Леонид Грач

Леонид Грач – в авторской передаче «От первого лица» радио Эра-fm 3 июня 2010 г.

Стенограмма радио Эра.fm

Сьогодні до нашої студії ми запросили народного депутата від фракції КПУ, члена парламентського комітету з питань правосуддя Леоніда Грача.

Юлія ДИЛОВА: Сьогодні президент Янукович в Києві презентував країні програму своїх реформ. Головним завданням реформування держави Янукович назвав ліквідацію проблеми бідності та соціальної нерівності, створення середнього класу, реалізацію європейського вибору. Серед завдань. Які поставив президент України, ухвалення бюджетного і податкового кодексу в цьому році, завершення приватизації держмайна впродовж п’яти років, а загалом увійти в першу двадцятку провідних країн світу з конкурентною економікою ХХІ століття. Також глава держави повідомив, що до кінця року будуть ухвалені нові закони по місцеве самоврядування і місцеві держадміністрації. Як відомо, законодавче забезпечення президентських реформ дуже активно просувається в парламенті. Сьогодні в першому читанні був ухвалений закон про засади внутрішньої та зовнішньої політики та закон про судоустрій і статус суддів. Парламентська більшість стабільно забезпечує необхідну кількість голосів, втім ухвалення інших законів для реалізації реформ може не відбутися так злагоджено, адже ряд пропозицій президента суперечить зокрема деяким положенням програми КПУ, яка входить до коаліції. Отже про парламентські реформи і голосування та про майбутнє коаліції поговоримо сьогодні з нашим гостем. Сьогодні до нашої студії ми запросили народного депутата від фракції КПУ, члена парламентського комітету з питань правосуддя Леоніда Грача. Ви слухали президента сьогодні?

Леонід ГРАЧ: Вне всякого сомнения и даже с определенным не просто вниманием, а интересом. Сам доклад удался, его команда спичрайтеров должна быть довольной в том смысле, что удалось таким образом достаточно масштабное и даже помпезное мероприятие провести во дворце «Украина». Сама суть доклада очень амбитная, и даже сверхамбитная, нереалистично амбитная, и по всем жизненно важным вопросам президент поставил задачи перед собой, перед обществом, перед властью настолько масштабные и настолько великие, что я вдруг подумал, что я наверное не в Украине живу, а в Америке с ее возможностями.

Юлія ДИЛОВА: Ви сумніваєтесь в команді президента?

Леонід ГРАЧ: Я не о команде сейчас говорю, я говорю о том, что масштабы в докладе Януковича говорят о том, что они могут быть реалистичными при нескольких условиях. Во-первых, надо, чтобы выросло еще одно поколение, как минимум, то есть время. Во-вторых, откуда взять экономические ресурсы для того, чтобы эти преобразования можно было реализовать. В-третьих, для этого, по моему разумению, там были такие интересные обороты речи, и я себе подумал, что для этого нужно как минимум, совершить социально-экономическую революцию.

Юлія ДИЛОВА: А чому б ні? Україна потребує змін.

Леонід ГРАЧ: Я за это, но тогда встает вопрос: хватит ли политической воли у самого президента, дадут ли ему такую возможность те гири, которые сегодня есть в виде коррупции, в виде слабости кадров, разобщенности народа, нищеты бюджета? Вот без этих слагаемых никуда не уйдешь, и это как гири у пловца, которому надо переплыть с одного берега реки на другой.

Юлія ДИЛОВА: Але ж боротьба з бідність і корупцією це частина реформ?

Леонід ГРАЧ: Это все задачи КПУ, и я «за» двумя руками и готов грудью встать за решение этих задач. Весь вопрос теперь в том, как из хорошего труда спичрайтеров, которые положили на бумагу все очень масштабно, амбитно и красиво, и даже с определенной помпезностью, как теперь это переложить на конкретные действия власти, принятие конкретных шагов, каким образом достичь реализации всего того, что поставлено в задачи – вот это вопрос. А если мы лишь только пафосно заявили, тем более с расчетом на 10 лет вперед, что стоит вот такая задача, а потом не станем ее реализовывать, тогда все это повиснет в воздухе, и в следующем году о послании такого уровня, потому что уровень послания, я б даже сказал, что Янукович это послание поменял по времени местами – вот если бы он делал его в конце своей первой пятилетки и говорил, что вот мы решили то-то и то-то и создали базис для того, чтобы идти на ту вершину, которую он обозначил в своем послании, это был бы другой вопрос.

Юлія ДИЛОВА: Вас взагалі все в змісті цього послання влаштовує? Ви з усім погоджуєтесь?

Леонід ГРАЧ: Нет, я сейчас высказал свое общее впечатление, восприятие, абстрагировался от реалий, где находится экономика, что делается в социальной сфере, как коррупция задавила страну и так далее. Я просто слушал красивые слова, пассажи. А сказать, что мне все в этом понравилось, и все там правильно… Ну, во-первых, я никогда такого не скажу, а во-вторых, мы с вами с пылу с жару, может быть даже мы первые, кто взял на себя смелость через 40 минут после окончания доклада уже о нем говорить и выдавать комментарии. Я хотел бы его почитать спокойно, хотел бы получить, как народный депутат, перевод вот этого полуторачасового доклада с точки зрения того, а каковы будут конкретные предложения президента прежде всего в законодательной сфере. От него сейчас должно исходить очень много в виде законопроектов, как президента, для того, чтобы реализовывать все, что он предложил.

Юлія ДИЛОВА: Дивіться, вчора була ухвалена програма економічних реформ до 2014 року під назвою «Заможне суспільство, конкурентоспроможна економіка, ефективна держава». Зокрема в цьому документі передбачається до кінця року ввести мораторій строком на п’ять років на розширення списку діючих видів соціальної підтримки населення. Цей же документ передбачає скасування необґрунтованих пільг, дострокового виходу на пенсію і вирівнювання пенсійного віку жінок та чоловіків. От це – і погляди КПУ?

Леонід ГРАЧ: Этот документ, который так красиво и пафосно назван, который вчера принимался в парламенте, и реальный документ – действующий закон о держбюджете-2010. Так вот в реальном законе, который абсолютно реалистичный с очки зрения воздействия на экономику и социальную сферу, заложено, как вы знаете, повышение пенсий, начиная от трех гривен и до нескольких десятков. Видите, как спичрайтерство, которое в преамбулах, в названиях и так далее далеко уходит…

Юлія ДИЛОВА: Ну, до закону про бюджет можна ж вносити зміни?

Леонід ГРАЧ: В закон о бюджете можно вносить каждый пленарный день, но весь вопрос в том, что вноси не вноси, а можно только выносить из него, а в доходную часть откуда ж брать? Все прекрасно понимают, что…

Юлія ДИЛОВА: А чому в прибуткову? Йдеться ж навпаки про скасування, тобто про мораторій на розширення списків видів соціальної підтримки, йдеться про збільшення пенсійного віку.

Леонід ГРАЧ: Вместо того, чтобы действительно реально повысить пенсии, которые нищенские сегодня, в этом законопроекте разговор идет о том, чтобы уменьшать нагрузку на бюджет через уменьшение социальной сферы. Вот если бы вам сейчас было 54, и вы собирались в следующем году уйти на пенсию, а вам скажут, что вы в 60 лет пойдете, и вы будете до 60 лет зарабатывать себе пенсию. И это не значит, что есть на самом деле реально для вас, которая должна была бы пойти на пенсию, что есть это облегчение. Вас просто отодвинули на пять лет…

Юлія ДИЛОВА: Ну, там йдеться, що на півроку щороку буде підвищуватися, не одразу на п’ять років.

Леонід ГРАЧ: Я просто о том, к чему стремимся. Поэтому надо опять же ж, это нужно все детали, которые затем будут развернуты в законопроектах, в решениях правительства, очень внимательно анализировать. Послание это послание, а реальные действия это реальные действия.

Юлія ДИЛОВА: Ще одне важливе питання це ринок земель. Оцей проект реформ, тобто програма, передбачає створення до кінця 2012 року прозорого ринку земель сільськогосподарського призначення на основі земельного кадастру. Тобто Верховна Рада безпосередньо має дозволити продаж земель. КПУ буде голосувати за це?

Леонід ГРАЧ: Нет, мы за продажу земель сельхоз назначения голосовать ни при каких обстоятельствах н будем. Но ведь это тоже обман – разговор о том, что мы создадим к 2012 году прозрачность на рынке земли. Уже нет этой земли, на до ж реалистом быть, поедьте, посмотрите, она уже давно через оформление земельных актов и так далее находится у сельхоз производителя по клочкам, который ничего не может делать, или уже давно куплена, и этот крестьянин остался без акта и без земли. А когда уже все завершено, осталась небольшая толика, без которой нельзя никак думать дальше о том, что аграрное производство будет разваливаться и так деле. Вот давайте возьмем южный берег Крыма как пример для всей страны. Там уже давным-давно все разобрано, залезли в порядке беззакония в те зоны, которые являются сельскохозяйственными и так далее.

Юлія ДИЛОВА: А ким розібрано? Хто розібрав?

Леонід ГРАЧ: Вот те, кто говорит сегодня, что будет в 12-м году прозрачный рынок.

Юлія ДИЛОВА: Але ж це каже президент країни.

Леонід ГРАЧ: Я хочу довести мысль. Есть в Массандре виноградники, которые идут от Фароса до Судака. Это порядка 140 км вдоль моря. Скажите, что значит прозрачность продажи этих земель? Их вообще нельзя продавать, потому что не будет тогда виноградников, не будет вина, будем завозить всю ту чушь, которой травим народ, и в бюджет отдаем тем, кому не надо отдавать, а нужно у себя оставлять. Это в качестве одного фрагментика, как пример. Поэтому до 12-го года и земли не будет, и прозрачности не будет.

Юлія ДИЛОВА: Я думаю, що у вас буде такий же самий коментар щодо намірів завершити приватизацію держмайна за 5 років.

Леонід ГРАЧ: Нет, почему такой, он будет другой. Во-первых, надо сделать анализ того, что по сути все добро уже по сути разобрано…

Юлія ДИЛОВА: Як із землею?

Леонід ГРАЧ: Да, как с землей, вы правы. По сути никакого реального расширения производства не состоялось, сегодня значительная часть заводов и фабрик закрыты, что рабочие места сокращены, что квалифицированные работники болтаются на улице, стали бомжами или пошли на рынки, или поехали на заработки. Речь идет о том в этом послании, что мы быстренько все продадим. Это те, которые остались государство обеспечивающие прежде всего. Разве можно «Укртелеком» продавать, если государство думает о том, что оно должно обеспечить национальную безопасность, управление и так далее? Нельзя этого делать. Или, скажем, продадим под видом приватизации горводоканалы, это сейчас одна из тем, которую кое-кому в Крыму очень хотелось бы решить. Что значит продать горводоканалы? Оставить человека с теми тарифами, которые будут у хозяев, которые воду будут продавать, да еще и не качественную, вообще без права на жизнь?

Юлія ДИЛОВА: Щодо тарифів, то в президента теж все передбачено, і в сьогоднішньому зверненні йшлося про це.

Леонід ГРАЧ: Но он не сказал, что мы их будем понижать.

Юлія ДИЛОВА: Він і не міг такого сказати.

Леонід ГРАЧ: А реально после этого послания будет, что тарифы на воду по Киеву, тарифы на электроэнергию, тарифы на газ будут повышены, а мы говорим… Воздушные замки можно строить

Юлія ДИЛОВА: Але ж ці реформи потребуватимуть законодавчого підґрунтя, і глава адміністрації президента пан Льовочкін вже казав, що голосування за ці законопроекти будуть перевіркою на міцність коаліції. От якщо буде поставлено в парламенті питання продажу землі, приватизації, соціальних питань, як діятиме КПУ? Чи всі ваші колеги в парламенті підтримують вашу думку?

Леонід ГРАЧ: Вне всякого сомнения.

Юлія ДИЛОВА: Тобто фракція не буде голосувати за це?

Леонід ГРАЧ: И в отношении к земельным вопросам, и к повишению тарифов и так далее у нас что называется одностайно в этом смысле. А вот что касается целого ряда законопроектов, в том числе о которых Левочкин, коль вы его уже процитировали, высказал такое предположение, он близок к тому, что действительно не будет такого единства, и это, кстати и по закону о судоустройстве, и мы сегодня несмотря на то, что в первом чтении приняли, но видим настроение, которое будет настроениями борьбы за внутреннее содержание этого законопроекта. Это закон о выборной системе, который будет иметь достаточно серьезное противодействие. Сегодня президент так смягчил это в своем послании, он сказал, что будет смешанная система, потому что были первые, как говорится, позывные в эфире, что будет мажоритарная система для всех органов местного самоуправления. На это я могу сразу сказать, что и коалиция, где состоят коммунисты и блок Литвина, мы на это не пойдем.

Юлія ДИЛОВА: А що буде, якщо частина коаліції не голосує за законопроекти?

Леонід ГРАЧ: Мы будем договариваться, будем находить компромисс, потому что если что касается выборной системы, собственно говоря, пытаемся все время менять систему, не глядя в суть. А если посмотреть в суть, нужно посмотреть на то нищенское с точки зрения полномочий, особенно в бюджетной сфере, органов местного самоуправления. Нужно перераспределить, и сегодня президент эту тему затронул. Кстати, что мы вам отдадим что-то на места. Нужно не что-то, а так как мы очень любим говорить о том, что у нас европейские ориентиры, европейские ценности, но если в Австрию, в Германию съездить, не надо больше изобретать велосипедов, а надо посмотреть, что значит уровень прав и возможностей муниципального образования. У нас это сельские, городские, районные советы, вот им и нужно отдать эту власть.

Юлія ДИЛОВА: А все ж таки щодо ситуації в коаліції. Я хочу звернути увагу, що сьогодні був ухвалений в першому читанні законопроект про засади внутрішньої і зовнішньої політики. І ось як голосували – 171 депутат від ПР, 23 від БЮТ, 10 від НУ-НС, 27 від КПУ, 19 від БЛ, троє позафракційних. Загалом 253 народних депутатів. Якщо комуністи не голосували би, закон все рівно був ухвалений. Чи дослухатиметься до вас коаліція? Наскільки важливим буде внесок комуністів?

Леонід ГРАЧ: Во-первых, не стоял вопрос сегодня принять в целом, он стоял в первом чтении, и наши голоса за первое чтение есть.

Юлія ДИЛОВА: Але і без них закон був би прийнятий.

Леонід ГРАЧ: Без них может и не быть.

Юлія ДИЛОВА: Чому? 253 мінус 19 це достатньо для підтримки законопроекту, це більше ніж 226, і без вас ухвалили би.

Леонід ГРАЧ: Пусть попробуют. Сегодня все ситуативно, эти так называемые тушки по настроению голосуют. У нас есть позиция. Почему мы голосовали? Во-первых, этот закон давным-давно был нужен, со времен 1996 года, когда приняли конституцию, но так и не приняли закон о внутренней и внешней политике. Во-вторых, в этом законопроекту, который был принят в первом чтении, а я полагаю, что и во втором будет принят, у нас нет оснований его не поддержать, есть то главное, что отсутствует. Мы уже дошли до определенного этапа оценки этого законопроекта говорили о том, почему он интересен нам, коммунистам, и почему мы за него голосуем. В этом законе подчеркнута внеблоковость Украины, и в этом законе нет положения, предусматривающего вступление Украины в НАТО. Это наша принципиальная позиция, и поэтому здесь совпали наши взгляды с президентом, и в этой части я думаю. Что это очень хорошо. Что касается законопроекта о правосудии, там есть достаточно дискуссионных внутренних постатейных проблем, и мы их будем обсуждать бурно, я полагаю, потому что мы видим, как все судейские институции, прежде всего государственного уровня, настроены достаточно к определенным позициям этого закона и критически, и невоспринимающе. Мы действительно видим, что в этом законе нуждается правосудие, но он должен быть сбалансирован, и самое главное, чтобы этот закон дал возможность поднять на новый качественный уровень правосудие, которое базируется на законе, чтобы человек, гражданин, который вынужден обращаться в судебную систему, это почувствовал. То есть эта дискуссия предстоит, она будет проведенная, как по закону, который сегодня заявил в своем послании президент, что закон о выборах, о дате выборов, о системе выборов им будет представлен парламенту. Это, кстати, новое, что я сегодня услышал, потому что уже было столько, у фракции ПР очень много спичрайтеров, и все спешат кому-то угодить. Уже столько там наговорили, что закон в их фракции готов, и чуть ли не вносят уже этот закон и так далее. Сегодня президент в своем послании перечеркнул, как я понимаю, надежды для желающих стать соавторами этого законопроекта, и я абсолютно уверен, что он с 15-го числа появится в обязательном порядке. Еще раз подчеркиваю, что дату выборов давным-давно нужно было определить, потому что сегодня мы вошли в грубейшее конституционное нарушение, все сельские, поселковые, городские головы, которые избирались в 2006 году, являются нелегитимными, парламент Крыма с 12 мая является нелегитимным, и остается еще одна огромнейшая юридическая проблема – а каким образом, кто дает такие полномочия, в том числе и парламенту, сократить конституционные полномочия, которые закреплены в конституции на срок полномочий сельских, поселковых, районных, городских и областных советов, избранных на пять лет. То есть срок у них все-таки заканчивается в марте 2011 года.

Юлія ДИЛОВА: Ви кажете, що з 12 травня нелегітимна Верховна Рада Криму. Всі рішення, ухвалені після 12 травня нелегітимні?

Леонід ГРАЧ: Да.

Юлія ДИЛОВА: І щодо регіональних мов?

Леонід ГРАЧ: Дело в том, что нужно выходить априори с буквы закона. Если исходить с буквы закона, действительно с 12 мая верховный совет Крыма нелегитимен. Отсюда можно говорить и о том, что незаконны те решения, которые он попринимал.

Юлія ДИЛОВА: Щодо дати виборів, гадаєте цього року треба їх призначати?

Леонід ГРАЧ: Местные выборы нужно чем быстрей, тем лучше. То бишь исправить положение, которое было, то есть я имею в виду верховный совет Крыма и сельские, городские, районные головы. Что касается полномочий, которые делегированы советам до марта 11 года, у меня, как у юриста, очень большое сомнение, как можно вообще взять и сократить. А еще есть одна проблема: вы посмотрите, сколько уже довыборов состоялось, и сроки полномочий заявлены там не начиная с 2006 года. Как с этой частью быть? И еще одно, вот решили раз-два, всех в один ряд, всех под одну команду выстроить. Хорошо. Нарушили, наломали дров, выстроили. А жизнь потом продолжается, и как потом быть, чтобы в один и тот же день через пять лет избирать опять сельских и городских голов. Кто-то умер, кто-то сам ушел с этой работы, кому-то предъявили недоверие и так далее. То есть это процесс, над которым нужно было вначале очень хорошенько подумать, взвесить, а потом ломать то, что наломали. Дрова наломали. Ведь так же нельзя. Янукович еще в апреле в Страсбурге заявляет, что выборы будут в 2011 году. На каком основании? Проходит время, он в конце мая заявляет, что выборы будут 341 октября. На каком основании? Почему нелегитимные те головы и верховный совет Крыма должны до 31 октября быть?

СЛУХАЧ: Валера с Одессы. Когда они поддерживали несоциальную Тимошенко, а теперь они поддерживают Януковича, и теперь же он говорит, что Янукович плохой. Если бы не голосовали за вот эти вот тушки, не было бы этих тушек, и теперь пришлось бы думать, что ПР Литвина откинут или КПУ откинут. А теперь коммунисты жалуются, но Симоненко одно говорит, а Грач другое говорит.

Леонід ГРАЧ: Симоненко и Грач говорят одно и то же. Партийные оценки в действительности одни и те же. Никто никого не поддерживал, в том числе и Тимошенко. Все, что касается так называемых тушек, это самое уродливое, унизительное явление для меня, когда человек изменяет свои принципам, своим обязательствам, не важно, в какой фракции он был и с какими обязательствами он проходит. Не надо. Никто Януковича зазря не критикует, у нас есть своя партийная программа, и основные принципы нашей программы, которые были изложены в предвыборной программе Симоненко, Янукович взял на себя обязательство реализовывать, в том числе есть и письменное соглашение. Поэтом речь идет о том, что дружба-дружбой, а табачок врозь. Там где мы видим, что это на пользу государства, что будет облегчение людям, что есть нерасхождение с нашими идеологическими принципами, у нас никаких вопросов нет.

Юлія ДИЛОВА: Але щодо зміни принципів. Дивіться. Комуністи завжди критикували олігархів, а зараз комуністи визнають, що в ПР є такі люди, але ж ви з ними в одній коаліції. Це хіба не зміна принципів?

Леонід ГРАЧ: Нет, это не есть изменение принципов, потому что это есть тактический ход для КПУ, который стал возможным потому, что когда увидели, что та же приснопамятная Тимошенко или тот же Ющенко, которые стояли на русофобских позициях, которые разрушали то, что нельзя разрушать, потому что оно веками и свято для нас, тогда встал вопрос: Янукович взял на себя обязательства дать русскому языку статус государственного, ЕЭП с Россией, никаких шагов в сторону НАТО, борьба с коррупцией, подъем социальных стандартов…

Юлія ДИЛОВА: Але ж ви знали і інші погляди ПР щодо приватизації, щодо продажу землі?

Леонід ГРАЧ: Мы их знали и знаем, и там, где у нас не сходятся взгляды, мы занимаем ту позицию, которую занимаем, и критикуем, и отстаиваем свою позицию, и не голосуем, и так далее. Мы живем в мире, где нужно тактику использовать для того, чтобы действительно что-то добиться. Вот в этом законопроекте, который о внутренних и внешних засадах, мы же добились своего – там нет записи, что Украина стремится в НАТО. Более того, объявлено президентом, что такого устремления не будет. Уже один из вопросов, которых добились, да. Сейчас вот будем ставить вопрос перед президентом и коалиции о законодательном оформлении русского языка и так далее. Надо ж делать что-то, вот и начинаем делать.

Юлія ДИЛОВА: До речі, щодо НАТО. Наскільки я пам’ятаю, коли ПР була в опозиції, вона наполягала на тому, що треба обов’язково провести референдум з питання євроатлантичної інтеграції, спитати в людей, а потім вже вирішувати. А зараз людей чомусь не захотіли спитати.

Леонід ГРАЧ: Есть несколько форм решений. Есть принятие закона высшим законодательным органом, есть то, когда этот орган в чем-то сомневается или у него не получается, и он торга апеллирует к народу. Кстати, мы сегодня приняли в первом чтении законопроект о проведении референдумов.

Юлія ДИЛОВА: Але референдум з питання НАТО не провели. А коли президент Ющенко хотів найвищим законодавчим органом ухвалити якийсь законопроект щодо вступу до НАТО, тоді була блокована трибуна, і ви наполягали на проведенні референдуму. Знову тактичний хід?

Леонід ГРАЧ: Потому что поменялась ситуация внутри парламента. Сегодня сидели при рассмотрении этого законопроекта, который принят в первом чтении, который четко и ясно заявил всему миру, что Украина не будет двигаться в НАТО, сидели как миленькие. Да, они вышли, поговорили, высказали свою точку, но сидели как миленькие, не хулиганили, ни НУ. Ни НС, ни БЮТ, вот если бы они так защищали, как мы защищали, когда не хотели, чтобы Украина двигалась в НАТО, и блокировали и так далее, пожалуйста, они же этого не делали. Поэтому мы спокойно приняли и примем такой закон в целом.

СЛУХАЧ: Одесса, Вячеслав Владимирович. Ваш представитель возглавляет таможенный комитет. Вы ему подскажите, пожалуйста, что бездумное поднятие цен ведет к контрабанде. Яркие примеры на овощах. Вот сейчас идет сезон винограда, а наш начнется только в сентябре, а завоз большой, и все пойдет контрабандой, и никто не справится с контрабандой, и государство будет терять миллионы долларов будет терять.

Леонід ГРАЧ: Я с вами, во-первых, согласен, а во-вторых, солидарен, что вы переживаете, потому что мы уже довели себя до ручки через эту систему коррупции. К нам везется в основном контрабандным путем масса товаров, от которого и проку нет, и дохода нет. Я обязательно Калитнику передам вашу просьбу и ваше мнение.

Юлія ДИЛОВА: Запитання від слухача з Києва: «Не секрет, що політичні партії хтось фінансує, переважно олігархи. Хто фінансує комуністів і чи достатньо в них грошей?»

Леонід ГРАЧ: Денег недостаточно, их никогда не будет достаточно. Поэтому мы, собственно говоря, достаточно скромно можем реализовывать свои акции, в том числе мы очень редки в теле и радио эфирах. А там, где есть деньги, там каждый вечер на экранах. Наверное мы единственная партия, в которой члены партии не только идеологически объединяются, но и финансируют партию, платят членские взносы. Для кого-то, вот для олигархов сказать сегодня, что члены КПУ, которые получают по 400-500 гривен, которые безработные, а все-таки платят партийные взносы, да, это небольшие средства, но мы по одежке протягиваем ножки.

Юлія ДИЛОВА: А скільки приблизно бюджет КПУ?

Леонід ГРАЧ: Вот вы все хотите знать.

Юлія ДИЛОВА: Звичайно, це ж відкрита інформація.

Леонід ГРАЧ: Мы платим с зарплаты или с пенсии или со своих доходов 1%. Денег немного. Я не могу сейчас в целом по партии, чтобы не соврать, сказать бюджет, который может быть по году, но хочу сказать, что очень немного.

Юлія ДИЛОВА: Запитання з Донецьку від Анатолія Дмитровича: «Уважаемый господин Грач, вы печетесь о народе, почему же вы голосуете за изменения в законе о зарплате, где разрешается задержка? Это же дает повод накапливать долги».

Леонід ГРАЧ: Как раз за эту часть мы не голосовали и категорически против этого выступали и будем выступать.

СЛУХАЧ: Добрий день. Олесь, Львів. На щастя нашим дітям, але вже не нам, доведеться жити в державі, де вже ніколи не буде такої паскудної партії як КПУ. Не буде цього. Як пан Грач поєднує позаблоковій статус держави і присутність на території держави закордонної військової бази?

Леонід ГРАЧ: Причем здесь внеблоковость и аренда территории для российского флота? Одно дело, если бы Украина стала членом НАТО, не дай бог, вот тогда был бы вопрос. И знаете, я все-таки склонен к более культурному общению, и уважать взгляды других. Другое дело как я к ним отношусь. А то что вы позволили себе, это говорит о вашем низком политическом уровне и бескультурии. Вот на таких позициях если вы будете стоять, мы никогда не добьемся консолидации общества, мы будем ходить по разным улицам, и все время на баррикады. Не делайте этого, львовянин, хотя во Львове есть очень порядочные люди.

Юлія ДИЛОВА: Щодо перебування російського флоту в Криму, президент Янукович доручив кабміну забезпечити своєчасний допуск підрозділів збройних сил інших держав на територію України в цьому році для участі в багатонаціональних військових навчаннях. Наскільки я знаю, комуністи Криму збираються протестувати проти навчань на території півострова. В чому різниця між військовими з Росії і військовими з інших країн? Чому ви не протестуєте проти російських військових?

Леонід ГРАЧ: Речь идет об учениях, цель которых состоит в том, чтобы повысить обороноспособность украинских вооруженных сил. А потом возьмите все 21-уровневые учения и вы увидите, что есть учения, в которых с украинской стороны 30 человек, есть 50, есть 70 человек, и вы увидите, что 11 этапов учений это по сути 1,5 тысячи украинских военных. Кто может всерьез говорить о том, что это будет повышение боеспособности вооруженных сил Украины? Здравый человек это не будет. Это будет съедено сало, выпита водка, коньяк, вино и не более. То есть израсходование средств и без того которых нет, и на армию не выделяемых. Что касается «Си бриз-2010», это украино-американские учения, и прямо скажем, что к этим учениям в Крыму есть свое устоявшееся невосприятие, и те, кто уважал бы автономную республику, граждан уважал бы, он бы этого не делал на территории Крыма. Эти учения украино-американские со стороны Украины 1200 человек, а со стороны Америки 950. Вы скажите, 1200 человек учения это поднятие обороноспособности армии и флота Украины?

Юлія ДИЛОВА: Зараз я маю подякувати вам за участь в програмі.

Дополнительная информация