Леонид Грач

Остановиться на пути в бездну

На протяжении последнего десятилетия украинскому обществу настойчиво внушают, что свободная торговля землей якобы станет основой для финансового возрождения страны. Дескать, крестьяне, получив в личную собственность земельные наделы, заведут на них современное сельское хозяйство, которое, в свою очередь подтолкнет развитие отечественной промышленности.

Вопрос, конечно же, не в том, верят ли творцы этих фантазий собственным словам или сознательно лгут собственному народу, прокладывая себе путь к баснословной наживе. Хотя было бы интересно узнать, что направляет политику нынешней власти, - глупость или алчность. Главное в том, что наша страна оказалась совершенно беззащитной перед безумной концепцией «свободного земельного рынка», которую окружение президента намерено внедрить любыми средствами, вплоть до игнорирования демократических процедур и перехода к управлению с помощью президентских указов. Впрочем, украинские евро-атлантисты, разглагольствующие о своем стремлении к праву, привыкли беззастенчиво нарушать принципы, на которых основывается демократия.

Экономические последствия свободной купли и продажи земли легко представить. Понятно, что нигде в мире мелкие крестьянские хозяйства не могут конкурировать с крупными аграрными производителями. Главными поставщиками сельскохозяйственной продукции являются либо корпорации, либо крупные кооперативы, способные найти средства, необходимые для закупки техники и удобрений, внедрения передовых технологий. Нынешняя украинская власть делает все возможное, чтобы отбить у аграрных производителей стимулы к объединению и совместной реализации своей продукции, защищая интересы многочисленных посредников, вынуждающих крестьян продавать урожай по низким ценам. Даже сохранившиеся от советского времени жалкие остатки сельскохозяйственных предприятий, как правило, с трудом сводят концы с концами. Соответственно, земля, как только появится возможность легально торговать ею, будет быстро скуплена крупными корпорациями (прежде всего, транснациональными), которые обладают несравненно большими финансовыми ресурсами, чем нынешние собственники земли. Тех же, кто откажется продавать свои земельные участки, вынудят к этому с помощью административного давления, а самые непокорные – станут жертвой рейдерских захватов. Уже сегодня, в преддверии появления рынка земли, рейдерские захваты на селе превратились в настоящую эпидемию. С течением времени их число будет только расти, и с какими бы благими призывами не выступали президент, депутаты и представители исполнительной власти, в условиях тотальной коррупции остановить рейдерство принципиально невозможно.

а Это ясно подтверждается полным поражением власти в борьбе с самозахватами земли в Крыму. Точнее говоря, борьба с этим явлением, по сути дела, так и не начиналась. Между тем, оно не только подрывает экономику полуострова (как может мелкий или средний предприниматель вкладывать средства в туристический или аграрный бизнес, если он не знает, сумеет ли он сохранить контроль над своей собственностью), но и провоцирует межэтнические конфликты, подрывает социальную стабильность в Автономной Республике. Казалось бы, согласно законодательству, крымские органы власти имеют все необходимые полномочия, чтобы предотвратить новые самозахваты и наказать тех, кто занимается этой противозаконной деятельностью.

Конституционные полномочия Крыма в течение многих лет игнорируются центральной властью, а крымское руководство не решается бороться за их реализацию. Отчего же тогда борьба с самозахватами земли не ведется общенациональными органами власти? Мне удалось добиться принятия Верховной Радой закона, устанавливающего уголовную ответственность за самозахваты. Высокопоставленные чиновники МВД неоднократно обещали, что покончат с этой разновидностью рейдерской деятельности. Но дело так и не сдвинулось с мертвой точки, самозахваты продолжаются.

Ситуация, на мой взгляд, выглядит достаточно просто. Земельные спекулянты, выступающие заказчиками самозахватов (то, что некоторые из них прикрываются национал-радикальной демагогией, никакого значения не имеет), действуют в интересах чёрного земельного рынка. Поэтому успех борьбы за восстановление законности в земельной сфере в Крыму и в стране в целом тесно связан с реализацией требований, направленных на ограничение экономического и политического господства олигархии. Ибо в нынешних условиях переход наиболее ценной земли под контроль олигархических группировок может стать зловещей реальностью уже в ближайший период.

Сосредоточение украинских сельскохозяйственных земель в руках корпораций приведет к тому, что аграрное производство будет определяться не потребностями украинского общества и не национальными интересами страны, а исключительно соображениями коммерческой выгоды. Это значит, что на плодородных украинских землях будут выращиваться не продовольственные культуры, а сырье для промышленных отраслей. Подобная политика транснациональных корпораций, по мнению экспертов, является основной причиной нищеты во многих государствах Африки. Не может быть никаких сомнений в том, что подобная судьба в случае перехода к свободной торговле землей, ожидает и нашу страну. Уже сегодня, когда сельскохозяйственные угодья только захватываются барыгами для последующей перепродажи, раздаются призывы превратить Украину в крупного поставщика на мировой рынок рапса, который используется сегодня для получения биодизеля. Получается, что плодородные украинские земли предлагается засеять травой, которая ещё ко всему резко истощает плодородие земли. Очевидно, что в таком случае продовольствие и корма для животноводства придется закупать за границей. Негативные и экономические и социальные последствия этого легко просчитать.

Множество земельных наделов, которые скупившие их банки и корпорации будут приберегать для «лучших времен» или использовать в качестве залога в финансовых операциях, превратятся в пустырь. Сельскохозяйственные угодья превратятся в поля для гольфа и личные поместья, а те, что находятся в пригородной зоне или курортной местности будут застроены особняками новоявленных миллионеров. Это уже происходит в крупных городах страны, прежде всего в Киеве, где под строительство элитного жилья, торговых и офисных центров вырубаются скверы и парки, уничтожаются детские площадки, разрушаются памятники архитектуры. Местная власть не может противостоять этому процессу, а подчас и сама находится в сговоре с земельными спекулянтами и строительными компаниями.

Особенно разрушительный размах подобные процессы приобрели в Крыму, где под давлением рейдеров практически уничтожаются санатории, в том числе такие уникальные, как «Долоссы», помогавшие людям бороться со смертельными недугами. На грани краха оказался даже всемирно известный детский оздоровительный лагерь «Артек», который умышленно подводят к банкротству. Как депутат, я неоднократно обращался к представителям исполнительной власти, в том числе и к президенту, с требованием остановить беззаконие. Но президент и пальцем не пошевелил в ответ на многочисленные обращения. Нас не желают слушать и реагировать, поэтому у нас остается только одно средство – массовый протест.

Украинское общество должно немедленно остановить растаскивание земли, иначе его ожидают социальные последствия, которые могут оказаться даже страшнее развала сельскохозяйственного производства и стремительного роста цен на продукты питания. Как известно, в сельском хозяйстве США (которое, кстати говоря, поддерживается государством) занято около 2% населения страны. На пути к этому соотношению американскому обществу пришлось принести огромные жертвы, вызванные насильственным изгнанием фермеров с их земли в период Великой депрессии. Тогда социальный взрыв удалось предотвратить только с помощью активной социальной политики, ставшей важнейшей составляющей «нового курса» Рузвельта. Для проведения подобных социальных мероприятий у нынешней украинской власти нет ни средств, ни соответствующих механизмов. Скупка корпорациями сельскохозяйственных угодий во времена Пиночета привели к массовому обезземеливанию и люмпенизации крестьян в Чили. Сейчас левое правительство, стоящее у власти в этой стране, с огромным трудом пытается преодолеть последствия этого социального бедствия. Аналогичная экономическая политика привела в Боливии к народному восстанию, поставила эту страну на грань раскола и гражданской войны.

Сегодня у нас есть возможность на собственном горьком опыте убедиться в справедливости известных слов Льва Толстого: «Владение землей, как собственностью, есть одно из самых противоестественных преступлений. Отвратительность этого преступления незаметна нам только потому, что в нашем мире оно признается правом». Создание земельного рынка действительно является преступлением перед украинским народом, и оно осуществляется преступными методами, через грабежи и рейдерские захваты. Представители коррумпированной власти напрямую контролируют через доверенных лиц ряд компаний, участвующих в рейдерских захватах земельных участков. Особенно это заметно в Крыму, где чиновники левой рукой правят, а правой - развивают свой бизнес, связанный со строительством или спекуляцией землей. Нельзя забывать, что в Крыму до 60% земли не оформлены в госакты, а потому она может быть в любой момент отобрана у виртуальных владельцев, какими являются крестьяне, по 40-50 лет обрабатывающие свою мать-кормилицу. Но и право собственности нынешняя власть, вопреки собственным уверениям уважает только в тех случаях, когда речь не идет о защите интересов олигархии.

Поэтому до сих пор на Украине значительная часть сельскохозяйственных угодий так и не была распаёвана. Крестьяне, формально владеющие ими, не имеют на руках соответствующим образом оформленных актов собственности. Власть официально признала, что в подобной ситуации находится, по меньшей мере 800 тысяч жителей села. И в этих условиях В. Ющенко и его окружение призывают немедленно завершить распаевание и ввести свободную торговлю землей, которую он, вопреки законодательству, угрожает установить собственным указом. Понятно, что в таком случае сотни тысяч крестьян будут немедленно ограблены, еще до начала всякого «свободного рынка», а остальных в течение нескольких месяцев с помощью обмана и административного давления принудят расстаться со своими земельными участками. Украина столкнется с массовым обезземеливанием и люмпенизацией крестьянства, которое будет вынуждено выбирать между полуголодным существованием в городе и рабским трудом на новых латифундистов. Напомню, что подобные процессы в свое время были одной из важнейших причин и национально-освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого, и революций 1905 и 1917 годов.

Олигархия собственными руками подготавливает масштабный социальный конфликт, который приведет к ее уничтожению. Но его цена может оказаться слишком высокой для общества, поэтому сегодня все ответственные политические силы должны выступить против планов олигархии по захвату земельных угодий и ограблению крестьянства.

Крым, как регион, где земля особенно дорого стоит, а потому вызывает наибольший интерес со стороны разного рода дельцов, поставлен на грань социального взрыва. Об этом красноречиво свидетельствует активная позиция 1551 жителя сёл Вилино, Песчаное и Береговое Бахчисарайского района, где рейдерским путём пытаются отобрать землю, принадлежащую крестьянам. По-видимому, центральная власть собирается использовать его как предлог для ликвидации крымской автономии и утверждения авторитаризма. Установление авторитарного режима – наиболее действенный способ закрепить неравенство и заодно самовластно решить вопрос о проведении геополитического курса, отторгаемого обществом. Поэтому центральная власть покрывает земельные захваты на местах, а крымские рейдеры, провоцирующие социальное возмущение, пользуются ее прямым покровительствам.

Но общество начинает понимать, что только оно сможет остановить страну, которую власть толкает в бездну. Народ Украины понимает и то, что, только остановив создание свободного рынка земли, он сможет предотвратить уничтожение украинского сельского хозяйства и уничтожение крестьянства. Ответом на преступную политику власти, покровительствующей земельному беспределу, стало создание «Всекрымского комитета по защите земельных прав граждан». Аналогичные структуры должны возникнуть во всех регионах Украины. Общество должно встать на защиту села, чтобы не допустить гибели страны.

Л.И. Грач,
народный депутат Украины,
Председатель Общественного совета
по защите Конституционных прав

Автономной Республики Крым

Дополнительная информация