Леонид Грач

Начало Великой Отечественной войны – правда и ложь

Кто развязал Вторую мировую войну?

В первые годы после победы антигитлеровской коалиции, с решающим вкладом Советского Союза над гитлеровской Германией, такой вопрос не возникал. Всем было ясно, что агрессором выступала фашистская Германия. Ею были захвачены в 1938 году Чехословакия, Австрия, а в1940-м почти все европейские страны, в том числе и такая великая держава, как Франция. Факт неприкрытой агрессии против Советского Союза со стороны фашистской Германии юридически установил международный Нюрнбергский трибунал. Его решения и приговор были признаны государствами всего мира.

Решающая победа над фашистской Германией Советского Союза создала ему большой авторитет. Ряд стран вступил на социалистический путь развития, колониальные страны освобождались от колониальной зависимости.

Рост авторитета социалистической страны встревожил основные страны капиталистического мира. Первым выступил с таким мнением Черчилль в Фултоне. Он положил начало развязывания холодной войны с замыслом даже горячей. Президент США Трумэн с Пентагоном задумывали атомный удар по Советскому Союзу. Распространялась клевета, фальсификация с извращением фактов Второй мировой войны: роли в ней СССР, его целей и задач. Тогда и возник вопрос: «Кто же развязал Вторую мировую войну, кто явился агрессором?» Разведчик, изменник, предатель, бежавший за границу Резун (псевдоним Суворов) написал и издал книгу «Ледоход». В ней он извратил содержание всех важнейших вопросов Великой Отечественной войны, назвал агрессором Советский Союз и реабилитировал Гитлера. С таким же содержанием выпускал свои опусы Бунич. Создали фильмы Киселев, Синельников. Национал-фашизм на Украине сеял пошлый, обывательский антисоветизм.

11 мая 2004 года на канале «1+1» Барсюк и Корчинский собрали в студии фальсификаторов украинской истории, в том числе фальсификаторов Великой Отечественной войны: Куроса, Короля, Гриневича, Бондаренко. В своей программе «Двойное доказательство» они «доказывали», что войну с фашистской Германией развязал Советский Союз ради своих имперских устремлений к мировому господству. Победа достигнута не под руководством Компартии, дружбы народов, а «сама собой». Восхваляли Резуна (Суворова). Что же происходило в действительности? Подготовка фашистской Германии агрессии против Советского Союза. Эта агрессия задумана сразу же с приходом Гитлера к власти. В книге «Майн Кампф» («Моя борьба»), которую он написал с помощью такого же агрессора Гесса, Гитлер проповедовал антикоммунизм, расизм, милитаризм, войну за «жизненное пространство» на Востоке и установление мирового господства. Как личность, он обладал безудержной самоуверенностью, фанатизмом и авантюризмом, садистской готовностью жертвовать миллионами людей. Вилли Брандт о Гитлере говорил: «Это дьявол в образе человека». А видный деятель Германии Ауцерштейн о нем: «Гитлер находился за гранью, где человек превращается в агрессивного тигра, дикого волка». Приближенные к нему называли его между собой «волком». Помимо всего прочего, объективные эти субъективные качества сыграли важную роль в составлении авантюристического плана завоевания мирового господства. В этом плане указывалось: « Нам нужна Европа и ее колонии. Не страны, а континенты, не поражение, а уничтожение противника, не перемещение границ, а перестановка всего Земного шара. Не мирный договор, а смертный приговор – такова цель войны». Об этом надо писать и говорить людям потому, что остатки недобитых фашистов на Украине имеют такую же идеологию, опасную для мира. В ноябре 1937 года на совещании германских военных руководителей было принято решение: первый удар рейха нанести не по СССР, а по западным державам, чтобы подготовиться к главной войне против России. По отношению к Советскому Союзу была разработана политика приведения противника в заблуждение, политика «маскировки». Заключение Пакта Молотов – Риббентроп о ненападении 23 августа 1939 года имело эту цель. Советское руководство знало о неизбежности нападения противника и готовилось к войне, пытаясь всячески выиграть время для проведения модернизации вооружения армии. Таким же ложным маневром были и действия сосредоточения кораблей и сухопутных сил якобы для вторжения в Англию. Сам Гитлер пугал западные страны призраком большевизма. Он говорил: «Я заставлю их верить, что Германия – последний плот против красного потопа».

22 июня 40 года на военном совещании официально было принято решение начать подготовку войны против Советского Союза. А 31 июля того же года уже были разработаны и утверждены метод ведения и цель против СССР: одним стремительным ударом разгромить все советские государства целиком. «Когда Урал с его безграничными природными богатствами, Сибирь с ее богатыми лесами, Украина с ее безбрежными полями зерновых культур, перейдет к Германии, то каждому немцу хватит для жизни». План разрабатывал Браухич и Гальдер. 14 июня 1941 года у Гитлера состоялось совещание, на котором были заслушаны доклады командующих группами армий, танковыми группами, командующих ВВС и ВМС о готовности к нападению на СССР.

Так ясно доказано, что агрессор, первый напавший на СССР, была фашистская Германия.

Какие факты использовались антисоветчиками для доказательства того, что якобы Красная Армия готовилась не к обороне, а к наступлению? Одно из доказательств Резуна: Красная Армия оснащалась артиллерией для стрельбы с открытых позиций, а не противотанковой. Как показали бои, у Советской Армии было на вооружении достаточно и противотанковых средств. Второй факт: Генеральный штаб Красной Армии готовил упреждающий удар по скоплениям войск фашист-ской Германии. Жуков действительно предлагал такой вариант. Но он не был принят. Третий факт: доктрина Красной Армии – война на чужой территории, но после того, как будет отражена агрессия противника. 2. Вопрос о внезапности нападения массируется в антисоветской прессе с извращением. В 1942 году Сталин сказал Черчиллю: «Я знал, что война начнется. Но я думал, что мне удастся выиграть месяцев шесть или около этого. Осенью немцы не решатся нападать. А потом в 1942 году СССР сможет лучше подготовиться к войне». Эта мысль лежала в основе предвоенной политике. Шла интенсивная подготовка армии к войне. В конце апреля 1941 года было призвано 800 тысяч резервистов. Расходы на вооружение и в оборону в целом в 1941 году возросли до 43, 4 % госбюджета, оборонная промышленность росла с 1938 по 1940 год на 39 % в год. Но производство новых образцов танков, самолетов, боевых машин БМ-13 («Катюш»), автоматического оружия только начиналось. Отсюда осторожность Сталина в том чтобы не спровоцировать наступление немцев. К тому же поступали самые разные и противоречивые разведанные о сроках нападения Германии на СССР или даже о том, что такового не будет вообще. Советский посол в Англии Майский сообщил: «Я по-прежнему считаю Германскую атаку на СССР маловероятной». Начальник ГРУ Ф. И. Голиков сделал вывод: «Слухи и документы, говорящие т неизбежности весной этого года войны против СССР, необходимо расценивать как дезинформацию, исходящую от английской и германской разведки». Так, о нападении Германии знали, но хотели всячески его отсрочить. Запрещение Сталиным о сосредоточении войск ближе к границе – это ошибка, которая имела серьезную причину. Сталин о плане Барбаросса не знал. Полная внезапность войны была для народа и низовых эшелонов армии. К тому же, 14 июня 1941 года было опубликовано Заявление ТАСС. В нем говорилось: «По мнению советских кругов, слух о намерении Германии порвать Пакт «Молотов-Риббентроп» и предпринять нападение на СССР лишен всякой почвы» Пример того, как для частей Красной Армии нападение Германии было внезапным. Я, студент Ленинградского университета, находился на месячных военных сборах в лагере тяжелого отдельного артдивизиона. В 4 часа нас подняли по тревоге. На Ленинград шел самолет. Его обстреливали. Мы, солдаты, спрашивали командира, что это значит? Он ответил, что учения начались, а обстреливают холостыми.

3. О начальном периоде Великой Отечественной войны. Соотношение сил в войне Германии и СССР было на стороне Германии. Экономическую строну германской агрессии в значительной степени создавали крупные магнаты капитала США, Европы вместе с немецкими монополиями. В предвоенные годы США и Англия инвестировали в германскую экономику один миллиард долларов. Кроме того, из Великобритании, Франции и США и из контролирующих ими стран, территорий поступало в Германию 50% стратегического сырья и материалов, необходимых для военной промышленности. В начале 1941 года около 5 тысяч предприятий оккупированных стран выполняли заказы вермахта. Широко использовалась и трофейная техника. Французскими автомашинами гитлеровцы обеспечили 90 своих дивизий. Всего за счет трофейной техники Германия в несколько раз увеличила свой военный потенциал. В 1941 году на предприятиях рейха работали более 3 миллионов иностранных рабочих. Все это позволило рейху в 1941 году произвести 12 тысяч самолетов, более 16000 танков и штурмовых орудий, 7200 минометов и орудий, и много другой военной техники. В действующей армии в сухопутных войсках находилось 3 миллиона солдат и офицеров. Создано 208 дивизий.

Для нападения на СССР 22 июня 1941 года у границ наших было сосредоточено: 190 дивизий, в том числе 19 танковых, 14 моторизованных. Их поддерживали 4 воздушных флота. Войска вторжения: 5, 5 млн человек, 4300 танков, 4720 орудий, 5 тыс. самолетов.

Численность Советских вооруженных сил в 1941 году была свыше 5 млн человек, 23 тыс. танков, 18 тыс. самолетов, около 120 тыс. орудий. ВМФ составлял 276 кораблей основных классов, в том числе 212 подводных лодок.

В советских пограничных округах было 1680 тысяч личного состава, 37, 5 тысяч орудий, 10 тысяч танков, 9 тысяч боевых самолетов.

Следовательно, противник имел превосходство по личному составу больше, чем в два раза, по артиллерии в 1, 3 раза. Танков и самолетов в Красной Армии было больше. Но много техники и в том числе 1200 самолетов были уничтожены при внезапном налете. Диверсионные группы противника порвали связь, а несовершенных радиостанций мало. Управление войсками было нарушено. Превосходство в воздухе противнику давало больше преимущества. Под ударом с суши и с воздуха понесли большие потери сухопутные войска. Они вступили в бой на неподготовленных рубежах. Почти вся дивизионная и корпусная артиллерия находилась в лагерях на учебных сборах. Танковые дивизии стояли на значительном удалении от границы. Дивизии и полки имели по одному комплекту боеприпасов и по одной заправке горючего. Остальные хранились на складах, которые были уничтожены или отступающими, или противником. Некоторые части и соединения оказались в окружении. Было паническое отступление, но были и части, которые боролись в окружении, прорывались, наносили противнику большие потери. Героическая оборона Минска, Ленинграда, Киева, Тулы, Одессы, Севастополя. Более двух месяцев оборонялась Москва, нанося противнику большие потери. План «молниеносной войны» был сорван. Противник был вынужден перейти к обороне.

Некоторые части, отступая, выполняли боевые приказы. Артивизион, в котором я служил, на марше к Москве получил задание уничтожить самолеты противника на аэродроме под Калинином и эшелоны на железнодорожной станции. Это задание блестяще было выполнено. Мы наблюдали, как взрывались самолеты и эшелоны с горючим. Я, радист при командире, передавал команды в условиях огромных помех.

В итоге следует сказать: при таких потерях в людях и военной технике, при таком захвате противником территории со всем ее промышленным потенциалом Компартия, руководство страны во главе со Сталиным сумело мобилизовать народ, сумело вселить в него уверенность в победу, подчинить все для войны, все для победы. Важную, а может быть, и решающую роль в победе над врагом в первый период сыграло разведдонесение выдающегося разведчика Зорге из Японии о том, что Япония не планирует войну против СССР. За это он пожертвовал жизнь, а Сталин смог перебросить войска с Дальнего Востока на Западный фронт.

Григорий Сухоруков, кандидат исторических наук, доцент

Дополнительная информация