что Ющенко управляет страной, нарушая Конституцию, игнорируя общественное мнение, пренебрегая демократическими процедурами, сознательно разрушая судебную систему. Главное, чтобы он как можно дольше оставался у власти.

Как отражается политическая ситуация на развитии экономического кризиса? Есть ли шанс на то, что представители правящей элиты договорятся о координации действий по преодолению кризиса?

Беда Украины в том, что ее политическая элита совершенно несамостоятельна в своих действиях. Почему до сих пор так и не появилась крупная политическая сила, открыто выступающая против курса, который проводит Ющенко? И это притом, что и сам президент, и его политика не поддерживаются подавляющим большинством украинцев. Украинские олигархические группировки опасаются потерять расположение Вашингтона и Брюсселя. А сейчас, в период кризиса, когда доступ к финансовым ресурсам чрезвычайно ограничен, их опасения перешли в подлинный страх. Соответствующим образом ведут себя и политические силы, зависящие от олигархии. Посмотрите, как ведет себя сегодня Партия регионов, которая фактически поддержала новые досрочные выборы, которые, как, впрочем, и прежние, были назначены антиконституционным путем. О своем согласии на все условия президента объявила Юлия Тимошенко, которая, правда, продолжает борьбу против проведения досрочных выборов, поскольку они могут привести к резкому ослаблению ее позиций. Отставка с поста премьера для нее стала бы более чем серьезным ударом. Однако повторю еще раз, по принципиальным вопросам общенационального развития с Ющенко никто из ведущих политических деятелей, претендующих на высшие посты в государстве, не решается конфликтовать, поскольку Ющенко представляет интересы администрации США.

Это марионеточная зависимость украинской политической элиты от американской администрации привела к тому, что украинское государство вопреки воле общества следует в фарватере американской внешней политики. А в украинском информационном пространстве, которое практически полностью контролируется олигархическими группировками, доминируют проамериканские силы. При этом никакого другого внешнего влияния, помимо американского, просто не существует. Позиция Брюсселя и Вашингтона в отношении Украины в главном совпадают, как бы ни хотелось оптимистам поверить во внешнеполитическую самостоятельность Европы. А России даже не пытается оказывать сколько-нибудь существенное влияние на украинский политический процесс и не стремится донести свое мнение через украинские медиа, несмотря на то, что в украинском обществе пока доминируют пророссийские настроения. Ющенко и Тимошенко делают все возможное, чтобы оторвать украинский народ от России, поскольку иначе не удастся втащить Украину в американскую сферу влияния. Целенаправленно разрушается общее культурное и экономическое Украины и России, нагнетается напряженность в украинско-российских отношениях. Украине было бы намного легче бороться с кризисом в сотрудничестве с Россией. Но сейчас даже нельзя и мечтать о принятии и реализации совместной антикризисной программы, поскольку наши братские народы искусственно оторваны друг от друга. Это резко обостряет те трудности, которые испытывает сегодня украинская экономика.

Расстановка сил в мире в результате кризиса может измениться кардинальным образом. США столкнулись с перспективой утраты доминирующего положения в мировой экономической и политической системы. И здесь для Украины возникают две угрозы, связанные с борьбой американской администрацией за продление своего мирового господства. Во-первых, США будут выбираться из кризиса за счет стран «капиталистической периферии», в числе которых оказалась и современная Украина. А нынешнее украинское руководство не будет этому сопротивляться. Во-вторых, Вашингтон может попытаться развернуть ситуацию в свою пользу, спровоцировав вооруженный конфликт, который может быть направлен, в том числе и против России.

Существует ли опасность социального взрыва? Готовы ли украинские левые к обострению политической борьбы?

Украинский экономический кризис уже принимает чрезвычайно опасный оборот. А ведь мы находимся только в самом начале длительного экономического спада, который Украина не сможет преодолеть самостоятельно из-за его глобального характера. Кроме того, в украинских условиях проявления кризиса резко обостряются из-за невменяемости украинской политической элиты.

Противоборствующие группировки правящего класса все важные проблемы превращают в инструмент своей междоусобной борьбы. Это относится и к программе антикризисных действий. Сегодня не стоит вопрос о смягчении удара мирового кризиса. Для президента и премьера главное – это свалить ответственность за катастрофическое состояние экономики друг на друга. Все три крупнейших политических группировки, объединенные соответственно вокруг Януковича, Тимошенко и Ющенко, заинтересованы, в первую очередь, в спасении банков и корпораций, которые теснее всего с ними связаны. Понятно, что интересы у промышленных и финансовых структур зачастую не совпадают. Но договориться об общем плане действий три ведущих политических группировки между собою не могут. Две из них еще могут найти какие-то точки соприкосновения (это на короткий срок случается время от времени), но третья неизменно оказывается лишней. К тому же каждый из них рассчитывает, договорившись с одним конкурентам, уничтожить другого. Эта игра между тремя группировками продолжается и в условиях кризиса. Расстановка сил в последнее время изменилась, но по-прежнему двое объединяются против третьего. Партия Регионов и окружение Ющенко вступили в альянс против правительства Тимошенко. А ранее в 2007 году как известно Тимошенко и Ющенко объединялись против Януковича.

Очевидно, что это неадекватная реакция на кризис, когда вместо того, чтобы бороться с экономическими трудностями их пытаются использовать, чтобы уничтожить политического соперника. Отражать удары экономического кризиса в такой ситуации становится невыгодно, вся деятельность сводится к тому, чтобы смягчать их для отдельных структур. Под воздействием кризисных процессов неизбежно образуются пробоины, которые могут потопить корабль украинской экономики. Социальная дестабилизация станет неотвратимой расплатой за безответственность группировок украинской элиты, за их нежелание выйти за рамки собственных интересов. И нужно понимать, что социальный взрыв станет разрушительным явлением. Поэтому мне непонятны некоторые левые публицисты, которые возлагают на него какие-то надежды. В случае резкого обострения социальных конфликтов положение дел в украинском обществе резко ухудшится, в том числе и для левых.

Другое дело, если бы украинские сторонники социалистических взглядов были сегодня способны предложить собственную программу действий, позволяющие устранить причины, порождающие острейшие социально-экономические противоречия современной Украины. И совместными усилиями добиться реализации этой программы, вырвав власть из рук олигархических группировок. Но украинские левые не обладают подобными возможностями. Левые оказались не способны координировать свои усилия. Они не могут оказать сопротивления разрушительному курсу власти. Причина этого в том, что многие левые партии и политики думают о том, как занять наиболее выгодное место в нынешней политической системы. А не о том, как добиться ее кардинального изменения в соответствии с интересами общества. В результате левые попадают в ловушки, расставленные правящей группировкой.

Скажем в свое время, Александр Мороз рассчитывал, что у него появится возможность участвовать в формировании правительства, если для этого потребуется предварительное создание коалиции парламентского большинства. Поэтому он горячо поддерживал за внесение соответствующего положения в Конституцию. Но олигархические группировки не пожелали делиться властью с Морозом. При первой возможности его выбросили из политического процесса. А конституционное положение, чуть ли не автором которого является, используется как предлог для роспуска парламента, как только у президентского окружения возникает подобная надобность.

Украинским левым не следует рассчитывать на то, что в результате социального взрыва власть сама упадет к ним в руки. Напротив, в такой ситуации страна, скорее всего, распадется или окажется под властью диктаторского режима, управляемого извне. В результате левые вообще могут лишиться возможности для ведения легальной пропаганды и политической деятельности. Поэтому левые должны сегодня бороться против приближающейся социально-экономической катастрофы, вынуждать власть принимать антикризисные меры, объединять общество для противостояния кризисным явлением. С этой точки зрения, наибольшую опасность представляет активизация криминала. Крым уже оказался перед угрозой нового витка земельных войн.

Обанкротившиеся земельные спекулянты пытаются компенсировать свои потери, отбирая земельные участки у мелких предпринимателей, крестьян, сельских пенсионеров. На крымском побережье, где земля стоит дорого, подобные захваты, которые в ближайшие месяцы могут принять характер стихийного бедствия, приносят баснословную прибыль. Единственный выход, на мой взгляд, состоит в создании Всекрымского забастовочного комитета для борьбы против земельного рейдерства. Противодействовать этому злу можно только с помощью массового социального протеста. Иного пути бороться с коррумпированной властью за свою же собственную землю у крымчан не осталось.

Вы неоднократно утверждали в последнее время, что Крым становится наиболее уязвимым для кризиса регионом Украины. С чем это связано?

Экономика, социальная сфера, политическая стабильность, межэтнический и межконфессиональный мир в Крыму зависят от состояния украинско-российских отношений. Они сегодня сознательно разрушаются властной группировкой. Поэтому в Крыму проявления экономического кризиса неизбежно дополнятся обострением социальных противоречий.

При этом экономика Крыма сильно пострадает от падения туристического потока и сокращения спроса на вино и фрукты, которые станут следствием снижения уровня жизни. Эти потери можно было бы в значительной степени компенсировать, если бы соблюдалась Конституция Крыма, позволяющего автономии тратить все собираемые в Крыму налоги на поддержку социальной сферы и развитие экономики. Но Конституция Крыма не соблюдается. Крымские предприятия в ближайшие месяцы накроет волна банкротств, а нас нет возможности выработать адекватные меры социальной защиты.

Социальную стабильность в Крыму можно обеспечить только в том случае, если автономия будет играть роль моста между Россией и Украиной. Конституция Крыма, являющаяся составляющей частью законодательной системы Украины, закрепляет за автономией право участвовать в выработке внешнеполитического и внешнеэкономического курса украинского государства. Но в действительности Крым лишили этой возможности. Более того, подавляются господствующие в крымском обществе пророссийские настроения, стравливаются между собой его этнические и конфессиональные группы.

Правящая группировка стремится разжечь в Крыму межэтнический конфликт. Это позволит спровоцировать напряженность в украинско-российских отношениях и получить предлог для установления авторитарного режима. Поэтому реализация полномочий, закрепленных в Конституции Крыма, десятилетнюю годовщину которой мы недавно отмечали, приобретает сегодня особую, без всякого преувеличения решающую, важность.

Л. И. Грач,

народный депутат Украины, Председатель Общественного совета по защите конституционных полномочий Крыма,

Первый секретарь Крымского рескома Компартии Украины.

С 1998 по 2002 гг. возглавлял Верховный Совет Крыма

Дополнительная информация