Леонид Грач

Поможет ли федерализация Украины защите прав автономии?

Парламент Украины готовится принять новый закон о Совете министров Крыма, увеличивающий его зависимость от общенационального руководства и снижающий влияние политических сил Автономной Республики на курс крымского правительства. Очевидно, что наступление на политическую, экономическую и культурную самостоятельность Автономии будет продолжено после выборов. Причем, формально в Конституции АРК могут сохраниться полномочия Автономии в их нынешнем виде. Дело в том, что действующая власть не связывает себя правовыми нормами и придает значение не соблюдению законов, а их избирательному использованию для достижения собственных целей. Идет активный процесс разрушения автономии, а, следовательно, исключение ее из геополитических процессов.

В этой связи представляется практически безразличным останется ли Украина унитарным государством, или ее удастся трансформировать в федерацию. Безусловно, появление федеральных органов власти, в формировании которых регионы принимают непосредственное участие, является дополнительной гарантией реализации прав политических, социальных и культурных прав граждан. Однако в нынешней ситуации эти права неизбежно будут оставаться исключительно на бумаге. Центральная власть не заинтересована в том, чтобы соблюдать права регионов, а в распоряжении общества нет механизмов, позволяющих принудить ее к этому. Более того, В. Янукович уже создал правовые основы для реализации авторитаризма в Украине. А это напрочь исключает возможность федерализации, которая предусматривает, прежде всего, перераспределение власти от центра к регионам.

Пора, наконец, отказаться от иллюзий и признать, что у нынешней правящей группировки нет иных целей, кроме сохранения собственного политического и экономического господства, и обогащения приближенных к власти банков и корпораций. Рост самостоятельности регионов приведет к укреплению общественно-политических сил, сопротивляющихся хищнеческой эксплуатации природных ресурсов, рейдерскому захвату земли и промышленных предприятий, нарушениям трудового законодательства, разрушению социальной сферы, уничтожению малого и среднего бизнеса. Это хорошо видно на примере Крыма. В начале 2000-х, когда Автономная Республика пользовалась большой свободой, а попытки вмешательства центральной власти в крымский политический процесс встречали жесткий отпор, на повестку дня встали вопросы, связанные с возрождением в Крыму машиностроения, радиоэлектроники, других высокотехнологичных отраслей, обсуждались механизмы и формы поддержки сельского хозяйства и курортной сферы за счет средств республиканского бюджета, разрабатывались проекты освоения нефтегазовых месторождений полуострова в интересах Автономии. Сегодня об этом нет и речи. Автономия, лишившись самостоятельности, оказалась на грани социально-экономической катастрофы, перед нами стоит задача не допустить краха республиканского бюджета и сохранить хотя бы нынешний, чрезвычайно низкий уровень социального обеспечения. Убежден, если центральной власти удастся установить жесткий контроль над Крымом (а это непременно произойдет, если Партия регионов сможет образовать большинство в ВС АРК), то социально-экономическое положение Республики станет еще хуже. Такой регион как Крым может нормально развиваться, только сохраняя экономическую, политическую, культурную самостоятельность. Это обусловлено структурой экономики Крыма, его включенностью не только в украинское, но и в российское экономическое пространство, его кровной связью с русской культурой, особенностями формирования крымского общества, событиями крымской истории.

Самостоятельность Автономии, гарантированная ей Конституцией, - важнейший залог ее нормального развития. В противном случае Крым ожидает социально-экономическая катастрофа и резкое обострение межэтнических и межконфессиональных противоречий. Действительно, в федеративном государстве легче отстаивать самостоятельность регионов. Но в Европе существует значительное число унитраных государств, обладающих Автономиями, - Дания, Италия, Испания, Великобритания, - в которых гарантированы права регионов, обладающих экономическими и культурными особенностями. Поэтому для Крыма сейчас решающее значение имеет не переход к федерации, а соблюдение действующего законодательства и, прежде всего, конституционных полномочий Крыма, которые грубо попирались во времена Ющенко и продолжают разрушаться и Януковичем. Обращения по этому злободневному поводу к руководителям стран большой восьмерки, ООН, ОБСЕ, ПАСЕ – результатов не дали. И это в то время, когда Крым готовят стать очередной горячей точкой.

Мы видим, что группировка, управляющая сегодня Крымом, напрямую связана с центральной власти и продолжает на республиканском уровне ту политику, которая проводится в общенациональном масштабе. Бессмысленно ожидать, что эта группировка внезапно озаботится Конституционными правами Автономии и прекратит их нарушать на каждом шагу. Но кто же сможет заставить ее соблюдать действующее законодательство? Главной проблемой Крыма на протяжении последних лет стала коррумпированность его политической элиты, ее зависимость от олигархических и полукриминальных группировок, рейдеров и земельных спекулянтов. Это позволяет центральной власти контролировать поведение крымской элиты, вынуждая ее идти на уступки, поступаться самостоятельностью Крыма и Конституционными полномочиями Автономии.

Начиная с приснопамятных событий марта 1995 года, тактика центральной власти по отношению к крымской элите остается неизменным. Ее при помощи подкупа и угроз вынуждают отказываться от претензий на политическую и экономическую самостоятельность. Нужно сказать, что с приходом к власти в Крыму группировки Джарты крымскую элиту больше не собираются уговаривать и подкупать. С ней теперь собираются общаться при помощи запугивания, административного давления и репрессий, и в Крыму, кроме коммунистов, нет ни одной политической силы, которая была бы готова противостоять подобной политике. Даже перед лицом угрозы утратить влияние на принятие и реализацию важнейших решений, крымская элита не демонстрирует способности к эффективному сопротивлению.

На протяжении последних десяти дней руководство Крыма сумело снять с выборов или арестовать всех действующих мэров курортных поселков Южного Берега (за исключением главы Фороса, который является кандидатом от ПР). Кроме того, был арестован мэр Алушты Щербина, пытавшийся переизбраться от партии «Союз». Все понимают, что это вызвано стремлением верхушки Партии регионов получить возможность распоряжаться прибрежными землями Южного Берега. Все знают, что этой цели группировка, управляющая Крымом, добивается самыми грязными, в том числе и противозаконными действиями. А реализация данных планов приведет к уничтожению Южного Берега Крыма как массового курорта, как региона, привлекательного как для туристов, так и для тех, кто нуждается во врачебной помощи и превращению его в зону, занятую дачами нуворишей и поместьями новоявленных латифунидстов. Это будет иметь чрезвычайно тяжелые экономические и культурные последствия, приведет к резкому снижению качества жизни на ЮБК. Однако пока не заметно, чтобы политические силы Крыма, связанные с деятелями местного самоуправления, арестованными или отстраненными от участия в избирательной кампании, готовы были бы подняться на их защиту. Организацией социального протеста пока заняты исключительно коммунисты.

Репрессивные действия крымской власти вызвали массовое возмущение жителей Южного Берега. Но политические силы Крыма, заявляющие о своей оппозиционности, не спешат воспользоваться энергией социального протеста, который, как уже ясно, является единственным действенным средством борьбы за сохранение экономической, политической и культурной самостоятельности Крыма. Политическая элита АРК не собирается бороться, она надеяться договориться с Джарты или с центральной властью, рассчитывая частично сохранить свои экономические позиции.

Повторю еще раз, причина этого в том, что крымские политические силы оказались тесно связаны с олигархией, коррумпированной бюрократией и даже криминальными кругами. Такое положение, конечно же, возникло не за один день, оно создавалось на протяжении последних двух десятилетий. Но решающий шаг на этому пути был сделан в 2006 году, когда был сформирован избирательный блок «За Януковича!», в котором ведущие политические деятели Крыма оказались соединены воедино с представителями олигархических и криминальных группировок, стремившимися получить возможность по собственному произволу управлять Крымом. Тогда я неоднократно предупреждал, что образование подобного альянса приведет к чрезвычайно тяжелым последствиям, создаст угрозу для фактической ликвидации Автономного статуса Крыма. К сожалению, я оказался хорошим пророком. Теперь мы видим, что приход этого блока к власти создал условия для прямого вмешательства верховной бюрократии и крупной олигархии в крымский политический процесс. И мне, честно говоря, смешно, когда политики, предавшие и продавшие Крым, пытаются рассуждать о перспективах федерализации Украины, рассчитывая замаскировать катастрофические последствия своей деятельности.

Леонид Грач, народный депутат Украины, Председатель Общественного Совета по защите конституционных полномочий Автономной Республики Крым

Дополнительная информация