Леонид Грач

День Республики

О том, что в Крыму 20 января празднуется День Республики, в других регионах Украины знают немногие. В последние годы торжественные мероприятия практически не освещаются центральными телеканалами, а ведущие печатные издания, как правило, игнорируют важную дату, с которой связан праздник, — годовщину общекрымского референдума 20 января 1991 года, восстановившего Крымскую Автономию.

Более того, произносить слово Республика применительно к Крыму теперь как-то не принято. На мой взгляд, это является еще одним проявлением чрезвычайно тяжелого недуга, распространившегося в украинской политической элите, который можно описать как полное непонимание оснований современной государственности.

Может показаться странным, что украинские политические деятели, стоящие сегодня у власти, считают себя «настоящими европейцами» и при этом стремятся построить этническое государство, которое в Европе является давно исчезнувшим анахронизмом. Естественно, что само существование в Крыму территориальной автономии противоречит устремлениям сторонников этнократии. Они могли бы еще примириться с автономией, созданной по национальному принципу, гарантирующей защиту прав национального меньшинства. Но территориальная автономия, направленная на сохранение культурного своеобразия целого региона (а не отдельной этнической группы), не укладывается в их мировоззренческие рамки.

Между тем, создание автономных образований по территориальному признаку в последние пятнадцать лет приняло характер общеевропейского процесса. Крымское общество, добившееся реализации подобных требований еще в 1991 году, положило начало возникновению целого ряда территориальных автономий в разных странах Европы. Такого статуса добились, к примеру, Каталония, Галисия, Шотландия, Уэльс. И дело здесь не в том, что крымчане угадали «модную тенденцию». Территориальная автономия является лучшим средством обеспечить реализацию неотъемлемых гражданских прав жителей региона, обладающего собственными культурными, историческими, экономическими традициями, не создавая угрозы для территориального единства и государственного суверенитета. Важно понимать, что систематическое нарушение конституционных полномочий АРК не только подрывает социальную стабильность в Крыму, но и наносит удар по национальной безопасности Украины.

Референдум 20 января 1991 года стал первым в истории Советского Союза. Огромное демократическое завоевание заключалось уже в том, что референдум был назначен. Необходимость воссоздания в Крыму автономии к тому времени уже ясно осознавалась. Она была связана с тремя процессами, определявшими общественно-политическую жизнь Крыма того времени: разрушением государственного единства СССР, возвращением на полуостров депортированных народов, прежде всего крымских татар (в конце 1989 года Верховный Совет СССР одобрил соответствующие предложения парламентской комиссии, возглавлявшейся Г. Янаевым), решительными шагами Украины, направленными на утверждение национального суверенитета. Только восстановление автономного статуса Крыма могло предотвратить угрозу масштабного конфликта между силами, по-разному оценивающими изменение характера отношений между центром и союзными республиками, ослабление взаимных связей между ними. Территориальная автономия становилась действенной гарантией против присвоения всех прав и полномочий одной этнической группой. Нужно сказать, что это было сознательным шагом в интересах крымских татар и других этнических меньшинств. Шагом, который так и не был пока по достоинству оценен.

Мне довелось противостоять попыткам предоставить Крыму статус автономии распоряжением «сверху». В кризисной ситуации только решения, принятые максимально демократическим путем, обладают достаточной легитимностью. Если бы воссоздание Автономной Республики в Крыму стало бы не результатом свободного волеизъявления крымского общества, а решением вышестоящих органов власти, межэтнический и межконфессиональный конфликт неизбежно перерос бы в масштабные столкновения. Каждая из сторон рассчитывала бы, что ей удастся установить на полуострове собственную государственность, обеспечив себе господствующее положение. В 90-е годы, когда большинство жителей Крыма оказались на грани выживания, к сожалению, возникало достаточно поводов для взаимных обид и претензий.

93,26 процента крымчан 20 января 1991 года сказали «да» территориальной автономии. Очевидно, что отменить итоги решения, принятого подавляющим большинством крымского общества, нельзя, не нарушая основополагающие демократические нормы и принципы права. Тем не менее, наступление на Конституционные права Крыма в последние годы только усиливается. Силы, которые за ним стоят, враждебны украинской государственности. Они рассчитывают заставить Крым отказаться от статуса территориальной автономии и собственной Конституции. День Республики, отмечающий очередную годовщину референдума, исторический путь, пройденный Автономией, готовность крымского общества отстаивать свои Конституционные права ясно говорят о полной несостоятельности подобных расчетов.

Л. Грач, народный депутат Украины, председатель Общественного Совета по защите конституционных полномочий Автономной Республики Крым, доктор исторических наук, профессор, заслуженный юрист Украины

Дополнительная информация