Леонид Грач

Украина в опасности

ImageВ стране сложилась чрезвычайно опасная ситуация: органы власти не признают решений друг друга, не желают считаться друг с другом и рассматривают друг друга как нелегитимные. СНБУО увольняет министров, а правительство заявляет, что у него на это нет никаких прав и признает этих министров действующими.


Верховная Рада собирается на сессию, но президент заявляет, что это незаконно, и принятые решения не имеют никакой силы. При этом все органы власти заявляют, что будут отстаивать правоту своих действий в суде. Но в способность судов принять справедливое решение никто не верит: тотальная коррумпированность судебной системы сегодня превратилась в угрозу даже для тех, кто всегда умело её использовал. Непонятно, как в такой ситуации можно осуществлять государственное управление. Кто должен принимать и утверждать бюджет на будущий год? Кто будет отвечать за его исполнение? А главное, - кто и за что отвечает в стране? Очевидно, что в случае, например, масштабной техногенной катастрофы будет множество политиков, желающих показать собственную решительность и мужество - и ни одного человека, готового нести личную ответственность за ликвидацию её последствий. А ведь изношенность инфраструктуры и пренебрежение нормам безопасности на опасных производствах, к несчастью, резко увеличивают вероятность техногенных катастроф в нашей стране.

Относительная стабильность в стране держится только на том, что никто из противостоящих друг другу органов власти не собирается всерьез бороться за реализацию собственных полномочий, которые рассматриваются другими, как незаконные. Все надеются, что после выборов возникнет новая конфигурация власти, в которой все эти противоречия удастся разрешить в свою пользу. Но такое положение дел не может сохраняться долго. Даже если американским кураторам удастся после выборов на короткий срок примирить враждующие группировки (как они это планируют), то в скором времени их противоречия вспыхнут с новой силой. Политики, оказавшиеся сегодня на вершине власти, не желают считаться с законом, и не будут действовать в соответствии с ним, пока их не заставят. Каждый раз будут находить все новые поводы для того, чтобы нарушать Конституцию и опротестовывать решения других органов власти.

Украинское общество уже полгода живет в атмосфере беззакония, что не может не привести к весьма опасным сдвигам в общественном сознании. Если президент демонстративно не уважает закон, а парламент и правительство боятся его защищать, то почему рядовой гражданин должен его соблюдать? Президент, распустивший Верховную Раду под предлогом, не предусмотренным Конституцией, несколько раз переиздавал свой указ. В итоге в августовском указе, на основании которого проводятся досрочные выборы, причина для роспуска указывается совершенно иная, не имеющая ничего общего с той, которая называлась в апреле. Трудно придумать лучшую иллюстрацию пословицы «Закон – что дышло, куда повернешь, туда и вышло», в доказательство того, что президентское окружение не умеет и не желает руководствоваться законом. Президент самовольно присваивает себе не предусмотренные Конституцией полномочия. При этом в беззаконии вынуждают участвовать все политические силы, всех украинских избирателей. Тех, кто хотел бы противостоять беззаконию, вынуждают смириться с ним, объявляя чуть ли не подрывными элементами. В стране не произошло политической стабилизации, - за спиной общества произошел сговор между олигархическими и бюрократическими группировками, подготовленный при активном участии представителей американской администрации.

Но опаснее всего, что закон воспринимается теперь не как основа общественной стабильности, а как источник создания конфликта. Окружение президента, СНБУО, руководство «Нашей Украины» и БЮТ старательно выискивают спорные и противоречивые места (а иногда пытаются выдать за них совершенно бесспорные положения), но не для того, чтобы исправить, а чтобы сломать существующую систему государственного управления. Они надеются создать на обломках такую систему власти, которая бы их устраивала. Но это опасное заблуждение, действуя подобным образом, они получат только социальный и политический хаос.

Решения органов власти, постановления судов, указы президента воспринимаются обществом как нелегитимные. Поэтому сегодня в качестве «последнего средства» политические силы намерены использовать референдумы. Но при этом их предполагается проводить не по вопросам, вызывающим разногласия, а прежде всего для того, чтобы обосновать необходимость смены нынешней системы власти (парламентско-президентской, существующей сегодня лишь формально). Зачем-то предполагается вынести на голосование вопрос о возвращении президенту полномочий, переданных правительству и парламенту. Почему-то представляется важным подтвердить внеблоковой статус Украины, зафиксированный в документах, основополагающих для украинского государства. Представляется, что подобные планы свидетельствуют о глубоком внутреннем кризисе украинской власти, о неспособности её структур самостоятельно вернуться в правовое поле. И эту ситуацию не исправят ни антиконституционные досрочные выборы, ни «миротворческая деятельность» американских посредников, пытающихся примирить олигархические группировки, принципиально неспособные руководствоваться положениями закона.

Леонид Грач, народный депутат Украины, Первый секретарь Крымского рескома КПУ

 
{mos_fb_discuss:no_discuss} 

Дополнительная информация