Леонид Грач

Внеблоковый статус как залог государственности

Image Украинское руководство стремится как можно быстрее протолкнуть страну в состав Североатлантического альянса, несмотря на то, что большая часть населения не приемлет такую политику.

Опросы общественного мнения свидетельствуют, что более 55 процентов населения категорически против присоединения к НАТО. Однако даже принятое Верховной Радой постановление о том, что решение о присоединении к НАТО должно приниматься только на всеукраинском референдуме, не снимает с повестки дня движение Украины навстречу НАТО. Чем объясняется такая политика Киева и чем она грозит республике, «Красная звезда» попросила рассказать народного депутата Украины, члена комитета Верховной Рады по вопросам правосудия Леонида Грача.

Визитная карточка.


Грач Леонид Иванович родился 1 января 1948 г. в селе Бродецкое Комсомольского района Винницкой области. В 1975 г. окончил юридический факультет Кубанского государственного университета, Высшую партийную школу при ЦК КПСС Украины, политолог. Доктор исторических наук, профессор кафедры философии и социальных наук Крымского государственного медицинского университета им. С.И. Георгиевского. Народный депутат Украины. Член комитета Верховной Рады по вопросам правосудия.

- Леонид Иванович, известно, что государственный суверенитет Украины построен на внеблоковости. Однако сегодня этот принцип подвергается пересмотру. Почему?


- Прежде всего мне хотелось бы сказать, что защита внеблокового статуса это не просто наиболее выгодное для Украины направление внешней политики. Это - основа сохранения Украины как единого государства. Для большинства наших граждан крайне важно, чтобы Украина оставалась страной восточнославянского пространства. Они просто не смогут считать своей родиной украинское государство, которое не поддерживает партнерских отношений с Россией, ограничивает сферу использования русского языка, пытается разрушить единое культурное и геополитическое пространство. Если бы перед декабрьским референдумом 1991 года было объявлено, что Украина будет формироваться как часть (точнее говоря, периферия) евроатлантического мира, единое украинское государство просто не возникло бы. Масштабного межрегионального и межэтнического конфликта удалось избежать только потому, что было объявлено, что независимая Украина будет сохранять государственный нейтралитет и поддерживать отношения стратегического партнерства с другими бывшими советскими республиками, прежде всего с Россией. А вот молдавское руководство того времени решило проводить открыто прозападный курс, и в результате Молдавия распалась, она фактически не является единым государством. И устранить этот раскол пока не удается, несмотря на то, что сменилось руководство страны, а внешняя политика стала намного более взвешенной.

Еще раз подчеркну, что на референдуме в декабре 1991 года украинские граждане голосовали за создание нейтрального внеблокового государства, сохраняющего тесные экономические и политические связи с другими республиками СССР. Внеблоковый статус Украины получил международное признание. В 1994 году был подписан Будапештский меморандум, согласно которому Украина получила гарантии безопасности как нейтральное безъядерное государство. Гарантами выступили ведущие страны мира - Россия, Китай и США. На признании внеблокового статуса основывается действующая конституция Украины, принятая 28 июня 1996 года. Она опирается на Акт провозглашения независимости Украины от 24 августа 1991 года, который исходит из Декларации о государственном суверенитете, указывающей, что Украина формируется как нейтральное государство, которое не принимает участия в военных блоках.

- Чем опасен отказ от внеблокового статуса?


- Если Украина отказывается от внеблокового статуса, то она остается без правовой системы. А главное, Украина окажется на грани государственного раскола, поскольку, что бы ни говорили сторонники евроатлантического курса, общественные настроения во внешнеполитической сфере принципиально не изменились. Об этом свидетельствуют все социологические опросы. Большинство граждан Украины выступают за стратегическое партнерство с Россией и Белоруссией, за сохранение дружественных связей с бывшими советскими республиками, за сохранение общего культурного и геополитического пространства с Россией. Очевидно, что, отказавшись от внеблокового статуса, мы утратим даже теоретическую возможность реализовать требования общества.

- Не так давно первый заместитель министра иностранных дел Украины Владимир Хандогий в своей статье о НАТО отметил, что статус нейтрального государства не спас ряд европейских государств от фашистской оккупации...


- Вообще, склонность к полуправде, подтасовкам и передергиванию по принципу геббельсовской пропаганды - отличительная черта сторонников евроатлантического курса. В этом нет ничего удивительного: их позиция не отвечает ни национальным интересам Украины, ни общественным настроениям. Поэтому они вынуждены, что называется, пускаться во все тяжкие. Понятно, что в условиях мировой войны никаких твердых гарантий национальной безопасности быть не может. Хотя Швейцария и Швеция, как известно, сумели сохранить нейтралитет и остаться в стороне от военных действий. Хотелось бы также спросить у Владимира Хандогия: сильно ли помогли Польше ее союзнические отношения с Францией и Великобританией?

Но нынешняя международная ситуация не является даже предвоенной. Хотя угроза развертывания масштабного конфликта в мире действительно возникла. Но исходит она от США, которые стремятся к военно-политическому доминированию в мире. В таких условиях призывать к вступлению в военно-политический союз, который управляется и контролируется Вашингтоном, и одновременно пугать новой войной, по меньшей мере, абсурдно. Но думаю, что под этим внешним абсурдом скрывается желание запутать общественное мнение, внушить, что внеблоковый статус Украины не является безусловной ценностью.

- Судя по озвученному в статье утверждению, что нейтралитет - не гарантия, Украине кто-то угрожает. Откуда же исходит угроза республике?


- Главная опасность для Украины сегодня - внутренний раскол общества. Основным его фактором является вопиющее противоречие между общественными настроениями и геополитическим курсом, который проводится правящей верхушкой. Кризисной ситуацией, обострением межэтнических и межрегиональных конфликтов действительно могут воспользоваться внешние силы, стремящиеся установить контроль над экономическим и политическим процессами в украинском государстве. При этом вмешательство во внутренние дела Украины может осуществляться в том числе и силовыми методами. В зависимости от того, по какому сценарию будет идти развитие кризиса, в роли внешней силы, осуществляющей подобное вмешательство, могут оказаться Турция, Польша или США.

Следует также отметить, что Виктор Ющенко и его окружение сохраняют власть только потому, что пользуются поддержкой Вашингтона как сила, способная обеспечить проамериканский курс Украины. Если американское руководство увидит, что они с этой задачей не справляются, ставка будет сделана на другую политическую группировку. И Юлия Тимошенко делает все возможное для того, чтобы выбор пал на нее. Поэтому эти деятели должны постоянно доказывать Вашингтону свою полезность и эффективность, показывать, что Украина движется проамериканским курсом. А для этого им приходится не только запугивать украинское общество несуществующими угрозами, но и фактически заниматься разрушением демократических институтов.

- Известно также, что сторонники натовского курса ссылаются на закон Украины «Об основах национальной безопасности Украины» от 2003 года, где говорится о том, что одним из основных направлений обеспечения национальной безопасности Украины является полноправное членство в НАТО и ЕС. Так ли это?


- Закон «Об основах национальной безопасности Украины» принимался в условиях, когда окружение Леонида Кучмы еще надеялось заслужить благосклонность Вашингтона и заручиться его поддержкой при смене власти. Поэтому этот закон во многом обусловлен политической конъюнктурой. Но там все же говорится об интеграции в «общее пространство безопасности», а не о вступлении в НАТО. Кроме того, этот закон, конечно же, не имеет равноправного значения с Конституцией Украины и Декларацией о государственном суверенитете. Если он им не соответствует, его следует просто отменить.

- Как, по-вашему, кто все-таки выигрывает от присоединения Украины к НАТО и почему?


- На мой взгляд, в первую очередь выиграют США, которые резко укрепят свои позиции в Евразии, получат возможность активно противодействовать росту влияния России и Китая, окончательно утвердятся на постсоветском пространстве в качестве главного геополитического игрока. Определенные выгоды могут получить Турция и Польша, которые, воспользовавшись украинским кризисом, смогут укрепить свой статус ведущих региональных держав, в том числе благодаря «миротворческой» активности.

- Не секрет, что нынешнему руководству Украины не нравится пребывание в Крыму Черноморского флота России. Почему? Вы, как бывший член военного совета Черноморского флота, можете говорить об этом более аргументированно.


- Вы знаете, боюсь, что мой опыт члена военного совета Черноморского флота при ответе на данный вопрос, к огромному сожалению, не понадобится, поскольку руководство Украины высказывается против пребывания Черноморского флота в Крыму, исходя из собственных политических интересов, а вовсе не из вопросов военной стратегии и национальной безопасности. Эти вопросы Виктора Ющенко и его окружение попросту не интересуют. Иначе бы нынешнее руководство понимало, что российский флот не только помогает защищать рубежи Украины, у которой, кстати говоря, существует достаточно жесткий конфликт с Румынией, но и помогает предотвратить межэтнический и межконфессиональный конфликт в Крыму, который искусственно разжигается в провокационных целях. При этом ни для кого не секрет, что крымско-татарские национал-радикалы тесно связаны с Турцией, а религиозные экстремисты, с которыми они смыкаются, - с Саудовской Аравией. Но нынешнее государственное руководство, несмотря на стабилизирующую роль российского Черноморского флота, стремится выжить его с территории Украины, поскольку стремится уничтожить все институты и структуры, сохраняющие и поддерживающие общее культурное и оборонное пространство восточнославянских государств.

- Украина уже длительное время пребывает в обстановке политической нестабильности. Сейчас, например, набирает обороты война между Ющенко и Тимошенко. Чем это грозит стране?


- Юлия Тимошенко действительно может стать следующим президентом Украины. Если это ей удастся, она будет проводить евроатлантический курс еще более жестко и последовательно, опираясь на поддержку люмпенизированных слоев общества, которые она будет время от времени подкупать подачками. Возрождение фашистской идеологии и поддержка нацистских организаций не просто будет продолжена, подобная деятельность может стать важнейшей составляющей государственного курса. Об экономических последствиях пребывания у власти Юлии Тимошенко говорить не приходится, они могут быть только катастрофическими.

Конечно, Виктор Ющенко мог бы остановить рост политического влияния Тимошенко. Но для этого ему нужно прежде всего изменить вектор геополитического курса и установить партнерские отношения с Россией. На это он никак не может решиться, поскольку подобные действия противоречат всей его предыдущей политике. Кроме того, он боится лишиться благосклонности Вашингтона. Поэтому единственным реальным соперником Тимошенко может стать новая левопатриотическая коалиция политических сил, ставящих своей целью уберечь Украину от раскола, защитить национальный суверенитет, сохранить восточнославянское пространство. Эти же цели стояли 360 лет назад перед Богданом Хмельницким. В этом году мы, кстати говоря, отмечаем годовщину начала национально-освободительной войны под его руководством. У нас еще есть возможность спасти страну, но для этого украинское общество должно прежде всего ясно осознать угрозы, связанные с продолжением нынешнего государственного курса.

Беседовал Олег ГОРУПАЙ
«Красная звезда»
http://www.redstar.ru/2008/03/18_03/3_01.html

 
{mos_fb_discuss:no_discuss} 

Дополнительная информация