Леонид Грач

Компартия Украины разложилась (интервью)

Компартия Украины в глубочайшем кризисе, заявляет опальный лидер крымских коммунистов. Жирующая верхушка КПУ спелась с донецкими олигархами и голосует за антинародные реформы, левую идею в стране надо спасать. Как — Леонид Грач рассказал в интервью «Росбалту».

- Глава КПУ Петр Симоненко, которого вы постоянно критиковали, снял вас с должности главы крымского рескома. Крымские коммунисты вас на этом посту восстановили. Теперь ЦК КПУ вовсе исключило вас из партии. Почему?

- Это месть со стороны ЦК за мою позицию и проявление страха перед Партией регионов и её олигархами. Партия регионов и сам Виктор Янукович меняют вектор своего движения, заявленный перед выборами, а мы, коммунисты, послушно идем у них в фарватере. Русскому языку отказано в статусе государственного – а Симоненко перед выборами подписывал с Януковичем соглашение о поддержке именно на условии двух госязыков. Речь шла о том, что Украина пойдет в ЕЭП и Таможенный союз, а Янукович заявляет, что ему мешает Конституция вступать в эти союзы. Точно так же произошло и с Бандерой, который остался «Героем Украины». Я уже не говорю, что фракция Симоненко проголосовала за Налоговый кодекс, за судебную реформу, которая лишает граждан права на апелляцию. Надо уже, наконец, ответить самим себе – мы коммунисты или кто? Мы обслуживаем донецких олигархов?

- Что вы теперь будете делать? Создадите собственный политический проект? «Настоящую компартию Украины»?

- Я не намерен ничего создавать, я самодостаточная фигура в политике. А если говорить о площадке, то, во-первых, она у меня есть как у депутата Верховной рады. Во-вторых, она у меня есть как у публициста. И, помимо всего, я – председатель официально зарегистрированного Общественного совета по защите конституционных прав Автономной республики Крым. Мне этого достаточно.

- В 2012 году будут новые парламентские выборы. И если вам не удастся пройти в Верховную раду от КПУ, что вы будете делать?

- Мы привыкли, что политический деятель обязательно должен иметь мандат. Я так не считаю. Я избираюсь депутатом с 1974 года – в городской, республиканский и украинский парламент. Для меня депутатство — не самоцель. Два года впереди еще, жизнь все расставит по своим местам. Поди узнай, каким будет закон. А если регионалы опять его изменят? А если дадут возможность избираться по мажоритарному принципу? Вопрос сейчас стоит так: создавать ли мне очередную левую партию, которых на Украине несколько десятков, или же бороться с очищением КПУ от оппортунизма и перерожденчества. Мне представляется, что второй путь – более правильный. Я чувствую, как вздрогнули коммунисты по стране после моего исключения из партии. Симоненко осуждают, и не исключено, что партия может пойти по пути самоочищения. Иначе в 2012 году Компартия Украины и вовсе может сойти с политической сцены.

- То есть менять партийную принадлежность или создавать собственное объединение вы не собираетесь?

- Да, это точно.

- А как вы будете себя вести дальше в статусе депутата украинского парламента?

- Как независимый депутат. Главное – я буду голосовать так, как считаю нужным, а не стадно, под взмах руки Михаила Чечетова.

- А что, сейчас так и происходит?

- Именно так! Михаил Чечетов – глава фракции Партии регионов. И распространяются его взмахи и на фракцию Компартии, и на фракцию Блока Литвина. Как только Литвин ставит на голосование вопрос, Чечетов встает – поднял руку вверх – всем команда голосовать «за». Машет по горизонтали – значит «нет». Я не хочу, я не быдло!

- Выходит, с Компартией никто ничего заранее даже не согласовывает?

- Они согласовывают в эдаком узком междусобойчике. Потом объявляют, что за какое-то решение надо не голосовать. Тут же ещё надо смотреть на состав фракции – пропорциональная система порочна тем, что списки формируют по принципу лояльности и бесхребетности.

- Компартию обвиняют в получении денег за голосование, выгодное «регионалам». Вам что-то известно об этом?

- Политика сегодня, к огромному сожалению, это коммерция. Думаю, что это относится и к фракции КПУ. Даже не ко всей фракции – те, кто берет деньги, со всей фракцией не делятся. Депутатам фракции говорят: вы должны покорны и благодарны за то, что вас взяли в список. Симоненко использует КПУ как инструмент: во фракцию подбирают не депутатов, а кнопкодавов. Но после протестов против Налогового кодекса мы просто не можем голосовать за Жилищный кодекс, который позволит выселять из квартир, голосовать за повышение пенсионного возраста, за рост тарифов. Я с этим соглашаться не хочу. Я публично выступал за выход фракции из властной коалиции.

- Левое движение в Украине по своим лозунгам и декларируемым целям превратилось из социального в патриотическое. Речь идет уже не о борьбе бедных с богатыми, а о русском языке, истории и т.д. Многие называют подобную трансформацию недопустимым перекосом.

- Если патриотическая риторика не подкрепляется социальными действиями – тогда с этим можно согласиться. Плохо, когда ты перестаешь понимать, левый ты или уже национал-патриот. Но если сочетать защиту социальных прав с защитой русского языка и борьбой за геополитическую направленность – это нормально.

- На Западе тоже есть свои левые – например, молодые, злые и пассионарные антиглобалисты. А у нас, когда говорят о левом движении, – сразу вспоминаются стареющие пенсионеры, ностальгирующие по СССР. Почему у нас левое движение не нашло себе места в новых реалиях?

- А это и есть центральный и самый болевой вопрос. Руководство компартии не в состоянии организовать работу так, чтобы защищать интересы людей в реальной борьбе. Я сейчас говорю не только о содержании, но и о протестной форме. Посмотрите на западные профсоюзы, как они добиваются своих задач! Протест предпринимателей против Налогового кодекса – это тоже была реальная борьба за свои интересы. Руководство КПУ на подобное идти не решается.

- Интересы какой социальной группы должна защищать компартия? Пролетариата в классическом его понимании уже почти не осталось. Нищие пенсионеры отдаются ненавистным властям за палку колбасы. Но есть тот же средний класс. Не пора ли отечественным левым поменять социальную базу?

- Вне всякого сомнения. Более того, по моему убеждению, левый спектр должен наполниться поддержкой со стороны малого и среднего бизнеса. Надо расширять понятийный аппарат, разобраться, что такое пролетариат сегодня. Те, кто стоял на Майдане – ведь у них физического труда даже больше, чем умственного. Но после того, как КПУ проголосовала за удавку в виде Налогового кодекса, мы к малому и среднему бизнесу и подойти не сможем. А если мы проголосуем еще и за пенсионную реформу – то и вовсе утратим всякую социальную базу.

- Какая судьба ждет крымскую ячейку КПУ, которая вас поддерживают? Им назначат нового лидера?

- Думаю, что крымские коммунисты займут принципиальную позицию. Не уверен, что кому-то удастся растащить на куски крымскую партийную организацию. Марионеточного первого секретаря в Крыму посадить никому не удастся.

Беседовал Павел Казарин
РОСБАЛТ

Дополнительная информация