Леонид Грач

«Государство не в состоянии пока урегулировать земельные отношения»

Информация Министра по земельным ресурсам и охране окружающей среды оппозиционного Совета министров АРК Г. Минаевой «О ходе выполнения земельной реформы в Автономной Республике Крым»

Земельная реформа является важной составной частью экономической реформы, осуществляемой в Украине в связи с переходом экономики государства к рыночным отношениям.

Проведение земельной реформы связано с изменением формы собственности, перераспределением земель, увеличением количества землепользователей и собственников земли, что требует выполнения большого количества обоснований, технических расчетов, изготовления картографических материалов, юридического удостоверения прав на земельные участки, государственной регистрации, соответствующей законодательной базы и финансирования. Прежде чем начинать земельные реформы, необходимо было тщательно учесть, какое общество имеем на время реформ, каковы его ценности и основные запросы.

Декларация о государственном суверенитете, принятая Верховным Советом Украинской ССР 16 июля 1990г. провозгласила: «Земля, ее недра, воздушное пространство, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украинской ССР, природные ресурсы ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны являются собственностью народа».

Такой же порядок закрепила Конституция Украины 1996 г. в статье 13, а особенно важная статья 14: «Земля является основным национальным богатством, которое находится под особой охраной государства. Право собственности на землю гарантируется. Это право приобретается и реализуется гражданами, юридическими лицами и государством исключительно согласно закону».

Земельная реформа не может быть только земельным вопросом. Это судьбоносный вопрос жизнедеятельности нашего общества.

Постановление Верховного Совета Украинской ССР «О земельной реформе» 18 декабря 1990г. огласило с 15 марта 1991г. все земли Украинской ССР объектом земельной реформы, поручив Совету Министров Украинской ССР и местным советам народных депутатов провести инвентаризацию земель всех категорий, и на основании этих материалов закрепить за гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями их право на владение и пользование землей в порядке, установленном Земельным Кодексом Украинской ССР. Это Постановление, к огромному сожалению, не выполнено и до сегодняшнего дня. Не выявлены площади, которые используются не по целевому назначению, нерационально или способами, которые приводят к снижению плодородия почв, их химического заражения, ухудшения экономической обстановки и т.д.

В последние годы довольно распространенной стала практика лишения Советов как ресурса земельной собственности, так и их законных полномочий в сфере регулирования земельных отношений в нарушение Закона о местном самоуправлении в Украине (1997г). Процесс размежевания земель государственной и коммунальной собственности неоправданно затянулся. Как можно говорить о рациональном использовании земли, тем более в прибрежной полосе Черного моря, если мы пока даже не знаем, что у нас осталось, если не определены даже границы конкретных населенных пунктов Крыма.

На 21-м году земельной реформы так и не создана система Государственного земельного кадастра, которая бы обеспечивала достоверность информации о земельных участках как особых объектах земельной собственности, о правах на них и о владельцах или землепользователях. Не существует системы государственной регистрации прав на объекты собственности, которая гарантировала бы безопасность собственности на землю.

Что касается сроков действия моратория на куплю-продажу земель сельскохозяйственного назначения, то сейчас существуют два формальных основания для его продления. Это – отсутствие Законов о государственном земельном кадастре и о рынке земель.

Все понимают, что закон о земельном кадастре, даже если его примут, не обеспечит в сжатые сроки необходимой для земельного рынка земельно-кадастровой документацией. Для ее создания требуется время, а поэтому для участков, которые будут продаваться, будут готовить соответствующие документы, проводиться экспертная денежная оценка и т.д.

Важно было предусмотреть государственный земельный резерв для развития дорог, трубопроводов и других, необходимых государству объектов, а также природоохранного фонда, выделить участки с полезными ископаемыми.

Теперь пришло время обратиться к организаторам всех земельных решений, работающим в основном в Киеве. Проанализировать часть документов, комментарии средств массовой информации, освещающих деятельность Верховной Рады, Кабинета Министров Украины и Президентской Администрации по вопросам земельной и аграрной политике, основное, что повлияло и влияет до сих пор на землеторговлю в Крыму.

Начнем с того, что хотя бы бегло, но отметим знаковые вехи в истории земельной политики государства. Конечно не будем комментировать «Манифест о Генеральном размежевании земель» Екатерины II от 19 сентября 1765 г. Напомним лишь о том, что Император Николай I 7-го марта 1838 г. утвердил Положение о корпусе гражданских топографов основной задачей которого: § 1 производство межевания и оценки казенных земель и угодий, при этом в § 16 этого Положения сказано: «Землемеры принимаются в классные гражданские топографы по предварительным испытаниям в лесном и межевом институте...» Таким образом была создана «государева топографическая служба» - как механизм реализации в дальнейшем земельных реформ. Важное значение службы было закрепленная 15 марта 1919 г. Декретом «Об учреждении высшего геодезического управления (ВТУ)», подписанного Председателем Совета народных комиссаров В.И.Лениным.

Основной целью ВТУ было – «Поднятие и развитие производительных сил страны, экономия технических сил и денежных средств; производство сплошных систематических топографических съемок на всем пространстве Республики».

С этой задачей Советская геодезия достойно справлялась, и к 1990 году было завершено картографирование всей территории государства в масштабе 1 : 25 000, а ее европейской части в масштабе 1: 10 000.

К этому же времени были практически завершены и крупномасштабные съемки населенных пунктов в масштабах 1: 5 000 – 1: 2 000. Государственные геодезические ( или картографические) службы есть во всех развитых странах мира. О важном значении этих служб для существования государств говорит тот факт, что они в большинстве своем входят в две первые десятки самых необходимых элементов структуры правительства ( вместе с такими , как службы обороны, безопасности, внутренних дел и др.) Поскольку геодезия и картография относятся к категории точных и очень конкретных наук и производств, функции которых мало изменяются со временем и не зависят от политического и экономического строя государств, нет необходимости существенно реформировать их даже во время государственных переворотов. Такие службы нужны государствам для решения целого ряда научно-технических, хозяйственных и оборонительных задач, связанных с определением местоположения различных объектов государственного хозяйствования.

Государственная геодезическая служба Украины возникла на основе той части кадровых, научно-технических, производственных и материальных ресурсов Главного управления геодезии и картографии при Совете Министров СССР, (созданное на базе ВТУ) которые находились в Украине после развала СССР.

Первый шаг становления Государственной геодезической службы был конструктивен. Постановлением Кабинета Министров Украины № 306 от 1 ноября 1991 г. было создано Главное управление геодезии, картографии и кадастра Украины (Укргеодезкартография), как центральный орган исполнительной власти, с целью «обеспечения народного хозяйства Украины топографо-геодезическими материалами, картографической продукцией и создания в единой системе координат основы Государственного кадастра Украины».

В соответствии с актом приема-передачи по состоянию на 1 января 1992г., Главное управление геодезии, картографии и кадастра при Кабинете Министров Украины принимает в свое ведение предприятия, организации и учреждения Госгеодезии СССР, расположенные на территории Украины. Структура отрасли, ее материально-техническое обеспечение и квалификация кадров, при условии понимания в высших эшелонах власти роли и места геодезической службы, позволило бы на должном уровне обеспечивать решения навигационных, военных и хозяйственных задач. Но в сложных экономических условиях начала и середины 90-х годов, созданное управление без должной поддержки власти оказалось на пути обесценивания и разрушения того уникального национального достояния, которое было одной из лучших частей государственной координатной сети СССР.

Фактическая стоимость государственной координатной сети достигает десятков миллиардов гривень, и с течением времени она возрастает. Из-за небрежного отношения к сохранению и развитию государственной координатной сети, государство ежегодно теряет не одну сотню миллионов гривень. Недостойное отношение к проблемам геодезии, а значит и к проблемам координатного обеспечения, обусловило неудовлетворительное формирование земельно-кадастровой системы в Украине.

С объявлением в стране земельной реформы появилась необходимость в значительном увеличении объемов топографо-геодезических работ по землеустройству (межевание земель, перераспределение земель, государственная регистрация земельных участков и т.д.). Соответственно возникла потребность в увеличении количества специалистов топографо-геодезического профиля и повышения качества их подготовки. Но, вопреки здравому смыслу, последовательное разрушение Государственной службы геодезии, картографии и кадастра продолжается и сегодня.

Специалисты, подготовившие указы Президента, постановления и распоряжения Кабинета Министров, которые привели к ликвидации «Укргеодезкартографии» и дезорганизации ее производственных подразделений, не имеют реального представления ни о масштабах и характере топографо-геодезических работ в государстве, ни о том, что их нужно выполнять не на «колхозном», а на европейском уровне.

Укргеодезкартография должна иметь общегосударственное, а не ведомственное подчинение. Только при таком статусе можно будет сохранить и усовершенствовать государственную геодезическую координатную сеть и на этой основе осуществлять комплекс картографических работ. В целях совершенствования топографо-геодезического обслуживания различных отраслей производства, особенно земельной реформы, Укргеодезкартография своевременно разработала нормативно-техническую документацию, сформировала совместно с органами исполнительной власти 30 структурных производственных подразделений в каждом регионе Украины, в том числе и в Крыму.

Однако, «земельные реформаторы» на местах, действуя под прямой опекой исполнительной власти в Автономной Республике Крым, только в период с 1995 – 2001г.г., незаконно использовали более 7 млн. долларов США «сотрудничая» со Швейцарской фирмой во «благо» земельной реформы в Крыму. Только благодаря упорной, настойчивой деятельности в то время Председателя Верховного Совета АР Крым Л.И. Грача, мошенничество и хищения в особо крупных размерах было, по решению Высшего Арбитражного Суда Украины приостановлены, возбуждено уголовное дело, которое в дальнейшем имеет блуждающий и явно умышленно затяжной характер. В результате: следствие до сих пор не завершено. Безнаказанность рождает беспредел.

Грандиозный проект - «чистой воды» авантюра с ценой 10 – 20 млн. долларов, под названием «Морской берег», рождается с благородной целью рационального использования прибрежных территорий Крыма, протяженностью до полутора тысяч километров и глубиной освоения Крыма от береговой линии до 10 километров. Организован этот проект был в рамках Программы земельной реформы в Автономной Республике Крым на 2001 – 2005 г.г. (Постановление Верховной Рады АРК от 18 сентября 2002г. № 237-3/02)

Финансирование этой программы из республиканского бюджета не было, а из госбюджета финансирование производилось в обход законодательно-нормативной базы Украины, в результате многие миллионы ушли в карманы все тех же «земельных реформаторов», а проблемы инвентаризации земель Крыма по-прежнему «актуальна».

Вот здесь-то и появляется на авансцене Мировой Банк Реконструкции и Развития с предложениями о своей помощи в реализации проблемы инвентаризации земель Украины. Главным координатором проекта, стоимость которого составляет 193 миллиона долларов США, становится Госкомзем Украины. С высоким пафосом Мировой Банк провозглашает свою заинтересованность в финансировании и «создании жизнеспособной системы регистрации прав собственности на Украине потому, что это есть первое условие развития ипотечных рынков…., которые могли бы стать значительной поддержкой для развития экономики страны…»

Госкомзем Украины в 2004 году осуществляет закупку у Мирового Банка Проекта № 4709- ИА на сумму 192 млн. 500 тыс.долларов США. «Выдача государственных актов на право собственности на землю в сельской местности и развитие системы кадастра Украины, в том числе и на Крым. Победителями тендеров по Проекту становятся иноземные структуры, непосредственно приближенные к Мировому Банку. При этом ресурсы – крупный финансовый капитал и стратегическая информация (географическое и топографическое описание территории всей! Державы), которая имеет гриф ограниченного пользования, может передаваться иностранной стороне, а Украине остаются обязательства по обслуживанию миллионного внешнего долга. Кроме того, техническая сторона Проекта Мирового Банка выполняется в системе координат 1963г., что является нарушением действующего законодательства Украины.

Справка: Система координат 1963г. была введена в действие как временная и отменена совместным постановлением ЦК КПСС и СМ СССР 25.04.1987г № 208-76, № 373-85. В Украине решение о восстановлении системы координат 1963г в качестве единой государственной системы не принималось (по ст.7 ЗаконаУкраины «О топографо-геодезической и картографической деятельности» от 23.12.98г. № 353-XIV, этот вопрос отнесен к компетенции КМ Украины). Результаты выполненных работ по созданию картографической основы для земельного кадастра низкого качества и не отвечает требованиям нормативно-технической базы Укргеодезкартографии.

Подписание от имени Украины явно экономически невыгодного для нее внешнеэкономического контракта усилило внешнеэкономическую зависимость Украины от иностранных государств – основателей данной международной финансовой организации и нанесение ущерба информационной и экономической безопасности державы, разрушило систему Укргеодезкартографии.

В стране сложилась непостижимая ситуация: одни органы ( администрации, Советы) наделены соответствующими полномочиями (Закон о местном самоуправлении,1997 г.), должны их выполнять и нести ответственность, но у них нет кадров, чтобы это делать, а другие органы (Госкомзем и его подразделения) не имеют аналогичных полномочий, выполняют работу для других, но по закону не несут ответственность за решения, которые они готовили, а принимают не они.

Еще не завершены работы по многомиллионному Проекту Мирового Банка Реконструкции и Развития, а Кабинет Министров Украины 30.08.2007 г. принимает Постановление № 1067 «Об утверждении Государственной программы социально-экономического развития Автономной Республики Крым на период до 2017 г». В Программе запланированы в очередной раз все те же мероприятия по усовершенствованию сектора земельных отношений в АР Крым и все так же планируется их выполнение при отсутствии Единого методологического подхода пространственно-координатной привязки объектов землепользования. Созданы условия и предпосылки к угрозам формирования вновь недееспособной автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра Крыма как важнейшего национального информационного ресурса и инструмента по вопросам планирования и управления социально-экономическим развитием полуостровом (( как отдельных административных районов , так и АР Крым в целом), которые повлекут за собой неэффективное использование финансовых средств в особо крупных размерах.

Так, в соответствии с Программой планируется выделение финансовых средств на усовершенствование сферы земельных отношений в АР Крым в объеме 221 млн.276,4 тыс. грн., из них: 130 млн.149,3 тыс. грн. – средства Государственного бюджета Украины, 53 млн.962,4 тыс. грн. – средства местных бюджетов, 10 млн. 91 тыс.грн. –инвестиционные средства.

При этом в перечень запланированных мероприятий входит: приобретение материалов космосъемки, создание цифровых моделей и кадастровых планов территорий и земельных участков, прилегающих к побережью морей, и других территорий Крыма, создание, уже в который раз, автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра, проведение работ по размежеванию земель государственной и коммунальной собственности и прочее. Все эти мероприятия Программы должны базироваться на получении достоверной исходной картографической информации на объекты земельных отношений, начиная с макро- (территория АР Крым, административные единицы на уровне районов) и заканчивая микроуровнем (земельные участки отдельных землепользователей) в цифровом виде.

Вместе с тем, мероприятия Программы, направленные на выполнение картографирования территории АР Крым вновь не удовлетворяют Государственной политике и принципам осуществления топографо-геодезической и картографической деятельности, что не позволит сформировать земельно-кадастровую систему.

В соответствии с Законом Украины «О топографо-геодезической и картографической деятельности», выполнение кадастровых съемок для ведения государственного реестра прав на недвижимое имущество ( в том числе земельных участков) относится к топографо-геодезическим задачам общегосударственного значения, которые организуются и координируются Укргеодезкартографией. Запланированные Программой мероприятия по указанным направлениям вновь не согласованы с Укргеодезкартографией, не выработаны методики и государственные стандарты по формированию базы данных земельного кадастра, что в очередной раз приведет к неэффективному использованию финансовых средств.

В связи с этим есть основание предположить, что в системе исполнительной власти как в АР Крым, так и в целом в Украине по отношению к вопросам регулирования топографо-геодезической и картографической деятельности и создания на ее основе дееспособной автоматизированной системы ведения Государственного земельного кадастра (утверждено Постановлением Кабинета Министров Украины 02.12.1997. № 1355), являющейся индикатором уровня социально-экономического развития нации в ХХІ столетии – веке постиндустриального информационного сообщества, отсутствует единая государственная модель системного управления территории государства.

Как видно из приведенных фактов, государство не в состоянии пока урегулировать земельные отношения, процесс становится неуправляемым, и мы до сих пор не знаем и не понимаем, где и чья земля.

Все это происходит из-за нехватки добросовестных и ответственных кадров в земельных органах, из-за дерзости государственного чиновничества, которое и при запрете «безбожно» перекраивает сельскохозяйственные угодья, прибрежные полосы, а теперь взялись и за природно-заповедный фонд. Оценивая действия любого Правительства в вопросе организации использования основного национального богатства – земли для своего народа, можно довольно точно оценить будущее этого народа.

ЛЮДИ, БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ!

Дополнительная информация