Леонид Грач

Грач: Партия регионов может привести Украину к киргизскому варианту. ЛигаБизнесИнформ. Интервью

Народный депутат Леонид Грач - один из самых ярких представителей Коммунистической партии Украины и чуть ли не единственный, кто готов откровенно говорить с прессой о внутрипартийных проблемах и разногласиях. В феврале прошлого года он даже поплатился за это местом в президиуме ЦК КПУ. Несмотря на это, политик не воспользовался своим правом на согласование финального текста этой беседы, лишь попросил: "Передайте меня таким, какой я есть".

В интервью ЛІГАБізнесІнформ политик рассказал о возможности выхода Компартии из парламентской коалиции, планах по срыву украинско-американских военных учений, причинах падения рейтинга КПУ и перспективах крупнейшей украинской левой партии.

- Несколько дней назад Верховная Рада разрешила проведение военных учений в Украине с участием войск иностранных государств. Ваша фракция выступала категорически против этого решения, однако за него проголосовали ваши партнеры по коалиции Партия регионов и Блок Литвина. Не считаете ли Вы такие действия партнеров по коалиции предательством, нарушением коалиционных договоренностей?

- Я думаю, что Блоку Литвина такое определение, как предательство, инкриминировать нельзя, потому что Блок Литвина бесхребетный и настолько разбросанный, что никаких геополитических обязательств на себя не брал. Что касается Партии регионов, то это вне всякого сомнения предательство. Предательство даже не наших коалиционных соглашений, это было бы полбеды, это предательство тех предвыборных обязательств, на которые в значительной мере ориентировался юго-восток. Речь не идет ни о каком повышении обороноспособности в результате данных учений. Во всех двух десятках запланированных на этот год учений будет задействовано лишь порядка трех тысяч украинских представителей. В большинстве учений речь идет о десятках и сотнях участников. Исключение - украинско-американские "Си Бриз", которые вне всякого сомнения ставят дыбом всю ситуацию, потому что это Крым, а Крым всегда относился и будет относиться к этому крайне отрицательно. И то там всего лишь около 1600 человек со стороны Украины и около 1000 со стороны Америки. "Си Бриз" - предательство интересов со стороны регионалов и, конечно, плевок крымчанам, плевок своим однопартийцам, которые в большинстве проголосовали за непроведение учений на территории Крыма. Естественно, это продолжение той же политики заигрывания с Америкой с НАТО, та самая "многовекторность", которая привела к краху сам кучмизм как таковой. Эта коалиция создана по интересам. В ней нет ничего идеологического с точки программных целей, государственных подходов, взаимоуважения партнеров по коалиции. Когда регионам надо, они свои вопросы решают, не смотря ни на что. А те вопросы, которые поставили мы… Скажем, мы поставили вопрос о возвращении 7 ноября (день Октябрьской революции 1917 года в России, - ред.) статуса государственного праздника. Ну, пусть полетят к Саркози и он им расскажет, почему во Франции из года в год на государственном уровне отмечается День взятия Бастилии. Потому что это великая история и к ней нужно с уважением относиться. Вот как так получилось, что мы внесли такой законопроект, а регионы даже для вида, для приличия не проголосовали? Поэтому эта коалиция на час. Она не может быть создана на большее время, потому что есть идеологические буржуазные цели, которые обслуживают олигархический капитал Партии регионов, и ее представители будут этому следовать.

- Вы говорили о том, что крымчане не позволят проводить "Си Бриз". Что планирует Крымский реском Компартии?

- Протест народа - великое дело. В 1997 году, когда во времена Кучмы под Евпаторией хотели провести первый "Си Бриз", мы вывели десятки тысяч людей, и власть не смогла сделать то, что она хотела, и отменила учения. В 2006 году, когда непрошеные гости высадились в Феодосию, мы путем протеста запретили это. Мы и в 2008 году блокировали всю военную технику и, если хотите, взяли ее в плен и поставили ультиматум - либо вы прекращаете эту фазу учений, либо мы даже не отдадим вам технику. И они ее прекратили. В той стычке вояки хорватского подразделения даже поломали мне палец. Хотелось бы, чтобы власть еще призадумалась, потому у Януковича пока есть возможность этот "Си Бриз" провести где-нибудь на широком лане, где это вызывает меньшее отторжение, и не провоцировать Крым. Если они этого не сделают - мы выведем народ и теми мерами, которые будут нам доступны в пределах права, будем показывать свое невосприятие. Хотелось бы повторить тот успех, который был в предыдущие годы.

- После создания коалиции Вы называли три позиции, ради которых КПУ вошла в это объединение: сближение с Россией (через Таможенный союз и ЕЭП), государственный статус русского языка и отказ от НАТО. От первых двух позиций Янукович и его правительство фактически отказались. В связи с организацией военных учений возникает вопрос и по третьей. Не настал ли момент для выхода КПУ из коалиции?

- Это основательный повод для того, чтобы поставить в повестку дня вопрос о том, нужно ли нам пребывать в этой коалиции. Надо использовать это время для того, чтобы общественные настроения в политическом смысле "протрезвели", чтобы люди увидели, что между заявлениями Партии регионов и их кандидата в президенты Януковича и их реальными сегодняшними действиями две большие разницы. Они сегодня будут использовать, как дымовую завесу, якобы улучшение взаимоотношений с Россией, но это тоже надо надвое делить. Мы по Черноморскому флоту давным-давно занимали ту позицию, что его пребывание должно быть пролонгировано. 2 миллиона 142 тысячи крымчан и севастопольцев поставили свои подписи под требованием о бессрочном пребывании Черноморского флота на территории Украины. Естественно, мы видим, что и все те вопросы социального характера, которые были заложены в обещаниях Президента, и которые давным-давно надо было решать, не решаются. Как я понимаю, процесс отрезвления уже начался. Процесс резких оценок с нашей стороны поведения Партии регионов и Президента уже пройден. Я думаю, что не за горами тот момент, когда мы поставим вопрос о том, нужно ли нам быть в этой коалиции.

- Вы не опасаетесь, что до того момента наберется достаточное количество так называемых "тушек", при наличии которых выход Компартии из коалиции уже ничего не решит?

- Коалицию никто не развалит. Самое главное, что было сделано, это то, что Конституционный Суд надругался над Конституцией, "протушковал" Конституцию. Это главное, чего они достигли, и теперь их ничто не сдерживает. Если бы мы сейчас вышли, это ничего не поменяло бы. Тогда у них начался бы еще более активный набор тушек. Еще десяток-два депутатов от Тимошенко или разрозненной "Нашей Украины" они всегда скупят. Речь идет о защите мундира, идеологических принципах Коммунистической партии Украины. Мы должны сейчас провести активнейшую агитационную работу, чтобы люди убедились в ошибочности того, что они поддержали Виктора Януковича, так как он предал главные предвыборные обещания.

- Как Вы можете прокомментировать прозвучавшую в СМИ информацию о совместных переговорах лидера КПУ Петра Симоненко, депутата от БЮТ Антона Яценко и Министра экономики Василия Цушко, выдвинутого по квоте Вашей партии, относительно системы госзакупок?

- Я не могу ее ни опровергать, ни признавать. Я не знаю, дрались они или не дрались, встречались или не встречались. У меня таких оснований нет. Пресса у нас сегодня свободна, но не всегда у прессы есть доказательная база, к сожалению. Моя принципиальная позиция такова, что если есть квотный принцип при создании коалиции, там в обязательном порядке должен быть представитель той политической партии, которая обладает той или иной квотой. То бишь, если это квота Компартии, то назначен должен быть коммунист. Тем более, наш лидер неоднократно заявлял, что у нас есть свои кадры как минимум на два правительства. Так почему мы тогда должны заполнять квоты не своими кадрами? Я хорошо отношусь к Цушко, хороший он парень, но такого партийного идеологического соратника у нас нет.

- Кем вообще в Компартии принималось решение о заполнении квот в правительстве?

- Все было доверено Петру Николаевичу (Симоненко, - ред.).

- Это его решение относительно Цушко?

- По сути, да.

- В СМИ публиковались фотографии дома (скорее даже дворца) в селе Горенка, в котором якобы проживает Петр Симоненко. Оплатить постройку такого дома невозможно даже на депутатскую зарплату. Как Вы считаете, насколько моральным является проживание в таком доме для лидера коммунистов, если дом действительно его?

- Не втягивайте меня в эти грязные дела. Я буду выше их и никаких комментариев на эту тему Вы не получите.

- Как Вы оцениваете действия новой власти, назначенной в Крыму? Как ее действия воспринимаются крымчанами? Как жители автономии воспринимают назначение председателем Совмина экс-мэра Макеевки Василия Джарты?

- Никогда и никакому региону, а тем более жителям этого региона власть, которая взяла в основу своих действий лозунг "все и сразу", а это как раз таки присуще сегодняшней крымской власти, в особенности, исполнительной, никогда пользы не принесет. Начался передел. Передел не только кадровый, не только политический, но и передел имущественный, земельный, передел контроля над всеми финансовыми потоками. Сегодня это, увы, знамение всей вертикали власти, которую выстроил Президент. И это знамение, которое крайне негативно воспринимается всеми, вне зависимости от партийности. Естественно, оно не может остаться без соответствующей реакции. Я знаю не только по Крыму, но и по многим другим регионам, что люди уже стонут. Я бы в этом интервью посоветовал всем остановиться, потому что на самом деле сегодня происходят и другие интеграционные процессы, когда объединяются те, кого обижают, а обижают очень многих. Что такое завезти практически всю руководящую исполнительную власть из других регионов? Как будто бы в Кременчуге, например, ЖКХ настолько на высоком уровне, что оттуда надо привезти кандидата в министры ЖКХ Крыма. Это смешно, грустно и трагично. Местные кадры есть местные кадры. Это кадры, которые там выросли, которые лучше знают ситуацию. И это люди, которые сейчас уже не просто настороже, а люди, которые сжали кулаки. Не надо власти доводить до этого. Вот такой сценарий "все и сразу" административными методами, которые больше были присущи Донецкой губернии, запросто может привести к киргизскому варианту.

- Около года назад Крымский реском Компартии и Союза Левых Сил создали "Блок Грача". Какие процессы происходят в блоке? Готовитесь ли Вы к местным выборам?

- К выборам мы готовимся и готовимся всерьез. Блок, который был создан, и сегодня действует и работает. Может ли изменяться состав блока? По всей видимости, да. Я никогда не говорил, что дверь закрыта. Жаль, что сроки выборов в нарушение всех конституционных прав были перенесены. Мы не знаем, когда они будут назначены, какова будет система выборов. Кроме того, сейчас всерьез замахнулись на то, чтобы убрать из законодательства понятие "предвыборный блок". Блок назван моим именем, и это очень серьезно для меня с точки зрения ответственности, прав и, что самое главное, обязанностей. Будет блок моего имени - хорошо. Если запретят блоки - я все равно возглавлю список Компартии по Крыму и мое имя от этого меньше звучать не будет.

- Вы говорили о сложной ситуации в Крыму в связи с действиями новой власти. Очевидно, это может ударить по рейтингу регионалов. На какой результат для своего блока Вы в связи с этим рассчитываете?

- Реально мы ставим задачу 30-35%. Но может быть и больше. Если беспредел, который сегодня идет в Крыму, возглавляемый официальным руководством Партии регионов, будет продолжаться, все может быть. Крым очень активен с точки зрения перемен своих настроений.

- Ваш коллега Александр Голуб недавно заявил, что придет время для установки памятника Иосифу Сталину в Киеве. Насколько реальным и адекватным времени Вы считаете такую инициативу?

- Я отношусь уважительно к истории как таковой. И все, что в истории было, нужно оставить, сохранить, и на этой базе выстраивать свое отношение. Поедьте в те же Карловы Вары и посмотрите, сколько там мемориальных досок разным королям и прочим. Это была объективная история. Каждый раз, как меняется власть, мы объявляем, что все, что было до нас, было плохо, все надо снести. Мы вообще уподобились варварам!

- Но ведь и большевики уничтожали памятники царских времен!

- А я об этом и говорю. Это очень плохая черта, в том числе, и у большевиков. Нужно остановиться на сносе. Тогда будет преемственность, тогда новые поколения будут понимать, кто какой вклад внес в историю. Будет ли установлен памятник Сталину в Киеве? Ну, если мой коллега Александр Голуб заявил, что будет - ему и карты в руки. Каждый человек, когда что-то заявляет, должен делать это.

- А инициатива членов Компартии по установке во Львове памятника жертвам ОУН-УПА: не вызовет ли это еще больший раскол в обществе?

- Раскол в обществе вызвала и героизация ОУН-УПА, и присвоение званий Шухевичу и Бандере, и памятники им, и так далее. Если бы этого не было - не было бы и предложения об установке во Львове памятника жертвам ОУН-УПА. Кстати, единственный памятник жертвам ОУН-УПА мы поставили в Симферополе несколько лет тому назад, как раз в разгар того, как Ющенко кадило разматывал. Там есть надпись "погибших от рук коллаборационистов, пособников фашистов". Мы все туда вложили, и ОУН-УПА, и своих коллаборационистов, которые были в 1941-1944 гг., и так далее. Вообще нужно относиться к коллаборационизму как к факту особо низменной измены. Это измена своему народу и своему государству. Идеология потом уже стоит. Когда на твою землю, на твой народ напал враг, и ты переходишь на сторону врага - это самое низменное предательство, которое может быть. Есть нам в чем разобраться. Спокойно, без митинговщины. Я бы очень хотел, чтобы во всех этих исторических вопросах разобрались сугубо профессионалы-историки. Страшно, когда начинают разбираться в этом политики, которые далеки от истории, которые выхватывают из истории отдельные моменты и машут ими, как красной тряпкой.

- С 1991 года рейтинг Компартии постоянно и неуклонно падает. В чем причины? Вы знаете, как повысить популярность партии?

- Это самый больной вопрос не только для меня, практически для каждого члена партии. Мы действительно столкнулись с тем, что социальные гены нашего народа, который жил при социализме, оказались очень короткими. Нужно нам хорошенечко было посмотреть своевременно на состояние общества, потому что мы считали, что оно должно быть ностальгирующим, что оно должно само по себе возвратиться к тем позициям, которые были. А общество не возвратилось и не возвратится, потому что общество - это масса людей, которым нужен поводырь. Конечно, в самой Коммунистической партии мы все это видим, чувствуем, размышляем на все эти темы. Нам крайне важно вернуть партию к ленинскому типу, чтобы эта партия была революционная по действию и по идеологии. Нам нужно быть очень четкими и разборчивыми в тех методах и ходах, которые мы делаем на современном этапе. Мы должны возвратиться к анализу и пониманию того, что такое диалектический материализм, к тому, что Ленин говорил, к его применению к сегодняшнему дню. До 1998 года мы добрую пятилетку действовали в совершенно других условиях, более радикальных, более революционных. Тогда общество нас услышало и востребовало. Как только попали сюда под купол (Верховной Рады, - ред.) и началась тактика, иногда забывая о стратегии, общество тут же остыло. Общество востребует крайности. После кравчуковщины общество востребовало более крайнего по отношению к Кравчуку Кучму, который чуть ли не пообещал социализм возвратить, обещал русский язык и так далее. Потом общество поняло, что Кучма обманул их, и на крайностях пришел Ющенко. Общество его чуть ли не на руках тогда носило! А не прошло и пяти лет, как эта крайность ушла в другую сторону. На фоне этого этапа общество поняло, что ему не нужна русофобия, национализм, вектор только в западную сторону, и выбрало Януковича, не разбираясь в том, что Янукович - выразитель буржуазной идеологии и защитник интересов олигархического капитала. Что следующее? А вот теперь нужно нам, коммунистам, сделать выводы, решить много внутренних проблем, посмотреть на свой кадровый потенциал, обновить все, что можно в смысле средств и методов, но только на принципиальной идеологической позиции. Вот тогда общество нас востребует.

- Что Компартия планирует делать для привлечения молодежи на свою сторону? Молодежные структуры КПУ постоянно преследуют микрорасколы. Например, недавно произошел раскол в Комсомоле, в результате которого от него отошла киевская организация.

- Революции всегда делаются в столице, но, к огромному сожалению, сложилась такая ситуация, что киевская городская партийная организация одна из самых слабых в цепи всей Компартии. Мы прекрасно понимаем, что большой процент, практически половина членов партии - люди, которые обладают большим опытом, однако, увы, их действия уже по природе не могут быть такими резвыми, активными, как присущие молодому поколению. В Крыму мы поставили ставку на молодежь. И в аппарате республиканского комитета работают молодые ребята до 30 лет, которые уже набили руку. У нас никогда в крымской организации не было никаких разночтений в среде Комсомола. Я их партнерами считаю, и никто ими не помыкает. Откуда брать кадры для Комсомола? Мы возродили крымскую пионерскую организацию имени Ленина. Там тысячи детишек. У нас есть такие примеры, когда в большинстве школ районов есть пионерские организации. Скажем, 100% школ города Керчь имеют пионерские организации. Будущее нашей партии за молодежью. Причем это будущее ближайших трех-пяти лет. Если это не произойдет, тогда, увы, мы будем сидеть, будем шипеть, будем рассуждать, ссылаться на Ленина, а сами уже ничего сделать не сможем.

- То есть если в течение трех-пяти лет Компартия не омолодится, она утратит парламентскую перспективу?

- Вне всякого сомнения.

Ярослав ПЕТРОВСКИЙ
ЛIГАБiзнесIнформ

Дополнительная информация