Леонид Грач

«Над украинской и крымской деревней нависла серьёзная опасность»

Доклад Михаила Борисовича Рямбова, министра аграрной политики и продовольствия оппозиционного Совета министров АР Крым. Уважаемые товарищи! Вопрос, внесенный на обсуждение нашего правительства, как никогда актуален. Над украинской и крымской деревней нависла серьёзная опасность. Ей грозит полное разорение и уничтожение. Положение дел в сельском хозяйстве Крыма продолжает катастрофически ухудшаться. В то же время решительных мер по спасению одной из важнейших отраслей народного хозяйства – агропромышленного комплекса Крыма, не принимается. И, как результат, за годы псевдореформ мы теряем не только деревни, малые сёла и хутора, не только теряем кормильца, - мы теряем целый класс в обществе – крестьянство. За последние 10 лет с карты Крыма исчезло 8 сёл и 60 на грани вымирания. Исходя из этих поистине страшных цифр, обращаясь к теме агропромышленного комплекса, реском КПРС, оппозиционное правительство Автономии хотят привлечь внимание к судьбе села не только членов партии и сочувствующих нам, но и нынешней власти, местных руководителей, крымского общества. Мы хотим возвысить свой голос протеста против политики ликвидации крестьянства, против разрушительных «реформ» на селе. Сегодня мы хотим дать вам, уважаемые товарищи, фактическое изложение того, что представлял собой в 1990 году аграрно-промышленный комплекс Крыма и к чему мы пришли в результате так называемых радикальных рыночных реформ в сельском хозяйстве, которые были начаты в 1991 году и до сих пор ещё не завершены. Сельское хозяйство Крыма до 1991 года развивалось относительно динамично. Земельный фонд составлял 2 млн. 608 тыс. га, из которых 1 млн. 729 тыс. га занимали сельскохозяйственные угодья, в том числе 1 млн. 192,1 тыс. га пашни. С постройкой Северо-Крымского канала почти пятая часть сельхозугодий (или 340 тыс. га) орошались. Значительные земельные площади находились под зерновыми и пропашными культурами, интенсивно использовались орошаемые земли, на которых выращивались в основном кормовые культуры и овощи. Ежегодный валовой сбор зерна в Крыму составлял от 1,4 до 2,3 млн. тонн, что позволяло сдавать государству 700 – 800 тыс. т, обеспечивать себя семенами и значительную часть использовать для нужд животноводства.

В 1990 году было выращено:
Всего зерновых1 млн., 893тыс.тонн
в том числе:
озимой пшеницы992,94 т.т.
озимого ячменя641,96 т.т.
ярового ячменя118,25 -*-
овса41.06 -*-
кукурузы93,45 -*-
зернобобовых15,88 -*-
проса404 тонны
риса86,17 т.т.
подсолнечника43,2 -*-
сои16,7 -*-
кроме того:
табака1170 тонн
овощей404 т. тонн
картофеля34,7 -*-
бахчевых38,3 -*-
плодов428,6 т. тонн
винограда315,7 т. тонн
кормовых культур3млн.855 т. тонн

Как самостоятельная отрасль, животноводство Крыма в конце 80-х, начале 90-х годов имело тенденцию динамичного развития: среднесуточные привесы крупного рогатого скота на откорме были 500 и более граммов в сутки (в хозяйстве, которым мне посчастливилось руководить, – 900-1200 граммов); свиней – 350 граммов, средний настриг шерсти на 1-у овцу – 3,7 кг; удой одной фуражной коровы колебался от 3226 до 3470 кг (в колхозе «Родина» - от 4200 до 4453 кг); яйценоскость одной курицы-несушки – 235 штук яиц в год.

Животноводство в Автономной Республике Крым до 1992 года отличалось высокой концентрацией поголовья и удовлетворительной продуктивностью.

Поголовье скота 1990 года.
крупный рогатый скот835,6 тыс. голов
в т.ч. коровы252,9 тыс. голов
лошади14,3 т. гол.
овцы и козы1039,2 т. гол.
свиньи497,6 т. гол.
Птицы19 млн. 451 тыс. голов

Высокая концентрация поголовья в хозяйствах Крыма, а значит и производство навоза, позволяли улучшить структуру почвы и увеличить содержание гумуса, что, в конечном счете, увеличивало урожайность зерновых, овощных, технических и других культур.

В 1990 году в Крыму (хозяйствами и населением) было произведено:

мяса (всех видов в убойном весе)207 тыс. тонн
молока894,4 тыс. тонн
шерсти4 тыс. 237 тонн
яиц1млрд. 117 млн. шт.

Товарищи! Вся продукция, производимая в колхозах и совхозах Крыма, находила своего получателя: непосредственно в хозяйствах, на рынках, в заготовительных предприятиях, в перерабатывающей промышленности. Причем, сбыт продукции хорошего качества, как правило, не имел препятствий. На большинство продукции существовали государственные заказы в союзный, республиканский и местный фонды.

69,8% зерновых культур, 77% картофеля, 88,3% овощей, 86% плодов и ягод, 96,5% винограда, 87,4% животных и птицы, 97,8% молока, 100% шерсти реализовалось перерабатывающим предприятиям.

К 1991 году перерабатывающая промышленность в Крыму располагала 147-ю консервными заводами и цехами, 45-ю государственными винзаводами, 24-мя пищевкусовыми фабриками, 18-ю молокозаводами, 8-ю мясокомбинатами, 24-мя хлебопекарными предприятиями, макаронной фабрикой.

Было произведено 673,3 млн. условных банок плодоовощных консервов, 31,5 млн. декалитров вина и 620 тыс. тонн молочной продукции.

На селе строились жилые дома (и даже оформлялось внутриобластное переселение), детские сады и школы, дома и дворцы культуры, благоустраивались населенные пункты.

Программой развития сельского хозяйства предусматривалось (и это выполнялось в действительности!) развитие не только производственной базы АПК, повышение плодородия почв, развитие мелиорации, внедрение достижений науки, но и решение социальных вопросов, подготовка кадров, оставление значительной части молодежи, окончившей школу, на селе.

Однако контрреволюционный переворот 1991 года, приведший к развалу СССР и смене социальной и политической системы, переворот, осуществленный внутренними и внешними враждебными социализму и советской власти силами, привел к обвальным процессам в обществе и с особенно разрушительной силой ударил по наиболее сложной и жизненно важной отрасли – агропромышленному комплексу. С 1991 года началось резкое, практически обвальное его падение, которое не остановилось и в настоящее время.

Валовое производство продукции за этот период снизилось почти наполовину, а отдельные отрасли, такие, как молочное скотоводство, птицеводство, овощеводство, плодоводство, виноградарство и другие, сократили производство на 60 – 80 %.

В качестве примера можно привести такой факт: в последние годы валовые сборы винограда составляют около 100тыс. тонн, тогда как в былые годы Крым собирал его более 500 тыс. тонн. Если говорить о конкретных показателях отрасли сельского хозяйства и переработки сельхозпродукции за 2010 год, то они таковы:

общие объемы производства в отрасли сократились на 1,5% в сравнении с 2009 годом (на сельскохозяйственных предприятиях на 0,4%, в хозяйствах населения на 2,4%).

В минувшем году получено 1 млн. 403,8 тыс. тонн зерна, что на 15,6% меньше уровня 2009 года и на 26% меньше уровня 1990 года. Причем, снижение происходит как за счет сокращения убранных площадей зерновых культур на 18,8 тыс.га, так и за счет снижения уровня урожайности.

Урожай подсолнечника был увеличен по сравнению с 2009 годом на 4 центнера, но всё равно ниже 1990 г. на 13%.

Сократилось производство картофеля на 8,7%, овощей. Особую тревогу вызывает катастрофическое падение производства плодов: груш, яблок, сливы, алычи, персиков; винограда, эфиромасличных культур и табака. Плодовых культур мы собираем сейчас 26,% к уровню 1990 года, винограда – 24%.

Под урожай 2011 года (который сегодня убирается) во всех категориях хозяйств озимых на зерно и корм посеяно 85% к уровню 2010 года: 546,6 тыс.га всего, включая рапс.

В 2010 году в хозяйствах всех категорий произведено 200 тыс. тонн мяса в живом весе, молока – 353,9 тыс. тонн, на 60,33% меньше уровня 1990 года, яиц – 790 млн. штук, что на 29,3% меньше, чем в 1990 году, шерсти – 1432 тонны - на 66,2% меньше уровня 1990 года. О мясе особый разговор. Госстатистика УССР выдает данные - 207 тыс. тонн в Крыму в убойном весе, а Госстат Украины в 2010 г - в живом весе. Чувствуете разницу? Как минимум, эта цифра должна быть уменьшена вдвое.

По состоянию на 1 января 2011 года:

Количество на 01.01. 2011г.Количество в 1990 г.%
поголовье крупного рогатого скота173,9 тыс. голов835,6 тыс.голов20,8%
в том числе коров85,1 тыс. голов252,9 тыс. голов33,6 %
свиней180,5 тыс. голов497,6 тыс.голов36,27%
овец и коз351,8 тыс. голов1039,2 тыс. голов33,8 %
птицы12,1 млн. голов19млн. 451 тыс. голов62,2 %.

Надо отметить, что серьезно подорвана материально-техническая база аграрного сектора Крыма. Распались системы «Сельхозтехника» и «Сельхозхимия». Стремительно уменьшается техническая оснащенность сельскохозяйственного производств, его энерговооруженность. По сравнению с 1990 годом (26280 единиц) количество тракторов уменьшилось почти в четыре раза (осталось менее 7-ми тыс. штук), зерноуборочных комбайнов 3767 – в 3,5 раза (осталось менее 1000 шт.)

Сегодня на селе работают зерноуборочные комбайны, трактора и другая техника, имеющая киевскую, днепропетровскую, донецкую и харьковскую прописку. Что ставят во главу угла руководители пришлой техники: качественную и своевременную, без потерь уборку, пахоту, культивацию или дискование? Ни в коем случае: только гектары и большие деньги за каждый гектар! Нынешний министр аграрной политики Крыма В. Кравец упорно твердит о создании «кластеров». Они (правительство АРК – ред.) даже слова «объединение» или «МТС» боятся, как же, советским духом пахнет!

Вам не кажется вероятным, что такой политикой мы потеряем механизаторов в Крыму?

Как следствие снижения площадей и поголовья, урожайности и продуктивности, происходит резкое уменьшение производства натуральной пищевой продукции: плодоовощных консервов с 673,3 млн. до 3,3 млн. условных банок, то есть в 204(!) раза, нерафинированного масла, кисломолочных продуктов, муки, виноградных вин и коньяков, хлебобулочных изделий.

Изобилие продуктов на прилавках и полках супермаркетов, других магазинов – это показуха, которая объясняется с одной стороны импортным засильем, а с другой - недоступностью их для большинства граждан из-за низких доходов и высоких цен.

Помните конец 80-х и начало 90-х годов? Журнал «Коммунист Украины» публикует исследование социологической и консалинговой фирмы Круппа, где нам вдалбливают в голову, что Украина - одна из первых стран Европы по производству стали, чугуна, сложного приборостроения, зерна, сахара, что наши черноземы могут давать значительно больше, чем сейчас, а Украина может прожить самостоятельно и гораздо лучше большинства республик Советского Союза. Лесть ( а вообще – это часть гарвардского плана!), наложенная на менталитет украинских граждан, привели к «самостийности», к разрыву связей с Россией, Белоруссией и другими республиками. Но главная задача «реформаторов» как внутренних, так и внешних, состояла в разрушении крупнотоварного производства на базе государственных и коллективных хозяйств и достижения конечной цели – создания свободного рынка земли. Ни о каких конкретных механизмах повышения эффективности хозяйствования или увеличения производства сельскохозяйственной продукции вопрос не ставился.

Генеральная линия реформирования была директивно предопределена идеологически, как чистый символ веры – социалистические принципы организации ведения сельского хозяйства на основе общенародной собственности на землю должны быть уничтожены.

Только передача земли в частное владение гарантирует окончательную и необратимую ликвидацию советского строя, советского образа жизни не только на селе, но и в стране.

Для того чтобы решить эту, без каких либо сомнений, политическую проблему, была осуществлена подмена понятий: под видом экономических, эволюционных преобразований фактически совершены реальные контрреволюционные изменения общественного строя.

Нет необходимости описывать в деталях ход «реформирования» сельского хозяйства: официальная законодательная база была опубликована, авторы научных обоснований реформ сочли возможным представить свои труды на соискание Государственной премии за 2003 год. Ограничусь кратким перечнем.

1. Начало процесса развала сельского хозяйства было положено Постановлением ВС УССР «О земельной реформе» от 18 декабря 1990 года: «Объявить с 15 марта 1991 года все земли Украинской ССР объектом земельной реформы».

2. Затем постановление ВР Украины «Об ускорении земельной реформы» 1992года: «… до 15 мая 1992 определить перечень сельхозпредприятий и организаций, земли которых подлежат передаче в коллективную (для совхозов) и частную собственность в 1992 году» (3.13).

3. Указ Президента Украины «О неотложных мерах ускорения земельной реформы в сфере сельскохозяйственного производства» от 10 ноября 1994 года.

4. Самый большой удар по сельскому хозяйству Украины был нанесен Указом президента Л.Д. Кучмы «О неотложных мерах по ускорению реформирования аграрного сектора экономики» от 3 декабря 1999 г. № 1529/99, которым была создана правовая основа для передачи земель, находящихся в коллективной собственности предприятия в частную собственность его членов.

Все эти годы (до 1999 г.) реформирование на селе шло пассивно, медленно. Начиная с 2000 года оно убыстрилось. Единственное, чего не добились «реформаторы» - это сделать сельскохозяйственные земли товаром до 2005 года. Но судя по тому, с какой скоростью дожимается этот вопрос гарантом Конституции в ВР Украины, приходится не сомневаться, что они приложат все усилия для его решения.

Сегодня здесь, на заседании оппозиционного правительства, не лишним будет напомнить о теневой стороне реформ, а именно о Меморандумах Международного валютного фонда (МВФ), в которых правительству Украины в директивной форме ставились цели и задачи по реформированию экономики страны и назначались сроки их выполнения. За 1994 – 1999 гг. таких меморандумов, согласованных с правительством, было семь.

Вы видели, как предыдущие премьеры и вице-премьеры согласовывали задачи и сроки их выполнения, как докладывали о выполнении программ и условий в комплексе. То же самое делают Н.Я. Азаров с С. Тигипко.

Весьма показательно: МВФ надеется, «… что она (программа –ред.) получит активную поддержку со стороны международного сообщества», но вот получить согласие народа на предлагаемые ему реформы, их цели и ожидаемые последствия, не нашли нужным.

В Меморандуме на 1995 год по сельскому хозяйству был нанесен первый рыночный удар. Поставленное в нем условие сокращения расходов бюджета на 12% ВВП, в основном, должно было быть выполнено за счет сельского хозяйства следующим образом: «… исключить из бюджета оплату закупки урожая сельскохозяйственных культур…, финансирование весенних полевых работ, а также иных сельскохозяйственных программ».

В Меморандуме 1998 года на период с 1 июля 1998г. по 30 июня 2001г. констатируется: «И, наконец, отменены бюджетные ассигнования для пополнения Фонда государственного резерва вместе с системой государственного заказа на сельскохозяйственную продукцию».

Результат не замедлил себя ждать: зерно урожая 2002 года было скуплено по низким ценам и без каких-либо препятствий экспортировано. Страна была поставлена перед угрозой голода, а правительство было вынуждено срочно закупало зерно за рубежом.

Помните, кто помог Украине с отсрочкой оплаты? Россия и Казахстан. Но потребительские цены выросли в 1,5 – 2 раза. Кто-нибудь ответил за это? Нет, виноватых никто не искал, так как выполнялись директивы МВФ.

Мне это напоминает театр абсурда, в котором руководство страны выполняет никчемные и вредные указания МВФ.

Такой же диктат по отношению к Украине наблюдается и со стороны Всемирной торговой организации.

По-моему, мы должны понять, что все эти реформы, все выполнения указаний МВФ, ВТО, НАТО в конце концов ведут в тупик:


• во-первых, к разрыву восточно-славянского единства;
• во-вторых, нас, как сильную страну с развитой наукой, промышленностью, сельским хозяйством и инфраструктурой никто в Европе не ждет;
• в-третьих, надо извлечь уроки из подобного сотрудничества таких стран, как Аргентина, объявившая дефолт, и Греция, находящаяся на грани.

Товарищи!

Итоги либеральных «реформ» на селе не только требуют осуждения и принятия срочных мер по их исправлению, но их необходимо рассматривать как серьезное преступление против деревни и народа в целом.

В Крыму, по оценкам ученых, выведено из оборота более 600 тыс. гектаров пашни, деградирует земля. Надругательство над землей – это преступление перед живущими сегодня и жившими вчера, это преступление перед будущими поколениями.

Вырубка лесов и лесополос, сжигание травы, стерни, садов и виноградников – такое преступное отношение к природе воздастся нам самим сторицей.

Но самым главным преступлением этих 20-ти лет я считаю потерю крестьянства как класса.

Большие компании, ОАО, ООО, латифундисты, фермеры и батраки – вот что присутствует на селе сегодня.

Уважаемые товарищи!

Требование спасения крымского села должно стать для нас сегодня не лозунгом и не предупреждением, а воззванием к народу, существующему на краю пропасти. И это воззвание с конкретными предложениями, программами и планами должны услышать и прочитать все – от мала до велика.

Конкретное партийное дело для каждой сельской (и не только!) партийной организации:

• собрать в ассоциации, союзы владельцев земельных паев;
• через коммунистов-депутатов добиться рассмотрения сессиями местных советов вопросов проведения «реформ» на селе;
• коммунистам-депутатам ВС Крыма принять самое активное участие в слушаниях и обсуждениях программы развития агропромышленного комплекса Крыма.

Предложения в основу программы:

а) восстановление крупных государственных и коллективных предприятий;
б) развитие инфраструктуры сёл, строительство жилья для педагогов и медицинских работников;
в) восстановление научно-обоснованных севооборотов, выполнение программы повышения плодородия и восстановления орошения;
г) восстановление регионального госзаказа для бюджетных и государственных учреждений;
д) обеспечение в структуре поставок АПК качественных энергоносителей по ценам ниже рыночных;
е) восстановление государственной собственности на землю и другие природные ресурсы. Внести поправки в Земельный, Лесной, Водный и другие кодексы о национализации земли, леса и водных ресурсов;
ж) восстановление промышленности сельскохозяйственного машиностроения (заводы «Продмаш», винодельческого оборудования и другие);
з) восстановление и контроль за работой агрохимпредприятий в каждом районе;
и) осуществление плана реанимации перерабатывающей промышленности.

Товарищи! В заключение доклада необходимо ещё раз с особой силой подчеркнуть серьёзность и опасность той ситуации, которая сложилась в крымском селе. Здесь наши корни, наша история, здесь могилы наших предков.

История не простит глумления над собой. И сегодняшний регресс должен стать и непременно станет детонатором возрождения села. Я глубоко убежден, что спасение Украины от продовольственного голода, восстановление сельского хозяйства и класса крестьянства возможно только путём замены капиталистического пути страны на путь социалистических преобразований.

М.Б. Рямбов,
председатель Совета Кировского райкома
Коммунистической партии рабочих и селян.

Дополнительная информация