Леонид Грач

Правда о жизни села

28 декабря прошлого года на сессии Верховной Рады АРК был заслушан отчет аграрной политики и продовольствия АРК. Идиллия "покращення" в этой сфере развенчана депутатом ВР Крыма Вячеславом Захаровым: "24 декабря Оппозиционный Совет министров АРК проанализировал реализацию первого этапа (2011-2013) "Стратегии социально-экономического развития Крыма до 2020 года" и Программы развития аграрного сектора автономии на 2012-2013 гг. Отмечено, что положение дел в сельском хозяйстве после 2010 года продолжает катастрофически ухудшаться… В то же время решительные и действенные меры по спасению одной из важнейших отраслей народного хозяйства - агропромышленного комплекса - со стороны крымской власти практически не предпринимались. Основной целью «Стратегии социального и экономического развития АРК» и Программы развития аграрного сектора автономии на 2012-2013 гг. является; - обеспечение продовольственной безопасности населения и рекреантов;

- повышение экспортного потенциала перерабатывающей отрасли;

- возрождение социальной сферы и инфраструктуры;

- повышение жизненного уровня на основе устойчивого развития агропромышленного комплекса.

Выполнение этих задач преду-сматривало:

- увеличение объемов производства продукции сельского хозяйства в 2013 г. на 3,5%;

- повышение эффективности и увеличение объемов производства растениеводства (производство зерна на 5,4 % выше показателей 2011 г., картофеля на 3,1%, фруктов -44,4%, винограда - 26,3%);

- ежегодное производство зерна должно составлять не менее 1,4 млн. тонн, при увеличении урожайности зерновых на 3-4 центнера с гектара, а на орошаемых землях на 15-20 %;

- увеличение площади орошаемых земель на 8,8 тысяч гектаров;

- удешевление себестоимости 1 центнера продукции: зерновых культур на 20,2%, масличных - 60,2%, винограда на 20,4%; - увеличение надоев на одну корову на 450 килограммов. Анализ деятельности министерства показывает, что заявленные в Стратегии и Программе "достижения" так и остались в воображении тех, кто разрабатывал и кто принимал эти документы. Обеспечение продовольственной безопасности населения и рекреантов оказалось мифом.

Так, индекс объемов сельскохозяйственного производства в автономии за истекший период текущего года против 2011 г. составил 83,1 %, в том числе сельхозпредприятиях -77,5%, в хозяйствах населения - 91%.

По состоянию на 01.11.2012 года хозяйства всех категорий по сравнению с 2010 годом сократили производство важнейших видов сельскохозяйственной продукции: зерна и зернобобовых на 473 тыс. тонн; картофеля на 102 тыс. тонн; плодов и ягод - на 50 тыс. тонн; овощей - на 10 тыс. тонн.

Согласно данным главного управления статистики АРК, на 532,8 тыс. гектаров земли было намолочено 927,7 тыс. тонн зерновых культур при урожайности 17,4 центнеров с гектара. В том числе сельхозпредприятиями обмолочено 359,6 тыс. гектаров - намолочено 664,4 тыс. тонн.

Средний урожай составил 18,5 центнера против 39,5 центнеров в 2011 г. Если взять прогнозные показатели по производству основных видов продукции на 2012-2013 г.г., утвержденные в этом зале 28 декабря 2011 г., где прогноз уборки зерновых - до 1,9 млн. т., то увидим, что провал аграриев составил почти 1 миллион тонн зерна!

Нынешняя ситуация с озимыми посевами и бездействие министра и его подчиненных показывает, что прогнозный показатель на 2013 год производства зерновых -2 млн тонн - также останется на бумаге. Ссылка на плохие погодные условия как раз и говорит о непрофессионализме руководителя министерства. В 1992 году в Крыму также была засуха. Тогда профессиональный подход руководителей отрасли обеспечил достаточно высокую урожайность зерновых. К примеру, в Кировском районе, сочетая систему научно обоснованных севооборотов, своевременное внесение удобрений, возможности поливного земледелия, крупные сельхозпредприятия намолотили в среднем на гектар 40 центнеров. Нынче же допущено глубокое падение переработки зерновых культур. Объем переработки составил 431 тыс. тонн или 48,8% от уровня 2011 года, в том числе пшеницы 212 тысячи тонн или 34,7%. Как видим, реализация Стратегии в части "Повышения экспортного потенциала перерабатывающей отрасли" также не выполняется. Не лучше положение в животноводстве. Продолжается сокращение поголовья крупного скота: в сравнении с 2010 годом оно снизилось на 10,2 тыс. голов, в том числе коров на 7,5 тыс. Птица сократилась на 1 млн. 200 тыс.. Это обусловило падение производства животноводческой продукции: молока на 34 тыс. тонн, яйцо на 80 млн. штук.

Сохраняется отрицательная тенденция преобладания в производстве вклада личных хозяйств населения, имеющих ограниченные материально- технические ресурсы, базирующиеся на ручном труде, изношенных технике и оборудовании, неспособных использовать современные агротехнологии.

Практически не привлекаются инвестиции в сельское хозяйство. Из 10,5 млрд грн капитальных инвестиций в текущем году освоено в сельском хозяйстве 265 тыс. грн или 2,5 %. Министерство не обеспечило повышение уровня развития селекции и семеноводства, сохранение районирования сортов сельхозкультур.

По-прежнему неэффективно используются орошаемые земли, недостаточно применяются органические и минеральные удобрения, не соблюдается научно обоснованная система севооборотов. А это привело к уменьшению плодородия и вторичному засолению почв, снижению урожайности сельхозкультур. Бездарное руководство отраслью привело к дальнейшему падению уровня социальной защищенности тружеников села. Здесь проживает каждый пятый безработный. Средняя номинальная заработная плата сельского труженика в 2012 году на 600 грн ниже, чем средняя зарплата в АРК, и на 1000 грн ниже, чем на Украине. Быстрыми темпами сокращается численность сельских жителей. В сельскохозяйственных районах автономии смертность превышает рождаемость. 60 населенных пунктов с численностью не более 20 жителей - на грани вымирания.

Разрушенный и не подлежащий ремонту жилой фонд, практически ликвидированная коммунальная сфера, влачащие жалкое существование библиотеки, культурные центры, разбитые спортивные залы.

Как видим, и возрождение социальной сферы, и инфраструктуры, повышение жизненного уровня на основе устойчивого развития агропромышленного комплекса, обозначенное в «Стратегии социально- экономического развития АРК» не выполняется в полном объеме и в установленные сроки. Оппозиционный Совет Министров АРК признал положение дел в агропромышленном комплексе критическим, как следствие бездарной кадровой политики со стороны Совета министров ВР АРК, органов власти на местах и предложил Совету министров АРК рассмотреть вопрос о соответствии занимаемой должности министра аграрной политики и продовольствия В.Н.Кравца".

Дополнительная информация