Леонид Грач

Е.Березина: Ему доверена песня

Памяти народного артиста СССР Юрия Иосифовича Богатикова

* * *

Каждая его песня – целая эпоха в вокальном искусстве. Народный артист СССР, певец-патриот, он был востребован зрителями до последнего дня своей жизни. Л.Грач

* * *

Творческое наследие великого певца актуально по сей день, а быть может, еще и больше. Когда национал-радикалы пытаются в разных регионах Украины, в том числе и в Крыму, расколоть общество на множество осколков, – есть наследие Ю.Богатикова, который болеет своим Отечеством, зовет народ объединиться, сплотиться в одно целое. Л.Грач

* * *

Он надолго задумался, прежде чем ответить на вопрос. И ответил не сразу, медленно подбирая слова, которые бы точнее и глубже выразили давно выношенную мысль. А девушка, корреспондент «Водного транспорта», пришедшая брать у него интервью, ждала, недоумевая. И даже не подозревала, какой важный для собеседника вопрос задала, какую бурю чувств вызвала.

Шел 1968 год. Год, оказавшийся для солиста Луганской филармонии Юрия Богатикова на редкость счастливым, во многом круто изменившим его судьбу. Он пришел на эстраду восемь лет назад, в 1960-м, после окончания Харьковского музыкального училища. Пришел человеком зрелым, уже имеющим за плечами не одну рабочую профессию, четыре года флотской службы, богатый опыт выступлений в коллективах художественной самодеятельности. Пришел, сознательно выбрав эстраду делом жизни. И служил ей верой и правдой все эти восемь лет, до краев наполненных поисками себя, своих тем, трактовок, выразительных средств. И вот поиски увенчались успехом. В 1967 году за пропаганду патриотической песни Богатикову были вручены Премия имени Молодой гвардии и Премия комсомола Украины. На Всеукраинском конкурсе вокалистов, посвященном 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции, он получил диплом Первой степени; А 1968-й принес и международное признание: главный приз на фестивале эстрадной песни «Фройндшафт» в Берлине. В том же году Юрию Иосифовичу было присвоено звание Заслуженного артиста УССР.

...Пройденное, передуманное, пережитое яркой вспышкой пронеслось в мозгу, когда корреспондент, не дождавшись ответа, повторила вопрос: «Так что же значит для Вас, Юрий Иосифович, гражданская, патриотическая песня? Какую песню Вы назовете гражданственной?» И, как бы подведя итог восьмилетним поискам, Богатиков улыбнулся: «У нас иногда принято считать, что «Вперед, заре навстречу!», дескать, патриотическая песня, а, скажем, «Русское поле» – это уже лирика. Не согласен! Все, чем живет человек, чем он в состоянии выразить свое отношение к жизни, – гражданственно и патриотично. Высочайшая лирика Пушкина и эквивалентная ей музыка Чайковского – взлет безусловной гражданственности. Поэзия Есенина, Кольцова, мелодии Глинки живут в народе, в его культуре, передаются из поколения в поколение, запоминаются, кажется, сами собой, впитываются чуть ли не с молоком матери. Значит, они гражданственны. Значит, они патриотичны. Для меня лично критерием, если хотите, сверхзадачей песни всегда было отношение исполнителя к своей земле, к своей Родине, к своему народу. Я – за песню, возвышающую душу и мысль человека» («Водный транспорт», 1968, 13 мая). …По-настоящему популярным сделало его телевидение. И огромная заслуга в том принадлежала Юрию Васильевичу Силантьеву, тогда главному дирижеру Эстрадно-симфонического оркестра Всесоюзного радио и Центрального телевидения.

– Я всегда готовился к каждой встрече с Юрием Васильевичем с душевным трепетом, волновался, как мальчишка, – говорит Ю. И. Богатиков, – И каждая наша встреча давала мне так много в плане чисто профессиональном... – И, чуть помедлив, добавляет: – Эстрадному певцу просто необходимо хотя бы периодически выступать с большим оркестром. Дело в том, что работа с ансамблем позволяет порой уставшему или находящемуся не в лучшей форме певцу, что называется, «промазать». Ансамбль за ним «пойдет». А вот с большим оркестром, тем более со столь высокопрофессиональным, каким руководил Силантьев, это уже невозможно. Оркестр дисциплинирует певца, заставляет быть собраннее, ответственнее, а это, в свою очередь, способствует и его творческому росту.

Да, Юрий Васильевич Силантьев сделал очень многое для того, чтобы певец Юрий Богатиков вырос в эстрадного мастера, которому под силу решать сложнейшие вокальные задачи. Силантьев научил его самому главному – знанию и пониманию жанра и его законов, умению этими законами управлять.

«С самого начала нашей совместной работы, – рассказывал Юрий Васильевич Силантьев, – меня привлекла в Юре его огромная трудоспособность, я бы даже сказал, одержимость на репетициях. И еще доброжелательное отношение к замечаниям, предложениям, готовность немедленно взять все стоящее в свой певческий арсенал. Добиваясь точности и выразительности исполнения, продуманности, отработанности общего рисунка песни, Юрий «пробует» ее десятки раз, в самых различных вариантах. И так до тех пор, пока не отыщет идеальный из всех возможных. Точно так же и каждый жест его, каждый «переход» строжайше отрежиссированы, Юрий, например, всегда точно знает, почему в данный момент его рука пошла вправо, а не влево. И это, на мой взгляд, очень ценное для эстрадного певца качество... Он никогда не повторяется. В каждом концерте старается подать уже знакомые слушателям песни чуть-чуть иначе, что-то по-новому осмыслив, выделив, укрупнив».

Трудно себе представить, что первое выступление певца по Центральному телевидению, относящееся к далекому 1969 году, прошло незамеченным, не вызвало ни одного зрительского отклика. И тем не менее это так. Шла трансляция праздничного концерта, посвященного Дню шахтера. Богатиков спел одну из своих самых любимых песен – «Спят курганы темные» Н. Богословского (стихи Б Ласкина).

– Сознание, что на тебя смотрят по меньшей мере сто миллионов глаз, действовало, как холодный душ, – вспоминал артист, – и держался я непривычно скованно. Остался недоволен собой.

– От меня не ускользнула, конечно, скованность, некоторая натянутость исполнения, впрочем вполне естественная для человека, впервые оказавшегося под лучами софитов и телекамер, – вспоминает и композитор Никита Владимирович Богословский. – Но осталось в памяти другое: неподдельная искренность, мягкая, вдумчивая лирика, чуткое сопереживание песне, красивый, выразительный баритон. Чувствовалось, что певцу дорог и близок мир, о котором он поет, что не понаслышке знает он бескрайние дали опаленных солнцем степей, и притихшие, четкими конусами вырисовывающиеся на фоне звездного неба «спящие» курганы, и щедрых на доброе слово, умеющих «жарко работать» людей.

А три года спустя, на творческом вечере Н.В.Богословского, организованном Центральным телевидением в честь шестидесятилетия композитора, Юрий Богатиков выступил с песней, уже специально написанной для него, – «Давно не бывал я в Донбассе» (стихи Н.Доризо).

Забегая вперед, скажу, что песне этой суждено было стать своеобразной визитной карточкой певца, одним из самых любимых и наиболее часто исполняемых им произведений. И немалую роль в том сыграло то обстоятельство, что Богатиков действительно родился, вырос и начал свой путь в мир песни в Донбассе – в маленьком шахтерском городе Енакиево.

...С первых же музыкальных фраз, с неторопливого, задушевного «Давно не бывал я в Донбассе...» Богатиков просто покорил зал. Покорил правдой чувств, той силой внутренней убежденности, тем глубоким лиризмом, которые никогда и никого не оставляют равнодушным. Его мощный и сильный, бархатистого тембра голос буквально заполнил зал. И секундная тишина после того, как замерла последняя нота, и вспоровшие эту тишину аплодисменты яснее самых громких слов сказали, что пришло-таки к солисту Ворошиловградской филармонии Юрию Богатикову долгожданное и заслуженное признание.

– Никита Владимирович Богословский, – скажет с улыбкой певец,– можно сказать, дал мне путевку в жизнь.

Что ж, в известной степени так оно и было. С легкой руки Никиты Владимировича многие московские композиторы стали писать «на Богатикова», отдавать ему свои новые произведения.

«Весна сорок пятого года» И.Лучинка (стихи М.Ясеня), «Усталая подлодка» А.Пахмутовой (стихи Н.Добронравова, С.Гребенникова), «Песня об океане» Е.Жарковского (стихи Р.Рождественского), «Экипаж – одна семья» В.Плешака (стихи Ю.Погорельского), «Не плачь, девчонка» В.Шаинского (стихи М. Пляцковского), «Я руки женские целую» А.Экимяна (стихи Р.Гамзатова, русский текст И.Озеровой), «Не остуди свое сердце, сынок» В.Мигули (стихи В.Лазарева). Чтобы просто перечислить сегодня вся страна, а впервые исполнил Юрий Богатиков, понадобилась не одна страница.

– Это ни с чем не сравнимое счастье, – считал артист, – когда выходишь на сцену с песней, которая пока никому ничего не говорит, и вдруг начинаешь понимать, что ее принимают, что она будет жить…

Дополнительная информация