Леонид Грач

ЛЕОНИД ГРАЧ: «РОССИЯ ДЕРЖИТ ДИСТАНЦИЮ»

Главной пороховой бочкой страны по-прежнему остается Крым. И без того сложная ситуация на полуострове может усугубиться из-за двух взрывоопасных факторов. Во-первых, полномочия крымского парламента истекают 12 мая 2010 года, а выборы в него хотят назначить на 30 мая.

Это значит, что уже с 13 мая законодательный орган АРК рискует оказаться нелегитимным. И если результаты майской гонки обжалуют в суде, принимать решение о перевыборах будет уже просто некому. Во-вторых (и это главное), исход борьбы за крымскую власть в немалой степени зависит от исхода президентской схватки, ситуация вокруг которой продолжает накаляться. Об этом в интервью «СН» рассказал лидер крымских коммунистов, народный депутат Украины Леонид Грач.

Пора менять лошадей

— Леонид Иванович, чем, по-вашему, закончится президентская схватка?

— Противостояние будет страшное. Оно компромиссом не закончится.

— Почему? Разве пять лет назад не удалось достичь компромисса?

— То был компромисс Леонида Кучмы. В результате произошел грубый правовой выход. Имею в виду решение Верховного суда о проведении третьего (незаконного) тура. На сей раз такого не будет. Никто никому не уступит.

— Кто же будет арбитром в этой битве? Ситуация в Высшем админсуде до сих пор непростая...

— Арбитром будет... Америка. Она найдет какие-нибудь «филиалы» Квасьневского для протокольных встреч. Также арбитром будет украинская олигархия, которая действует по принципу: и нашим, и вашим.

— Вы забыли упомянуть еще одного важного игрока — Россию.

— Россия уже задекларировала свое невмешательство в украинские политические процессы и держит соответствующую дистанцию. Хотя она тоже может участвовать в переговорах и консультациях. Как и группа Квасьневского.

— То есть после второго тура выборов нашу страну будут рвать на части как извне, так и изнутри?

— Это уже априорно запланировано движениями «лоб в лоб».

— Вы согласны с тем, что, как утверждают некоторые, от развала нас может спасти федерализация страны?

— Сейчас не до федерализации. Нам, как говорится, хоть бы кости спасти. А мясо уже потом нарастет. Надо откровенно сказать: непризнание победы одного кандидата со стороны другого приведет к полному разлому страны. На мой взгляд, перспективы очень и очень нерадужные.

— Так что теперь? Все пропало?

— Надо было предложить народу избирать кандидатов из новых лиц. Мы же пошли по старому, наезженному принципу: лошадей на переправе не меняют. Но, увы, выборы — не переправа, а крутой перелом. Да и «лошади» всем известны. Не надо открывать этим «лошадям» пасть, чтобы понять, сколько им лет и на что они способны. Между тем условия для ведения социальной и политической борьбы объективно были более тяжелыми. Многие украинские граждане еще сохраняли иллюзии относительно возможности обеспечить в условиях олигархического строя твердые социальные гарантии и высокий уровень жизни. С этими миражами окончательно покончил только крах социально-экономического курса, проводившегося после так называемой оранжевой революции. В нашей стране сложилась ситуация, ранее описанная Лениным: народным массам оставлено только право «раз в несколько лет решать, какой член господствующего класса будет представлять и подавлять народ».

— Если бы вы знали о том, какие будут результаты первого тура, бросили бы клич об объединении вокруг более компромиссной фигуры? К примеру, вокруг Сергея Тигипко, претендующего на роль третьей силы.

— Я знал, что первый тур закончится именно с такими результатами. Что касается третьей силы, то имеется в виду совсем не такое новое лицо, как в фильме «Белое солнце пустыни»: «Гюльчатай, открой личико». Совсем нет. Речь идет о новом лице, способном решить социальные проблемы, восстановить мир и покой, двигаться в четком геополитическом направлении. Тигипко таким быть не может. Он из тех комсомольских функционеров, которые пошли по пути кооперативчиков, потом стали банкирами и т. д. Нет у него качеств, необходимых для государственной работы.

— Как это нет? Он — опытный управленец.

— Да, у него есть опыт менеджмента, есть общие понятийные слоганы. Но это слишком мало, чтобы служить государству. Кто не согласен со мной, пусть обратится к великому Сократу. Ни левых, ни правых взглядов ему не припишешь. Так вот, Сократ сказал, что при строительстве государства нужно исходить из трех основополагающих принципов. Во-первых, соблюдать закон. Во-вторых, придерживаться справедливости. И в-третьих, из прошлого нужно брать все лучшее. У Тигипко таких подходов нет. Поэтому я не смог бы за него голосовать.

Буржуазия, вон!

— Вы считаете, что представителя третьей силы у нас по-прежнему нет?

— Есть. Но проблема в том, что мы сделали «закупорку» в общей системе. К примеру, в Верховную Раду — только по партийным спискам. А это значит, что туда приходят вожди и те, кто обеспечивает их благолепие. И здесь мы затрагиваем очень важную проблему. Речь идет об остатках постсоветского кадрового потенциала, представители которого действительно были серьезными менеджерами: в них сочетались и профессиональные отраслевые знания, и управленческий опыт, и политическая подготовка. Этих людей практически уже нет. За 18 лет нашей независимости образовалось более 140 партий-пустоцветов. Некоторые из них приходили в парламент, тусовались и растаскивали все что могли. Где же здесь государственному человеку формироваться?

— Итого: чем партий больше, тем толку меньше. Не пора ли нам перейти к двухпартийной системе, как это сделали, к примеру, в США?

— Такие стремления уже есть: перейти к двухпартийной системе — некоему американскому слепку.

— Что же в этом плохого? Будем жить как господа американцы...

— Жить, как американцы, не удастся. Во-первых, вы не в Вашингтоне, а в Киеве, где даже улицы не убирают. Но это еще полбеды. Главная проблема в другом: американцы живут за счет остального мира. А мы — страна с протянутой рукой. У нас двухпартийная система будет всех убивать в социальном и политическом смысле.

— А разве сегодня нас не убивают в политическом и социальном смысле? Достаточно сказать, что в новый, 2010 год мы вошли без нового госбюджета...

— Утверждение бюджета — эта лишь некая форма. А по содержанию... Как правили в ручном режиме, так и правят. Как рассовывали бюджет по своим карманам и счетам, так и рассовывают. Заметьте, как несколько лет назад усиливали влияние центра на все эти процессы: бюджетные показатели городов утверждаются в Киеве. Происходит концентрация бюджета в одних руках. Государственные средства раздаются теми, кто является не распорядителями бюджета, а всего-навсего лишь его исполнителем.

— А кто же у нас распорядители?

— Налогоплательщики. Они избирают законодательный орган и делегируют ему свои права, в том числе и по утверждению бюджета. Но сегодня эта проблема никого не волнует: есть бюджет или нет бюджета. Все правят, все «керують», все решают вопросы за бюджетные средства, бросив на произвол судьбы целые города и отрасли. Так что живем в стране чудес. Только без Алисы.

— Что же будет, если придет Алиса?

— Если придет Алиса, будет полный... «ЕЦ». Это значит — единый центр. Пусть никто не думает, что мы материмся.

— Шутить изволите. А ведь на самом деле вам должно быть не до шуток. Почему вы ничего не говорите о поражении КПУ на выборах-2010?

— Поражение КПУ вызвано недостатками в избирательной кампании и низком качестве ее рекламы. Все эти факторы так или иначе повлияли на результаты выборов. Однако переоценивать их воздействие не стоит.

Не имеем, и... немеем

— Все-таки нужно признать: ваша партия обречена на дальнейшую потерю своих позиций в обществе.

— В конце 1990-х — начале 2000-х левые партии, прежде всего коммунисты, обладали несравненно большим общественно-политическим влиянием и пользовались поддержкой значительного числа избирателей. Стремление спрятаться от социальной действительности за готовыми клише и формулами принесло нам много вреда. Если мы не сумеем честно и непредвзято рассмотреть идущие в обществе процессы, чтобы понять, как следует им противостоять и противодействовать, левое движение будет окончательно разгромлено. А это значит, что народ Украины окажется полностью беззащитным перед произволом олигархических кланов, которые получат возможность управлять страной, игнорируя общественное мнение, не считаясь ни с чем, кроме собственных потребностей и требований покровителей из администрации США и руководства ЕС.

— Минуточку! Сейчас мы говорим не о кланах. Вопрос в другом: почему сегодня левые оказались на обочине политической борьбы?

— Чтобы ответить на этот вопрос, нужно провести напряженную аналитическую работу с участием как можно более широких кругов активистов и сторонников Компартии Украины.

— И не только Украины. Давайте вспомним о статье, опубликованной на сайте Леонида Грача: «Российские коммунисты проанализировали неудачу левых на выборах президента Украины». Вы согласны с мнением члена Госдумы от КПРФ Валерия Рашкина о том, что КПУ нуждается в новых лидерах?

— Эти слова нужно адресовать депутату Госдумы, а не мне. Что касается результатов первого тура, то они действительно должны заставить нас переосмыслить ситуацию. Потому что это результаты всей партии. И, естественно, надо весьма критически отнестись ко всем тем формам работы, которые у нас есть, к тому кадровому потенциалу, который есть в первых рядах. Назрела необходимость дать дорогу молодым. Обратимся к опыту россиян. Однажды Зюганов сделал, прямо скажем, хорошее дело. Вместо себя на президентские выборы он отправил соратника по партии, который неплохо выступил: набрал голосов в пределах 17 процентов, насколько мне не изменяет память. И, собственно говоря, с лидером КПРФ ничего страшного не произошло. Наоборот: партия встряхнулась. Мы же ходим с одним и тем же... В итоге пришли с результатом, достаточно для нас тревожным.

— Стало быть, Рашкин оказался прав...

— Еще раз хочу отметить: это лишь один из аспектов тех проблем, на которые нужно взглянуть очень серьезно. Речь идет о взаимопонимании партии и общества. Нам нужно ответить на вопросы: почему общество онемело с социальной точки зрения? Почему оно не желает бороться за социальные права, начертанные на лозунге партии? Почему общество верит буржуазным, олигархическим лозунгам, которые взяты у левых «на прокат»? Эти вопросы нужно решать. Потому что на нас накатывается новый вал испытаний.

— Что вы имеете в виду?

— Выборы в местные советы, назначенные на 30 мая 2010 года. Это тот Рубикон, где партия должна себя показать: она в состоянии за это время переформироваться, засверкать новыми лидерами в городах, районах и областях? Нам есть о чем подумать. И очень серьезно...

Столичные новости

Дополнительная информация