Леонид Грач

Экономика Крыма на грани развала

Информация Председателя оппозиционного Совета министров АРК, члена Совета КРО КПРС Лысенко В.А. «Об итогах социально-экономического развития Автономной Республики Крым за первый квартал 2012 года.» 23 апреля 2012 года.

Уважаемые коллеги!

Автономная Республика Крым – уникальный регион Украины, в котором соединены мощный природно-климатический и производственно- технологические потенциалы.

В структуре экономики АРК доля услуг составляет больше половины – 65,9%, на производственную сферу приходится - 34,1%, (промышленность – 18,4%, сельское хозяйство – 8,7%, строительство – 6,5%, рыбное хозяйство -0,5%).

Промышленный комплекс является одной из основных отраслей экономики республики, дающей до трети всех поступлений в сводный бюджет. Основу промышленного комплекса АРК составляет пищевая промышленность (до 33,0% общего объема реализации промышленной продукции), химическая промышленность- (22,0%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды- (24,0%), машиностроение- (12,0%) и добывающая промышленность- (5,0%).

Структуру продукции сельского хозяйства АРК в равной степени формируют продукции растениеводства- (50,1%) и животноводства- (49,9%), при этом структура предприятий аграрного сектора образуется хозяйствами населения (55,6%) и сельскохозяйственными предприятиями (44,4%). Сельскохозяйственные предприятия специализируются, преимущественно, на производстве продукции растениеводства, а хозяйства населения на производстве продукции животноводства.

Транспортный комплекс АРК представляет собой систему коммуникаций автомобильного, железнодорожного, морского и авиационного транспорта. В структуре перевозок максимальный удельный вес принадлежит автомобильному транспорту – 73,8%, железнодорожному транспорту- 17,8%. Автотранспорту принадлежит и большая часть пассажирских перевозок – 55,6% в т.ч. троллейбусному -28,5%.

Проанализируем динамику социально–экономических показателей развития Крыма за 1-й квартал 2012 года, исходя из принятой и выполнения Стратегии экономического и социального развития АР Крым на 2011-2020гг. и плана её реализации первого этапа (2011 – 2013гг.).

В первом квартале текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2011г. выпуск промышленной продукции уменьшился на 3,8% (по Украине увеличился на 0,9%). Снижение выпуска продукции наблюдается на большинстве предприятий промышленной деятельности. Так, в перерабатывающей промышленности объем производства продукции снизился на 6,0%, в химической и нефтехимической – на 13,7%, в легкой промышленности – на 43,4%. На предприятиях по производству пищевых продуктов, напитков и табачных изделий объем производства продукции снизился на 5,0%. В январе – марте 2012 года в отрасли сельского хозяйства общие объемы производства во всех категориях хозяйств сократились на 2,5% (по Украине увеличились на 0,5%), в том числе в сельхозпредприятиях – на 4,9%, в хозяйствах населения – на 0,2%. В текущем году в хозяйствах всех категорий производство молока сократилось на 3,1%, яиц – на 25,5%.

Продолжается уменьшение поголовья скота и птицы. По состоянию на 1 апреля 2012г. поголовье крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств насчитывала 148,8 тыс. голов, в том числе коров – 71,3 тыс. голов, что на 4,4% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2011г., свиней – 173,0 тыс. голов (на 4,4% меньше), овец и коз – 338 тыс.голов (на 9,7% меньше), птицы – 10 млн. 962тыс. голов (на 3,5% меньше).

В сельскохозяйственных предприятиях общая численность крупного рогатого скота уменьшилась на 5,9%, в том числе коров стало меньше на 7,4%, овец и коз – на 7,1%, свиней – на 3,1%, В хозяйствах населения коров уменьшилось на 4,1%, свиней – на 5,7%, овец и коз – на 8,6%.

По состоянию на 1.04.2012г. в хозяйствах населения содержалось 82,9% общей численности крупного рогатого скота, в том числе коров 89,5%, свиней – 49,9%, овец и коз – 88,9%, птицы – 37,9%.

Как мы видим из этих цифр, сельское хозяйство автономии практически из крупнотоварного производства превратилось в приусадебное хозяйство. А при таком ведении хозяйства сложно внедрять новые технологии, вводить севообороты, широкозахватную технику, мелиорацию, а это не позволяет надеяться на увеличение производства сельхозпродукции. Поэтому с каждым годом всё больше сельхозпродукции завозится в Крым из других регионов Украины и из-за рубежа.

За январь – март 2012г. автомобильным транспортным комплексом автономии перевезено 2706 тыс.т. грузов и выполнено 1828,1 млн.ткм. транспортной работы. В сравнении с аналогичным периодом 2011г. объем грузоперевозок уменьшился на 6,4% (по Украине снижение на 3,4%), в том числе железнодорожным на 6,7%, автомобильным – на 11%, водным – на 38,7%, авиационным – на 52,1%.

Грузооборот по сравнению с аналогичным периодом 2011г. уменьшился на 4,4%, в том числе железнодорожным транспортом - на 3,7%, автомобильным – на 5,9%, водным – на 70,9%, авиационным – на 28,6%.

В первом квартале 2012 года автомобильным транспортом было перевезено 27 млн. чел., что на 16,9% меньше аналогичного периода 2011г., железнодорожным – 4,1 млн. чел. (меньше на 1,5%), трамвайным транспортом – 1,5 млн. чел. (меньше на 12%).

Практически развален строительный комплекс автономии, работу этого комплекса мы более детально рассмотрим на ближайшем заседании оппозиционного Совмина АРК. Приведу лишь одну цифру: за 1-й квартал 2012 года строительными предприятиями автономии выполнено строительных работ на сумму 256,6 млн. грн. или на 40,8% меньше, чем за аналогичный период 2011г. (по Украине снижение на 3,7%).

Отрицательные тенденции продолжают наблюдаться в жилищно-коммунальном комплексе, бюджетной сфере, особенно в здравоохранении. Детально эти вопросы мы рассматривали в конце прошлого года на заседаниях оппозиционного Совета министров АРК.

Все наши предположения, опасения и выводы о том, что ЖКХ находится в плачевном состоянии и Крым стоит на грани техногенной катастрофы подтверждаются. Отопительный сезон был практически провален, во многих регионах автономии он вовремя не начался. В процессе отопительного сезона сотни домов, а порой и целые микрорайоны в городах Алушта, Феодосия, Симферополь и других регионах Крыма не отапливались. Практически ежедневно выходили из строя теплотрассы, системы водоснабжения и канализации, котельные. Примеры: выход из строя водовода в г.Евпатории, котельной в г.Феодосии, а также «героическая борьба» крымской власти со снежными заносами, когда целыми неделями жители населенных пунктов были отрезаны от центральных усадеб и райцентров. Эти примеры и дальше можно продолжать.

Как мы предполагали со стороны Крымской власти не были приняты соответствующие меры по улучшению работы медучреждений, а наоборот были предприняты попытки по их закрытию в г.Ялта, г. Старый Крым и в других регионах автономии. Поэтому нужно и дальше продолжать работу по недопущению развала бюджетной сферы автономии.

Несмотря на неоднократные заверения исполнительной власти автономии о принимаемых мерах по стабилизации ценовой ситуации на потребительском рынке, в том числе на продовольственном, ценовая ситуация существенно не изменилась.

Продолжаются инфляционные процессы на потребительском рынке. Из 19 основных социально-значимых продуктов питания, по 12- продуктам питания средние цены в автономии выше среднеукраинских показателей, в том числе: на хлеб из смеси ржано-пшеничной муки, говядину 1 категории, свинину, птицу (куры), муку пшеничную высшего сорта, вермишель, крупу гречневую, крупу манную, молоко жирн.2,5%, сметану жир.15%, сахар, яйца 1-2 категории. Рост цен на топливо и масла в январе- марте 2012 года составил 3,5%. Возросли услуги и тарифы на квартирную плату на 0,6%, сжиженный газ на 3,6%, водоснабжение на 11,5%, канализацию на 15,0%. Услуги транспорта подорожали на 3,4%, почтовые услуги возросли на 11,1%. Продолжают расти цены на услуги в сфере охраны здоровья, на услуги ресторанов и гостиниц. Сохраняется тенденция по обнищанию крымчан, так за 1 квартал текущего года средняя зарплата крымчан составила 2319 грн., что на 430 грн. меньше, чем средняя зарплата по Украине. Не выполняются принятые собственные решения как со стороны Совета министров АРК, министерств и рескомитетов, власти на местах по ликвидации задолженности по заработной плате перед работниками предприятий, учреждений и организаций автономии. Так по состоянию на 1 апреля 2012 года сумма невыплаченной заработной платы составила – 63,8 млн. гривен, причем из общего объема долга 58,0% приходится на активные предприятия. С начала года больше всего увеличилась задолженность перед работниками по выплате заработной платы на предприятиях промышленности, сельского хозяйства, строительства, в учреждениях здравоохранения и социальной помощи. Своевременно не получили заработную плату 7,5 тыс. работников экономически активных предприятий. При этом каждому из них не выплатили в среднем более 4,8 тыс. гривен, что в 2,1 раза превышает среднюю зарплату в марте 2012 года.

В бедственном положении находятся незащищенные слои населения, это, прежде всего, пенсионеры, ветераны ВОВ, инвалиды, многодетные семьи, матери-одиночки и другие категории. Власть в Крыму вместо того, чтобы оказать существенную помощь этим слоям населения, начала очередной социальный пиар виде социальной карты крымчанина. Цена этой социальной защиты виде 5-7% скидки на товары и услуги 20-30 гривен, причем практически, в том числе и технически невозможно внедрить систему социальной карты во всех регионах автономии, скидки действуют на товары, которые не регулируются государством, срок действия заключенных меморандумов, договоров временный до 31 декабря 2012 года. Низкий уровень зарплат и пенсий, несвоевременная выплата зарплаты приводит к тому, что крымчане не в состоянии оплатить своевременно жилищно-коммунальные услуги. Так задолженность населения в текущем году по оплате жилищно-коммунальных услуг составила более 500 млн.грн. Срок задолженности за все услуги равнозначен начислениям за 2,7 месяца, сумма долга больше всего образовалась: за централизованное отопление и горячее водоснабжение – 43,0%, содержание домов, сооружений и придомовых территорий и вывоз мусора –на 26,0%, централизованное водоснабжение и водоотведение -20,9%, газоснабжение- 21,2% кроме того, задолженность населения за электроэнергию составила более 470 млн.грн. Сложная ситуация остается на рынке труда. Количество официально зарегистрированных безработных на 1апреля 2012 года в автономии составляет - 22,7 тыс. человек. Из каждых 10 зарегистрированных безработных, пятеро занимали рабочие места, трое - должности служащих, остальные - граждане без профессии или занимавшие места, не требующие специальной подготовки. Нагрузка незанятого населения состоящего на учете в государственной службе занятости составила в текущем году 5 человек на одно свободное место. По категориям рабочих мест этот показатель наивысшей у работников сельского хозяйства 9 человек и лиц, не имеющих профессии, 8 человек. Напряженной остается демографическая ситуация в автономии. Продолжается сокращение населения Крыма, в текущем году родилось 3976 чел., умерло 4866 чел, природное сокращение на 890 чел. Коэффициент рождаемости составил 12,3 чел., а коэффициент смертности 15,1 чел. на 1000 жителей. Существенно не улучшается и криминогенная ситуация в автономии, из более 8,6 тыс. зарегистрированных преступлений 39,4% составляют тяжкие и особо тяжкие, 71% - преступления корыстной направленности - это кражи, грабежи, разбойные нападения, вымогательства и мошенничество в отношении всех форм собственности.

Несмотря на заверения Крымской власти о принимаемых мерах по стабилизации социально-экономической ситуации в автономии, динамика показателей социально – экономического развития в Крыму в текущем году не могут вызывать тревогу и восприняться «как норма». Власть Крыма до настоящего времени не в состоянии обеспечить позитивное развитие рекреационного, аграрного и промышленного комплексов. Экономика Крыма находится на грани окончательного развала. Курортная инфраструктура изношена, уровень сервиса на крымских курортах остается чрезвычайно низким, конкурентоспособными остаются лишь наиболее дешевые и наиболее дорогие варианты отдыха.

За прошедшие годы часть бывших советских граждан была вынуждена отказаться от отдыха в Крыму по экономическим причинам, часть предпочитает отдыхать на зарубежных курортах, в результате в Крыму в последние годы не на много увеличивается численность отдыхающих, а курортный сезон полноценно длится всего три месяца.

Строительство объектов ведётся хаотически, никакого плана развития рекреационного комплекса Крыма практически не существует, в результате бесконтрольной строительной деятельности снизилась и снижается привлекательность ряда курортных мест. Усилились крайне неблагоприятные для Крыма тенденции, которым не противопоставлена какая-либо рациональная и планомерная деятельность. Во-первых, вследствие кризиса туристической индустрии резко дешевеют курорты, рассчитанные на массовый, дешёвый отдых, - прежде всего, Турция и Египет. Они оказываются наиболее привлекательными для нового украинского среднего класса.

Во-вторых, российский средний класс восстановил тот уровень жизни, которым обладал до кризиса 1998 года. В результате он стал предъявлять повышенные требования к сервису, за который он теперь готов платить больше, чем два-три года назад. Если подобный уровень ему не будет обеспечен в Крыму, он вновь сделает выбор в пользу средних по стоимости курортов Италии, Испании, Греции и Северной Африки.

Продолжается деградация важнейших отраслей промышленности и сельского хозяйства, которые при изменении экономического курса могут стать основой благосостояния Крыма. Разрушительные процессы зашли так далеко, что сейчас речь должна идти не о косметических мерах, которые предлагает действующая власть, а о пересмотре принципов экономической политики. В противном случае развал ряда отраслей уже в ближайшем будущем может принять необратимый характер.

Что же следует сделать для того, чтобы переломить негативные тенденции в экономике Крыма?

Во-первых, необходимо обеспечить политическую, правовую и экономическую поддержку предприятиям, занятым обслуживанием туристов и ведущим строительство объектов сферы услуг и туристического бизнеса. Одновременно нужно установить жёсткий контроль над качеством такой деятельности, её соответствием общепринятым стандартам и задачам сохранения Крыма как уникального природного и историко-культурного комплекса. Особый упор следует сделать на действенную поддержку предприятий малого и среднего бизнеса, которым нужно обеспечить доступ к кредитам и лизингу оборудования, встроить их в программу комплексного развития Крыма.

Во-вторых, власти Крыма должны вести активную рекламную политику, популяризируя Крым как место отдыха, обладающее уникальными возможностями и достопримечательностями.

В-третьих, Крым должен развивать контакты с российскими регионами, выходя на местные рынки туристических услуг и заручаясь поддержкой региональных администраций. Конституция Крыма вполне позволяет устанавливать такое взаимодействие.

В-четвёртых, следует активно и результативно заняться возрождением сельскохозяйственного комплекса, который, несмотря на то, что он был одним из самых высокоразвитых в СССР, сегодня развален. Поэтому по сравнению с 1990 годом в Крыму в несколько раз снизилось производство зерна и овощей, мяса, молока, яиц, шерсти и поголовье скота.

В-пятых, не меньше, чем аграрный комплекс, в поддержке нуждается промышленность Крыма. Социально-экономическое развитие Крыма невозможно без возрождения тех отраслей, которые могут сыграть роль локомотива всей крымской экономики, прежде всего, судостроения, судоремонта и рыбной промышленности (в том числе, океанической). Многие предприятия, потенциально способные успешно работать и в нынешних условиях, были просто разграблены в 90-е годы. При восстановлении их создадутся новые рабочие места и увеличится бюджетные поступления, что даст толчок для подготовки условий для качественного изменения социально-экономической ситуации в Крыму. Основой промышленной политики Крыма должно стать взаимодействие с отдельным предприятием и его работниками, средним и мелким бизнесом, а не союз с олигархическими структурами, стремящимися к монополизации целых отраслей и игнорирующих любые социальные обязательства.

Считаю, что оппозиционному Совету Министров АРК необходимо проанализировать социально-экономическую ситуацию, существующих слабых мест, препятствующих динамичному развитию отраслей экономики автономии, и на основе этого предложить создать в Крыму социально-экономическую модель, позволяющую всем крымчанам получать выгоды от курса, направленного на созидание, развитие сотрудничества с братскими народами, защиту наших культурных, нравственных ценностей, и совместно с партийными организациями КПРС продолжить активную борьбу за отстаивания конституционных прав крымчан и конституционных полномочий автономии на достойную жизнь.

Дополнительная информация