Леонид Грач

Запись в блоге Леонида Грача на сайте ЛигаБизнесИнформ

Горькое предупреждение Оша

Наконец-то пришло сообщение о том, что в Ош начала поступать гуманитарная помощь от международных организаций. До этого в течение нескольких дней казалось, что мир останется совершенно безучастным к кровавому конфликту, унесшему жизни нескольких сотен узбеков и киргизов (точное число жертв установить до сих пор не удалось, поскольку многие тела были сожжены). Впрочем, пассивность других государств вполне объяснима: Киргизия расположена в регионе чрезвычайно важном с геополитической точки зрения, где перекрещиваются интересы Китая, России и США. Поэтому любое вмешательство в конфликт могло бы вызвать настороженность, по крайней мере, одной из этих держав, которые сами, в свою очередь, не могли активно действовать, опасаясь обвинений в стремлении изменить сложившийся баланс сил.

Особенно хотелось бы подчеркнуть бездействие вооруженных сил США, расположенный в Киргизии, который контролируют стратегический аэропорт Манас (по сути, единственный аэропорт в стране, способный принимать все типы воздушных судов), располагают военно-транспортной авиацией, а потому обладают возможностью быстро организовать любую помощь: от доставки продовольствия до охраны мирного населения. Очевидно, что гуманитарные миссии (которыми неоднократно прикрывалась американская военная интервенция) интересуют руководство США только тогда, когда их реализация может принесет несомненные политические выгоды.

Трагедия, разыгравшая на юге Киргизии, поставила два чрезвычайно болезненных вопроса. Может ли утихнувший конфликт вновь вспыхнуть с новой силой? Существует ли опасность того, что подобное межэтническое противостояние может развернуться в других регионах СНГ (в том числе и на территории Украины)? К сожалению, на оба эти вопроса, как мне кажется, следует ответить утвердительно.

Я хорошо знаком с ситуацией в Ферганской долине (в восточной части которой расположен киргизский город Ош). Мне довелось побывать там по делам, связанным с урегулированием межэтнических конфликтов еще в 1989 году. Тогда решался вопрос об организации возвращения крымских татар, и руководство СССР пыталось создать для этого соответствующие условия, решив связанные с этим процессом социальные проблемы. Данная работа была прервана распадом Советского Союза, всколыхнувшим давние межэтнические конфликты, разбередившим уже зажившие раны, заставившем вспомнить уже забывшиеся обиды. То, что уничтожение союзного государства и социалистического строя приведет к подобным последствиям, я ясно осознал во время той своей поездки в Ферганскую долину. Тогда, в июне 1989 года, в ее узбекской части возник конфликт между узбеками и турками-месхитинцами (высланными в 1944 г. в Среднюю Азию из Абхазии и Аджарии), в результате которого погибли десятки людей. Теперь этим трудно удивить, но в конце 80-х это событие вызвало в обществе настоящий шок. Его пытались объяснить столкновениями, начавшимися на рынке из-за цены на клубнику, а затем переросшими в настоящий погром. Над этой наивной историей, помнится, принято было посмеиваться, а между тем она, как мне представляется, раскрывает природу не только того конфликта, но и других межэтнических столкновений, развернувшихся впоследствии на территории СССР (в Грузии, в Азербайджане, в Молдавии, на Северном Кавказе).

Отношения между народами, живущими рядом, редко когда складываются идиллически, особенно, если их разделяют различные мировоззренческие принципы и культурные традиции (а в геополитически значимых регионах, где состав населения часто меняется это почти всегда так). Однако существование общего дела, участие граждан в государственном строительстве, наличие у людей социальных перспектив и доминирование в обществе идеологии, отстаивающей идеалы интернационализма и равноправия, создает условия для прочного межнационального мира. Распад советского общества привел к свертыванию социалистических отношений. А вместе с ними исчезли как проект построения социально справедливого государства, объединявший советских граждан, так и социалистическая демократия, позволявшая им участвовать в определении и решении задач общенационального развития. Причем институты буржуазной демократии так до сих пор и не утвердились почти во всех бывших советских республиках (в том числе, и в нашей стране, где правящий класс рассуждениями о демократии прикрывает политику по искоренению любых демократических начинаний и требований).

Но, главное, по мере разрушения советского строя устанавливалось вопиющее социальное неравенство, порождавшее в людях чувство острой обиды, вымещавшейся на тех, кто отличается по языку и культуре. Нужно сказать, что подобный способ отомстить за собственное угнетенное состояние часто навязывается силами, заинтересованными в сохранении существующей социально-экономической системы, но пытающимися занять в ней господствующее положение. А в регионах, представляющих геополитическую важность, подобными противоречиями часто пользуются внешние силы, прежде всего, американская администрация, продолжающая курс, направленный на установление единоличного военно-политического доминирования в мире.

Ситуация, чрезвычайно напоминающая киргизскую, сложилась и в нашей стране. Социальное неравенство достигло у нас чрезвычайно опасного уровня, причем по мере развития кризиса (а осенью нас ожидает его «вторая волна») разрыв между бедным большинством общества и небольшой кучкой сверхбогатых лишь увеличивается. У нас нет условий для развития структур гражданского общества, нет механизмов, призванных обеспечить участие граждан в управлении страной. И было бы ошибкой кивать на какие-то «ментальные» отличия среднеазиатских народов, которые якобы отличаются нетерпимостью. Исторический опыт Средней Азии свидетельствует об обратном. Нельзя забывать, что в годы Великой Отечественной войны Средняя Азия дала приют миллионам эвакуированных из европейской части Советского Союза, в том числе из Украины. А благодаря терпимости и толерантности жителей среднеазиатских республик, и прежде всего Узбекистана, репрессированные и сосланные народы, в том числе крымские татары, сумели сохранить свое этническое самосознание, язык и культуру.

Подчеркну еще раз, главная причина межэтнического конфликта – в социально-политической ситуации, сложившийся в Киргизии, а вовсе не в истории взаимных отношений. И уж тем более не в мировоззрении узбекского и киргизского народов. Несомненно, эскалации конфликта способствовали и клановый характер власти и авторитарная форма правления, установившиеся в Киргизии. Отмечу, кстати, что украинская власть также приобрела клановый характер. Правда, кланы в нашей стране формируются не по родам и этническим группам, а вокруг финансово-экономических структур, но это, на мой взгляд, не представляет принципиальной разницы. До авторитаризма у нас, к счастью, дело еще не дошло. Но политическая система развивается в этом опасном направлении. Об этом я предупреждал еще несколько лет назад. А, значит, украинское общество не может равнодушно наблюдать за развитием событий. Оно должно проснуться, объединиться и отстоять свои права, чтобы исключить саму возможность повторения киргизских событий на нашей земле.

Леонид Грач, народный депутат Украины,
Председатель Общественного Совета по защите конституционных полномочий
Автономной Республики Крым

Дополнительная информация