Леонид Грач

Крым - это регион, где и Россия, и Украина должны чувствовать себя как дома

Из выступления народного депутата Украины, председателя Общественного Совета по защите конституционных полномочий Автономной Республики Крым Л. Грача в прямом эфире радиостанции «Голос России» 20 января 2009 года

На полуострове мысль об автономии буквально витала в воздухе

День Республики - это наш общий праздник. В эти дни мы отпраздновали 18-ю годовщину автономии. Созданная в 1921 году на основе декрета В. И. Ленина по территориальному признаку, она второй раз родилась в 1991 году – также как автономия по территориальному признаку.

Моя судьба и судьба Крыма неразрывано связаны. Так же, как и в судьбе Крыма, так и в моей судьбе имели место два исторически важных события, ставшие своеобразными рубежными вехами. Я не просто был секретарем Крымского обкома КПСС, но я и тот, кто генерировал идею и организацию проведения первого в СССР референдума, который несмотря на множество подводных политических течений мы провели 20 января 1991 года. В результате на таком всенародном энтузиазме, я бы сказал – при всеобщем душевном порыве, Крымская автономия была восстановлена по желанию 93,6% крымчан. Историческая значимость Всекрымского референдума по восстановлению автономии заключается прежде всего в том, что в основу автономного образования заложен не национальный, а территориальный принцип. Именно благодаря этому Крымская автономия имеет надежную юридическую защиту. Но даже представить страшно, что случилось бы впоследствии с Крымом, если бы в те дни я, как главный инициатор и лоббист идеи проведения референдума, уступил украинской власти в лице Л. Кравчука! Он специально прилетел в Симферополь из Киева 12 ноября 1990 года, чтобы в личной беседе со мной переубедить и склонить к пересмотру позиции по референдуму. В качестве хитроумной альтернативы Л. Кравчук предлагал более упрощенный вариант – так называемый «подарок сверху». «Да зачем это все? Да завтра я через решение Верховного Совета Украины, через указ, проведу все то, что хочешь осуществить на референдуме. И просто, и удобно, и главное, стопроцентная гарантия, что Крым получит автономию. А так, еще не известно, какие там окажутся результаты по итогам референдума…», - примерно такая мысль звучала в тот день в речи Л. Кравчука, готового, что называется, костьми лечь, но до референдума дело не доводить. На полуострове мысль об автономии буквально витала в воздухе. С другой стороны, я не мог не понимать коварную очевидность такого на первый взгляд безобидного и при этом беззатратного плана. Ибо любой подарок всегда можно отобрать, а в нашей ситуации, согласись тогда я на соблазнительное предложение Л. Кравчука, мы рисковали в будущем оказаться в том положени, когда в любой момент в случае какого-то политического кризиса можно было ожидать очередного указа о лишении Крыма статуса автономии или о придании этому статусу национального. Но нельзя отобрать то, что в данном случае закреплено через особую юридическую статью народного волеизъявления. То решение, которое принимается на референдуме, может быть отменено только через аналогичное действие.

Вот почему имеет по сей день столь большую значимость то, что когда в Крыму стоял ребром вопрос, быть или не быть референдуму в Крыму, я не пошел на поводу у таких провокаторов, как Л. Кравчук. Тем более, что время, которое переживал Крым на рубеже 90-х годов, отличалась особым всплеском националистических поползновений. И окажись Крым без юридического фундамента, возведенного нами по итогам референдума, то и меджлис, и националисты давно пустили бы автономию откос.

Конституция Автономной Республики Крым имеет несколькоступенчатую степень государственно-правовой защиты

Через восемь лет мы сделали второй шаг - приняли Конституцию с широкими полномочиями. К сожалению, пока на сегодняшний день ни в Крыму, ни на Украине, ни тем более за ее пределами в научно-юридическом, в политологическом пространстве не существует глубоких исследований, показывающих уникальность, неординарность, универсальность и широту всех тех конституционных полномочий, которыми наделен Крым.

Конституция Автономной Республики Крым имеет высокую несколькоступенчатую степень государственно-правовой защиты. За ее утверждение проголосовали депутатские корпусы двух парламентов – крымского и украинского. Более того, конституционные полномочия Крыма подтверждены решением Конституционного Суда Украины, рассмотревшего по моей инициативе в 2003 году вопрос о соответствии Крымской Конституции законодательному полю Украины.

Одним из основных элементов правовой защиты этого основного закона автономии является то, что в одностороннем порядке никто не может его ни отменить, ни внести в его текст какие-либо правки.

К нашим конституционным полномочиям, которые признаны официальным Киевом, относится право Крыма на участие в выработке решений внешнеполитического характера. Даже такие подметные бумажонки как печально известное «письмо трех» (Ющенко, Тимошенко и Яценюка – с просьбой о предоставлении ПДЧ для Украины), или принимаемые на высшем уровне те или иные «пакты», через которые проводится политика по интеграции Украины в различные западные структуры или просто идет «обамериканивание», - все эти действа проамериканской помаранчевой власти де-юре, согласно законодательству, признающему права Крымской автономии, не должны приниматься без участия автономии.

Крымская Автономия была отдана, говоря словами песни, «на растерзание вандалам»

Весной 2002 года в результате объявленной на выборах Киевом - крымским коммунистам и одержанной через суды судебно-административной войны Крымская Автономия была отдана, говоря словами песни, «на растерзание вандалам», а Крымская Конституция оказалась в положении падчерицы. Ее полномочия стали невостребованными, защищать и отстаивать их было больше некому. А тем более добиваться того, чтобы, к примеру, работали те положения Конституции АРК, согласно которым 100 процентов собираемых налогов оставались в Крыму. А что такое – оставлять в Крыму все сборы от налогов, становится понятно, если проанализировать ситуацию на примере цифр. По итогам 2008 года Крым собрал 8 млрд 124 млн грн. Но из этой суммы в бюджет зачислено лишь 2,5 млрд грн. Разве может Крым при таком грабеже нормально поддерживать и развивать свои инфраструктуру, экономику, социальную сферу?

Сейчас права автономии не просто игнорируются, но и грубо попираются Киевом - прежде всего гарантом Конституции В. Ющенко и Премьер-министром Украины Ю. Тимошенко. При том проводимом ими подходе к автономии, низводящем ее на уровень области, и речи, конечно, не может идти не то что о зачислении в крымский бюджет 100% налогов, но и о реализации таких положений Конституции, как доплата из Крымского бюджета надбавок матерям-одиночкам, пенсионерам, инвалидам, и другим социально-угнетенным группам крымчан. Более того, помаранчевым Киевом объявлен самый настоящий языковый террор против крымчан, обладающих согласно Крымской Конституции (статьи 10, 11, 12, 13) уникальными для всего постсоветского периода на Украине широкими правами на применение русского языка во всех сферах общественной жизни. Крым всегда был, есть и будет по духу, по языку, по истории, по этническому составу, русским. Одержимое русофобией украинское националистическое проамериканское руководство в лице Президента В. Ющенко и Премьер-министра Ю. Тимошенко и их политические силы в высшем законодательном органе - парламенте - начали крестовый поход против Крыма. Сверху спускаются указы о тотальной украинизации всех общественных сфер – науки, образования, учебных заведений, культуры, радио, телевидения, кино, библиотек. Националистическая воинственно настроенная против Крымской автономии власть Украины хорошо понимает, что у нее руки коротки для того, чтобы претворить в жизнь свои антиавтономные мечты. Ведь благодаря решениям референдума, а также территориальному конституционному статусу автономия в правом смысле для ющенок-тимошенок недосягаема. Тут без грубого нарушения правовых норм не обойтись, а это может повлечь самые непредсказуемые последствия, вплоть до актов гражданского неповиновения. Зная о доминанте общественных настроений, Киев не осмеливается пока на прямые формы противостояния с Крымом, ограничиваясь уровнем провокаций с использованием услуг националистических сил. Это не проходит бесследно и все сильнее накаляет общественные настроения Крыма. В этом отношении на ушедший год пришелся пик националистического всплеска ненависти против Крымской автономии. 2008 год уже вошел в современную новейшую историю Крыма как год националистического шабаша, который сыграл роль катализатора всех общественно-политических процессов. Все это, конечно, вызывает не только возмущение крымчан, но и может в конечном итоге привести к международному конфликту.

Крымское Вече – против антикрымского произвола власти

Ответом на проводимую сегодняшним Киевом агрессивную антикрымскую политику стало Крымское Вече, в котором саккумулировались копящиеся в народе чувства протеста и гнева. Крымское Вече было организовано Общественным Советом по защите конституционных полномочий Автономной Республики Крым. Больше тысячи человек собралось в Крымском академическом русском драматическом театре им. М. Горького. Не было свободных мест. Приехали люди со всех регионов Крыма. Состоялся откровенный большой разговор об истории автономии, ее конституционных правах и их нарушении современной властью. Мы приняли несколько кардинальных решений. Выдвинули письменные требования в адрес Президента Украины В. Ющенко, Премьер-министра Украины Ю. Тимошенко, Председателя Верховной Рады Украины В. Литвина, Генерального прокурора Украины В. Медведько. Указав в этом обращении на факты грубого попрания конституционных полномочий Крымской Автономии, мы предупредили украинское руководство, что никогда не согласимся на внешнеполитический курс по втягиванию страны в НАТО, не дадим растоптать украинско-российские отношения, не позволим запретить нам говорить на русском языке. На Крымском Вече мы официально приняли Обращение в адрес Президента РФ Д. Медведева.

Если говорить о значимости состоявшегося Крымского Вече, то надо сказать в первую очередь о том, что это мероприятие не входит в обычную череду политических акций. Значимость Крымского Вече свидетельствует о начале переломного этапа в новейшей истории Крыма. Можно уже констатировать факт начала бурного роста политического, гражданского самосознания в крымском обществе. Люди стали отходить от затянувшегося многолетнего депрессивного безразличия. Общество начинает все более настойчиво апеллировать к власти уже не в просительных, а в ультимативных интонациях. Ярким выражением общественного негодования стало Крымское Вече, которое я расценил бы не просто как гражданское и правовое восстание крымчан против помаранчевого антикрымского произвола власти, но и назвал бы предтечей назревающих новых процессов, связанных, еще раз повторяю, с активизировавшимся ростом общественного самосознания.

Крымское общество апеллирует к широкому кругу международной общественности. Не так давно мы обратились в адреса Организации Объединенных Наций, Совета Европы, ОБСЕ, руководителей государств по поводу грубого нарушении правящим режимом Украины конституционных полномочий Автономной Республики Крым.

Народ Крыма все громче и решительнее заявляет и предупреждает тех, кто угрожает аннулированием автономии, что подобного ни при каких обстоятельствах не допустит. Крымское Вече продемонстрировало монолитность общей позиции крымчан, которые глубоко обеспокоены замаячившей перед Крымом угрозой повторения на его земле американского сценария косовского развития событий. Крымское Вече демонстрирует желание крымчан жить в межнациональном согласии.

Еще одно свидетельство оккупации США крымского полуострова: американский пост в Крыму

Созыв по инициативе Общественного Совета по защите конституционных полномочий Крымского Вече был продиктован тревогой за судьбу Крыма, из-за провокационного проамериканского внешнеполитического курса Киева все более подвергающегося опасности международной интервенции. Сегодня над Крымом усилиями центральной власти повис еще один дамоклов меч в виде подписанной месяц назад украинско-американской Хартии о стратегическом партнерстве, предусматривающей сотрудничество в сфере обороны и безопасности. Особой строкой в тексте этого документа прописаны намерения об «отеческой опеке» американцами стратегически важного для них на южном направлении Крымского полуострова. США будут строить новые партнерские отношения с украинцами - в том числе посредством создания своего дипломатического представительства в Крыму. Симптоматично, что аналогичная Хартия подписана недавно и между США и Грузией, что дает еще один ключ к пониманию всей тревожности ситуации, складывающейся в подконтрольных США странах вблизи границ с Россией. Намечающееся появление в Крыму американского поста это лишь еще одно звено в той цепи событий, которые говорят об оккупации США крымского полуострова.

Крыму требуется прокрымское руководство

А что остается делать нам, крымчанам, при такой русофобской политике Киева? Мы на сегодняшний день можем использовать те рычаги воздействия на Киев, которые нам дали в руки референдум от 20 января 1991 года о восстановлении Крымской Автономии и конституционные полномочия действующей Конституции АРК, принятой 21 октября 1998 года, которые должны безукоснительно соблюдаться Киевом. Но для того, чтобы высшая власть Украины действительно начала уважать права крымчан, Крыму требуется прокрымское руководство. Крым должен обрести на республиканском уровне такую власть, которая бы защищала интересы крымчан и не смотрела бы в рот американосам. Крым это тот регион, где и Россия, и Украина должны чувствовать себя как дома.

Дополнительная информация