Леонид Грач

Левые обязаны вернуть политическому процессу социальное содержание

Интервью народного депутата Украины, Первого секретаря Крымского Рескома КПУ Леонида Грача журналу «Социалист»

Леонид Иванович, Вы стали одним из первых украинских политиков, жестко выступивших против создания коалиции, включающей Партию регионов и БЮТ. Теперь, когда стало ясно, что подобный альянс не возникнет, можно ли считать, что самое страшное позади и украинской демократии больше ничего не угрожает?

Прежде всего, нужно сказать, что украинская демократия существует только в той степени, в которой это представляется необходимым правящему классу. Реальной политической демократии в стране нет. Общественное мнение не оказывает практически никакого влияния на принятие важнейших решений, а в распоряжении общества нет механизмов, позволяющих контролировать действия власти. Однако какие-то отдельные элементы демократической системы все же сохраняются, поскольку это служит гарантией против того захвата власти одной из олигархических группировок. Ведущие олигархические кланы Украины обладают примерно равными ресурсами и возможностями, поэтому по отдельности ни один из них не может захватить власть. Это показали выборы 2004 года: альянс нескольких группировок оказался сильнее самого мощного на тот момент олигархического клана, решившего добиваться власти в одиночку. Теперь две ведущих олигархических группировки решили договориться и разделить между собой политическое и экономическое пространство страны. По сути дела, возникла угроза узурпации власти, которая непременно сопровождалась бы окончательной ликвидацией демократических институтов, которые бы превратились в подобие театральной декорации. Этого не произошло исключительно потому, что представители олигархии боятся друг друга, ясно осознавая, что могут в любой момент стать жертвой своих сегодняшних партнеров, если у тех появится соответствующая возможность. Поэтому украинским олигархическим группировкам так сложно договориться, поэтому в них отсутствует внутреннее единство, а междоусобные конфликты являются нормой.

Но некоторые эксперты и политические деятели утверждали, что создание «широкой» коалиции позволит решить проблемы, стоящие перед страной.

Украинское общество сегодня, действительно, столкнулось с угрозами, которые могут оказаться смертельными, в буквальном смысле этого слова. Но те проблемы, которые пытается решить олигархия, не имеют ни малейшего отношения к реальным потребностям страны и общества. Олигархические группировки намерены переложить всю тяжесть кризиса на плечи общества. Они не собираются использовать собственные средства, полученные, кстати говоря, от хищнической эксплуатации общенациональных ресурсов, для поддержки предприятий, находящихся под их контролем, для сохранения индустриального потенциала страны. Они пытаются спасать созданные ими на руинах советской экономики «промышленные империи» за счет государственного бюджета. А в распоряжении государства практически не осталось финансовых ресурсов. Средства можно изыскать (оторвав их от социальных программ, от поддержки науки, образования и здравоохранения) только для помощи наиболее приближенным к власти корпорациям. Поэтому две крупнейшие группировки и почувствовали необходимость договориться. Но им и дела нет до спасения высокотехнологичной промышленности или науки, которые может окончательно уничтожить кризис. Они не собирались отказываться от евро-атлантического курса, который отвергается украинским обществом, понимающим важность сохранения Украины в пространстве восточнославянской культуры и цивилизации.

Но ведь Партия регионов вроде бы придерживается пророссийской ориентации? Да и премьер-министр в последнее время демонстрировала готовность к сотрудничеству с Россией. Разве это не свидетельствует о том, что вектор украинской внешней политики мог бы измениться в случае создания коалиции? По крайней мере, в России на это многие рассчитывали.

Российские эксперты, к сожалению, часто занимаются самообманом и распространением иллюзий, которые оказывают воздействие и на часть политического сообщества. Почему украинские олигархические группировки должны проводить курс, ориентированный на Россию? Основные потребители сырья, экспортируемого Украиной, находятся на Западе. Украинские олигархические кланы зависят от финансовых институтов США и ЕС, а к российским корпорациям, скорее, относятся как к конкурентам. А главное, они хорошо понимают, что реальная экономическая интеграция с Россией приведет к возрождению высокотехнологичного и наукоемкого производства, а значит, потребует ограничить вывоз сырья, который приносит им основные доходы. Поэтому обеспечить реальное стратегическое партнерство с Россией могут только политические силы, представляющие интересы не олигархических корпораций, а всего украинского общества. Честно говоря, на общенациональном уровне сегодня такие политические силы не могут рассчитывать выиграть борьбу за власть у представителей олигархии. Однако с развитием кризиса ситуация может измениться в нашу пользу. Кроме того, широкое общественное возмущение евро-атлантическим курсом заставит олигархические группировки несколько приостановить его вплоть до окончания наиболее острой фазы кризиса, – сегодня им приходится думать прежде всего о политическом выживании. Но главное, – добиться прихода к власти сил, выражающих широкие общественные интересы, к власти на региональном уровне. Это вполне возможно прежде всего в Крыму, где благодаря автономному статусу сохранилось собственное экономическое и политическое пространство, которое центральная власть всеми силами пытается уничтожить. Поэтому мы ставим своей задачей создать в результате предстоящих в марте следующего года выборов в Верховный Совет Автономии ответственную власть, способную отстаивать социальные права крымчан и защищать конституционные полномочия Крыма. Наибольшую важность для Крыма представляют права на самоуправление, на экономическую самостоятельность, на свободное использование русского языка во всех сферах общественной жизни и сотрудничество с российскими регионами, которые грубо нарушаются центральной властью. Я твердо убежден в том, что реализация конституционных полномочий Автономии позволит укрепить демократические институты и поможет подорвать олигархическое господство на общенациональном уровне.

А какие политические силы Вы видите в качестве потенциальных союзников Компартии Украины в борьбе за конституционные права Крыма? Могут ли в коалицию, отстаивающую полномочия Автономной Республики, войти партии, не придерживающиеся социалистической ориентации, например, Партия регионов?

Есть три важнейших критерия, на основании которых формируется коалиция общественно-политических сил, выступающая за реализацию конституционных полномочий Крыма: — во-первых, понимание того, что Автономия может нормально развиваться только как регион, соединяющий экономическое и культурное пространство Украины и России, что само собой предполагает свободное использование русского языка во всех сферах общественной и государственной жизни;

— во-вторых, готовность отстаивать важнейшие социальные права, прежде всего право на труд, на достойное пенсионное обеспечение, на бесплатное качественное образование и здравоохранение;

— в-третьих, стремление восстановить верховенство закона, покончить с коррупцией, вернуть политический и экономический процессы в рамки правового поля. Как видите, это достаточно широкие критерии, под которые попадают и партии, не придерживающиеся социалистических взглядов. Но проблема в том, что большинство украинских политических сил вообще не придерживаются сколько-нибудь четких позиций. Идейная платформа представляется им ненужной помехой в их бесконечных метаниях в поисках наиболее выгодного места в политической системе. Возьмем, к примеру, Партию регионов, о которой Вы спрашивали. Она выдвигала лозунги, связанные с приданием государственного статуса русскому языку и установлением стратегического партнерства с Россией. Правда, за многие годы она не сделала ни одного реального шага в этом направлении, несмотря на то, что с 2006 года в Крыму у власти находится блок «За Януковича», сформированный Партией регионов. Но как только появилась перспектива на выгодных условиях договориться с БЮТ, «регионалы» тут же забыли о своем обещании защищать русский язык. Они даже не вспомнили об этом при выработке условий объединения, что не помешало фракции Тимошенко потребовать, чтобы «широкая» коалиция взяла на себя обязательство добиваться «усиления государственного статуса украинского языка», что в действительности означает дальнейшее ограничение сферы использования русского, который всеми силами стараются ограничить исключительно бытовым общением. Если бы «регионалы» собирались всерьез отстаивать социальные права, они, конечно, никогда не согласились бы с важнейшими положениями проекта Конституции Украины, который собирались принять Блок Юлии Тимошенко и Партия регионов. Данный проект предполагает создание политической системы, совершенно оторванной от общества, позволяющей правящей группировке совершенно не считаться с его требованиями и нуждами. Чего стоят только планы проведения избирательной кампании в два тура, чтобы обеспечить за партией, набравшей большинство голосов, большинство мест в парламенте. Это значит, что партия, сумевшая с помощью манипуляций и безответственных обещаний победить на выборах, может дальше править, руководствуясь исключительно собственными интересами. А чтобы депутаты от такой партии не могли даже помышлять о том, чтобы пойти против воли своих политических инвесторов, вводится система императивных мандатов. Все, осмелившиеся возражать против пожеланий своего партийного руководства, будут изгоняться из Верховной Рады Украины. Соответственно, появление в буржуазных фракциях депутатов, отстаивающих отдельные социальные и политические права (время от времени это все-таки происходит), станет даже теоретически невозможно. То, что принятие этого законопроекта сорвано (или временно отложено), вовсе не говорит о том, что Партия регионов не попытается вновь договориться за спиной общества об окончательной ликвидации элементов политической демократии.

А может ли объединиться левая оппозиция, чтобы совместными усилиями противостоять господству олигархии?

Объединяться, конечно, необходимо, и мы предпринимаем соответствующие политические шаги. Но намного важнее последовательно отстаивать свои позиции, обращаясь к важнейшим проблемам общественной жизни, которые либо замалчиваются, либо забалтываются политическими представителями олигархии. Отсутствие социально значимого содержания – главная проблема украинской политической системы. Политические деятели бесконечно спорят о том, кто из них более коррумпирован, выдвигая взаимные обвинения, которые все меньше интересуют общество, начинающее привыкать даже к нынешнему запредельному уровню политического цинизма. Долг левых состоит в том, чтобы вернуть политическому процессу социальное содержание. Тогда у них появится и платформа для объединения, и выработанная совместными усилиями социально-экономическая альтернатива нынешнему курсу, которая обязательно будет востребована обществом. А для этого нужно твердо и последовательно добиваться проведения социальных преобразований и противостоять политике проамериканских сил, стремящихся завершить превращение Украины в страну «периферийного капитализма». Необходимо шаг за шагом вырывать города, районы и целые регионы из-под контроля олигархии, и с этой точки зрения результаты предстоящих крымских выборов могут иметь огромное значение для судьбы украинского государства. Знаете, для меня одной из самых радостных новостей последнего времени стало избрание Альфреда Рубикса, легендарного Первого секретаря ЦК Компартии Латвии, отбывшего шесть лет в тюрьме по приговору антикоммунистического правительства этой страны, депутатом Европарламента. Это еще раз свидетельствует о том, что последовательная, твердая идейная позиция, смелость и упорство в борьбе оказываются сильнее антикоммунистической истерии и обязательно получают общественную поддержку.

Дополнительная информация