Леонид Грач

Т. Ежова: «пришлую власть не интересует судьба детей крыма»

В проводимых Советом министров Крыма "реформах" избрана одна из наихудших форм: понятие оптимизации, модернизации и т.п., к сожалению, заменено единственным - ликвидация. Эти процессы напрямую коснулись социальной сферы - образования, здравоохранения, культуры.

Оппозиционный Совмин уже давал оценку таким деяниям, как закрытие больниц, ФАПов, школ, интернатов, перевод на хозрасчет ряда учреждений культуры, что абсолютно несовместимо с их деятельностью.

От таких "реформ" больше всего страдают старики и дети.

Новая инициатива Совмина - ликвидация Крымского республиканского учреждения "Красногвардейский межрегиональный приют для детей Минобраза и науки, молодежи и спорта АРК". Главная мотивация - сокращение количества детей, которые нуждаются в определении в приюты, т.к. "сложилась тенденция снижения количества беспризорных и безнадзорных детей...

Действительно ли так обстоят дела? Посудите сами:

В Крыму проживают более 340 тыс детей, около 200 тыс. из них - крымчане школьного возраста, 4,6 тыс. детей - сироты или лишены родительского попечения.

Анализ ситуации о беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних подтверждает, что эта проблема сегодня остра и актуальна. Кризисные явления в обществе вызвали рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия.

Одна из основных причин беспризорности и безнадзорности - кризис семей: рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей.

На самом деле, 2/3 беспризорных детей - это социальные сироты, имеющие родителей, к которым они могли бы вернуться. Но эти дети бежали из дома именно потому, что их к этому вынудила сложная ситуация в семье. У кого-то из них нет родителей. У других родители потеряли жилье и сами являются бездомными. В 2011 году в Украине было зарегистрировано более 70,0 тыс. бездомных детей, причем 17,0 тыс. из них - т.н. домашние дети, которые бросились в бега из-за тяжелой и невыносимой ситуации в семье. Многие дети жили в семьях родителей-алкоголиков, подвергались побоям и вынуждены были уйти из дома. В ряде случаев такое бегство - следствие педагогической беспомощности родителей, отсутствия контроля за их времяпрепровождением. А усиление занятости родителей, вынужденных совмещать несколько рабочих мест, чтобы обеспечить существование членам семьи, также ведет к увеличению детской безнадзорности, повышают риск их бегства из дома.

Более того, тяжелое социально-экономическое положение, в котором находятся Украина и Крым, вынуждает родителей в поисках заработка оставлять детей сам на сам с возникающими проблемами.

Беспризорность и безнадзорность среди несовершеннолетних - это проблема вселенского масштаба. Но комплексный подход к ее разрешению может смягчить ситуацию. В 2006 году я как депутат Верховного Совета Крыма, министр по делам семьи и молодежи внесла на рассмотрение крымского парламента Программу преодоления детской беспризорности и безнадзорности, которая вплоть до конца 2010 года была серьезным подспорьем в решении проблем социальной защиты детей. Однако по окончании ее действия депутаты и правительство не нашли аргументов, чтобы принять новый целевой документ, который бы объединил формы, методы работы и учебных заведений, и здравоохранения, социальной защиты, других министерств и ведомств, занимающихся непосредственно вопросами социальной защиты детей.

Принятые же в 2011 году краткосрочные "Мероприятия по выполнению Общегосударственной программы "Национальный план действий по реализации Конвенции ООН о правах ребенка до 2016 года" носили скорее всего декларативный характер типа:

"Обеспечение своевременного выявления безнадзорных и беспризорных детей, лиц, которые вовлекают их в попрошайничество, пьянство, преступную деятельность, привлечения таких лиц к ответственности"

А как тут привлечешь, если материальный ценз для возбуждения уголовного дела снижен до 107 грн 30 коп. Только по ст.184 Кодекса Украины об административных правонарушениях можно привлечь родителей или опекунов к админответственности за невыполнение обязанностей по воспитанию детей. Зачастую, составив соответствующий протокол, правоохранители вновь возвращают ребенка в ту же обстановку, из которой он бежал…

Похоже, пришлую власть не интересует судьба детей Крыма. Ведь с ликвидацией Министерства по делам семьи и молодежи, в структуру которого входило целое подразделение, занимающееся и координирующее в масштабах республики вопросы социальной защиты детства, а на местах - это службы по делам детей (СДД), - привело к тому, что практически разрушена система комплексного подхода и взаимодействия, термины "семья" или "дети" не значатся ни в одной структуре СМ АРК. СДД - бесхозные, как придаток к министерству образования и науки, молодежи и спорта и соответствующих управлений и отделов на местах. Спрос прежде всего со стороны прокуратуры с них утроился, а практической помощи - нуль, особенно в кадровом и материальном обеспечении. В других областях СДД уже в структуре управлений соцзащиты, а в Крыму созерцают: куда кривая выведет.

Вместе с ОКМДН ГУ МВД Украины в Крыму, с мнением которого «ликвидаторы» не считаются, мы проанализировали ситуацию и установили следующее.

Криминальная статистика по Крыму говорит о том, что в текущем году на территории полуострова на 18,2 % по сравнению с прошлым годом, увеличилось число преступлений, совершенных подростками и детьми (480 чел.). Это - кражи, грабежи, разбои, участие в обороте наркотиков. Подростковая преступность отличается особой жестокостью и цинизмом. Тревожит тот факт, что преступления помолодели. Их совершают подростки 14-15 лет, тогда как ранее средний возраст несовершеннолетних нарушителей составлял 16-17 лет.

Сотрудниками правоохранительных органов Крыма за 10 мес. т.г. задержано за различные правонарушения 2 120 подростков (почти на 600 чел. больше этого периода прошлого года). 37 % или 793 чел - это бродяги и беспризорники, т.е. дети, которые должны быть размещены в приюты для принятия дальнейших решений касательно их судьбы. Но они туда не попали. Почему? Кто не сработал? Почему нет по этим фактам соответствущего прокурорского реагирования? Всем, как оказалось, удобно придерживаться позиции, что у нас все хорошо. Иначе же портится имидж Крыма?!

Смотрим дальше. Из 6 приютов в Крыму фактически остается 3: ликвидирован Бахчисарайский, ничего не предоставив взамен по этому направлению в регионе; реорганизован в центр социально-психологической реабилитации для детей межрегиональный приют в г.Армянске (да, это правильный шаг и потребность в таком центре в Крыму была давно). Сейчас на повестке дня - Красногвардейский.

На ликвидацию Красногвардейского межрегионального приюта еще 19 марта т.г. получено согласие Министерства социальной политики Украины, хотя приют находится в сфере управления Министерства образования и науки, молодежи и спорта АРК.

Но как же и Минобраз, и Красногвардейская РГА не захотели посмотреть в глубь проблемы даже этого региона, не взять во внимание те факты, что в самом районе более 30 неблагополучных семей, где 2-3 и более ребят, 120 детей уже сегодня находятся в т.н. сложных жизненных обстоятельствах; а если еще учесть детей, проживающих в асоциальных семьях, подверженных насилию в семье, отказывающихся от обучения и посещения школы…, то складывается реальная необходимость иметь на территории района учреждение, которое бы на определенное время могло обеспечить защиту ребенка и его социально-психологическую реабилитацию. Более того, для РГА это не предполагает никаких финансовых затрат.

В нынешней ситуации правильным было бы пойти по пути решения этого вопроса в Ленинском районе, когда создали Щелкинский городской приют, финансирующийся согласно ст.ст.89,90 Бюджетного кодекса Украины из бюджета АРК за счет целевой субвенции.

Здесь же проектом постановления учреждение ликвидируется, взамен ничего не предложено, более 30 сотрудников - безработные, дальнейшая судьба эксплуатируемого здания не решена. Хотя очевидно, что выгодное его расположение наверняка будет использовано совершенно для других целей.

Я предлагаю от имени ОСМ поручить заместителю председателя Оппозиционного Совета министров Крыма, депутату ВР АРК В.Р.Захарову озвучить на сессии эту точку зрения и просить депутатский корпус приостановить решение вопроса именно в такой постановке, а реорганизовать приют в центр социально-психологической реабилитации.

Я почему настаиваю на этом. Давайте проанализируем еще один факт. Причина детской безнадзорности - это и резкий рост социальной дезадаптации детей: ранняя алкоголизация и наркоманизация, аморальное поведение подростков, проституция, противоправные действия. Дети-беглецы становятся легкой добычей криминальных структур.

Практически все они имеют отставание в психическом, физическом и интеллектуальном развитии, ослабленное здоровье. Нередко страдают хроническими заболеваниями. Ощущая свою ненужность, эти подростки часто склонны к суицидным действиям.

Вернемся к статистике: за 10 мес. 2012 года за злоупотребление алкоголя, наркотиков, табакокурение задержано почти 800 подростков.

Верховная Рада Автономной Республики Крым в 2011 году приняла Постановление "О Программе обеспечения общественной безопасности в Автономной Республике Крым на 2011 - 2013 годы", где предусмотрено "расширение сети центров медико-социальной реабилитации для несовершеннолетних, больных наркоманией и алкоголизмом, молодежных центров труда, деятельность которых направлена на профессиональную ориентацию и трудоустройство молодежи".

Но крымским властям, как оказалось, до этого нет дела. А иначе как можно расценивать тот факт, что с 5 октября 2010 года не работает созданный по инициативе Л.И.Грача в 1998 году единственный в Украине центр медико-социальной реабилитации несовершеннолетних с табако- и алкоголезависимостью?! Какова мотивация? Видите ли, в АРК состоит на учете всего аж 2 подростка с таким диагнозом!... Так ответили нардепу Грачу Л.И. на его официальный запрос. Но мы-то знаем, что из 450 мальчишек, прошедших лечение и реабилитацию в Центре, 75% имеют положительный результат!

Чего только не предпринимали, чтобы закрыть учреждение?! Да, необходимо серьезно укрепить его материальную базу. Но у Минздрава Крыма на это всегда не было денег. Всего 340 тыс.грн. недоставало, чтобы завершить ремонт пищеблока. В 2011 году премьер-министр Азаров ответил на официальное обращение Л.Грача: в 4 квартале деньги Крыму выделены. Где они?

Сегодня наркоманы, токсикоманы, молодые алкоголики задерживаются милицией, страдают семьи, страдают дети. У Совмина Крыма есть поручение от правительства Украины касательно Центра, в очередной раз "футболят" Центр и его руководителя между Минздравом и Мин-образом. Так где же логика?

Считаю необходимым направить наши предложения по данному вопросу Кабинету министров Украины и Совету министров Крыма.Такое учреждение в Крыму должно работать! Дополнительным фактором риска стала и позиция школы, которая дистанцируется от подростков с трудными судьбами. Свертывание внеклассной работы в образовательных учреждениях, исчезновение детских общественных организаций обедняет досуговую деятельность детей, их воспитание и развитие.

Более того, по инициативе министра образования В.Дзоз в т.г.в Крыму фактически ликвидированы 3 республиканских внешкольных учреждения, где на бесплатной основе занимались более 2,0 тыс. детей. Мотивация одна - экономия бюджетных средств…

А не кажется ли вам, представители власти - "защитники детства", что такое отношение к разбитым судьбам подростков наряду с кризисом экономическим, продовольственным, водным… уже рождает кризис духовности. А бездуховность - явление во сто крат опаснее.

Дополнительная информация