Леонид Грач

Запись в блоге Леонида Грача на сайте From-UA

Чему учит печальный опыт Греции

Стало ясно, что Греция, оказавшаяся в крайне тяжелой финансовой ситуации, не дождется помощи от более благополучных стран ЕС. Более того, Ангела Меркель прозрачно намекнула, что необходимо исключать из зоны евро страны, постоянно нарушающие установленные правила формирования бюджета. Поэтому греческому руководству придется резко сокращать бюджетные расходы, что неизбежно приведет к падению уровня жизни и к обострению социальной напряженности, и без того достигшей взрывоопасной отметки. В противном случае Греция вынуждена будет отказаться от евро и вернуться к национальной валюте, оставшись один на один с проблемами, порожденными мировым экономическим кризисом.

По-видимому, Греция переживает последствия глобального экономического спада тяжелее, чем ведущие европейские страны, поскольку в период роста пыталась как можно быстрее приблизиться к наиболее развитым государствам ЕС по уровню благосостояния. В то время, когда финансовые ресурсы были легко доступны, эта цель казалась легко достижимой. А членство в ЕС представлялось чуть ли ни гарантией успеха. Но с наступлением кризиса упал спрос на продукцию греческого экспорта (продовольствие, товары легкой промышленности, руду, металлы, стройматериалы), сократился поток туристов, стало тяжело получить крупные кредиты на выгодных условиях. Доходы бюджета резко упали, поддерживать прежний уровень социальных расходов стало невозможно. В результате совокупный долг Греции превысил 300 миллиардов евро, причем 80 миллиардов страна одолжила в прошлом году.

И тут выяснилось, что Германия, Франция и другие страны ЕС, намного легче переживающие кризис из-за преобладания в структуре экономики высокотехнологичных отраслей не собираются помочь Греции, столкнувшейся с угрозой финансового краха. Это значит, что греческому правительству придется снижать уровень социальных гарантий, распродавать государственную собственность, которая играет чрезвычайно важную роль в экономической жизни Греции. Государству принадлежат компании-монополисты в области связи и энергетики, национальная газовая компания, оператор газотранспортной системы, контрольные или блокирующие пакеты акций нескольких крупнейших банков. Около половины промышленного производства приходится на государственный сектор. Но с этим (также как и с высокими размерами пенсий и социальных пособий) в скором времени будет покончено. Государственная собственность будет распродана, а потому даже после того, как экономический спад прекратится, у греческого правительства не будет больше необходимых средств для проведения активной социальной политики и инструментов экономического регулирования. Нет ни малейшего сомнения в том, что бывшая государственная собственность окажется в руках транснациональных корпораций или связанных с ними крупных греческих компаний.

ЕС так и не стал подлинным союзом, участники которого связаны отношениями солидарности и сотрудничества. Это все еще площадка, где обеспечены условия для обмена и взаимодействия между экономическими структурами разных стран. Но, как выясняется, государства, уступающие по своей мощи экономическим лидерам ЕС, пытаясь им подражать и всерьез с ними конкурировать, рискуют подорвать свою финансовую систему. И остаться один на один со своими проблемами.

Невозможно представить себе аналогичную ситуацию в рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), объединявшего вплоть до 1991 года 12 социалистических стран. Отношения между участниками СЭВ были действительно партнерскими, они поддерживали друг друга в кризисные периоды, помогали более слабым государствам пережить финансовые трудности. Распад СЭВ является страшной, непростительной ошибкой, которую допустили руководители Советского Союза и восточноевропейских стран, рассчитывая, что выгодно встроиться в мировую капиталистическую систему. За эти иллюзии пришлось жестоко расплачиваться. Но, как видно, опыт прошлого ничему не учит, поскольку представители новой украинской власти, неоднократно заявлявшие о своем прагматизме и стремлении считаться с подлинными национальными интересами, фактически объявили о своей верности курсу Ющенко на евро-интеграцию.

Дело даже не в том, что руководство ЕС не поддерживает евро-атлантических мечтаний украинской власти. Украину рассматривают, в лучшем случае, как плацдарм для дальнейшей геополитической экспансии, как буферное государство, призванное сдерживать международное влияние России. Главная проблема в том, что все те экономические ниши, которые могла бы занять Украина, уже захвачены балканскими и восточноевропейскими государствами. И как показывает печальный опыт Греции, даже те из них, что обладают значительно более сильной экономикой, чем Украина, не могут рассчитывать на равное отношение и помощь в трудную минуту со стороны ведущих европейских стран.

Если мы не хотим, чтобы наша страна осталась без друзей и партнеров в ситуации мирового экономического спада, который будет продолжаться, по меньшей мере, еще несколько лет, нам нужно немедленно приступить к интеграции в Единое Экономическое пространство, созданное Беларусью, Россией и Казахстаном. Это не только возможность сформировать огромную территорию, где будет обеспечено свободное движение финансов, товаров, услуг и рабочей силы, но и шанс на формирование нового экономического союза, охватывающего пространство восточнославянской цивилизации. Цивилизационное и культурное единство, общее мировоззрение и историческая судьба, необходимость противостоять схожим угрозам, связанным со все возрастающей технологической отсталостью и разрушением инфраструктуры, возможность эффективного объединения усилий станут надежным залогом взаимовыручки, солидарности, партнерского отношения друг к другу. Всего того, что так и не дождалась Греция от стран ЕС.

FromUA

Дополнительная информация