Леонид Грач

Что дала народу независимость

Украина сегодня находится в промежуточном состоянии «полунезависимости», которое также неестественно, как состояние беременности наполовину. Главным условием и гарантией государственной независимости является образование политической нации.


Украинская политическая нация за прошедшее время так и не была сформирована. Более того, в последние годы процесс её образования пошел вспять. Это связано с тем, что правящая группировка искусственно раскалывает украинское общество, пытаясь сохранить свое господствующее положение.

В советское время народ Украины участвовал в формировании политической нации СССР. Но развал Советского Союза, вопреки утверждениям националистов, подорвал и внутреннее единство Украины, поскольку резко усилились социальные, межрегиональные, межконфессиональные и межэтнические конфликты, а собственность и власть оказались сосредоточены в руках ничтожного меньшинства. А без внутреннего единства не может быть ни полноценной политической нации, ни подлинной независимости.

Подлинный национальный суверенитет не нужен, прежде всего, нынешней правящей верхушке. Наша независимость носит «половинчатый», неустойчивый характер, поскольку украинская власть постоянно ищет, кому бы и на что её обменять. То ли Госдепу США – на право участвовать в реализации геополитических планов Вашингтона, то ли Брюсселю – на перспективу получить статус поставщика сырья и дешевой рабочей силы в страны Европы, то ли Варшаве – на возможность помогать в представительстве интересов США в Восточной Европе. Борющиеся олигархические группировки, по сути дела, сражаются за право торговать национальным суверенитетом.

Не может быть независимым государство, в котором открыто игнорируются интересы и потребности общества. Демократическая форма государственного устройства предполагает создание механизмов, заставляющих власть действовать в соответствии с общественными настроениями и руководствоваться задачами общественного развития. Но за шестнадцать лет бюрократического и олигархического господства такие механизмы так и не были созданы. А те, что существовали в СССР, были сознательно разрушены. В нынешних условиях бессмысленно говорить о национальном суверенитете, поскольку правящая верхушка проводит социально-экономическую политику и реализует внешнеполитический курс, вызывающие отторжение у большинства общества.

Надо понимать, что «наполовину беременным» быть нельзя. Украинская «полунезависимость» либо завершится тем, что Украина будет против воли украинского общества втянута в чужую геополитическую игру, участие в которой может привести к распаду государства. Либо нам удастся действительно создать государство народа Украины, реализовать его волю, добиться подлинной независимости и создать украинскую политическую нацию. И если мы сегодня сами не сделаем выбор, завтра его сделают за нас. Точнее говоря, его уже делают за нас.

Украинским обществом управляют с помощью манипуляций, которые правящая элита прикрывает мифом о существовании независимого украинского государства. Независимость нам преподносят, чуть ли не как главное достижение современной эпохи, которое якобы компенсирует все беды и пороки нынешнего украинского общества. В действительности, Украине еще предстоит пройти долгий путь к подлинной независимости. И на этом пути украинскому обществу предстоит преодолеть чрезвычайно опасные препятствия.

Главным препятствием на пути к независимости является власть олигархических и бюрократических группировок, которые сознательно раскалывают украинское общество, поскольку общественная консолидация является главной угрозой их господству. Они создают искусственные препятствия вокруг решения главной проблемы, не позволяющей объединить страну, проблему русского языка. В общественном сознании всеми силами насаждается миф о том, что придание русскому языку статуса государственного якобы создаст угрозу национальному суверенитету и развитию украинской культуры. Пример Канады, Бельгии, Финляндии, Ирландии убеждает, что наличие двух государственных языков позволяет остановить рост межэтнических противоречий и сформировать политическую нацию. В Швейцарии, как известно, четыре государственных языка, а в ЮАР – одиннадцать. И, по мнению политиков названных стран, это не создает угрозу государственному суверенитету, а, напротив, укрепляет национальное единство.

Препятствует образованию политической нации и достижению государственной независимости то, что в основу государственного строительства положена узкая этническая идея. У общества есть огромная жизненная потребность в выработке ценностей, идей, мировоззренческих норм, которые могли бы объединить народ Украины. Но что навязывается, особенно со времени прихода к власти Виктора Ющенко, под видом "национальной идеи"? «Шароварщина», какое-то опереточное понимание украинского народа, образы и идеологемы, связанные почти исключительно с историческим опытом и мировоззрением западных областей Украины. В результате резко усилился во многом искусственный раскол Украины. В его основе лежат объективные этнические различия, которые никогда бы не вышли на первый план, если бы не бездарная политика Президента.

Украинская элита, не заинтересованная в подлинной независимости, не мыслит категориями нации, она сделала ставку на этническую принадлежность. В современном обществе этнос превратился в архаическую структуру. Этот способ организации общества существовал в эпоху, предшествующую образованию современных национальных государств. Сегодня он не может стать основой для государственного строительства. Подобная политика привела к тому, что идеология этнического национализма фактически приобрела статус государственной, а националисты, не пользующиеся влиянием в украинском обществе, превратились в носителей стратегии государственного развития. Это привело к трагическим перекосам во внешней политике. Националистам необходимо найти кого-нибудь, кого они могут обвинить в покушении на суверенитет и независимость. Иначе они просто не могут существовать. По вполне понятным причинам этническими националистами на эту роль была назначена Россия, которую большинство украинского общества считает братской страной, с которой необходимо строить отношения стратегического партнерства. Националисты же, сражаясь с несуществующей «российской угрозой», тянут страну в евро-атлантическое пространство, где Украина нужна только в качестве поставщика сырья и дешевой рабочей силы, не обладающего подлинным государственным суверенитетом.

Не может быть независимым государство, где большая часть граждан живет в нищете, а качество жизни и культурный уровень общества постоянно снижаются. 64% украинских граждан имеют доходы ниже уровня бедности (а среди жителей села подобные доходы почти 80%). Минимальный размер пенсии по возрасту практически совпадает с прожиточным минимумом, который, как известно, обеспечивает только физическое выживание. Украинские старики поставлены властью в унизительные, недопустимые условия, а потому не пользуются уважением общества. Соответственно, люди среднего возраста, понимая, какая судьба их ждет в старости, не имеют никаких мотиваций для того, чтобы честно трудиться на свою страну, заботиться об её благополучии, не отделять свое будущего от будущего государства. А без этого нет, и не может быть подлинной независимости.

Как известно, средняя советская зарплата в промышленности составляла 180 рублей, что, по мнению специалистов, при пересчете покупательная способность, составляет 3600 гривен. Это значит, что украинские рабочие и инженеры стали жить в несколько раз хуже, чем шестнадцать лет назад. Катастрофическим стало падение уровня жизни интеллигенции. Профессор в СССР получал в среднем около 500 рублей, что составляет 10 000 гривен. Унизительная бедность интеллигенции сегодня стала одной из главных причин культурной деградации. Многие ждали, что с достижением государственной независимости начнется своеобразный культурный ренессанс. Сегодня мы видим деградацию во всех сферах культурной жизни, в том числе и в развитии украинского языка. Прежде всего, потому, что украиноязычная и русскоязычная составляющие украинской культуры не могут развиваться раздельно. Можно ли сегодня исправить положение дел в стране и перейти к строительству украинского государства? Уверен, что да. Но для этого потребуются коренные преобразования в социально-экономической и политической системе.

Страна управляется коррумпированной бюрократией, действующей в интересах олигархических кланов. Часто говорят, что коррупция есть практически везде. Но у нас она является основой системы государственного управления, а не просто проявлением алчности и недобросовестности отдельных чиновников. Убери коррупционную составляющую, и наша высшая бюрократия не сможет принять ни одного важного решения. Она попросту не понимает, какими другими мотивами, кроме коррупционных, следует руководствоваться.

Следствием подобного положения дел является вопиющая некомпетентность государственной власти, низкий уровень профессионализма на всех уровнях и во всех уровнях управления. Это вполне естественно. Компетентная, ответственная власть непременно попыталась бы изменить существующую социально-политическую систему, изменила бы вектор государственного развития. А это подорвало бы господство олигархии, контролирующей формирование правящей верхушки.

Олигархические группировки напрямую заинтересованы в криминализации отношений во всех сферах общественной жизни. Это позволило им создать систему подкупа общественных, политических и профсоюзных деятелей. Дает возможность скупать оптом и в розницу местные органы власти. Добиваться нужных назначений на высокие государственные посты. Управлять деятельностью правоохранительных органов. Контролировать судебную систему. Поэтому сегодня украинский гражданин живет не только в социальном аду, но и в атмосфере тотальной коррупции. Украинскому обществу в настоящий момент не до строительства независимого государства, оно целиком поглощено проблемами выживания. Конечно, долго так продолжаться не может.

Первым шагом на пути к независимости должно стать восстановление законности и безусловная реализация гражданских и социальных прав, предусмотренных Конституций. Только так можно покончить с клановым характером украинской власти, которая фактически является инструментом защиты частных интересов олигархических и бюрократических группировок. Нынешняя правящая элита осознала, что она может удержать власть только посредством формирования псевдодемократической “избираемой диктатуры”. Кроме того, следует, наконец, осознать, что превращение в поставщика сырья и продукции с низкой добавленной стоимостью, лишит нашу страну каких-либо перспектив развития. Нужно развивать те отрасли экономики, которые позволят нам занять достойное место в мировой экономической системе. А для этого необходимо развивать сотрудничество в рамках ЕЭП, поскольку добиться экономического прорыва наши страны могут, только объединив усилия и ресурсы. А также обеспечить перераспределение прибыли олигархических группировок, направить её на нужды национального развития. Хотелось бы напомнить мысль выдающегося французского социалиста графа Сен-Симона, как известно, хорошо понимавшего, что такое «великие дела». По его словам: «Нации, как и индивиды, могут жить либо воруя, либо производя». Так вот, обворовывать мир, даже если бы и захотели нас никто не допустит. США, судя по всему, твердо решили закрепить за собой монопольное право на это. А базовые отрасли производства в нашей стране сегодня развалены. Это значит, что само существование нашей нации оказалось под угрозой.

Л.И. Грач, народный депутат Украины, Председатель комитета по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений

 
{mos_fb_discuss:no_discuss} 

Дополнительная информация