Леонид Грач

К визиту на Украину и в Крым Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в 2002 году:

«Надо снять шапку и низко поклониться крымскому руководству. Потому что в Крыму создается модель межгосударственных отношений при сохранении суверенитета»

В свете архипастырского визита на Украину Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла предлагаем вниманию широкой общественности документальные выдержки из выступлений 24-26 февраля 2002 года в Крыму на Международной научно-практической политологической конференции “Новое в российско-украинских отношениях: крымский пример” Высокопреосвященнейшего Кирилла, Митрополита Смоленского и Калининградского, руководителя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата и председателя Верховного Совета Крыма Леонида Грача /из архивной базы Института Стран СНГ, с сайта www.materik.ru/

О том, как близки к новой модели развития братских отношений Украины и России, где крымский опыт следует назвать образцом для подражания, а также об автокефалии как геополитическом вопросе, говорилось в феврале 2002 года в Ливадийском дворце участниками Международной научно-практической политологической конференции “Новое в российско-украинских отношениях: крымский пример”. Принимавший участие в работе конференции митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Предстоятель Русской Православной Церкви МП) предложил изучить крымский опыт: «В Крыму возникла модель, которую нужно тщательно изучить и посмотреть, насколько она работоспособна в рамках украинско-российских отношений. Одной из целей встречи является изучение крымского опыта, и я это очень поддерживаю». Актуально звучит сегодня высказанная на крымской конференции-2002 позиция Высокопреосвященнейшего Кирилла об автокефалии и расколе: «Автокефализм и раскол являются средством расшатывания отношений России и Украины».

«Горечь и сожаление вызывает понимание упущенных для Крыма возможностей, потерь геостратегической значимости, что произошло из-за административного произвола высшего криминально-олигархического руководства Украины, задушившего победившего на выборах 2002 года Блок Грача», - такова сегодня позиция народного депутата Украины, председателя Общественного Совета по защите конституционных полномочий Автономной Республики Крым Л. Грача, занимавшего с 1998 по 2002 год пост Председателя ВС АРК.

Митрополит Смоленский и Калининградский КИРИЛЛ:

Я хотел бы сердечно приветствовать всех участников конференции, передать благословение Святейшего Патриарха Алексия и пожелать успеха этому доброму начинанию.

Происходящее сегодня в сфере украинско-российских отношений, действительно требует тщательного научного и гласного рассмотрения. Поэтому проведение в Ливадии, на гостеприимной крымской земле конференции представляется делом своевременным и правильным.

Вчера состоялось событие, которое будет вписано в историю Русской Православной Церкви, в историю России и Украины, в историю Крыма. В Севастополь вернулся адмирал Ушаков. Он вернулся частью своего прославленного тела. Вернулся своим духом как великий флотоводец, как великий гражданин нашего Отечества, как святой человек. Черноморский Флот, который прошел через полосу трудностей, потрясений, сегодня обрел покровителя, который осуществляет свою заботу о флоте не пред лицом сильных и могущественных правителей мира сего, а предстоя перед лицом Божиим.

И мы верим, что молитвенное предстательство святого адмирала поможет Черноморскому Флоту сохранить свою боеспособность, развить свой потенциал и стать реальным фактором безопасности всего евразийского пространства, которое я называю Святою Русью, которая некогда называлась Российской империей, потом Советским Союзом, сегодня – СНГ, которое очерчено теми границами, в которые укладывается веками сложенная, сформированная культурная, духовная и историческая традиция. На базе этой традиции, в рамках этой традиции и существует народ. Охрана этого пространства, забота о нем сегодня лежит не только на России, а на всех бывших республиках Советского Союза, какие бы границы нас не разделяли, это пространство навсегда останется общим домом. Если сегодня европейцы говорят о том, что Европа для них общий дом, имея в виду Западную Европу, я не вижу причины, почему мы не можем говорить об этом духовном, культурном, историческом пространстве как о нашем общем доме, даже если мы живем в этом доме с разными паспортами.

«Автокефализм и раскол являются средством расшатывания отношений России и Украины»

…Если говорить об украинско-российских отношениях, то у Церкви здесь, конечно, особое видение, особое понимание. Ведь Церковь и у России, и у Украины одна. Патриарх один. Это было очень трудно понять некоторым политикам, особенно в России. Когда нам иногда предлагают сделать те или иные заявления, которые, может быть, были бы правомерными с точки зрения узкороссийских политических интересов. Мы никогда не делаем таких заявлений, ясно понимая, что Украина - это органическая, неразрывная часть русской Церкви. В этом диалоге России и Украины Церковь не может быть на какой-то одной стороне. Я думаю, что кое-какие силы на Украине очень бы хотели, чтобы было так, чтобы появился дополнительный аргумент в пользу украинского автокефализма. Как хорошо показать пальцем на Патриарха и сказать, ну, посмотрите, вот ведь что он говорит, вот на чьей он стороне! Никогда Святейший Патриарх, никогда Русская Православная Церковь, никогда Священный Синод не сказали ни одного слова, которое могли бы использовать сторонники автокефализма, противники единства Русской Православной Церкви. Не сказали этого не исходя из политической конъюнктуры или политической целесообразности, мы не сказали потому, что это у нас единая Церковь и одна паства. Интересы одних так же близки, как и интересы других.

В этой связи я хотел бы остановиться на теме церковного раскола. Поскольку я нахожусь в аудитории, где собрались политики, ученые, то смотреть на эту тему я буду с интересующей вас позиции. Почему сегодня мы однозначно выступаем против автокефалии на Украине, одновременно заявляя, что мы, в принципе, не против самостоятельности Церкви на Украине. Почему?

По одной простой причине. Среди лидеров-автокефалистов нет ни одного друга России - одни враги. Это случайно или не случайно? Я спрашиваю, почему лидерами автокефализма являются открытые, принципиальные, последовательные противники России и всякого сближения России с Украиной? Если бы это движение возглавили люди, любящие Россию, выступающие за интеграцию, за взаимодействие, вы бы сказали: знаете, это понятно, независимое государство – люди считают, что им было бы лучше быть самостоятельными. Но ведь это наши друзья, это наши братья. Сегодня мы ясно знаем, что те, кто возглавляет автокефализм, не друзья, не братья, а враги не только Русской Церкви - Русская Церковь может быть на десятом месте, - враги всякого сближения России и Украины. Можем ли мы поддерживать такую автокефалию, можем ли мы допустить, чтобы во главе братской православной Церкви встали люди, ненавидящие Россию. Это же геополитический вопрос. Это вопрос – куда пойдет Украина и куда пойдет Россия. Ведь эти же люди будут воспитывать в русофобском духе, в ненависти к своему соседу миллионы людей. Это же будущий облик страны! Не видеть этого может только слепой. Сегодня наступило время, когда об этом нужно говорить прямо и ясно. Речь идет о будущем России и Украины! Это не частный случай. Это не только церковный случай, это не только вопрос канонов. И тема независимости автокефалии тут ни причем. Сегодня автокефализм и раскол являются средством расшатывания отношений России и Украины, отделения, прекращения всякого сотрудничества. Разворот Украины от России – вот что нужно автокефалистам. И это их главная и единственная цель. Все остальное вторично.

Неоднократно Святейший Патриарх и Синод говорили о том, что Русская Церковь не является противницей движения к автокефалии. В конце концов история православия во многом определялась движением национальных церквей к автокефалии, независимости. Была Восточная Православная Церковь, а потом, по мере создания на территории Восточной Римской империи Византии национальных государств, стали появляться национальные церкви. Кстати, так появилась и Русская Церковь. В самом этом движении логика исторического развития. Мы это понимаем. Поэтому принципиально никогда не заявляли о том, что мы по сути против этого движения. Но мы против реально существующего движения автокефалистов на Украине, потому что это движение возглавляют, вдохновляют и поддерживают люди, не желающие добрых отношений России и Украины.

Преодоление раскола на Украине – дело достаточно легкое. Пожалуйста, не верьте никому, кто говорит, что огромные народные массы стоят за этим движением. Раскол возник как политическая интрига, как средство политической борьбы, направленной на разрыв отношений России с Украиной. Раскол будет существовать до тех пор, пока будут оставаться влиятельными соответствующие политические силы на Украине, которые не желают улучшения российско-украинских отношений.

По состоянию Русской Православной Церкви на Украине, Украинской Православной Церкви Московского Патриархата можно судить о настроениях людей. Вы знаете, лучшей лакмусовой бумажки не придумаешь. По ответу на вопрос о том, как ты относишься к Православной Церкви, можно ясно прочитать все, что написано в душе этого человека и что касается отношений России и Украины, как бы он это тщательно не скрывал на переговорах дипломатических, политических, экономических и т.д. Потому что по-настоящему в этом вопросе сегодня заложено наше будущее. Оттого как он будет решен, зависит интеграция. Не будет интеграции - не будет взаимовыгодного сотрудничества. Потому что в контексте ненависти невозможно созидать экономику и взаимовыгодный политический диалог.

Взаимовыгодный политический диалог и взаимовыгодное экономическое сотрудничество могут созидаться в благоприятных условиях. Дипломаты это хорошо знают. Именно поэтому дипломатические представительства занимаются не только политическими переговорами, но и культурными связями, народной дипломатией. Все это создает атмосферу благожелательности, а политический диалог становится эффективным в атмосфере доброжелательности.

И здесь я бы хотел сказать несколько слов об опыте Крыма. Я думаю, что эти цифры хорошо вам известны. Количество российских инвестиций на душу населения самое высокое в Крыму и в десятки раз больше, чем в среднем по Украине. Сегодня на Украине есть наиболее продвинутые силы, которые клеймят позором крымское руководство, а я думаю, что надо снять шапку и низко им поклониться. Потому что в Крыму создается модель межгосударственных отношений при сохранении суверенитета, независимости, при взаимном уважении. Крым не сотрясают расколы, борьба из-за знания языка. Нет ничего такого, что возбуждает людей и порождает негативный психологический контекст. При этом, Крым, являясь автономной частью Украины, входит в состав суверенной Украины. Никто не подвергает сомнениям границы Крыма, его наличный статус. В Крыму никто не видит опасности от России, а Россия не чувствует никакой опасности от Крыма. Другими словами, здесь, конечно, под влиянием исторических, культурных, психологических, а может быть даже климатических факторов, но действительно возникла модель, которую нужно тщательно изучить и посмотреть, насколько она работоспособна в рамках украинско-российских отношений. Я думаю, что одной из целей вашей встречи является изучение крымского опыта, и я это очень поддерживаю.

Полагаю, что такого рода взаимодействие и сотрудничество, может приниматься во внимание не только по отношению к России и Украине. Это модель сотрудничества соседей, которые стремятся жить в дружбе, мире, поддерживать все, что их объединяет. Я думаю, что перспектива любого политического диалога положительна и оптимистична лишь в том случае, если диалог начинается с выявления того, что нас объединяет. Если начинать диалог с выяснения того, что нас разделяет, то он обычно заходит в тупик. Разговор нужно всегда начинать с позитивной ноты. Поэтому в рамках российско-украинских отношений, в рамках рассмотрения крымской модели, в первую очередь, нужно говорить о том, что соединяет, каков потенциал, который может работать на сотрудничество и взаимодействие. Я думаю, что славная история Крыма и его сегодняшний день в полной мере обнаруживают действительно огромный потенциал сотрудничества России и Украины.

Я верю в то, что будут прекрасными взаимоотношения наших стран. Иначе быть не может! Радикализм, построенный на ненависти, отчуждении, борьбе нежизнеспособен. Отрицательная энергия, которая выбрасывается в момент конфликтов - не долговечна. Долговечно то, что созидается в соответствии с чаяниями и надеждами людей. Сегодня абсолютное большинство людей, живущих и в России, и в Украине, надеются и мечтают о том времени, когда два суверенных государства – соседа, принадлежащих к единому духовному, культурному и историческому пространству, разовьют систему двусторонних отношений таким образом, чтобы каждая из этих стран получала блага, содействовала своему развитию, используя потенциал братского народа, как и свой собственный. Это взаимное сотрудничество, взаимное обогащение двух братских народов, я думаю, является залогом процветания и России, и Украины и, конечно, процветанием Крыма – жемчужины нашего евразийского пространства.

Спасибо за внимание.

Леонид Иванович Грач, Председатель Верховной Рады Автономной Республики Крым:

Уважаемые участники конференции, дорогие друзья, глубокоуважаемый Митрополит Кирилл!

Сегодня значимый день в нашей общей истории, и мы знаем, что в последние годы Ливадийский дворец в полном смысле слова стал центром проведения самого широкого круга международных мероприятий, направленных прежде всего на поддержание стабильности в регионе и в мире, на поиски взаимоприемлемых подходов к решению самых сложных проблем современности. Всего месяц назад в этом зале состоялся второй съезд русистов Украины, в котором приняло участие более 300 делегатов и гостей со всех регионов Украины, России, Белоруссии, Польши. В сентябре 2001 года в Ливадии были подведены итоги Международного телефорума “Вместе”, который собрал 27 стран-участниц. В последние годы в этом зале, за этим столом, на ялтинских саммитах регулярно встречаются главы многих государств мира. Крым, Ялта, Ливадия - таким образом возвращают себе былую славу, связанную с февральской конференцией 1945 года, лидерами трех великих держав: Сталиным, Рузвельтом и Черчиллем.

Я вспомнил о Конференции 1945 года отнюдь не по причине исторического этикета. Напротив, полагаю, что события, которые происходили в этом зале 57 лет назад, являются очень важным комментарием к тому, что мы будем сегодня обсуждать, а завтра решать. Я имею в виду тот простой, но очень выразительный исторический факт, что здесь, в Ялте не только было принято решение об образовании ООН, но и по настоянию Сталина в число учредителей этой международной организации были включены, помимо СССР, Белоруссия и Украина. Характерно, что об этом стараются забыть все те, кто в последние 10 лет проливал море крокодиловых слез по поводу так называемой имперской политики России в отношении Украины.

За последние годы отношения Украины и России поднялись на качественно новый уровень. Об этом свидетельствуют многие визиты Леонида Кучмы в Россию и Владимира Путина в Украину. Это подтверждает также провозглашение 2002 года - годом Украины в России и 2003 года – годом России в Украине. Кстати, Верховная Рада Автономной республики Крым откликнулась на эти межгосударственные инициативы и провозгласила текущий 2002 г. годом российских регионов в Крыму.

Я убежден, что повивальной бабкой этого нового этапа во взаимоотношениях двух стран в значительной степени стал именно Крым. Как пишут наши крымские политологи, из яблока раздора, каковым наш полуостров был в начале и середине 90-х годов, он превратился на пороге XXI века в мост дружбы между двумя великими славянскими государствами. Любимое детище Киева и Москвы - Крым заставляет эти две столицы снова и снова договариваться по самому широкому кругу вопросов, чтобы не допустить роста напряженности в регионе. Дислоцирование Черноморского Флота Российской Федерации, соседство трех великих мировых религий - Православия, Ислама, Иудаизма, полиэтничность крымского сообщества, фактор возвращения на родину депортированных народов и в первую очередь крымских татар, фактор международной политики - все это делает крымский узел чрезвычайно тугим и весомым. Ответственность, которой требует очень тонкая и сложная работа по развязыванию этого узла, сближает наших политических лидеров, сближает наши государства. Именно поэтому в Крыму любят повторять популярную сегодня формулу: “В Украине сегодня кончились времена Ивана Мазепы, в Украине снова наступило время Богдана Хмельницкого. Весь вопрос в том, когда же этот Богдан Хмельницкий явится народу?”.

Вместе с тем, украинско-российские отношения далеки от идеала. Сохраняется целый ряд долговременных факторов, которые провоцируют сохранение конфронтации, пусть даже и в завуалированной форме. Первой в этом ряду, на мой взгляд, безусловно, стоит проблема статуса русского языка. Как ни печально, но до сих пор прозвучавшие на высоком уровне заверения о защите русского языка в Украине так и не претворены в практические дела. Я надеюсь, что этот вопрос будет решен новым украинским парламентом в течение первого года своей работы.

Второй фактор связан с судьбами Православия в Украине. К сожалению, не прекращаются попытки расколоть Православную Церковь Украины, оторвать ее от Москвы. Особенно кощунственно такая политика воспринимается здесь, в Крыму, который, как известно, является колыбелью русского Православия. Я искренне надеюсь, что нынешний визит Его Высокопреосвященства Митрополита Кирилла, а также намеченный на начало мая визит в Крым Святейшего Патриарха Алексия II поставит новые преграды на пути раскольников.

Особо хочу подчеркнуть, что нам всем нужно осознать глубину, масштабы самого главного нашего девиза, лозунга, который должен нас всех объединить. Речь идет о том, чтобы мы все по-новому осмыслили значение Православия, по-новому глубоко и масштабно поняли, что такое Святая Русь, - об этом уже говорил уважаемый Митрополит Кирилл на вчерашней встрече в Севастополе. Но я как политик, государственный деятель хотел бы не только обратить на это внимание, но и призвать всех следовать именно таким подходам.

В Крыму уже давно осознали, что благополучие Крыма, стабильное развитие его экономики, сохранение межэтнического равновесия невозможны без нормальных добрососедских отношений между Украиной и Россией. Нас научила этому сама жизнь. Это не теоретическая формула, это практический вывод, купленный дорогой ценой, ценой в десять лет огромнейших потерь. Поэтому те радикальные политики, которые пытаются превратить Крым в разменную карту украинского, русского или крымско-татарского национализма никогда не получат поддержки у крымчан. Крым и по своей истории, и по географии, по геополитическому положению является регионом, исповедующим идеи интеграции, объединения, идеи мира, добра и согласия. Мы разрываем дугу нестабильности, которую современные политологи прочерчивают от Средней Азии до Балкан. Наш регион не стал зоной горячих конфликтов - пока, поэтому для поддержания спокойствия в регионе нужно приложить еще много усилий. Это политика.

В наш регион все активнее продолжают приезжать на отдых люди из России, Белоруссии, Украины, Молдавии и других стран СНГ и мира. Это уже экономика, которая стала результатом правильной крымской геополитики. В проведении идей интеграции, сотрудничества и добрососедства, на мой взгляд, и состоит главный итог развития Автономной республики Крым за последние десять лет. Именно это и есть крымский пример, который мы хотели бы положить в основу нового этапа развития отношений между Россией и Украиной. В Крыму осознали, что без отношений с Украиной и Россией для нас нет пути в благополучное будущее. Политики Украины и России должны осознать, что интеграция в европейские структуры невозможна для наших стран по отдельности. Украина и Россия или войдут в интегрированную Европу вместе, или не придут в Европу никогда.

К сожалению, часть политической элиты Украины и России упорно не желает считаться с этой новой политической реальностью. Эта элита продолжает провоцировать конфронтацию между нашими государствами. После 11 сентября 2001 года для проницательных политиков стало ясно, что интеграция Украины и России уже не является фактором исключительно двусторонних отношений наших стран. Интеграция Украины и России с течением времени становится все более острой потребностью европейского и мирового сообщества. Дело в том, что единство двух стран является главным условием сохранения стабильности в таком важнейшем регионе мира, как Черноморско-Каспийский регион. В своей недавней книге “Великая шахматная доска” Збигнев Бжезински образно назвал этот регион евроазиатскими Балканами. В данном случае этот последовательный противник интеграции между Украиной и Россией совершенно прав. Но он не хочет понять, что только интегрированная Украина и Россия смогут предотвратить превращение Черноморско-Каспийского региона в полыхающие огнем Балканы.

Мы видим, интеграция Украины и России является велением не только внутренних интересов наших двух государств, но и интересов всего мирового сообщества. Поэтому ваша конференция является в высшей степени актуальной и полезной. Меня беспокоит только одно обстоятельство. Общение политических элит Украины и России становится все более активным, но по-прежнему носит случайный характер. Мне кажется, что от разовых встреч по отдельным поводам давно следовало бы перейти к систематической работе по выработке новых идей и концепций. Поэтому я рискну выступить с инициативой об учреждении ежегодных встреч политологов Украины и России в Крыму, участники которых могли бы образовать Ливадийский клуб.

Я убежден, что идеи, которые могли бы вырабатываться на этих встречах интеллектуалов, очень быстро нашли бы поддержку у новой генерации политиков наших стран. Что касается Крыма, то он мог бы не только участвовать в работе Ливадийского клуба и создавать условия для его работы, подпитывая дискуссии своим реальным позитивным опытом, но и обеспечить гостям тот комфорт и гостеприимство, которые надолго оставят след в сердце каждого из наших гостей.

Я еще раз искренне вас приветствую на святой крымской земле и желаю успехов конференции.

Благодарю за внимание.

--------------------------------------------------------- Из выступления митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, на заседании Верховной Рады Автономной Республики Крым 23 февраля 2002 года

«Многоуважаемый Леонид Иванович Грач, высокое собрание,

Преосвященные Владыки, всечестные отцы,

дорогие братья и сестры!

С особенным и теплым чувством ныне я вновь посетил благословенную Крымскую землю, не только являющуюся колыбелью для народа, здесь обитающего, но и сохраняющего с древнейших времен и до наших дней совершенно особое значение для России и Украины. Вступая в Крымские пределы, как священнослужитель и, следовательно, отчасти как историк, я повторяю в сердце своем: здесь зародилась и отсюда шагнула в мировую историю Святая Русь. В этом состояло великое предназначение Крыма для дальнейших судеб Отечества и мира.

Подобно многим другим людям, я не чувствую себя вправе оперировать геополитическими, экономическими, военными, дипломатическими и иными категориями, из которых складывается изменчивая конъюнктура новейшей истории. Но для всякого человека, сохраняющего живую связь с отеческой верой и историей своего народа, непреложным и исполненным великого смысла остается лишь одно обстоятельство: здесь принял Святое Крещение равноапостольный Владимир, на этой напоенной солнцем земле упали в души наших предков благодатные семена христианства, на этих берегах сподобился мученического венца святой Климент, муж апостольский, преемник учеников Господних, один из первых и славнейших Римских епископов древней Неразделенной Церкви.

Таким образом, Крыму было Самим Богом определено стать местом судьбоносной встречи вышедшего на арену истории молодого, переполненного энергией и жизненными силами славянского этноса, сложившегося в пределах Среднерусской возвышенности, Донских и Днепровских степей, с древней и зрелой цивилизацией Средиземноморья, просвещенной и оживотворенной светом Христовой Истины. Так молодое неперебродившее вино обрело строгую форму старинной амфоры. Так к могучей, самобытной, играющей соками ветви славянства были привиты христианская духовность и христианская культура. Здесь Святая Русь обрела свою веру, и это стало не только залогом нашего Спасения, но и решающим фактором, определившим картину мира на многие столетия вперед.

Мы прибыли в Крым вместе с архиепископом Саранским и Мордовским Варсонофием по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, дабы с благоговением передать морякам-черноморцам ковчежец с частицей мощей новопрославленного святого - праведного воина Феодора Ушакова. Искусный флотоводец, верный сын Отечества, человек высокого духа и нравственной силы, Федор Федорович Ушаков в своем земном житии явил образ истинного христолюбивого воина. Ныне мы молитвенно обращаемся к Небесному покровителю военных моряков с просьбой о предстательстве за нас перед Престолом Всевышнего и о даровании офицерам и матросам Черноморского флота в мирных и ратных трудах стойкости, веры и доблести. Ибо военная доблесть есть победа человеческого духа над инстинктом самосохранения, освященная религиозной верой и берущая начало в понятиях долга и чести. Именно поэтому самопожертвование Церковь числит в ряду величайших христианских добродетелей. Господь говорит: “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих” (Ин. 15. 13). Да послужит ныне передаваемая Русской Церковью великая православная святыня благословением и духовной поддержкой Черноморскому флоту».

«…В Крыму меня не оставляет мысль, которой я считаю необходимым поделиться с этим высоким собранием. Она состоит в том, что Крым, бывший некогда колыбелью Святой Руси, из которой вышли Россия и Украина, в последние годы стал местом формирования российско-украинского синтеза XXI века. И если внешние силы или чья-либо могущественная злая воля не пресекут этот плодотворный и жизненно важный для будущего наших народов процесс, то новая и жизнеспособная модель двусторонних отношений родится именно здесь, в месте одинаково дорогом для наших народов.

Успех на этом пути будет иметь огромное значение для построения того жизненного пространства, к которому по праву славянского и православного первородства принадлежат и Россия и Украина. Это духовное пространство сформировано нашей тысячелетней историей и культурой, которыми всякий радикализм, преследующий цели разъединения и противопоставления людей, разрыва нормальных связей между ними, отрицается как явление противоестественное. И я не вижу такой политической, экономической, военной, пропагандистской или иной силы, которая была бы способна переломить нашу тысячелетнюю духовную традицию.

Чрезвычайно важно, что с этой традицией взаимодействуют люди других национальностей, живущие в Крыму. И Россия, и Украина, и Крым должны заботиться о том, чтобы наши люди повсюду чувствовали себя свободно. Ведь любовь в условиях угнетения и подавления, дискриминации и несправедливости родиться не может. “К свободе призваны вы, братия”, – говорит апостол Павел и добавляет: “…Но любовью служите друг другу” (Гал. 5. 13)

. Поэтому в споре между духовной традицией народа и местечковыми амбициями политиканов победит то начало, которое сопряжено с глубинными потребностями жизни и исторической перспективой развития. И поэтому соперничество тезиса и антитезиса, являющихся воплощением неполноты и однобокости, обязательно найдет свое разрешение в торжестве объединяющего их синтеза.

И в этом смысле поддержание справедливых условий для нестесненного национального, культурного, религиозного, языкового развития этносов: русского, украинского, татарского или иного, - является ключевым фактором, обеспечивающим стабильность и равновесность всей системы. Мне известно о существовании экстремистских настроений в Крыму и о том, как больно задевает людей, провоцируя их на ответные действия, чье-то стремление привнести дух ожесточения и противоборства в решение вопросов, связанных с утверждением малыми этносами своей национально-культурной идентичности. Постараемся же все вместе смотреть на вещи широко, с отчетливым пониманием общей ответственности за настоящее Крыма в исторической перспективе его прошлого и будущего, с осознанием необходимости сотрудничества и добрососедства населяющих его народов и этносов.

Экстремизму следует противопоставить политическую волю властей, решимость избирателей, гражданскую активность всего населения. Ибо радикализм и экстремизм кучки людей, ослепленных национальным эгоизмом, замешенном на своекорыстии, несут потенциальную угрозу стабильности и процветанию всех остальных. Ибо ложная справедливость антитезиса как якобы естественной реакции на старые обиды неизбежно ведет народы в исторический тупик.

Уверен, что значение Крыма очень важно для активного диалога между Православием и Исламом как раз потому, что именно здесь порой недопустимо повышается градус радикализма. Обретение Крымом благословенного межнационального и межрелигиозного согласия, гражданского мира и социального партнерства сделает его прочным звеном, соединяющим Россию и Украину в интересах народов двух стран на благо всего человечества. В Крыму есть все: ласковое солнце, теплое море, плодородная земля, достойный народ, - но не менее ценен опыт минувших лет. Мудрый человек отличается от немудрого только одним: способностью усваивать уроки прошлого. А в мудрости крымчан никто не сомневается, ибо они, в отличие от иных людей в иных местах, являют миру реальные и зрелые плоды своей исторической и политической дальновидности.

Позвольте от всего сердца еще раз приветствовать это высокое собрание, а в лице здесь присутствующих - всех жителей Крыма, представителей всех этносов и культур этого благодатного края.

Благодарю многоуважаемого Леонида Ивановича Грача за теплое приглашение посетить Крым и счастливую возможность обратиться со словом любви и признательности к его жителям.

Сердечно благодарю за братский прием духовного пастыря этой земли митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря и собор епархиального духовенства.

Призываю благословение Господне на Черноморский флот России и Украины.

От имени Русской Церкви свидетельствую о высокой оценке ею возможности взаимодействия и соработничества с российской и украинской составляющими Черноморского флота. Молитвами праведного воина Феодора Ушакова, частица святых мощей которого передана ныне флоту, да будет крепнуть братство по оружию военных моряков наших стран, наследников общей ратной истории и славы.

Все мы, собравшиеся здесь, хорошо знаем, каких успехов добился Крым в последние годы и какие трудности пришлось ему преодолеть на пути к этим свершениям. Поступательное развитие Крыма вселяет уверенность в том, что его плодотворный опыт будет способствовать как успешному становлению независимой Украины в целом, так и долгожданному прогрессу в российско-украинских отношениях. Будем же тверды в нашем историческом выборе в пользу братского сотрудничества. Но да не впадем в приятное самообольщение, посчитав, что все препятствия на нашем общем пути уже преодолены, все трудности устранены. Они еще, к сожалению, будут. И наверняка найдутся люди, которым такой выбор народов придется не по вкусу.

Но сошлюсь на собственный опыт. Мне, подобно многим другим, выпадало быть побиваемым камнями от рук бессовестных и беззаконных людей. Однажды, когда град обрушиваемых на меня несправедливых и незаслуженных обвинений, кажется, уже превосходил всякую возможность разумно объяснить происходящее, один встреченный мною узбек сказал: “Владыко, пусть вас не тревожат эти нападки. У нас на Востоке говорят: кидают камни в крону только того дерева, которое плодоносит”. Да послужит это утешением и всем нам, осознающим свою историческую правоту и твердо следующим своему духовно-национальному призванию.

Позвольте от имени Русской Православной Церкви передать на молитвенную память Леониду Ивановичу святой образ Матери Божией, именуемый “Путеводительница”.

Да благословит Заступница Усердная землю Крыма и людей его своими великими благодеяниями, да исправит она наши пути к Истине и полноте жизни во Христе Иисусе».

/Опубликовано на официальном сайте Русской Православной Церкви Московского Патриархата/

http://www.mospat.ru/archive/nr202283.htm

Дополнительная информация