Леонид Грач

Кто есть кто, и чего ждать народу

Если бы в украинском парламенте была крупная по представительству (150-200 депутатов) политическая сила, отстаивающая главные требования украинского общества, - твердые социальные гарантии, внешнеполитический курс не на вступление в НАТО, а на сотрудничество с Россией, Белоруссией, Казахстаном в Едином Экономическом пространстве, придание русскому языку статуса государственного, - в сложившейся ситуации она добилась бы реального успеха.

Уже было бы сформировано правительство, способное противостоять экономическому кризису, и были бы назначены досрочные президентские выборы, которые позволили бы вырвать власть из рук проамериканской группировки. Но, к несчастью, о подобном развитии событий остается только мечтать.

За исключением Коммунистической партии, малочисленно представленной в парламенте, имеющей всего 27 мандатов из 450, ни одна парламентская политическая сила на практике не выступает за проведение ответственной социальной политики, экономическую и политическую интеграцию в рамках восточнославянского пространства и придание русскому языку статуса государственного. Реализовать эти требования по отдельности невозможно даже с теоретической точки зрения. Создать систему социальных гарантий нельзя без возрождения промышленного производства. Для этого нужно от экспорта сырья переходить к ускоренному развитию современных промышленных отраслей, продукция которых была бы востребована на мировом рынке. Это невозможно без тесного сотрудничества с другими государствами СНГ, прежде всего с Россией, Белоруссией и Казахстаном, государственной поддержки кооперации между предприятиями, объединения усилий в области науки и образования, формирования межгосударственной системы финансовой взаимопомощи. Очевидно, что без снятия ограничений на использование русского языка во всех сферах общественной жизни не удастся восстановить разрушенные экономические и культурные связи.

Поэтому политические деятели, обещающие повышение качества жизни при сохранении проамериканского геополитического курса, сознательно манипулируют общественным мнением, пытаясь сохранить нынешнюю систему власти. Не следует списывать угрожающий Украине социальный коллапс исключительно на экономический кризис. Он только ускорил развитие событий. Политика, проводившаяся В. Ющенко и его окружением, неуклонно ведет страну к катастрофе, которая произошла бы даже в том случае, если бы спекулятивные пузыри на финансовых рынках США и ЕС продержались еще какое-то время.

Спрашивается: а почему же крупные политические партии, представленные в украинском парламенте, не выступили против такой политики? Дело в том, что она полностью устраивала украинские олигархические группировки, не умеющие мыслить стратегически, заботящиеся лишь об увеличении текущей прибыли. Три наиболее влиятельных партии ведут борьбу за возможность извлекать наибольшие выгоды из нынешнего курса. Бороться с ним ни одна из них не собирается. Это убедительно доказывает политическое поведение и БЮТ, и НУНС, и Партии регионов, которая, получив поддержку избирателей благодаря обещанию укрепить социальную сферу, остановить курс на присоединение к НАТО и защитить русский язык, а в результате - фактически отказалась от выполнения своих предвыборных обязательств.

Между тем, социально-политическая ситуация в стране складывается не в пользу «евро-атлантической» группировки. Финансовый кризис не позволит Вашингтону найти средства, чтобы хоть немного уменьшить социально-экономические трудности Украины. Соответственно приближается крах не только экономического, но и геополитического курса нынешней власти. Общество постепенно убеждается в беспомощности и некомпетентности как самого президента, так и его окружения и правительства Ю. Тимошенко. Казалось бы, ничто не мешает сторонникам восточнославянского единства, объединившись, предложить обществу собственную программу выхода из кризиса, предполагающую изменение не только экономического, но прежде всего геополитического вектора.

Но руководство «регионалов», судя по всему, боится создания политической коалиции, в составе которой она вынуждена была бы выполнять собственные обязательства. Поэтому вместо того, чтобы вести борьбу за реализацию предвыборных обещаний, партийная верхушка занята выстраиванием такой комбинации, которая позволила бы контролировать финансовые потоки и средства государственного бюджета, отказавшись под благовидным предлогом от политических требований. В качестве демагогического прикрытия вот уже на протяжении полутора лет используется лозунг сохранения социальной стабильности и государственного единства. Но обеспечить их можно, только прекратив искусственное ограничение сферы использования русского языка и глумление над исторической памятью, отказавшись от курса на вступление в НАТО и насаждения исторических мифов, напрочь отказавшись от противостояния с Россией, восстановив законность, покончив с грубым нарушением Конституции Крыма. Политический союз, не направленный на достижение этих целей, нужен лишь только для того, чтобы любой ценой, в том числе и с помощью предательства, получить возможность в собственных интересах управлять украинской экономикой. Ради этого Партия регионов уже в течение нескольких лет ведет закулисные переговоры то с НУНС, то с БЮТ, помогая «оранжевым» сохраниться у власти, даже не попытавшись воспользоваться их расколом и взаимными противоречиями, чтобы покончить с их политическим господством.

В эти дни вновь рассматривается перспектива создания парламентского большинства в составе БЮТ и Партии регионов. Понятно, что некоторые политические деятели националистического толка хотели бы выдать такую коалицию чуть ли не за «прокремлевскую». Во-первых, это помогает им подорвать доверие к Ю. Тимошенко у сторонников националистических взглядов, которые все больше склоняются к поддержке нынешнего премьера. В таком свете и сам президент, проигрывающий главе правительства в междоусобной борьбе, стал бы выглядеть в глазах националистов как отважный борец с мифическим «влиянием Кремля». Во-вторых, объявив альянс БЮТ и ПР «пророссийским», окружение В. Ющенко получает возможность заручиться поддержкой Вашингтона, который остается единственным, а потому самым влиятельным внешним игроком в украинском политическом пространстве.

Ю. Тимошенко также выгодно сделать вид, что она участвует в создании «пророссийского» парламентского большинства. Это позволит ей увеличить свою популярность на Юго-Востоке страны, где хорошо помнят ее как принцессу оранжевого майдана и то, как она помогла проамериканским силам прийти к власти, а впоследствии стала одной из самых рьяных сторонниц евро-атлантического курса. Возможно, альянс с Партией регионов усилит позиции главы украинского правительства на переговорах с Россией, предоставит ей шанс покрасоваться в роли «общенационального лидера», популярного как на Западе, так и на Юго-Востоке Украины. Но что же получит от такого союза Партия регионов? Ничего, кроме доступа к государственному бюджету, процессам приватизации крупных промышленных объектов и скупке по дешевке земли, благодаря получению постов в правительстве. Правда, в условиях тяжелого экономического кризиса для олигархических группировок это становится главным условием выживания. Но с политической точки зрения Партия регионов только проиграет. Она предоставляет Ю. Тимошенко возможность начать борьбу за поддержку на Юго-востоке. И можно с уверенностью сказать, что принцесса популистской демагогии сумеет эффективно манипулировать, а то и зомбировать общественное сознание и своего шанса не упустит.

Коалиция между БЮТ и Партией регионов пока не стала реальностью. Возможно, она вообще не состоится, поскольку украинские олигархические группировки, управляющие расстановкой сил во власти, вновь не смогут прийти к соглашению о разделе экономического пространства страны. Но в любом случае идейные позиции БЮТ не изменятся, даже в союзе с «регионалами» блок Тимошенко останется проамериканской силой, стоящей на националистических позициях, использующей популистскую демагогию для разрушения восточно-славянского пространства. Понятно, что идеология создания коалиции будет определяться исключительно БЮТ (читай: американцами) и вряд ли можно рассчитывать на то, что Партия регионов не пойдет на слишком значительные идеологические уступки. Поскольку в отличие от БЮТ и НУНС у «регионалов» нет твердых идейных взглядов, они подменили идеологию точно рассчитанной политехнологической демагогией на американский манер, которая обеспечивает им поддержку избирателей и одновременно не мешает превращать полученные голоса в предмет торговли.

Партия регионов каждый раз, когда нужно было проявить твердость и последовательность, неизменно шла на уступки, жертвуя политическим успехом, отказываясь от своих обязательств, предавая своих сторонников. Дело в том, что верхушка «регионалов», тесно связанная с олигархическими группировками, боится вызвать раздражение Вашингтона (пример Лазаренко оказался достаточно красноречивым), а потому не решается на открытый конфликт с проамериканскими оранжевыми силами. После успеха на парламентских выборах 2006 года Партия регионов получила возможность сформировать парламентское большинство, создать на его основе коалиционное правительство. Но при этом было сделано все возможное, чтобы парализовать политическую деятельность, направленную на достижение главных целей коалиции: придания государственного статуса русскому языку, отказа от вступления в НАТО, проведения внешнеполитического курса, направленного на сотрудничество с Россией. Верхушка «регионалов» пошла на сговор с В. Ющенко, согласившись с его антиконституционным указом о проведении досрочных парламентских выборов. Как показал недавний опыт, этот указ следовало просто игнорировать. Именно так ведет себя Ю. Тимошенко, стремящаяся сохранить премьерский пост. Но у регионов не было политической воли для проведения подобной линии, поскольку они сами были в известной степени заинтересованы в проведении досрочных выборов, которые позволили им разрушить коалицию, пребывание в которой втягивало их в конфликт с проамериканскими силами.

Несмотря на то, что во время избирательной кампании 2007 года Партия регионов вновь стремилась предстать защитницей интересов Юго-Восточных регионов, сразу же после формирования нового парламента она стала искать способ договориться с одной из «оранжевых» группировок. Мировой кризис приостановил экспансию американской администрации и снизил активность проамериканских сил в Восточной Европе. Благодаря твердым антинатовским настроениям в украинском обществе и позиции России, сегодня вопрос о немедленном предоставлении статуса ПДЧ (фактически являющегося суррогатом членства в НАТО) Украине и Грузии откладвается на более оталенный срок. Поэтому украинские проамериканские силы (прежде всего Тимошенко) могут изобразить готовность развивать российско-украинские связи. Правда, реального прогресса на этом направлении от «оранжевых» ожидать не стоит. К тому же их отношение к России неизбежно переменится, как только возобновится американская экспансия в Восточной Европе. Это неизбежно случится уже в ближайшем будущем, как только американская элита выработает общую стратегию противодействия кризису. Стремление США к геополитическому доминированию обуславливается не личными качествами американских лидеров (как некоторым хотелось бы верить), а самой природой социально-экономического строя. Поэтому Вашингтон вскоре вновь начнет предпринимать активные действия, направленные на превращение Украины в собственный плацдарм на бывшей советской территории. Только к этому времени ставленники американской администрации, - «оранжевые» силы Украины могут оказаться в значительно лучшем положении, чем сегодня вследствие предательства Партии регионов.

Методы, которые используют сторонники евро-атлантического курса для разрушения восточнославянского пространства, оказываются действенными только потому, что не встречают организованного сопротивления со стороны общества. Компартия Украины, не обладающая ни административными, ни информационными ресурсами, пока не может самостоятельно преодолеть социальную апатию, в которую проамериканские силы пытаются окончательно погрузить украинский народ. Но что же делает руководство Партии регионов, чтобы остановить политику проамериканских сил, представляющую огромную общественную опасность? Если не считать достаточно робких, путаных и демагогических заявлений, то самая представительная в парламенте политическая партия ничего не сделала, чтобы прекратить организационное и идейное возрождение фашизма, героизацию ОУН-УПА, навязывание исторических мифов, политические спекуляции вокруг трагедии массового голода начала 30-х годов на Украине, России, Казахстане и других республиках. Эти составляющие внутриполитического курса евро-атлантических сил вполне можно рассматривать как направления нового «нашествия Батыя», осуществляемого в духовной сфере, но столь же враждебного нашей цивилизации и культуре. И Партия регионов, обладающая огромными возможностями, так и не решилась встать на защиту народа Украины, его национального суверенитета и права на самостоятельное развитие.

На протяжении последних лет сам президент всеми средствами навязывает украинскому обществу проект «поместной церкви», попытавшийся использовать для этого даже празднование годовщины Крещения Руси. Проамериканские силы, конечно же, меньше всего интересуют религиозные вопросы, которые они рассматривают лишь в качестве предлога для политических провокаций. Их задача состоит в том, чтобы вырвать украинских православных верующих из сферы влияния Московского Патриархата, разорвать древние связи, вбить еще один клин между российским и украинским обществом, сделав еще один шаг на пути в НАТО, еще больше ослабив связь Украины с восточнославянским пространством.

В последнее время резко обострилось давление на Крым, который пытаются лишить статуса территориальной автономии. «Оранжевые» силы стремятся уничтожить Крым как центр сопротивления евро-атлантическому курсу, разорвать его кровные этнические связи с Россией, а при необходимости спровоцировать в Крыму кровавый конфликт, который станет предлогом для американского вмешательства. Конституционные права Крыма – это последний рубеж сопротивления всех сторонников восточнославянского единства. Если Крым лишится своего автономного статуса или будут продолжаться грубо попираться его конституционные полномочия, выход Украины из восточнославянского пространства станет практически решенным делом.

Крым не может воспользоваться своими важнейшими Конституционными полномочиями, среди которых право автономии: участвовать в выработке внешнеэкономического и внешнеполитического курса страны цинично игнорируется. Экономическими процессами в Крыму вопреки Конституции Автономии управляют из центра, что позволяет правительству и окружению президента контролировать политическую верхушку полуострова. В Крыму началось наступление на русских и русский язык, который, опять-таки вразрез с Конституцией, вытесняется из ряда важнейших сфер общественной жизни. Более того, со стороны «оранжевых» раздаются требования ликвидировать в Крыму автономию, уравняв его в правах с другими регионами Украины. Еще одно требование крымско-татарских националистов о придании автономии статуса национальной – это не что иное, как попытка взорвать межнациональный мир с двух сторон.

Само возникновение вопроса о лишении Крыма автономного статуса на территориальном принципе свидетельствует о недопустимой слабости крымской власти. Выступила ли против такой политики Партия регионов, которая, кстати говоря, является правящей в Автономной Республике? Нет, действия киевской власти, по сути, с ее стороны остаются без ответа. А молчание равно знаку согласия.

Подобное политическое поведение верхушки «регионалов» вызвано не просчетами и заблуждениями, а носит системный характер. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, кто занимается в Партии регионов вопросами идеологии. Вплоть до недавнего времени одним из ведущих идеологов партии считался Тарас Чорновил, который в силу своих убеждений, происхождения, социального опыта просто не мог понять важность целого ряда вопросов, в том числе связанных с предоставлением государственного статуса русскому языку. Кроме того, вопросами идеологии занимается также Вадим Колесниченко, который фактически поддерживает курс проамериканских сил. Правда, советуют им несколько уменьшить культ ОУН-УПА и не возвеличивать откровенных бандитов, отобрав среди гитлеровских прихвостней фигуры «поприличнее». Я уже не говорю о главной идеологине партии А. Герман.

Политическая позиция Партии регионов представляет собой откровенную капитуляцию перед проамериканскими силами, сдачу идейных позиций, а значит, прямое предательство своих избирателей, поверивших в готовность регионалов остановить разрушение восточно-славянского пространства.

Л. Грач,
народный депутат Украины,
Председатель Общественного Совета
по защите конституционных полномочий Крыма

Дополнительная информация