Леонид Грач

Интервью с народным депутатом Украины Леонидом Грачом, лидером КПРС

Западные миссионеры используют нынешнюю ситуацию в Крыму

- В последнее время существенно активизировалась деятельность Неправительственных организаций (НПО) – главным образом зарубежных – в южных регионах Украины. Вам как человеку, долгое время связанному с Крымом, ясны последствия деятельности НПО для этого региона. К тому же нельзя не учитывать своеобразие Крыма во многих отношениях…

- Начну издалека. К великому сожалению, украинская власть – и предыдущая, и сегодняшняя – недооценивает того, что означает для нашего государства Крым. Все властные структуры за годы независимости исходили и исходят из довольно примитивного представления о том, что Крым рядовой регион страны. А ведь на самом деле это совсем не так. Геостратегическое положение Крыма во все времена было раздражающим фактором. К тому же Крым всегда был автономен по своей сути, по своей природе в сфере межнациональных, межконфессиональных отношений. И если по нему проходить катком (как это отчасти делают и сейчас: скажем, многие конституционные полномочия Крыма игнорируются, не выполняются), то начинаются нежелательные процессы. Вообще Крым я мог бы сравнить с затухающим вулканом: в любой момент он может проснуться. Я имел самое непосредственное отношение к двум фундаментальным вещам.

В первую очередь – в завершающей фазе советского периода, начиная с конца 1990 года, во время принятия решения о референдуме (и его проведении 20 января 1991 года) по восстановлению автономного статуса Крыма, но на принципиально новой основе – не на национальной, а на территориальной. И это сохранило, как это ни парадоксально, Крым. А ведь там происходили, выражаясь фигурально, тектонические выбросы в 1992-1997 годах. Должен сказать, что такое и не снилось ни Приднестровью, ни другим горячим точкам бывшего СССР. И Крым, благодаря своей автономности, благодаря юридическому автономному статусу, который распространялся на каждого жителя – независимо от национальной принадлежности, – сохранился и развивается.

А второй момент, - когда в 1998 году были оформлены конституционные взаимоотношения между автономией и центром через принятие Конституции АРК. Это в значительной мере было спасением, но, начиная со времен президентства Ющенко (хотя и сейчас это имеет место), во многом игнорируются конституционные полномочия автономии. Напомню о том, что Крым используется в геополитических играх…

- Это происходило всегда, с давних времен…

- Совершенно верно. Но если ранее было два игрока (скажем, Россия и Турция), то теперь добавился третий – США. Могут сказать, что здесь проявляется европейский и натовский след, но, в конечном счете, речь идет об американском участии. Всё, что нынче происходит в российско-американских отношениях, лишь с виду безоблачно и так интерпретируется и российским, и американским президентами. А на самом деле интересы США имеют антироссийскую направленность. Вспомним историю с размещением элементов противоракетной обороны (ПРО) в восточноевропейских странах. И даже тот диалог, который идет по размещению ПРО - в Польше, Чехии или Румынии – для России оказывается неприемлемым. А геополитическое раскачивание Украины, во-первых, не несет для нее позитива, а во-вторых, вряд ли может быть перспективной роль эдакой марионетки, вечной невесты на выданье.

- И Крым здесь выступает в роли лакмусовой бумажки?

- Я бы определил Крым как ахиллесову пяту украинской внешней политики. Вот, возьмем, к примеру, проблему Приднестровья, которая в течение длительного времени не имеет сколько-нибудь заметного прогресса в ее разрешении. Она всеми теперь рассматривается локальной. Что же до Крыма, то всё, что происходит в нем и вокруг него, никогда локальным не будет. Если, не дай бог, там возникнет конфликт, он станет крупным международным. Этот конфликт не ограничивался бы межнациональными отношениями (как это чаще всего бывает в зонах других конфликтов), а сразу же приобрел бы серьезные геополитические осложнения.

- Тем не менее, в Крыму межнациональные аспекты играют существенную роль.

- Но в Крыму эти мотивы чаще всего возникают с провокационными целями. Возьмите недавние эскцессы возле Феодосии. Удивительно, что руководство и страны, и Крыма идет на поводу у радикального крыла крымско-татарского меджлиса. Ведь тот поклонный крест, воздвигнутый казачеством что называется в чистом поле возле Феодосии в память о подвигах героев, принесших победу над фашизмом, почему-то вызвал совершенно неадекватную реакцию со стороны местных правоохранительных органов. Причем там и близко не было никаких культовых мусульманских сооружений. И этот неприятный эпизод может вызвать ответную реакцию со стороны православного населения Крыма. Создается впечатление, что нынешняя власть в Крыму намерена проходиться по полуострову катком. И на этом этапе, на мой взгляд, власти удалось привлечь на свою сторону местных пророссийских лидеров, используя всякого рода личные преференции вплоть до финансовых и давая им депутатские мандаты в крымском парламенте. Я этих людей называю теми, кто любит Пушкина за деньги. При этом выносится за скобки народ, который помнит о своих корнях и с которым необходимо не только считаться, но его нужно уважать. И я, досконально владеющий крымской тематикой, сейчас еще не знаю до конца, как и когда отзовется феодосийский инцидент.

- Видимо, такой фон является питательной средой для деятельности зарубежных неправительственных организаций?

- Именно с этим, в частности, связана нынешняя активизация их деятельности в Крыму. Не секрет, что эти НПО напрямую связаны с политическими силами США, с Республиканским институтом, само название которого говорит о многом.

- Какова же должна быть реакция наших властей?

- К сожалению, в течение последних двух десятилетий власти – независимо от их политической окраски – не осознавали и не осознают сейчас всей специфики Крыма как автономии, не понимают глубины происходящих там процессов. Тактика давления, нажима в Крыму вряд ли сработает. Здесь необходимо поменять все, начиная от кадровой политики, которая нынче сводится к массовому переводу в Крым руководящих работников из одного региона, которые не то что не хотят учитывать, но и не знают особенностей развития Крыма. И западные миссионеры учитывают нынешнюю ситуацию, чтобы использовать в своих интересах недовольство крымчан создавшейся ситуацией.

- Cейчас эти, как Вы их называете, миссионеры работают не так грубо, как прежде. Объект их усилий – молодежь, взгляды которой еще не устоялись.

- Да, нынешние НПО во многом изменили тактику сообразно с аудиторией, на которую работают. И на начальном этапе молодежная среда для них доступнее. Хотя в Крыму, как я уже говорил, каждая национальная группа имеет вполне устойчивые убеждения, которые переменить непросто. Это касается и крымских татар, и русских. Для последних важна российская история, православные ценности. Разумеется, с молодежью «миссионерам» иметь дело проще, чем с людьми, сформировавшимися еще в советское время. Хотел бы коснуться проблемы, которая может привести к негативным последствиям, но которую власть не может или не хочет понять. Я имею в виду тот непреложный факт, что территориальную целостность Украины определяет не Киев, а в частности, Крым. Да, российско-ориентированные крымчане вряд ли поставят вопрос о вхождении Крыма в состав Российской Федерации (да и Россия сама на это не пойдет). Но кто может поручиться, что не возникнет ситуация, схожая с Абхазией или Южной Осетией? Я вовсе не провожу параллели, но нашим властям, чтобы избежать даже гипотетически подобной возможности, необходимо быть более внимательными к запросам крымчан.

- Чтобы не вышло, как у писателя Василия Аксенова (не путать с лидером движения «Русское единство Сергеем Аксеновым), написавшего роман «Остров Крым».

- Чтобы Крым остался полуостровом в составе Украины, я вновь подчеркиваю: возвратите Крыму автономные полномочия, предусмотренные Основным законом. Это касается и права АРК делать социальные доплаты, права Крыма на сотрудничество в сфере и экономики и культуры с соответствующими структурами зарубежных стран. В мою бытность председателем Верховного Совета Крыма руководители Китая проявляли большой интерес к сотрудничеству с Крымом. Дайте реализовать такую возможность! Я далек от того, чтобы проводить буквальные параллели, но нашел же Китай возможность успешно сотрудничать с Гонконгом…

http://dc-summit.info/razdely/intervju/1702-intervju-s-leonidom-grachom.html
Дискуссионный клуб САММИТ
Владимир Канаш

Дополнительная информация