Леонид Грач

Леонид Грач: Если Зурабов не будет заниматься политикой, то ему нечего ехать на Украину

Сегодня стало известно, что бывший министр здравоохранения РФ, а ныне – советник президента Михаил Зурабов все-таки станет послом России на Украине вместо ушедшего в отставку Виктора Черномырдина. В Госдуму его кандидатура уже внесена. Фигура вызывает обоснованные опасения у экспертов: даже если не брать в расчет его прошлую министерскую деятельность, дипломатического опыта у этого человека никогда не было. Скорее всего, «главным по социалке» на Украине у Зурабова быть не получится – слишком уже остры вопросы, стоящие на повестке дня в отношениях двух стран. Насколько Черномырдин на Украине работал послом, а насколько – «Черномырдиным» и можно ли Зурабову работать «Зурабовым» – в эксклюзивном интервью Накануне.RU рассказал народный депутат от компартии Украины, председатель совета по защите конституционных полномочий Крыма Леонид Грач.

Вопрос: Сегодня стало известно, что кандидатура Михаил Зурабова внесена в Госдуму для утверждения на посту посла РФ на Украине. Кандидатуру предлагает президент, и депутаты говорят, что прецедентов с утверждением не возникнет. Оставались ли у Вас сомнения, что это назначение произойдет?

Леонид Грач: Я считаю, что любое решение российского президента, особенно, если оно получит поддержку Федерального собрания, должно быть воспринято нормально, не взирая на личностные характеристики того человека, которого назначают послом и, не взирая на его прошлое. Также я исхожу из того, что, конечно, мы сегодня пришли не к лучшему, а к худшему варианту российско-украинских отношений. К худшему, потому что по сути никто не мог предвидеть того, что произошло на самом деле с точки зрения отчуждения наших стран, отдаления Украины от России. Думаю, это и есть результат той дипломатии и политики, которую Москва в последние как минимум 15 лет исповедовала.

Вопрос: Как бы Вы охарактеризовали нынешний этап?

Леонид Грач: Как говорится, «вода камень точит», и украинское русофобское проамериканское руководство сделало все, чтобы вбить клин между двумя народами и государствами. Более того, я бы очень хотел, чтобы новый посол вошел в это бурное и очень тяжелое состояние российско-украинских отношений, смог бы понять тот трагизм, который нас может ожидать при дальнейшем негативном развитии ситуации, предложить то видение и для российского руководства, и для общественности Украины, которое было бы понятным и объединяло нас. И еще одно пожелание. На Украине становится все больше паразитирующих элементов, которые паразитируют на ретрансляции якобы «любви к России». Я их называю «любителями Пушкина за деньги». Пусть российский посол, в конце концов, снимет «черные очки» и посмотрит, кто есть кто – кто спекулирует, вытаскивая через различные организации России баснословные суммы денег.

Вопрос: Не секрет, что на Зурабова возлагают не свойственные ему функции, если говорить о роли посла. Как долго он будет вникать в суть дел?

Леонид Грач: Сегодня на Украину должен прибыть высокопрофессиональный дипломатический работник, и с точки зрения дипломатии сейчас не должно быть того отношения, которое выражается в «похлопывании по плечу». Нужны совершенно новые уровни российского дипломатического представительства не просто по фигурам, а по действиям. А ведь сейчас все трещит по швам! Нужно, наоборот, все сделать для того, чтобы снять острейшие противоречия, которые есть. Но как это будет сделано тем послом, который утверждается, я слабо представляю.

Вопрос: Можно ли ожидать, что утверждаемый посол будет заниматься сугубо социальными вопросами, нежели политическими, что, в общем-то, и требуется от посла?

Леонид Грач: Если любой человек в ранге посла, в частности, если мы говорим о Михаиле Юрьевиче, не будет заниматься высокой дипломатией и политикой, тогда нечего ехать на Украину. Это единственные инструменты, которые могли бы возвратить Украину в поле действий в договорном режиме. А если он приедет и будет заниматься только социальными вопросами, «фестивалить» и так далее, тогда все очень быстро закончится. Сейчас как раз мы «переходим Рубикон» – или одно, или другое. Если все поплывет «по течению», как и прежде, тогда Украина оторвется от России настолько далеко, что догнать ее уже не получится.

Вопрос: Вы уже отмечали особенности российской дипломатии в прежние годы. Тем не менее, например, Черномырдина называли одним из самых влиятельных политиков на Украине. Согласны ли Вы с этим?

Леонид Грач: Я Виктора Степановича знаю еще с советских времен. Я бы не сказал, что он был влиятельным дипломатом или послом на Украине. Виктор Степанович был влиятельной, масштабной политической фигурой сам по себе. Даже, если хотите, я эксклюзивно вам расскажу анекдот.

Вопрос: Конечно.

Леонид Грач: Я восемь лет назад, когда работал председателем Верховного совета Крыма, полетел на первый прием, который организовал Виктор Степанович в качестве посла. Это было 12 июня 2001 года. А анекдот там ходил такой. Пригласил Владимир Владимирович к себе Виктора Степановича и говорит: – Есть мнение, что нужно вам поехать поработать на Украину. А Виктор Степанович спрашивает: – Кем? Владимир Владимирович отвечает: – Черномырдиным. Так вот, Виктор Степанович как фигура масштабная, конечно, прежде всего, работал «Черномырдиным», а потом уже послом. И, скажем, его масштабная фигура во многом снимала те или иные противоречия. Но, тем не менее, это не была тактика или стратегия, потому что стратегия должна исполняться дипломатическими институциями и защищать государственные интересы, в данном случае – России.

Вопрос: А насколько у Черномырдина получалось работать «Черномырдиным», насколько – послом в таком случае?

Леонид Грач: Я думаю, что «Черномырдиным» Виктор Степанович работал если не «по четным или нечетным» (дням), то на процентов 70%. Уже на остальные 30% – послом.

Вопрос: Тогда насколько Зурабову на Украине нужно работать Зурабовым, а насколько – дипломатом?

Леонид Грач: Нет, Зурабову, конечно, надо на все 100% работать послом.

Накануне.RU

Дополнительная информация