Леонид Грач

Сага о «любых друзях» и «клятых вороженьках»

Назначение Петра Порошенко министром иностранных дел представляет собой явление того же порядка, что и нацистские марши, посвященные годовщине образования УПА, прошедшие в нескольких крупных городах Украины, в том числе в Киеве.

При всей своей внешней несхожести эти события свидетельствуют о том, что украинская политическая элита за прошедшие четыре года ничему не научилась и не собирается отказываться от курса, поставившего страну на грань катастрофы. Дальнейшее проведение политики, выгодной олигархическим группировкам, неизбежно приведет к распаду украинского общества и государства. Но украинская правящая верхушка ( и это в последние месяцы стало окончательно ясно) добровольно не остановится.

В 2004 — 2005 гг. украинская политическая элита убедилась, что власть можно получить с помощью обмана и манипуляций. Для того чтобы захватить экономическое и политическое господство, нужно пообещать относительно небольшие подачки с «барского стола» (вроде увеличения детских пособий) и получить контроль над информационным пространством. При этом важно создать образ врага и убедить общество, что с его уничтожением жизнь быстро изменится к лучшему.

В 2004 году группировкам, рвущимся к власти, над формированием «образа врага» особенно трудиться не пришлось. Режим, возникший в годы правления Леонида Кучмы, бывший единственным соперником боровшейся за власть группировки, являлся главным организатором общественного грабежа и основным препятствием на пути общественного развития. Все разрушительные процессы, которые сегодня определяют жизнь украинского государства, уже тогда набирали силу. Власть была полностью отделена от общества, коррупция превратилась в основу принятия государственных решений, общенациональные ресурсы оказались в распоряжении небольшой группы людей, непосредственно связанных с властью.

Беда в том, что за последние четыре года ситуация существенно ухудшилась. Власть цинично игнорирует общественные настроения, не скрываясь, проводит государственные курс, полностью противоречащий общественной воле, и стремится законодательно лишить общество возможности влиять на внешнеполитические шаги государства (это устанавливает новый проект Конституции, предложенный Ющенко). Коррупция приобрела тотальный характер, она пронизывает все сферы государственной жизни, а все механизмы, позволяющие ее ограничить, сознательно уничтожены. Вся экономическая политика власти направлена исключительно на обслуживание интересов олигархических групп, поэтому эффективное противодействие углублению и обострению кризиса в украинских условиях становится принципиально невозможным.

К сожалению, утверждение подобной системы власти было неизбежным. Оно стало закономерным результатом укрепления олигархического господства в результате так называемой «оранжевой революции» 2004 года. Приход к власти «оранжевых» сил был бы невозможен, если бы они не сумели при помощи манипуляций создать у значительной части общества ощущение близкой победы над коррупцией и олигархическим произволом, которая будто бы наступит сразу после того, как удастся отстранить от власти Леонида Кучму и его окружение. Понятно, что это была циничная ложь, которую можно разоблачить в глазах общественного мнения, если бы в стране существовали влиятельные политические силы, контролирующие информационные ресурсы, сравнимые с медийными возможностями олигархии и коррумпированной бюрократии. Необходимо было объяснить украинскому народу, что менять нужно не правящую клику, а всю властную систему в целом, или, по крайней мере, добиваться создания социально-экономических и политических механизмов, ограничивающих олигархическое господство. Однако трагедия состояла в том, что правящая элита готова была скорее погибнуть, чем выступить против утвердившегося в стране социально-политического строя, а политические структуры, не контролируемые олигархией, были лишены доступа к общенациональным СМИ.

Левые силы стараниями политических махинаторов, выполнявших заказ власти, к тому времени были уже ослаблены и разобщены, а партии, представлявшие интересы мелкой буржуазии, перестали существовать или полностью утратили самостоятельность. В одиночку КПУ не может действенно бороться против олигархического засилья, - добиться успеха, как указывает В.И. Ленин, партия рабочего класса может только при поддержке массового союзника. Некоторая надежда была на то, что олигархические группировки, заключившие союз с Кучмой и его ближайшим кругом, осознают, что им грозит поражение и пойдут на экономические и политические уступки ради выживания. Тогда, казалось, что «оранжевые силы», которые представляли собой довольно сплоченную группировку «дорогих друзей» Ющенко, после его прихода к власти непременно уничтожат своих противников.

Однако этого не произошло. «Друзья», действительно выступившие в поход в начале единым строем, не сумели поделить первую же крупную добычу, отнятую ими у группировок, связанных с Леонидом Кучмой, - завод «Криворожсталь», оказавшийся, в конце концов, под контролем транснациональной металлургической корпорации. Бывшие соратники постепенно превращались в противников, а их «заклятые враги», которых они еще недавно намеревались преследовать в соответствии с законом, превращались в партнеров и спонсоров «оранжевых» политических деятелей, включая президента. В результате смешения «дорогих друзей» и «заклятых врагов», боровшихся за власть в 2004 году, возникла нынешняя правящая верхушка Украины, по-прежнему разбитая на несколько сражающихся друг с другом фракций, но полностью единая с идеологической точки зрения. Все те идейные различия, которые существовали между противоборствующими группировками в 2004 году, и создавали теоретическую возможность того, что некоторые из них пойдут на определенные уступки обществу во внешнеполитических и социальных вопросах, на протяжении последних лет были успешно преодолены олигархией.

Именно это и делает возможным проведение нацистских маршей, подобных тем, что состоялись 14-15 октября в ряде городов Украины. Ющенко заинтересован в организационном и идеологическом возрождении фашизма, поскольку это позволяет ему сохранять политическое влияние. Но другие олигархические и бюрократические кланы также не возражают против этого. Идейные последователи Гитлера сознательно раскалывают украинское общество, натравливают друг на друга этнические и конфессиональные группы. А это, в свою очередь, делает народ Украины беззащитным перед манипуляциями, обеспечивающими олигархии экономическое и политическое господство. Если хотя бы одна влиятельная олигархическая группировка всерьез выступила против усиления нацистов, то оно было бы быстро остановлено, поскольку представители олигархии легко пошли бы на компромисс, отказавшись от поддержки нацистов, ради сохранения единства правящей верхушки.

Несколько сложнее дело обстоит с внешнеполитическим курсом украинского государства. Он зависит не только от воли украинской олигархии, но и от позиции администрации США, интересы которой в украинском политическом пространстве представляют проамериканские силы. Они в той или иной степени присутствуют во всех трех ведущих политических коалициях украинской буржуазии, объединившихся, соответственно вокруг Ющенко, Тимошенко и Януковича (все менее крупные игроки вроде Арсения Яценюка так или иначе оказываются в сфере влияния одной из коалиций).

Конечно, украиснкая олигархия готова торговать национальными суверенитетом и легко поступается государственными интересами. Однако у каждой крупной олигархической группировки свои представления о той плате, которую следует получить за превращение Украины в американского сателлита. И если Ющенко и его клика готовы довольствоваться одобрением Вашингтона и участием в реализации американских геополитических проектов, то представители промышленной буржуазии мечтают об открытии американского и европейского рынков для украинского экспорта, доступе к финансовым ресурсам и получении новых технологий. Поэтому во главе внешнеполитического ведомства должна стоять компромиссная фигура. Например, такой политический деятель, как Петр Порошенко, сохраняющий непосредственную связь со всеми ведущими политическими коалициями украинской олигархии, а потому хорошо понимающий, что их объединяет.

Здесь есть еще один «деликатный момент». Украинская олигархия больше всего на свете опасается вызвать неудовольствие Вашингтона. В 2004 году оказалось достаточно одного резкого оклика со стороны Мадлен Олбрайт, пригрозившей арестовать счета тех представителей украинской элиты, которые будут прибегать в борьбе против Ющенко к неправовым методам (это сразу же сделало абсолютно беспомощными все группировки, ориентированные на Леонида Кучму и Виктора Януковича, поскольку действовать в рамках правового поля украинская олигархия принципиально неспособна). Понятно, что в нынешних условиях, когда проигравшие группировки в условиях кризиса рискуют утратить не только власть, но и собственность, у многих может возникнуть соблазн выставить своих конкурентов в неблагоприятном свете перед Вашингтоном, тем самым лишив их американского покровительства. В условиях, когда борьба за выживание может перерасти в открытое противостояние, вновь (как в 2004 году) создающее видимость массового участия в политическом конфликте, позиция американской администрации приобретает решающую значимость. И Порошенко, как представляется, должен следить, чтобы никто не попытался без предварительной санкции Вашингтона выдать себя за главного представителя американских интересов (подобную игру пытался вести Ющенко, но она была полностью сорвана отказом Обамы встретиться с украинским президентом во время работы сессии Генеральной Ассамблеи ООН, состоявшейся в конце сентября).

Понятно, что Порошенко будет выполнять столь важные функции не бесплатно. Речь идет, естественно, не о жаловании министра. У Порошенко более масштабные интересы. Премьер-министр уже обещала поддержать корпорации, принадлежащие новому министру иностранных дел, которые, как и большинство украинских олигархических структур, оказались сегодня в тяжелом положении. Так, Тимошенко уже объявила, что готова рассмотреть возможность выделения кредита Луцкому автомобильному заводу (ЛуАЗу) под государственные гарантии.

Что же касается внешней политики Украины, то ее направленность при Порошенко, конечно же, не изменится. Украинская олигархия в целом заинтересована в продолжении курса на раскол восточнославянского пространства и втягивание страны в американскую сферу влияния. Нельзя рассчитывать, что после отстранения от власти Ющенко власть будет проводить внешнюю политику, соответствующую требованиям общества. Подобное убеждение столь же наивно, как и распространенная в 2004 году вера в то, что с уходом Леонида Кучмы удастся покончить с коррупцией. И если тогда рвавшимся к власти олигархическим группировкам удалось создать образ врага из представителей высшего государственного руководства, то сегодня они используют ради этого миф о «российской угрозе». Петр Порошенко уже успел отличиться на этом поприще. По его словам, «против нашей страны развязана информацонная война, которую мы проигрываем». Это значит, что в ближайшие недели нас ожидает новая кампания по борьбе с несуществующим «российским влиянием», которая в действительности будет представлять собой попытку окончательно устранить с политической сцены силы, исповедующие принципы социальной солидарности, интернационализма и восточнославянского единства, которые разделяются большинством украинского общества.

Как бы ни ссорились между собой «дорогие друзья», как бы ни пытались они лишить своих противников власти и собственности, они всегда будут заклятыми врагами украинского народа, готовыми договориться за его спиной ради его раскола и совместного грабежа.

Л. Грач, народный депутат Украины,
Председатель Общественного Совета по защите конституционных полномочий Автономной Республики Крым

Дополнительная информация