Леонид Грач

ГЕНИЙ РУССКОЙ И МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Народ считает, что каждая нация, все равно большая она или малая, имеет свою специфику, которая принадлежит только ей и которой - нет у других наций. Эти качественные особенности, специфика являются тем вкладом, который вносит та или иная нация в общую сокровищницу мировой культуры и дополняет, обогащает ее.

С огромной силой, как ни у кого из его предшественников, специфика великой русской нации отразилась в художественном творчестве Александра Сергеевича Пушкина. Именно это сделало Пушкина великим русским национальным поэтом, основоположником современного русского литературного языка, родоначальником новой русской литературы. Этим обусловлено и мировое значение пушкинского творчества.

В. И. Ленин дал полную и яркую картину исторической преемственности в развитии русской революции: "... мы видим ясно три поколения, три класса, действовавшие в русской революции. Сначала - дворяне и помещики, декабристы и Герцен. Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало. Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию.

Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского и кончая героями "Народной воли". Шире стал круг борцов, ближе их связь с народом. "Молодые штурманы будущей бури" - звал их Герцен. Но это не была еще сама буря. Буря, это - движение самих масс. Пролетариат, единственный до конца революционный класс, поднялся во главе их и впервые поднял к открытой революционной борьбе миллионы крестьян". Кровная, органическая связь передовой русской литературы после Радищева с развитием революционного движения - очевидна. Достаточно вспомнить три великих имени - Пушкина, Некрасова, Максима Горького, основополагающая деятельность которых непосредственно и теснейшим образом связана с каждым из трех основных периодов в развитии русской революции, указанных Лениным. Пушкин вошел в литературу на гребне подымающейся декабристской волны. Он явился живой связью Радищева и декабристов: "восславил свободу" "вслед Радищеву" и стал признанным певцом - "Арионом" - декабристов. Но, отразив в своем творчестве существенные стороны периода дворянской революционности, Пушкин как художник, в отличие от дворянских революционеров, которые были страшно далеки от народа, сумел замечательно приблизиться к народному слову и к народному духу, сумел создать произведения, близкие, нужные и понятные народу. В последние годы жизни Пушкин стремился сблизиться с самым замечательным в ту пору представителем молодой демократической России, в дальнейшем "предшественником полного вытеснения дворян разночинцами в нашем освободительном движении", - молодым В.Г.Белинским.

Д.Д.Благой, в сокращении

Дополнительная информация