Леонид Грач

Дорога в будущее

ImageРезультаты сбора подписей под требованием к президенту, премьер-министру, председателю парламента и генеральному прокурору Украины незамедлительно обеспечить реализацию конституционных полномочий Крыма подтвердили единодушную готовность крымского общества отстаивать свои законные права.

В поддержку требований собрано 1 миллион 553 тысячи 141 подписей, т.е. в защиту Конституции АРК выступили 92,6% крымчан, обладающих правом голоса. Полностью развеян прикрывавший нарушения закона со стороны центральной власти миф о том, что крымчане равнодушно относятся к статусу автономии, которым обладает Крым. Итоги референдума 20 января 1991 года не удастся пересмотреть, как бы этого ни хотелось властной группировке, которой автономные полномочия Крыма мешают уничтожить последний рубеж общественного сопротивления евро-атлантическому курсу, проводимому президентом В. Ющенко и парламентскими олигархическими группировками в угоду США.

К сожалению, такие крайне опасные попытки будут предприниматься и далее. Об этом свидетельствует внесенный Ющенко в парламент проект Конституции Украины, отменяющий важнейшие права Автономной Республики. Остановить давление на Крым со стороны центральной власти может только массовое невосприятие подобной политики самих крымчан. Кампания по сбору подписей в защиту Конституционных полномочий Крыма сыграла в этом отношении важнейшую роль. Она способствовала мобилизации крымского общества и его консолидации вокруг идеи защиты Конституции. Это стало возможным, поскольку массовая поддержка требования реализовать Конституционные права автономии имеет огромное стратегическое значение. И крымское общество хорошо почувствовало это, а потому и откликнулось с энтузиазмом на призыв Всекрымского Веча, состоявшегося 19 января 2009 года, потребовать от украинских властей выполнения Конституции Крыма, являющейся неотъемлемой частью украинского законодательства.

Конституционные права Крыма грубо нарушаются самим гарантом конституции – президентом. Причем эти нарушения приобрели системный характер. Они поставили Крым на грань социально-экономической катастрофы, поскольку власть вопреки Конституции АРК самовольно распоряжается налогами, собираемыми на полуострове, сознательно оставляет крымскую экономику без средств, необходимых для ее развития, препятствует сотрудничеству с регионами России и Белоруссии. Возникла опасность утраты культурного своеобразия Крыма, резкого снижения качества образования, распада крымского общества на отдельные этнические общины из-за искусственного вытеснения из общественной и государственной жизни русского языка, являющегося в Крыму языком межнационального общения. Полуостров пытаются превратить в очаг международного конфликта, навязывая антиконституционными средствами курс на разрыв связей с Россией, выдавливая Черноморский Флот России, являющийся гарантом спокойствия Крыма и национальной безопасности Украины. Дестабилизация в Крыму, сопровождающаяся межэтническими и межконфессиональными столкновениями, которая неизбежно станет следствием подобной политики, будет использована как предлог для создания на полуострове баз США и НАТО. Последствия такого шага могут иметь катастрофический характер как для государственного суверенитета Украины, так и для ее территориальной целостности.

Развитие событий по сценарию, который предлагается центральной властью, необходимо предотвратить, но сделать это может только само крымское общество. Оно обладает богатым опытом противостояния безответственному геополитическому курсу «оранжевой» власти. Достаточно вспомнить хотя бы массовые акции гражданского сопротивления в Феодосии в 2006 году, благодаря которым удалось сорвать американо-украинские военные учения и несколько замедлить втягивание Украины в сферу влияния США. Еще один удар по этому процессу нанес Всекрымский референдум по вопросу о присоединении Украины к НАТО, прошедший в конце 2006 года. Его результаты ясно показали, что все социальные, этнические и конфессиональные группы крымского общества отвергают курс на вступление в НАТО.

Нет никакого сомнения в том, что подобная единодушная позиция стала одним из факторов, заставивших руководство западноевропейских стран, а затем и администрацию США пересмотреть свое отношение к идее вступления Украины к НАТО. Она фактически была отложена в сторону. Сегодня активно провести ее в жизнь пытаются только Ющенко и его окружение. Западная политическая элита осознала, что реализация курса, явно противоречащего воле украинского общества, приведет страну к гражданскому конфликту. Убежден, что крымский референдум помог увидеть эту опасную перспективу.

Правда, курс на присоединение Украины к НАТО американская администрация сегодня пытается заменить политикой прямого подчинения украинского государства геополитическим планам Вашингтона. Главными направлениями этой политики стали выдавливание из Крыма Черноморского флота России и подготовка американского военного присутствия в Крыму. В поддержку бессрочного пребывания российского Черноморского флота в прошлом году в Автономной Республике и Севастополе были собраны более 2 миллионов подписей. С позицией крымчан выразили свою солидарность сотни тысяч отдыхающих из других регионов страны.

Согласно Конституции АРК принятие внешнеполитических решений, затрагивающих интересы автономии, возможно только при ее непосредственном участии. Крымское общество никогда не даст согласие на пребывание на территории полуострова военных формирований США и НАТО, поскольку втягивание Украины в американскую сферу влияния разрушает украинско-российские связи. А Крым сможет нормально развиваться только в том случае, если сохранит возможность играть роль региона, соединяющего экономическое и культурное пространство Украины и России. Поэтому подписи в защиту Конституционных прав АРК одновременно являются и поддержкой требования остановить превращение Украины в плацдарм для геополитической экспансии США. И в этой связи особенно важно то, что идея незамедлительной реализации Конституционных полномочий Автономии действительно получили поддержку всего крымского общества. Это становится политическим, моральным и социально-психологическим основанием для формирования широкой общественно-политической коалиции, объединяющей всех, кто готов действенно отстаивать крымскую Конституцию. Создание такого массового движения уже началось в ходе кампании по сбору подписей под требованиями реализовать Конституцию АРК, что стало одним из главных ее результатов.

Апеллировать к официальному Киеву бесполезно, - он открыто нарушает любые правовые нормы, мешающие ему проводить проамериканский внешнеполитический курс, вызывающий отторжение у большинства украинских граждан. Демократия в нашей стране провозглашена исключительно на словах. На деле же государственная политика откровенно противоречит национальным интересам и требованиям украинского общества. Собранные подписи под требованием прекратить нарушение Конституции Крыма должны стать для мировой общественности сигналом, показывающим опасность ситуации, сложившейся в украинском государстве. Если украинскую власть не удастся заставить руководствоваться нормами закона и уважать мнение общества, социально-политический кризис в стране может принять разрушительный характер. В результате возникнет угроза для стабильности не только в Восточной Европе, но и в значительной части Евразии.

Всекрымское вече, собравшееся в Симферополе 11 апреля для подведения итогов кампании по сбору подписей, в котором приняли участие более пяти тысяч человек, представлявшие все города и районы полуострова, обратилось к Совету Европы, ОБСЕ, ПАСЕ и руководству стран «большой восьмерки» с просьбой поддержать законные требования крымского общества. Собранные подписи подавляющего большинства крымчан, указавших свои фамилии, имена, отчества и домашние адреса, открыто выступивших в защиту Конституции Крыма, дают нам все основания рассчитывать, что международная общественность выскажется в поддержку Автономии. Однако добиться полноценной реализации Конституционных полномочий Крыма сможет только само крымское общество, избрав ответственную власть, не зависящую ни от киевской бюрократии, ни от олигархических и криминальных группировок, готовых торговать правами Крыма ради собственной выгоды.

Выборы в Крымский парламент, которые пройдут уже менее чем через год, станут для крымского общества решающим политическим боем. Благодаря консолидации общественных настроений вокруг требования реализовать Конституционные полномочия АРК возникла возможность создать в Республике легитимную народную власть, которая будет действенно отстаивать ее законные права.

Какие же Конституционные полномочия представляют наибольшую важность для Крыма?

Смысл существования автономии - в сохранении культурного своеобразия и создании условий для повышения качества жизни общины, обладающей автономным статусом. Поэтому все автономии, существующие в Северной Америке и Западной Европе, обладают правами на развитие собственного языка (если он отличается от языка большинства населения страны) и проведение самостоятельного экономического курса. При этом экономическая самостоятельность подкрепляется значительными финансовыми полномочиями и возможностью использовать по собственному усмотрению (или совместно с центральной властью) природные ресурсы. Такими полномочиями обладает и экономически развитый канадский Квебек, в котором проживает 8 миллионов человек, и крайне малочисленная по населению (оно составляет всего 63 тысячи человек) Гренландия, живущая за счет рыболовства и добычи сырья.

Свободное использование собственного языка и право на экономическую самостоятельность являются главным признаком автономного образования. Полномочия в этих сферах могут быть весьма значительными. Так, в Квебеке основным и единственным официальным языком является французский. В Каталонии проводится так называемая «политика языкового погружения» (она реализуется также в британском Уэльсе), в соответствии с которым преподавание в государственных школах и университетах официально ведётся на каталонском языке. На кастильском (он является в Испании государственным) в каталонских школах и вузах преподаются лишь отдельные предметы. В законе о языке, принятом в этой автономии, записано, что выпускники школ обязаны знать оба языка: и каталонский, и кастильский. Работники юстиции обязаны знать и использовать в своей работе каталонский. Знание каталонского является определяющим при выборе кандидата на юридическую или административную должность. В автономии осуществляется государственная поддержка СМИ, использующих каталонский язык. Выделяются значительные средства на издание книг на каталонском и перевод каталонских авторов на иностранные языки. Вообще, во всех испанских автономиях (всего сейчас в Испании 17 автономных образований), где сохраняется национальный язык, он признается, наряду с испанским, официальным языком.

Автономные образования, как правило, пользуются значительной экономической самостоятельностью. Гренландия (там официальным языком наряду с датским является эскимосский) обладает правом полностью самостоятельно распоряжаться своими природными ресурсами, кстати говоря, довольно значительными (в Гренландии находятся крупные месторождения цинковой и свинцовой руд, не говоря уже об огромной добыче рыбы и креветки). Квебек, чтобы создать основу для своего социально-экономического развития, провел национализацию энергетики.

В Каталонии Налоговое агентство автономии самостоятельно определяет, какой процент от собранных налогов будет направлен в государственную казну. Взамен государство обязано инвестировать средства в инфраструктуру Каталонии в соответствии с относительным участием ВВП Каталонии во внутреннем валовом продукте государства.

Итальянский Южный Тироль (официальными языками этой автономии являются итальянский и немецкий) обладает правом самостоятельно решать вопросы экономики, социальной политики и земельных отношений. Последнее могло бы иметь огромную важность для Крыма, где отсутствие механизмов разрешения разрастающихся земельных конфликтов превратилось в один из главных факторов роста социальной напряженности, представляющий особенную опасность в период экономического кризиса.

Наряду с языковыми и экономическими правами для развития автономных образований большую значимость представляют полномочия, связанные с самоуправлением. Они позволяют создать условия для существования автономии в общенациональном экономическом и политическом пространстве, не ставя под угрозу ее своеобразие и эффективное социально-экономическое развитие. Сегодня Крымом в нарушение его конституционных прав пытаются управлять напрямую из Киева. Это с любой точки зрения ненормальная ситуация, поскольку автономия не имеет смысла без самоуправления. При этом большинство автономий в развитых капиталистических странах обладают значительными полномочиями не только в административной, но также в судебной и правоохранительной сферах.

Так, Национальная ассамблея (так называется парламент Квебека) уполномочена принимать законы, касающиеся деятельности судов и прокуратуры. В Испании каждая автономия имеет право самой принимать решения по довольно широкому кругу вопросов, касающихся налоговой системы, образования и здравоохранения, охраны окружающей среды. При этом три региона, имеющие особый статус, - Каталония, Страна Басков и Галисия обладают значительными дополнительными полномочиями. Так, в Каталонии и в Стране Басков существует своя полиция, не подчиняющаяся Мадриду, здесь действует свой гражданский кодекс. Совет по правосудию Каталонии имеет право назначать председателя Верховного суда автономии (он определяется как последняя судебная инстанция) и главного налогового судью. Гренландия самостоятельно управляет своей судебной системой и органами правопорядка.

Но в существующей ситуации для Крыма первоочередную важность все же имеет право участвовать в выработке внешнеполитического и внешнеэкономического курса страны. Такого рода полномочия есть как у Квебека, так и у многих автономных образований Европы. Однако трудно представить, чтобы правительства этих государств, подобно украинской власти, игнорирующей базовые принципы политической демократии, проводили бы курс, противоречащий воле общества. Крым, обладающий статусом автономии, выступает сегодня как защитник интересов большинства регионов Украины, выступающих за отказ от политической зависимости от США и за возрождение стратегического партнерства с Россией. Реализация конституционных прав Крыма позволит не только предотвратить превращение украинского государства в американского вассала, но и развернуть геополитический курс. Появится возможность не просто строить дружественные отношения с Россией, а приступить к созданию союзного государства на принципах федерации с братскими восточнославянскими странами. Это откроет перед Украиной путь к выходу из кризиса, создаст основу для решения острейших социально-экономических проблем, угрожающих деградацией промышленного потенциала страны и фактическим уничтожением сельского хозяйства. Благодаря реализации конституционных полномочий Крыма Украина может сделать шаг в будущее. Произойдет ли это в действительности, зависит от воли, настойчивости, мужества и патриотизма самих крымчан. Итоги сбора подписей под требованиями реализовать конституционные полномочия АРК ясно свидетельствуют: на Крым можно рассчитывать, законность и демократия будут восстановлены, если международное сообщество ответственно отнесется к обращениям крымчан о защите их коституционных полномочий.

Л. Грач, народный депутат Украины,
Председатель Общественного Совета по защите конституционных полномочий Автономной Республики Крым

Дополнительная информация