Леонид Грач

Почему курс на вступление в НАТО угрожает национальным интересам Украины?

В. Ющенко и его окружение всеми силами пытаются навязать украинскому обществу идею о том, что присоединение нашей страны к НАТО - единственный способ обеспечить национальную безопасность, повысить международное влияние Украины и улучшить социально-экономическое положение.

Особого успеха подобная пропаганда не имеет: украинские граждане ясно осознают, в чем заключаются национальные интересы и хорошо понимают, что курс на вступление в НАТО ведет Украину в исторический тупик. Но, прикрываясь пропагандистской завесой, украинская правящая верхушка последовательно проводит внешнеполитический курс, который решительно отвергает украинское общество. Стремление Ющенко во что бы то ни стало втянуть Украину в НАТО превратилось в главную угрозу для территориальной целостности и самого существования украинского государства, создало преграды для сотрудничества с братскими восточнославянскими странами, - Россией и Белоруссией.

При этом украинской власти становится все труднее скрывать, что большинство стран НАТО возражают против присоединения Украины к альянсу, прежде всего, потому, что не желают портить отношения с Россией, открыто возражающей против подобного шага. Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен не так давно заявил, что у нашей страны в обозримом будущем нет перспективы вхождения в этот военный блок. В конце августа официальный представитель НАТО Джеймс Аппатурай заявил, что Североатлантический альянс не намерен предоставлять нашей стране помощь в случае возникновения у нее военного конфликта с другими государствами. Это заявление, которое МИД Украины без всякого смущения назвал «поспешным», поставило украинское руководство в унизительное положение, поскольку показало полную лживость его утверждений о том, что присоединение к НАТО – это «путь в Европу» и самый надежный способ гарантировать украинскую безопасность. Действительные цели, которые, втаскивая Украину в НАТО, ставят перед собой проамериканские силы, захватившие власть в нашей стране, заключаются в том, чтобы разрушить украино-российские связи, уничтожить саму возможность восстановления отношений стратегического партнерства между Россией и Украиной, вывести нашу страну из восточнославянского пространства. Это позволит превратить Украину в плацдарм для геополитической экспансии США в Евразии, облегчив американской администрации установление контроля над важнейшими маршрутами транспортировки энергоресурсов. В обмен украинская политическая элита надеется получить поддержку Вашингтона, без которой она неизбежно утратит политическое и экономическое господство. Поэтому все украинские олигархические группировки охотно мирятся с курсом на вступление в НАТО, вызывающим неизменное одобрение администрации США, как «республиканской», так и «демократической», а ведущие политические силы, несмотря на то, что некоторые из них на словах протестуют против сближения с НАТО, не предпринимают сколько-нибудь серьезных усилия для изменения геополитических ориентиров.

Вопреки заявлениям украинской власти главная цель курса на присоединение к НАТО состоит не в том, чтобы установить прочное военно-политическое сотрудничество с альянсом, который не собирается брать на себя ответственность за национальную безопасность Украины, а в разжигании украино-российского конфликта и расколе восточнославянского пространства. Достижение этих целей резко усилит американское влияние в Восточной Европе и на территории бывшего Советского Союзе, позволит встроить Украину в фарватер американской внешней политики. Свои истинные намерения украинская власть прикрывает наспех сколоченными идеологическими мифами, лживость которых ясно разоблачает любой непредвзятый анализ.

Давайте проанализируем утверждения, которыми украинская правящая верхушка пытается оправдать свою политику национального предательства, основанную на циничном пренебрежении требованиями украинского общества и полном игнорировании его подлинных проблем.

Станет ли вступление в НАТО гарантией территориальной целостности Украины?

Украинских граждан настойчиво пытаются убедить в том, что только после вступления в НАТО они смогут спать спокойно, не опасаясь агрессии со стороны другого государства или утраты части украинской территории.

Это циничная ложь. За пределами НАТО в мире нет ни одного государства, которое бы высказывало к Украине территориальной претензии. А вот в составе Североатлантического альянса такое государство есть – Румыния, президент которой Траян Бесэску неоднократно высказывал сожаления в связи с тем, что после разгрома Советским Союзом фашистской Германии и ее союзников, Буковина и Бессарабия вошли в состав Украины. Румыния уже по сути отобрала у нашей страны остров Змеиный, вокруг которого расположено одно из самых крупных нефтегазовых месторождений Черного моря. Ющенко и его приспешники, наперебой твердящие о собственном «патриотизме», тогда ничего не сделали для защиты украинской территории и национальных богатств Украины. Эти деятели никогда не руководствовались национальными интересами и не собираются их отстаивать. Единственная цель их действий, направленных якобы на защиту «национальной безопасности», состоит в том, чтобы создать непреодолимые противоречия в украино-российских отношениях, позволив американской администрации использовать их для давления на Россию.

В России нет ни влиятельных политических деятелей, ни политических сил, призывающих к захвату части украинской территории. А в румынском парламенте представлены партии, открыто требующие создания «Великой Румынии», включающей регионы, вошедшие в состав Украины. Аналогичные силы действуют и в Польше, являющейся членом НАТО и самым послушным союзником США в Восточной Европе. Руководство этой страны ведет активную внешнеполитическую кампанию, пытаясь поставить под сомнения основания для передачи некоторых польских областей Украине, Литве и Белоруссии. Заметим, что украинская власть содействует успеху польских требований, объявляя договор о ненападении между Советским Союзом и Германией (так называемый пакт «Молотова-Риббентропа», единственно возможным политико-дипломатическим шагом И.В. Сталина в тех конкретных исторических условиях, позволивший отсрочить нападение гитлеровцев на СССР) «преступным сговором тоталитарных режимов», позабыв о том, что Украина благодаря этому соглашению получила возможность включить в свой состав польские земли, населенные этническими украинцами. В Турции, которая также входит в Североатлантический альянс, существует силы, выступающие за включение Крыма в турецкую зону влияния или даже за присоединение полуострова к Турции. Организации, выдвигающие подобные требования, практически открыто поддерживаются турецкими государственными структурами. Они активно работают в Крыму, пытаясь использовать в интересах Турции существующие в крымском обществе межэтнические и межконфессиональные противоречия, которые, кстати говоря, сознательно подогреваются украинской властью, вступившей в закулисных сговор с крымско-татарскими национал-радикалами.

Поможет ли присоединение к НАТО сближению Украины и Западной Европы?

Еще одним лживым мифом является обещание украинской власти использовать вступление нашей страны в НАТО для сближения Украины с Западной Европой. Нам пытаются внушить, что Украине будет легче получить западноевропейские инвестиции и технологии, если она станет членом Североатлантического альянса. В действительности, ведущие западноевропейские государства, - Германия, Франция, Италия, - выступают против расширения НАТО и категорически отвергают даже теоретическую возможность присоединения в обозримом будущем к этому военно-политическому блоку Украины.

Западноевропейские страны при этом руководствуются двумя мотивами. Во-первых, они не желают еще большего усиления роли США в альянсе. А вступление Украины, руководство которой контролируется американской администрацией, неизбежно увеличит ее влияние. Во-вторых, ведущие западноевропейские государства опасаются возникновения конфликта с Россией, который сведет на нет их усилия уменьшить экономическую, политическую и военную зависимость от США. Западная Европа стремится создать объединенные вооруженные силы, находящиеся исключительно под европейским командованием, пытается координировать усилия во внешнеэкономической сфере, выступая как американский конкурент на глобальном рынке, все более самостоятельно действует в области международных отношений. Конфликт Западной Европы с Россией положит конец всем этим планам, поскольку поставит западноевропейские государства в зависимость от США в энергетической сфере. Ирак, бывший одним из главных поставщиков нефти в Западную Европу, оказался под американским контролем. Враждебные отношения между Россией и Украиной позволят США установить контроль над маршрутами транспортировки энергоносителей из России и Средней Азии. Очевидно, что западноевропейские страны не будут заинтересованы в развитии отношений с Украиной, если ее внешнеполитическая позиция станет препятствием для их нормального развития.

Правда, западноевропейские государства позволяют США беспрепятственно вмешиваться в украинский политический процесс, приводя к власти своих ставленников. К сожалению, желание сохранить лояльность по отношению к Вашингтону оказывается у западноевропейских лидеров сильнее, чем соображения национальной безопасности своих стран. Установление американского контроля над Украиной представляет потенциальную опасность не только для России и Белоруссии, но и для западноевропейских стран. Большинство украинского общества никогда не смирится с выходом страны из восточнославянского пространства, не согласится воспринимать Россию как внешнеполитического противника Украины. Поэтому сохранение у власти проамериканских сил, которые намерены управлять страной и после отстранения от власти Ющенко, приведет к обострению межрегиональных, межэтнических и межконфессиональных конфликтов, которые могут создать предпосылки для возникновения масштабного геополитического противостояния. Европе нужно понять: потворствуя американскому влиянию на территории Украины, европейцы сами создают предпосылки для превращения Восточной Европы в эпицентр горячих событий, которые могут похоронить «европейский проект». Будущее Евросоюза зависит от того, сможет ли он сформировать основу для самостоятельного развития. А для этого, прежде всего, необходимо исключить саму возможность усиления военно-политического присутствия США на Евразийском континенте. Развитие событий по сценарию, который реализуют на территории Украины проамериканские политические силы, неизбежно предоставит удобный предлог для военно-политического вмешательства Вашингтона. В случае продолжения курса на евро-атлантическую интеграцию Украина может распасться по образцу Югославии или же при содействии исламских фундаменталистов и крымско-татарских националистов из ее состава могут попытаться вывести Крым по примеру Северного Кипра и Косова. И если американские бомбардировки Югославии надолго затормозили самостоятельное развитие Европы, то геополитический конфликт, который может спровоцировать противостояние в украинском обществе, создаст угрозу новой «холодной» (а, возможно, даже и «горячей») войны, которая подорвет европейскую экономическую стабильность и внешнеполитическую самостоятельность.

В этом сценарии американскими стратегами особая роль уготована русскоязычному Крыму как наиболее уязвимому региону на геополитическом направлении. Европейцы должны более внимательно отнестись к украинско-крымским реалиям, ибо до сегодняшнего дня европейская элита прохладно, если не сказать – равнодушно, относится к планам американцев по наращиванию своего потенциала на Крымском полуострове (намерение открыть здесь представительство США или проводить военно-морские учения – лишь верхняя часть айсберга).

Проамериканские силы последовательно выдавливают из Крыма Черноморский флот России, который является единственным гарантом того, что внешние силы не попытаются развязать в Крыму гражданский конфликт, которым они смогли бы воспользоваться в собственных интересах. Украинские власти попросту закрывают глаза на подобную опасность. Между тем, крымский конфликт по своей природе не может быть локальным. Поэтому незамедлительный отказ от курса на присоединение к НАТО и сохранение в Крыму Черноморского флота России соответствует не только национальным интересам Росси и Украины, но и стратегическим перспективам Западной Европы.

Обеспечит ли вступление в НАТО государственную независимость Украины?

Курс на вступление в НАТО последовательно превращает нашу страну в американского вассала, поскольку он может завершиться успехом только в том случае, если под контроль США будет поставлена экономическая и политическая жизнь Украины. Доказательством утраты Украиной значительной части национального суверенитета является американо-украинская Хартия о стратегическом партнерстве, в которой украинское руководство признало свою зависимость от США не только при проведении внешнеполитического курса, но также в энергетической сфере, в вопросах, связанных с разработкой нефтегазовых месторождений и эксплуатацией украинской газотранспортной системы. Очевидно, что особенно тяжелый удар положения этой Хартии наносят по Крымской Автономии, для которой разработка нефтегазовых месторождений является главным условием восстановления экономики.

На встрече с американскими конгрессменами, состоявшейся 7 августа 2009 г., Ющенко заявил, что Украина будет неукоснительно следовать Хартии стратегического партнерства и Плану действий Украина - США. На основании этих документов была сформирована и подписана президентом программа по подготовке страны к вступлению в НАТО, несмотря на то, что украинское общество никогда не давало согласия на присоединение к Североатлантическому альянсу. Циничное игнорирование общественного мнения, соединенное со стремлением руководствоваться указаниями внешних сил, является очевидным свидетельством вассальной зависимости украинской власти от Вашингтона, ее готовности торговать национальным суверенитетом.

Поможет ли вступление в НАТО становлению украинской демократии?

Но может быть, присоединение к НАТО поможет, как нам обещают, укреплению в нашей стране политической демократии?

В действительности, присоединение к Североатлантическому альянсу может стать реальностью только в том случае, если с остатками демократии будет окончательно покончено, и отдельные элементы демократической системы, существующие в украинском обществе, будут уничтожены вследствие установления олигархической проамериканской диктатуры.

Развитию политической демократии в нашей стране мешает господство олигархии, стремящейся уничтожить систему социальных гарантий и установить монопольный контроль над общенациональными богатствами. Правда, олигархии становится все труднее удерживать власть в своих руках, несмотря на то, что почти все политические силы, не связанные с олигархическими группировками, практически вытеснены из политического и информационного пространства. Последним сопротивляющимся бастионом остается только Коммунистическая партия Украины. Управлять обществом с помощью лжи и манипуляций становится все труднее, украинские граждане все лучше распознают обман, все яснее осознают собственные интересы. Появилась реальная перспектива объединения всех противников олигархического господства, которое может коренным образом изменить расстановку политических сил, создать предпосылки для проведения социально-экономических преобразований в интересах общественного большинства. В нынешней ситуации олигархии для сохранения власти необходима американская поддержка, которую администрация США готова предоставить при условии проведения украинской властью курса на вступление в НАТО. Все крупнейшие политические партии Украины в той или иной степени поддерживают подобный внешнеполитический курс: ни один из их лидеров не посмел даже «вякнуть» ни против Хартии, ни против тех, явно нацеленных на конфронтацию с Россией, действий украинской власти, которые она осуществляет, надеясь заслужить благосклонность американской администрации. Показательно, что вице-президент США Джо Байден, встретившись с пятью, по их мнению, главными претендентами на пост украинского президента, публично похвалил их за единодушную приверженность евроатлантическим целям.

Для США представляется гораздо более важным именно этот аспект – политическая лояльность украинских лидеров, чем развитие в нашей стране политической демократии. Только подчиненная указаниям американской администрации украинская политическая верхушка может превратить Украину в послушного участника (и даже в ревностного исполнителя) геополитических планов Вашингтона. При этом необходимо, чтобы украинское руководство получило возможность игнорировать общественное мнение, поскольку украинское общество выступает за установление стратегического партнерства, развитие внешнеполитического оборонного сотрудничества с Россией, что может поставить под угрозу американские планы по усилению своего присутствия в Евразии, от которых руководство США не собирается отказываться. Поэтому в наибольшей степени американским интересам отвечает установление в нашей стране олигархической диктатуры, слегка прикрытой «демократическими» декорациями. Именно этот строй мы и получим, если курс на присоединение к НАТО не будет, наконец, остановлен.

Почему вступление в НАТО может привести Украину к экономической катастрофе?

Присоединение к НАТО может произойти только в случае превращения Украины в американского вассала. Как уже подчеркивалось, и для американской администрации и для украинской правящей верхушки главным является не вхождение нашей страны в Североатлантический альянс, а превращение ее в плацдарм для американской геополитической экспансии. Вступление в НАТО лишь должно создать для этого необходимые правовые и внешнеполитические предпосылки.

В результате не только экономическая, но и политическая жизнь Украины будет починена американским интересам. Украину и сегодня сложно назвать государством, самостоятельным с экономической точки зрения. Созданная в результате уничтожения социалистического строя украинская экономическая модель полностью зависит от внешнеэкономической конъюнктуры, от мировых цен металлы и продукцию химической промышленности. Ресурсы для самостоятельного развития в нашей стране сегодня отсутствуют, но у нас есть потенциальная возможность компенсировать эту слабость благодаря экономической интеграции с Россией, Белоруссией, другими бывшими советскими республиками и странами социалистического лагеря.

Присоединение к НАТО и превращение нашей Украины в периферию евро-атлантического мира полностью уничтожит эти перспективы. Ни Россия, ни Белоруссия, ни Китай, ни другие страны, сохраняющие экономическую независимость от США, не будут строить тесные партнерские отношения с государством, участвующим в реализации американских геополитических планов. Мировой экономический кризис показал полную неэффективность украинской экономической модели, ее сохранение неизбежно приведет к новому витку деградации промышленности и сельского хозяйства, к окончательному уничтожению украинской науки и катастрофическому снижению качества образования и социальных стандартов. Но США не заинтересованы в возникновении в нашей стране иной экономической модели, основанной на развитии высокотехнологичных отраслей промышленностей, государственной поддержке сельского хозяйства и установлении системы твердых социальных гарантий. В такой экономической системе олигархия утратит свое господствующее положение, а, значит, будут сломаны механизмы, обеспечивающие подчинение Украины геополитическим интересам США. Поэтому перспективы экономического развития Украины напрямую зависят от того, удастся ли нашей стране избавиться от американского влияния. Американская администрация при поддержке Ющенко, Тимошенко и их окружением пытается установить контроль над украинской энергетической сферой. В качестве важнейшей задачи экономического развития провозглашается уменьшение «энергетической зависимости» от России. США не скрывают своих целей, связанных с установлением контроля над украинской газотранспортной системой и превращением Украины в рынок сбыта для американского ядерного топлива. И если Россия предлагает Украине забирать ядерные отходы и выражает готовность хранить их на своей территории, американские корпорации собираются превратить территорию Украины в хранилище для собственных отходов. Зависимость от американских поставок ядерного топлива должна еще больше привязать Украину к американской геополитической стратегии и ликвидировать важную линию экономического сотрудничества Украины и России. Понятно, что мнение украинского общества на этот счет никто спрашивать не собирается. Подобным образом Ющенко и его клика приглашают украинские корпорации к разработке нефтегазовых месторождений Крыма, грубо нарушая подобными действиями Конституцию АРК, требующей принятия любых решений, затрагивающих интересы Автономии, только с ее согласия, бросая открытый вызов крымскому общественному мнению.

Курс на присоединение к НАТО ведет к утрате экономической независимости и национального суверенитета, усиливает внутренние противоречия в украинском обществе и угрожает превратить Украину в арену международного конфликта. Если этот курс не будет остановлен, он завершится установлением в стране олигархической диктатуры и переходом украинской экономики под контроль американских и транснациональных корпораций. Подобная направленность украинской внешней политики стала главным фактором, содействующим все большему подчинению внутренней и внешней политике Украины стратегическим интересам США. При этом присоединение к НАТО вопреки лживым заявлениям украинской власти не будет способствовать ни защите территориальной целостности Украине, ни укреплению ее национальной безопасности. У нас есть действенный способ положить конец превращению Украины в плацдарм для геополитической экспансии Вашингтона. Это соблюдение украинского законодательства, в том числе Конституции Автономной Республики Крым, являющейся его неотъемлемой частью. Реализация Конституционных полномочий Крыма позволит предотвратить захват крымских нефтегазовых месторождений американскими корпорациями, обеспечит вечное базирование на полуострове Черноморского флота России, заставит украинскую власть отказаться от курса на присоединение к НАТО. Крым станет регионом, соединяющим восточно-славянский мир, создающим основу для развития стратегического партнерства Украины и России.

Л. Грач, народный депутат Украины,
Председатель Общественного Совета по защите конституционных полномочий Автономной Республики Крым

Дополнительная информация