Леонид Грач

Всеобщая «забота» о крымчанах или некоторые итоги 2011 года

Рассматривая и оценивая события 2011 года в социально-экономическом развитии автономии, можно с оптимистической точки зрения заметить, что, практически все они были «пронизаны заботой и в первую очередь о простых крымчанах».

Как тут не вспомнить разрекламированную стратегию социально–экономического развития Крыма на 2011-2020 гг. и план по ее реализации, а также программу социально-экономического развития Крыма на 2011 год, в которых сратегической целью развития автономии являлось достижение устойчивого роста уровня и качества жизни крымчан на основе сбалансированной социально-экономической системы инновационного типа, гарантирующей экологическую безопасность и динамическое развитие экономики. Вследствие реализации плана первого этапа (2011 – 2013 года) этой стратегии, ожидаемый реальный прирост валового регионального продукта по сравнению с 2010 годом составит – 18,4 %, (среднегодовой прирост 6-7 %), рост инвестиций в основной капитал увеличится на 53,8%, реальная заработная плата – на 33,1% - до 335о грн., производительность труда – на 12,9 %.

Но вопреки задекларированным в начале года планам, 2011 год не стал периодом масштабных преобразований в Крыму, большинство из них забуксовало еще на старте. Крымчане так и не почувствовали на себе качественного улучшения. В связи с постоянным ростом цен на продовольственные товары и медикаменты, жилищно-коммунальные и бытовые услуги, топливо и транспорт, мизерной зарплатой и пенсией, лишением своих социальных льгот – выходили на улицу протестов. Бравые рапорты об экономическом росте, низкой инфляции и повышении зарплаты совершенно не увязывались с реальным снижением покупательной способности населения автономии, повальным стремлением крымчан переводить свои сбережения в валюту и необходимостью защищать право на социальные льготы от посягательства со стороны «реформаторов». Объявленный годом стабилизации и реформ, 2011 год по факту стал годом упущенных возможностей и провала. Обещанной дерегуляции предприниматели так и не ощутили, а «наведение порядка» на рынке админуслуг все больше превратилось в дежурный лозунг. Не были решены обещанные земельные вопросы в части их прозрачности, а также ликвидации «самозахватов». Борьба с коррупцией превратилась скорее в фарс, а криминогенная ситуация в автономии по-прежнему оставалась сложной. Оптимизация органов власти Крыма вылилась в легкие прореживания бюрократического аппарата, совершенно не отразившиеся на эффективности работы и сокращении расходов на его содержание, а наоборот, приведшие к увеличению расходов на 12 млн. грн и созданию новых управлений и отделов в Совете министров, министерствах и рескомитетах АРК и на местах.

Кардинальных и существенных изменений не произошло во многих отраслях экономики автономии. По итогам работы за 2011 год выпуск промышленной продукции увеличился всего на 4,3 % ( за 2010 г. – на 10,5 %), (по Украине на – 7,3 %), объем строительных работ по сравнению с 2010 годом уменьшился на 3,7 %, (по Украине увеличился на 11,1 %). В сельском хозяйстве, благодаря хорошим погодным условиям общие объемы производства сельскохозяйственной продукции возросли на 10,5 % против 2010 года, (по Украине на – 17,5 %).

Отрицательное сальдо внешней торговли товарами на 1 декабря 2011 года составило 749,7 млн. долларов (в 2010 года положительное – 237,4 млн. долларов), экспорт увеличился на 15,1 %, импорт в 4,8 раза, (по Украине экспорт увеличился на – 34,3 %, импорт на 38,1 %).

Индекс потребительских цен (индекс инфляции) в 2011 году составил 106 % (по Украине 104,6 %). Он является одним из самых высоких среди регионов Украины. За 2011 год по сравнению с аналогичным периодом 2010 года наиболее всего среди продовольственных товаров подорожали безалкогольные напитки на 14,1 %, (по Украине на 13,7 %), мясо и мясопродукты на 13 % (9,8%), молоко, творог и яйца – 12,6 % ( 6 % ), рыба и продукты из рыбы – 12 % ( 9,9 %), масло растительное и жиры – 8,9 % (6,7 %), хлеб и хлебопродукты – 8,4 % (6,3 %), в том числе хлеб -14,5 % (13,5 %).

В прошедшем году стоимость жилищно-коммунальных услуг в автономии возрастала намного выше, чем в среднем в Украине; так, тарифы на квартирную плату возросли на 44 %, горячую воду и отопление – на 21,5 % , водоснабжение -17 %, канализацию – на 14,7 %, (по Украине соответственно на 19,7 %,15,1 %, 12,9 %,12,1 %).

В сфере транспорта цены возросли на 23,1 %,охраны здоровья – на 7,1 % (по Украине соответственно на 20,9 %, 6,4 %).

Доходы крымчан в 2011 году - одни из самых низких. Так, размер среднемесячной номинальной заработной платы составил 2295 грн, (по Украине – 2633 грн), сумма невыплаченной зарплаты в автономии составила –54,4 млн. грн, что существенно привело к задолженности населения по оплате жилищно-коммунальных услуг – 397,9 млн. грн, за электроэнергию – 454,3 млн. грн.

Оставалась напряженной и сложной демографическая ситуация в автономии. В расчете на 1000 населения коэффициент рождаемости -11,9, а коэффициент смертности – 14,1. Смертность превышает рождаемость на 2,2.

И в 2012 году крымчане вряд ли почувствуют положительный эффект от такой стратегии развития Крыма и ее реализации, от реформ, проводимых властью автономии, и вынуждены будут еще туже затянуть пояса, согласно утвержденному бюджету Крыма на 2012 год, в котором доходы и расходы уменьшены более чем на 400 млн. грн по сравнению с 2011 годом. Принятый бюджет совершенно не соответствует даже минимальным потребностям развития Крыма. Самое печальное, что в нем практически не предусмотрены ресурсы на социально– экономическое развитие автономии, на капитальное строительство, а социальные выплаты будут производиться и осуществляться Кабмином Украины в ручном режиме, исходя из наличия средств в казне. Правда, председатель Верховного Совета Крыма В. Константинов в этом отношении очень оптимистичен: «Идет рост. Рост достаточно значительный. Он соответствует изменениям в ценовой сфере на рынке, т.е. он защитит наших избирателей. В этом плане бюджет свои задачи выполнит. Он более реалистичный, чем опыт прошлого года. Несмотря на все сложности, которые происходят в мире, крымчанам нечего опасаться».

Я позволю себе не согласиться с этим оптимистическим мнением, исходя из вышеперечисленных цифр и итогов работы автономии. Крым практически не имеет никаких шансов на сохранение за собой образа полуострова стабильности и развития при ныне действующей власти автономии, а соответственно – на улучшение уровня и качества жизни крымчан.

В. Лысенко,
Председатель оппозиционного Совета министров АРК,
член Республиканского Совета КПРС

Дополнительная информация