Леонид Грач

Друзьям – все, народу – безжалостный закон

В октябре президент и премьер-министр Украины выступили с комментариями, которые представляются мне тесно связанными по заложенному в них смыслу.

Во время визита во Францию, встречаясь с экспертами, Виктор Янукович сказал, что не следует придавать местным выборам преувеличенно большого значения. А через несколько дней, выступая на конференции в Бельгии, Николай Азаров заявил, что украинскую политику нельзя назвать ни прозападной, ни пророссийской.

Как связаны между собой эти заявления?

Это легко понять, если вспомнить, что во время президентских выборов Виктор Янукович обещал, что под его руководством наша страна приступит к экономической интеграции с Россией и установит с ней отношения стратегического партнерства во всех сферах. Этого, как мы видим, не произошло. Напротив, в последние месяцы представители государственного руководства Украины (в том числе и сам Виктор Янукович) неоднократно подчеркивали, что приоритеты внешней политики остаются теми же, что и во времена Ющенко, и главной целью страны остается присоединение к Евросоюзу.

Украинская олигархическая верхушка заинтересована в сотрудничестве с транснациональными корпорациями, в получении доступа к финансовым ресурсам европейских банков, в кредитах международных финансовых институтов, где главную роль играют представители ЕС и США. Нет ничего удивительного в том, что Виктор Янукович выполняет волю той социальной группы, которая привела его к власти, и расписывается в своей преданности идеалам евро-атлантической интеграции. Но украинские избиратели, поддержавшие на президентских выборах Виктора Януковича, ожидали от него совсем иного. И они рассчитывали, что он попытается выполнить свои предвыборные обязательства по восстановлению общего экономического, культурного и оборонного пространства с Россией. Однако глава государства не собирается идти против интересов украинских олигархических кланов, а потому предпочитает не вспоминать о собственных обещаниях. Поэтому нужно сделать так, чтобы у граждан Украины не было возможности напомнить власти о своих преданных ожиданиях.

Для этого необходимо лишить общество основы для самоорганизации и самозащиты. В рамках той политической системы, которая сложилась в современной Украине, для этого достаточно вытеснить из политического процесса партии, отстаивающие требования общественного большинства, и установить контроль над местным самоуправлением. Причем, захватив господствующее положение в региональных и местных органах власти, правящая верхушка получит и серьезные экономические выгоды. Экономический кризис так и не был преодолен (некоторый рост производства, вызванный колебаниями мировой конъюнктуры, который партия власти выставляет чуть ли не своей личной заслугой, не должен вводить в заблуждение). Поэтому олигархические группировки стремятся захватить наиболее прибыльные ниши в регионах (прежде всего, строительную отрасль), получить в свое распоряжение региональные и местные бюджеты, а главное, установить контроль над земельными ресурсами. Путь к этому должна открыть победа на выборах 31 октября, ради которой партия власти готова переступить через все этические и правовые нормы.

Вряд ли кто-нибудь всерьез готов поверить посулам правящей партии и ее сателлитов после того, как власть цинично отказалась выполнять обещания, данные Виктором Януковичем во время президентской избирательной кампании. Нам объясняют, что перемены к лучшему в социально-экономической сфере не за горами. Власть вот-вот построит нам «новую страну», нужно только подождать. О том, что представляет собой эта «новая страна», мы поговорим позднее. Давайте сперва выясним, почему власть так и не сумела добиться придания русскому языку статуса государственного и не отменила указы о присвоении званий героев Украины Бандере и Шухевичу. Это ведь не требует ни увеличения социальных расходов, ни ущемления экономических интересов близких к правящим кругам корпораций, которым жители Украины помогают уменьшить затраты на газ, приобретая его по завышенным тарифам?

Нет, власть, конечно же, не отказалась прямо от своих обещаний, обеспечивших нынешнему президенту голоса избирателей. Это было бы слишком опасно. Она всячески тянет время, откладывая принятие решений, снимая с себя ответственность. Был затеян циничный карнавал с судами, которые должны были лишить Бандеру и Шухевича званий, несмотря на то, что этот вопрос мог быть решен за пять минут соответствующим указом главы государства. Теперь оказывается, что отказываться на государственном уровне от героизации гитлеровских пособников ОУН-УПА совсем нельзя, поскольку у них есть сторонники, а официальная политика по данной проблеме должна вырабатываться на региональном уровне. Получается, что нынешнее руководство сознательно строит государство, у которого нет ни ясной оценки собственного прошлого, ни единой внутренней политики, ни смелости проводить официальный курс, не опасаясь вызвать неудовольствие горстки нацистов. Подобный же балаган призван прикрыть и отказ власти решить в интересах общества языковой вопрос. То из окружения президента раздаются, прямо скажем, идиотические предложения уравнять статусы украинского, английского и русского языков. То выяснится, что власть не может выполнить свои обязательства, поскольку опасается обидеть жителей Украины (при этом не приводится никаких социологических данных, свидетельствующих о наличии массового возмущения в западных областях страны). То утверждается, что придавать русскому языку государственный статус не нужно, а следует лишь выполнять Европейскую хартию, которая вообще-то нацелена на защиту языков малых народов и национальных меньшинств, а потому не имеет никакого отношения к положению русского языка, на котором говорит подавляющее большинство жителей нашей страны.

В конце концов, законопроекты "О языках на Украине", в том числе и мой, который, как предполагалось, должен был усилить позиции русского языка, обеспечив его сохранение как языка СМИ, образования и культуры, отправили на экспертизу. Проводить ее поручено в том числе организациям, придерживающимся националистической направленности.

Для чего же власть тянет время? Для того чтобы окончательно отказаться от своих обязательств после региональных и местных выборов. Их значимость огромна, от их исхода зависит, сохранятся ли в распоряжении общества механизмы защиты своих интересов или оно окажется в полной зависимости от олигархических группировок и их представителей во власти.

Правящая верхушка лукавит, когда обещает нам построить после выборов «новую страну». В действительности, она готовится укрепить структуры и институты существующего государства, возникшего в результате капиталистических реформ и распределениями между олигархическими группировками национального богатства и ресурсов украинского общества. Силы, управляющие этим государством, должны получить возможность открыто извлекать выгоды из своего положения, не опасаясь того, что они будут сметены волною социального протеста или отстранены от власти более ловкими конкурентами, сумевшими с выгодой для себя воспользоваться массовым недовольством (как это уже было в 2004 году).

Какие же основные черты того государства, строительство которого планирует завершить нынешняя правящая группировка, одержав победу на региональных и местных выборах?

Во-первых, это олигархическое государство, в котором все важные решения принимаются в интересах олигархии, последовательно разрушается социальная сфера, а все расходы по содержанию банков и корпораций перекладываются на плечи общества. По сути, подобная политика проводится на протяжении последних десяти лет, после того, как политическим представителям олигархии удалось в конце 90-х при помощи лжи и манипуляций расколоть левые силы, ввести в заблуждение общество, установить выгодную им систему власти и поставить свою междоусобную борьбу в центр политического процесса. В последние два года украинское общество заплатило из собственного кармана за кредиты, которые набрали банки и корпорации, спасенные от банкротства благодаря денежным вливаниям, выдававшимся за «антикризисные меры». Взяло на себя обязательства по долгам, взятым правящей группировкой у международных финансовых институтов, прежде всего у МВФ, ничего не получив из средств, которые на протяжении многих лет придется выплачивать, сокращая расходы на социальную сферу, науку, культуру. Обеспечило за счет высоких тарифов для населения снижение цены на газ для металлургических и химических предприятий. Подобную политику власть намерена продолжать и дальше, и чтобы предотвратить возникновение массового социального протеста, она намерена ужесточить контроль над информационным и политическим пространством страны.

Во-вторых, это слабое государство, неспособное обеспечить исполнение своих обязанностей и функций. Прежде всего, это государство, в котором нет и не может быть ни верховенства права, ни равенства граждан перед законом. Олигархические группировки принципиально неспособны действовать в рамках правовой системы, а власть, контролируемая ими, не может им помешать. Поэтому ни правосудия, ни справедливости, ни безопасности от такого государства гражданам ожидать не следует. Конечно же, не может быть и речи о том, чтобы власть в таком государстве действовала в национальных интересах или всерьез пыталась реализовать права граждан на жилье, образование, медицинскую помощь или достойное обеспечение в старости. Олигархические группировки нуждаются в рынках развитых стран, приобретающих у них промышленное и сельскохозяйственное сырье. Они не могут существовать без доступа к финансовым ресурсам финансовых институтов США и ЕС. Они не в состоянии обеспечить работу подконтрольных им предприятий без технологической помощи со стороны транснациональных корпораций, поскольку практически уничтожили науку и высокотехнологичную промышленность, созданные в советский период. В такой ситуации любые рассуждения о национальных интересах представляются бессмысленными. Таким же образом обстоит дело и с социальными и политическими правами. Проведение ответственной социальной политики невозможно без изъятия у олигархических группировок части прибыли, установления контроля над внешней торговлей и государственной поддержки передовых промышленных отраслей и агропромышленного комплекса. Все, кто обещает устойчивый рост уровня жизни в рамках нынешней социально-экономической системы, занимаются самообманом или (что гораздо чаще) манипулированием общественным мнением в интересах олигархии.

В-третьих, это государство, лишенное будущего. Построенные в советское время предприятия теряют конкурентоспособность, поскольку оборудование все больше изнашивается и морально стареет. Ветшают возведенные в советский период жилые дома и коммуникации. Несмотря на убыль населения, жилищная проблема становится все острее. Разваливается система образования и здравоохранения. Школы и вузы уже не обеспечивают необходимый уровень подготовки специалистов. В обществе распространяются заболевания (в том числе, туберкулез и СПИД), представляющие угрозу для его нормального воспроизводства. Существующий социально-экономический строй обрекает украинский народ на массовую бедность, неграмотность и разруху.

Очевидно, что народ по доброй воле никогда не согласиться жить в таком государстве, отказавшись от достижений советской эпохи и предоставив национальные ресурсы в руки ничтожного меньшинства. Какое-то время рост социального недовольства правящему классу удавалось сдерживать с помощью манипуляций, то выдвигая одну из своих группировок в качестве «борцов за свободу» (как в 2004 году), то получая электоральную поддержку благодаря обещаниям восстановить отношения с Россией и сохранить восточнославянское единство (как на последних президентских выборах). Теперь возможности для манипуляции исчерпаны. Украинское общество убедилось, что олигархические группировки, какие бы маски они на себя ни натягивали, не могут обеспечить ни законности, ни свободы. Сегодня народы Украины все больше убеждается в том, что для олигархии восточнославянское единство и стратегическое партнерство представляют небольшую ценность, чем право и демократия. Ради выгоды она легко перешагнет и через общественные требования и свои собственные обязательства. В распоряжении олигархических группировок осталось только одно средство удержать власть - открытая авторитарная диктатура. Подготавливать ее установление начал еще Ющенко. Но он пытался утвердить диктаторский режим под националистическими и русофобскими лозунгами, которые решительно отвергались обществом. Теперь Янукович рассчитывает, что добьется большего успеха под лозунгами стабильности и порядка. Но от перемены риторики суть формирующегося диктаторского режима конечно же не меняется. Она, как и прежде, состоит в том, чтобы легализовать капиталистические реформы и «великую криминальную революцию» 90-х, создать условия для неограниченного господства олигархии.

Правящая верхушка уже создала условия для формирования авторитарной олигархической диктатуры. Отменена конституция, ограничивавшая полномочия главы государства, препятствовавшая произволу со стороны власти, ставившая деятельность правительства под контроль парламента. Сама Верховная Рада из самостоятельного органа власти превратилась в структуру по одобрению решений президента и правительства. Новый закон о выборах значительно облегчает правящему режиму формирование послушного парламентского большинства.

Исполнительная власть фактически управляет судами, все больше превращающимися в средство уничтожения политических оппонентов власти и передела собственности в пользу связанных с ней группировок. Виктор Янукович проводит в жизнь принцип, сформулированный испанским диктатором Франко: «Друзьям все – врагам закон». Крымчанам уже довелось на практике ознакомиться с проявлениями подобной политики, направленной на подавление всех, кто осмеливается выступать против действий власти или открыто конкурировать с ее ставленниками и представителями. Янукович и его ближайшее окружение фактически контролируют политическое и экономическое пространство страны, игнорируя нормы политической демократии и основополагающие принципы права.

Почему же тогда правящая группировка так сражается за победу на местных выборах, пытаясь захватить большинство в поселковых советах? Ведь для утверждения авторитарной диктатуры достаточно было бы создать управляемые областные советы и провести ставленников власти на должности мэров крупных городов. Для чего понадобилось всеми средствами - от административного давления до ареста неугодных кандидатов - сражаться за власть на местах?

Ответ на этот вопрос дал сам Виктор Янукович, который в своем первом президентском послании объявил, что со следующего года будет осуществляться свободная продажа земли. Но право распоряжаться земельными угодьями пока еще закреплено за местными советами. Как только законодательство будет изменено, олигархический режим потеряет всякий интерес к местному самоуправлению. Пока же всеми средствами ведется борьба за контроль над местными органами власти, чтобы осуществить передел земли в пользу рейдеров и земельных спекулянтов, связанных с правящей группировкой.

Методы, которыми нынешняя власть действует уже сегодня, приобретают откровенно полицейский характер. Достаточно вспомнить недавнее задержание милицией группы крестьян из сел Бахчисарайского района, обратившейся к Джарты с просьбой остановить рейдерский захват принадлежащей им земли. Нынешняя власть не собирается восстанавливать законность в земельной сфере, поскольку распределение между олигархическими группировками земельных ресурсов сулит им крупную добычу. Богатство, красота и щедрость крымской природы, пожалуй, впервые в истории нашего полуострова грозят обернуться против крымчан, поскольку земельные ресурсы Крыма в случае победы на выборах правящей партии станут одним из главных объектов дележа. Рассчитывать на защиту закона бессмысленно. Мы видим, что власть цинично игнорирует нормы права, еще не одержав победу на выборах. Что будет, если она сумеет создать подконтрольное ей большинство в Верховном Совете АРК и захватить власть на местах, страшно даже представить.

Но у нас есть еще возможность сбросить с нашей шеи затягивающуюся удавку. Мы обязаны остановить формирование олигархической диктатуры. Ради собственного будущего, ради будущего наших детей, ради памяти о выдающих достижениях нашего народа. Для этого необходимо, чтобы большинство в Верховном Совете Крыма получили коммунисты. Республиканский комитет Компартии Украины – единственная политическая сила, способная последовательно отстаивать социальные права и противостоять давлению олигархии. А создание ответственной власти в Автономии изменить расстановку сил и во всей стране.

Выбор, который предстоит сделать 31 октября, прост. Победа коммунистов или установление в Крыму олигархической диктатуры. И в наших силах не допустить, чтобы петля, наброшенная олигархией, окончательно затянулась.

Леонид Грач, народный депутат Украины,
первый секретарь Крымского рескома КПУ,
Председатель Общественного Совета по защите конституционных полномочий Автономной республики Крым

Дополнительная информация