Леонид Грач

МЫСЛИ ВСЛУХ

Предательство… Это страшное слово во все времена было позорным клеймом того, кому оно адресовалось.

Я родилась в послевоенные годы в голодной, разбомблённой, но не побеждённой стране. Тогда свежа была память минувшей войны, живы были те, кто лицом к лицу встречался с Героями и предателями, кто на себе ощутил результаты их деяний: спасённое Отечество и невинно загубленные советские люди – на фронте и в тылу.

Я на всю жизнь запомнила одну семью, жившую на соседней улице, муж и отец которой был осуждён за предательство, за пособничество оккупантам. Люди сторонились злочасного дома, переходили на другую сторону, проходя мимо. Не забегали соседи - поболтать или поделиться чем-нибудь, казалось, даже солнце не светило в этот двор, над которым чёрной тучей висело предательство.

Прошли годы, но добро, как и зло, по-прежнему живы, живо и предательство в других, более изощрённых, но не менее отвратительных формах. Мне не понять, как молодые люди, которые получили всё: образование, должности, перспективы на будущее, счастливую личную жизнь, в одночасье забыли об этом, предали тех, кто, вовремя по-отечески протянул им руку. Перефразируя, скажу: «Кто был ничем, тот стал всем», но быстро об этом позабыл. Пусть поколения конца 70-х, 80-х, 90-х годов называют потерянными, потому что росли они в период воспевания воровской «романтики», власти шальных денег, криминального беспредела, отрицания общечеловеческих ценностей.

Но ничто не может оправдать бездуховности и беспринципности: человек просто должен родиться с заложенными в нём природой честью, порядочностью и совестью. Иначе он будет моральным уродом, не способным на полноценную жизнь.

Но более всего меня поражает то, что люди, прошедшие со своими товарищами долгий путь, пережившие вместе и расцвет и развал великой страны, возрождение Коммунистической партии после 1991 года, тоже враз поменяли свои убеждения, отказались от всего того, чему, казалось, посвятили всю жизнь. Я говорю о людях старшего поколения, о тех, чьё детство опалила война, кто не по рассказам знаком и с настоящим мужеством, и с предательством. Неужели всё забыли, и жалкие серебряники заменили сложившуюся многими годами жизненную позицию?

Кто может объяснить такие метаморфозы? Наверное, никто, потому что этому просто нет объяснения.

Я не называю ничьих имён, не хочу позорить седины или пытаться разбудить чью-то навеки уснувшую совесть. Кто захочет – может задуматься, хотя я, честно говоря, на это и не надеюсь, «единожды предав», уже не остановиться.

И. Суркова, член Коммунистической партии рабочих и селян

Дополнительная информация