Леонид Грач

ДЕГРАДАЦИЯ ИЛИ ВОЗРОЖДЕНИЕ?

Представляем вниманию широкой читательской аудитории авторский дебют дочери известного советского кинорежиссера Леонида Быкова – Марьяны Быковой, ныне работающей советником народного депутата Украины, председателя Всеукраинского движения «Наследники Богдана Хмельницкого» Леонида Грача.

* В далекое уже советское время, в 1974 году, мой отец - Народный артист Украины, артист и кинорежиссер Леонид Быков, категорически отказался дублировать на украинский язык свой новый фильм "В бой идут одни "старики". Сегодня трудно объяснить, какого мужества требовал от человека такой шаг. И чем это было чревато для кинорежиссера - работника "идеологического фронта". И тогда трудно было папу заподозрить в нелюбви к советской власти или еще чему-нибудь идейно невыдержанному, но его категорический отказ подчиниться требованиям Госкино Украины и ЦК КПУ ошеломил и привел в замешательство идеологов республики.
Как это человек, открыто заявивший с экрана, что на Украине "и небо голубее, и трава зеленее" не будет переводить фильм на певучий родной украинский язык?! А дело все было в том, если вкратце, что папа был великим интернационалистом и считал неправильным "замыкать" показ подвига советского народа в борьбе с фашизмом на одном из его представителей, тем более на том, к кому по происхождению принадлежал он сам. И он специально не дублировал актеров, даже плохо говоривших в то время по-русски, чтобы сохранить красоту, своеобразие и мелодику их речи на русском в родном для миллионов людей, языке.




Помните игрушку калейдоскоп - такой тяжеленький пестрый цилиндр, который крутили в руках и через маленькое стеклянное в нем окошко рассматривали разноцветные мозаики, в прямом смысле слова рождающиеся прямо перед глазами? При каждом движении руки в нем что-то звенело и тяжело пересыпалось.

Казалось, что эта волшебная коробочка подзорная труба в сказку, наполненная драгоценностями и тайнами, причем бесконечное разнообразие ее волшебства зависит от тебя самого. Но постепенно узоры становились узнаваемыми и ты уже знал, какой рисунок будет следующим. А потом наступал момент, когда желание открыть волшебную вещь становилось непреодолимым - хотелось увидеть загадочные камни, рождавшие чудо и подержать их в руках, чтобы хоть так прикоснуться к хранившейся в них тайне.

Заканчивалась недолгая жизнь калейдоскопа одинаково: волшебный цилиндр превращался в унылую картонную трубу, раскрашенную с одной стороны, а необыкновенно яркие, таинственно сверкавшие раньше каменья, в горсть неожиданно тусклых стекляшек.

Не знаю, у кого как, а у меня разочарование сразу вытеснялось мыслью, к которой детский мозг лишь подступался, но не в силах был додумать - это была мысль о высшем порядке, системе, в которой все четко выстроено и строго подчинено какой-то главной идее. И что вмешательство в этот мир, даже случайное, способно раз и навсегда его сломать, еще не дав успеть понять и насладиться им. И еще о том, как же хрупко равновесие, в котором пребывают красота и порядок.

Слом эпох, уничтожение общественного строя и гибель моей страны, в которой воспитывалась не только я, но и мои родители, их поколение (а построило великую страну поколение наших дедов), выпало на мои достаточно уже зрелые годы. Не понаслышке, а своими глазами я видела то, о чем в юности читала у М.Шолохова, А.Толстого, М.Булгакова в о трагедии тех, кто не принял всего, что пришло после того, как прежняя их жизнь была уничтожена до основания. И хоть идеологически я стояла по другую сторону баррикад от несознательных героев «Тихого Дона», «Хождения по мукам» и в «Белой гвардии» , все-таки понимала, что никого невозможно насильно заставить бездумно любить что бы то ни было. А вот убедить в своей правоте можно. Но - только примером.

То же, что происходит в моей жизни последние полтора десятка лет, ни в чем меня не убедило. Наоборот, все происходящее напоминает анекдототически-зеркальное повторение результатов общественного переворота, пришедшегося на начало прошлого века.

Не пытаясь делать глубоких исторических исследований, остановлюсь лишь на том, что интересно и близко мне в проблеме духовности и культуры, с которой легко и быстро расправились люди с разрухой в голове, как называл это булгаковский профессор Преображенский.

Те изменения, которые принесли в нашу жизнь так называемые "демократические преобразованиям общества", стали причиной его глубочайшего культурного слома и во многом уничтожили нравственный стержень жизни целых поколений. Чем довели наших людей до состояния духовной дезориентации и страшного психологического кризиса. По себе знаю, как трудно смириться с тем уровнем культуры, который навязывается сейчас как норма, а тем более - как трудно принять его тем, кто видел примеры настоящей духовности искусства и воспитывался на них. Говорить о культуре в обществе, которое (правда, под чьим-то чутким руководством!) с каким-то странным удовольствием уничтожило себя, свои устои и традиции, фактически перечеркнуло собственное прошлое, - трудно и неловко. Неловко потому, что для всех, болеющих сердцем о своей земле, проблема насильно вырываемых с корнем и намеренно разрушаемых культурных традиций сколь остра, столь и очевидна.

Украина ежегодно с гордостью отмечает свою независимость, которая по меркам человеческой жизни соответствует уже достаточно ответственному, взрослому возрасту. Но это мало волнует некоторых из тех, кто взял на себя ответственность за судьбу страны, не подумав при этом, что уголовная ответственность за деяния наступает по закону с 14 лет, как и получение паспорта гражданина страны. Так что можно сказать, что за все в стране происходящее уже давно пора уметь отвечать. Или быть к этому готовым некоторым гражданам Украины.

Общеизвестно, что основой государственных успехов является развитая экономика страны. Известно также, что экономика сегодняшней Украины не только не достигает уровня промышленности, который был у нее до 1991 года, но и все стремительнее отстает от него.

Но все спокойно в нашем государстве, потому что, по мнению политолога Алена Безансона, основой государственности Украины является не экономика, а этнополитика . В выступлении на «Радио Свобода» 11 января 1999 года он удовлетворенно отметил, что мы прошли уже половину пути со времени обретения независимости, это срок в 15 лет, после которого приходит новое поколение.

О чем это он? Да о том, что давно целенаправленно внедряется в нашу жизнь программа, известная как в план Даллеса. В своей книге «Терновый венец России. История масонства 1731-1995 годы» О.А.Платонов писал по этому поводу, в частности:

« На определенном этапе эти цели могут выдаваться за соответствующие интересы нашей страны, но они на самом деле являются только промежуточным пунктом на пути к достижению целей "хозяина", в частности, приверженность, чаще всего шкурная, некоторым "общечеловеческим ценностям" и достижениям мировой цивилизации, за которой, как правило, скрывается в лучшем случае отсутствие русского национального сознания (национальное невежество), а в худшем - обыкновенная русофобия и ненависть к историческим ценностям России. Жизненное кредо агентов влияния, работавших по планам ЦРУ над развалом нашей Родины, выразил в последние месяцы Второй мировой войны в будущий директор ЦРУ А.Даллес так: "Окончится война, кое-как все утрясется, устроится. И мы бросим все, что имеем, все золото, всю материальную помощь или ресурсы на оболванивание и одурачивание людей. Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих помощников и союзников в самой России.

Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания. Из литературы и искусства мы, например, постепенно вытравим их социальную сущность, отучим художников, отобьем у них охоту заниматься изображением, исследованием, что ли, тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс.

Литература, театр, кино - все будут изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства в словом, всякой безнравственности. В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство, наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов - все это мы будем насаждать ловко и незаметно. Мы будем расшатывать, таким образом, поколение за поколением. Мы будем браться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее. Мы сделаем из них шпионов, космополитов. Вот так мы это и сделаем» ("Правда", II.3.1994 г.). Что-то мне все это сильно напоминает…

И вот все видят, особенно в последние полтора десятка лет, как бездарные программы активно завоевывают наш радио- и телеэфир, как мы уже стараемся среди безголосых певцов выбирать лучших, среди бессмысленных фильмов - не самый скучный, пустой или менее кровавый. Неужели же мы не понимаем, что нас сознательно "закармливают" всевозможной неудобоваримой дрянью, неужели будем и дальше смиренно это "есть"?

И что, так постепенно забудем, например, о прекрасных голосах, которыми всегда славилась и гордилась наша земля -- Юрия Богатикова, Юрия Гуляева, Анатолия Соловьяненко и Раисы Кириченко? Их уже практически не слышно по радио. Мы не сможем перечитать любимых книг русской и мировой классики, того же Шекспира в переводе Б.Пастернака или С.Маршака.

А почему же, в самом деле? Потому что уже есть свидетельства избавления сегодня библиотек от книг, изданных на русском языке. На форуме газеты "2000", посвященном этой проблеме, появились сообщения, что библиотекари, будучи не в силах выбросить или сдавать в макулатуру книги, придумали плакат "Мы дарим!" и ставят приговоренные властью книги на специальные полки, с которых читатели могут бесплатно их забирать. В число жертв языкового террора уже попали "Воспоминания и размышления" маршала Г.К. Жукова, классика русской и мировой литературы. Интересно, чем заполнят опустевшие полки?

Думаю, что сначала чем-то национально-соответствующим, а со временем и переводами на единственный наш государственный язык произведений М.Лермонтова, А.Пушкина и Л.Толстого. Похоже, что скоро доживу и до переводов русскоязычных произведений Т.Шевченко и Н.Гоголя.

Уже озвучены украинскими чиновниками новые правила работы в трансляции телепрограмм. По ним все телеканалы страны обязаны вести вечерние программы на государственном языке. Нацсовет по телевидению и радиовещанию запланировал специальные квоты на выпуски новостей и фильмов в так называемый "прайм-тайм" (что в переводе с этого национально-правильного выражения на общедоступный означает "лучшее время"). Т.е. выпуски новостей, премьеры и лучшие фильмы и программы российского телевидения мы сможем смотреть (если вообще сможем) в украинском варианте.

И что, больше не увидим в оригинале добрых, нравственных, глубоких фильмов с нашими кумирами, а вместо их - таких узнаваемых!- голосов П. Алейникова, В.Тихонова, Н. Крючкова, Л. Целиковской, М. Яншина, Н. Румянцевой, Н. Мордюковой будем слышать равнодушное, невнятное пришепетывание местных переводчиков с явно не присущим великим артистам, не русским, говором? И будет ли соблюдаться закон о фильмах, созданных до 1991 года на русском языке и не подлежащих принудительному дублированию?

В далекое уже советское время, в 1974 году, мой отец - Народный артист Украины, артист и кинорежиссер Леонид Быков, категорически отказался дублировать на украинский язык свой новый фильм "В бой идут одни "старики". Сегодня трудно объяснить, какого мужества требовал от человека такой шаг. И чем это было чревато для кинорежиссера - работника "идеологического фронта". И тогда трудно было папу заподозрить в нелюбви к советской власти или еще чему-нибудь идейно невыдержанному, но его категорический отказ подчиниться требованиям Госкино Украины и ЦК КПУ ошеломил и привел в замешательство идеологов республики.

Как это человек, открыто заявивший с экрана, что на Украине "и небо голубее, и трава зеленее" не будет переводить фильм на певучий родной украинский язык?! А дело все было в том, если вкратце, что папа был великим интернационалистом и считал неправильным "замыкать" показ подвига советского народа в борьбе с фашизмом на одном из его представителей, тем более на том, к кому по происхождению принадлежал он сам. И он специально не дублировал актеров, даже плохо говоривших в то время по-русски, чтобы сохранить красоту, своеобразие и мелодику их речи на русском в родном для миллионов людей, языке. Ни о каком культурном возрождении, ни о какой вообще культуре не может вестись речь в стране, где чуть ли не половине ее населения разрешается только думать на родном языке, а на уровне руководителя государства принимаются неотложные (даже по сравнению с грядущей посевной) меры по устранению экспансии и оккупации русским языком Украины (см. программу "Итоги", телеканал "Интер", суббота, 22 марта 2008 г.)

Чтобы не открывать постоянно "новое" в давно существующем, чтобы отложить в сторону наши национально окрашенные грабли, на которые мы постоянно, но очень самостiйно во всех делах наступаем, чтобы продвинуться вперед от деклараций к конкретным делам, необходимо изучать и брать на вооружение богатый - в первую очередь славянский! - опыт российских и белорусских педагогов, ученых, священнослужителей и работников культуры, гораздо раньше нас осознавших гибельный путь бездуховного общества к самоуничтожению и уже ведущих борьбу с этим. Для этого необходимо, в частности, хотя бы ознакомление с наработанными ими и нашими специалистами программами, направленными на защиту и воспитание подрастающего поколения и программами противодействия тоталитарным сектами и культам, получающим все большее распространение на Украине.

А мы сейчас ни в какой другой сфере жизни нашего общества не достигли таких успехов, как в деле уничтожения духовности, культуры и изгнания русского языка с пространства Украины. Дошкольное, среднее и высшее образование, а теперь и транспортное обслуживание - все становится исключительно одноязычным. "Без истерии с одной и другой стороны русский язык надо убрать из вузов", -" вынес на днях свой вердикт представитель "оранжевого" правительства, Министр просвещения Вакарчук. И определил для этого срок в 3 года.

В это же время страна вышла на первое место в мире(!) по уровню смертности населения. Вот, все-таки достижения есть и у нас - мы хоть вымираем быстрее всех в мире! А по данным на 10.12.2007 года Украина стала еще и мировым центром детской порноиндустрии. В крупнейшей международной преступной порносети, выявленной странами Европола, было задействовано 23 ребенка, в том числе 21 - из Украины! Еще по СПИДу и туберкулезу нам в мире тоже уже почти нет равных.

У нас растет количество преступлений против личности, насильственных, сексуальных и так называемых "экологических", а также фактов вандализма и жестокого обращения с животными.

Снижается возраст преступников, с каждым годом увеличивается доля девочек и девушек среди правонарушителей, все чаще и чаще появляются сообщения о фактах детской жестокости и немотивированной агрессии по отношению к родным. Растет также количество самоубийств среди детей и подростков. По данным МВД России, в стране уже были зарегистрированы факты самоубийств в дошкольном возрасте, причем носивших групповой характер.

Невиданные, дикие факты! Страшно даже думать о вероятности их повторения где-либо. Также повсеместно растут у детей алкогольная и наркотическая зависимость, бродяжничество и беспризорность, уровень заболеваемости подростков болезнями, передающимися совершенно не детским - половым - путем.

А ведь совсем еще недавно воспитание у нас строилось на нравственных, так называемых (и очень правильно!) положительных примерах, когда примером для подражания целыми поколениями становились реально существующие, конкретные люди. Вспомним наших героев-полярников и прославленных ткачих, хлеборобов, строителей и мужественных моряков, которые за 49 бесконечных дней в открытом море, без воды и еды, не потеряли чувства человеческого достоинства и не были сломлены нечеловеческими условиями, в которые попали. Вспомним наших солдат, партизан и пионеров в героев, этих детей Великой Отечественной войны. И еще миллионы тех безымянных подвижников, кто просто своим трудом сначала построил, а потом и восстановил разрушенную войной великую страну.

Не случайно наши газеты всегда печатали рассказы о таких тихих подвигах в идеология страны была направлена на прославление личного участия человека в делах общества и, закономерно, его высокой оценке в о людях труда и чести слагались песни, писали книги и снимались фильмы. Так рождался энтузиазм, благодаря которому свершались великие дела.

Давайте вспомним хотя бы несколько примеров нашего с вами недалекого прошлого, а кому-то и откроем, возможно, хорошо знакомые нам имена журналистов Татьяны Тэсс, Юрия Роста, Сергея Смирнова и Юрия Щекочихина.

Вся страна ждала газеты с их необыкновенными рассказами и новеллами о наших необыкновенных современниках. И Владимира Солоухина вспомним, воспевшего уникальность природы и исконную нравственность устоев нашего общества, и Василия Пескова, до сегодняшнего дня не изменившего этой теме.

А еще вспомним тех авторов, на книгах - не комиксах! - которых воспитывали нас - это и А. Гайдар (разве устарел сегодня хотя бы его рассказ "Честное слово"?), и К. Паустовский, и М. Пришвин, и М. Зощенко (его детские рассказы), и В. Осеева, и И.Карнаухова.

Еще вспомним, что недавно создавались и прекрасные песни для детей, которые пела вся страна, что дети смотрели наши умные, добрые и по-хорошему нравоучительные мультфильмы. А художественные фильмы для детей занимали вообще особое место в кинопроизводстве - в стране была киностудия детских и художественных фильмов им. Горького. Включая телевизор, родители не боялись того, что увидят на экране их дети.

Кино, как не только самое массовое, но и самое доступное (до недавнего времени!) из искусств – это совершенно особая часть нашего интернационального искусства, в котором находили отражение лучшие нравственные и моральные черты человека, показывались примеры поведения, достойного подражания. До сих пор с чувством гордости смотрим мы фильмы «Машенька» , «Повесть о настоящем человеке» , «Офицеры» , «Они сражались за Родину» , «Проверка на дорогах» , «Кадкина каждый знает» и многие-многие другие, воспевающие красоту человеческого мужества, гордости, достоинства.

Я могу с гордостью говорить о случае, описанном в судебном очерке «Возврата нет» (газета «Смена» , 30 мая 1976 г). Молодой рецидивист, скрываясь от милиции, спрятался в кинотеатре, где в то время шел показ нового тогда фильма - папиных «стариков» . Парень ушел от погони, но после просмотра фильма пришел в милицию и сдался. На вопрос, почему он так поступил, ответил, что увидел, как жили, за что погибали в войну его сверстники и ему стало стыдно. И что он решил начать свою жизнь заново в чистую, как у тех - экранных - ребят, каждый из которых - это пример тысяч реальных судеб наших советских солдат.

На форуме сайта «Советское кино» 12 августа 2005 года некий «Троцкий» написал: «А почему оно (западное кино) должно мне быть ближе? Я вот советскую эпоху вообще почти не помню, и лет до 13 смотрел в основном боевики со Шварценеггером и Ван-Даммом, а к советскому кино относился как к устаревшему хламу, который могут смотреть лишь бабушки и дедушки, утирая слезу платочком. А советские фильмы начал открывать для себя лет с 15-ти и открываю по сей день. И не перестаю радоваться и удивляться тому, как могли лет 30 назад снимать что-то, что гораздо лучше многого сегодняшнего - добрее, доброжелательнее, как-то душевнее и вообще человеколюбивее".

Чтобы не потерять еще одно поколение - запомним эти слова.

Несколько оптимистическая установка обществу на то, что зло всегда ждет покарание, была не такой и неправильной, поскольку внушала людям веру в свои силы и в необходимость правильного общественного поведения.

Поэтому не вижу ничего плохого в некоторой нравоучительности и назидательности искусства, роль которого воспитательной и есть. Нравственные ориентиры славянских народов давно уничтожаются врагами Православия с этой же целью. Осознав сейчас еще раз, что без духовного развития, без высоких идеалов служения добру, красоте и истине человек просто деградирует, все больше становясь рабом вещей или других людей, сегодня нам необходимо не только рассуждать о происходящем, но уже и действовать.

Нашему обществу всегда была крайне необходима четкая программа действий, а сейчас - особенно. Необходима не просто программа, а государственная программа, которая поможет воспитать поколения, которые, как когда-то, вновь будут объединены общими духовными целями и будут иметь твердые нравственные ориентиры, а потому окажутся способными защитить и наши национальные интересы. Возрождение и единение народа, в том числе и православного славянского, может и должно начаться именно с воспитания патриотов. На это вообще всегда должно быть направлено воспитание государством своих граждан. Примеры стран Востока, в частности, лишь подтверждают эту истину.

Для нашего общества всегда было важно коллективное, соборное начало в общественной жизни, ведь именно такое сплочение общества - сплочение вокруг сильной государственной власти, может помочь выйти из политического, экономического, а главное - культурного и духовного - кризиса, и даст нам возможность приступить к созидательному возрождению. Поэтому государство первым и должно быть заинтересовано в духовности и высокой, прочной, несгибаемой нравственности своего народа. Ведь именно такое общество - построенное на понятной, привычной и принятой "формуле" существования, становится мощным и развитым.

Первоочередной задачей сегодняшнего дня должна стать для нашей страны, повторяю, именно программа духовно-нравственного воспитания, а богатейший опыт народа, так уничижаемый в последние десятилетия, должен быть не только востребован, но и применен в национальном масштабе.

Учебные заведения должны, наконец, стать источниками добра, света и формирования личности. Было бы очень хорошо, если бы органы управления образованием Украины сосредоточили свои усилия на создании и реализации программ и духовно-просветительских проектов, издании книг и другой учебной литературы, направленных на развитие нашей интернациональной культуры и образования (начиная с дошкольного), а не на сосредоточенном тотальном переводе всего возможного с русского языка на украинский.

Очевиден факт, что славянство и его православные традиции, являющиеся основой культуры и "алгоритмом" поведения моего народа, давно уничтожаются. Уничтожаются сознательно, последовательно, целенаправленно и, надо признать, очень успешно. Противостоять этому необходимо.

Мы часто слышим, что воспитание начинать надо тогда, когда ребенок еще "поперек лавки лежит". С моей точки зрения, это не всегда правильно даже по отношению родителей к своему ребенку, с которым они сначала делают, что хотят, а потом с удовольствием перекладывают задачу адаптации уже сложившегося (на протяжении всей его жизни!) характера человечка - на общественные организации, в которые он неизбежно попадает.

Вот тут-то и начинаются проблемы. Естественно, сколько людей - столько характеров, взглядов, даже идеологий. Естественно, что посеешь - то и пожнешь, и т.д.

Но даже этот момент в жизни человека - и то не самый главный в его формировании. Воспитание и становление человека, на мой идеологически-идеалистический взгляд, должно начинаться еще раньше. Чтобы не было поздно.

Чтобы не горели потом патриоты на Вечном огне, убитые своими ровесниками, как в новогоднюю ночь 2008 года во Владимирской области (г. Кольчугино).

Само решение людей стать родителями должно быть, в идеале, продуманным.

Забота о будущем члене общества, как ни пафосно это звучит, начинается даже не с осознания женщиной и мужчиной того, что они будут мамой и папой, а с того, как и на каких примерах, в каком окружении воспитывалась сами они.

Безусловно, кроме семьи в воспитании ребенка должно принимать положительное участие общество. Его внимание должно сопровождать будущую маму уже с момента ее первого прихода в женскую консультацию. Вместо стандартных советов о здоровом образе жизни и равнодушно-бесполезных, часто формальных рекомендаций, в консультации женщина должна получить, кроме всего остального, еще методические материалы, основанные на народных и православных (для нас) традициях, касающихся ее состояния.

Женщина должна, в частности, знать даже то, почему в ее положении не рекомендуется носить брюки и должна иметь представление о том, как проходил период ожидания ребенка в прошлом у разных народов, а в первую очередь - в традициях православного (опять же - для нас!) прошлого - всеми членами семьи, рода. Это поможет ей сформировать и для себя приемлемый, приличествующий новому положению и состоянию образ. Не так невозможно обеспечить женщину, пришедшую в консультацию, еще и журналом с моделями и выкройками одежды для беременных и для детей, сборниками колыбельных песен и сказок, кулинарными рецептами и кассетами с записями музыки, рекомендованными (для нее и будущего ребенка) специалистами.

Такие мелочи могут помочь женщине почувствовать не только собственную ответственность за человека, которому она дает жизнь, но и заинтересованность общества в его рождении. Т.е. помогут осознать и подчеркнуть ее значимую роль в этом обществе как матери, заверить в поддержке и помощи общества, которое берет вместе с ней ответственность за жизнь своего нового гражданина.

Детские сады, ясли, школа - все детские учреждения должны иметь в своем штате профессиональных педагогов, воспитателей и психологов - не случайных людей, а искренне любящих детей и способных воспитывать, а не только "выгуливать" их строго по часам.

К слову скажу, мне вообще кажется, что иметь на каждом рабочем месте специалистов для государства гораздо выгоднее и дешевле, чем исправлять потом ошибки. Это касается любой сферы жизни, но особенно важна для нас роль педагога, формирующего и воспитывающего пусть ещё маленького человека, но уже - личность. Мне кажется, что и учить должен иметь право не неудачник (в наше время часто в просто кто-то не сумевший состояться в другом деле), а глубокая, высоко моральная личность.

Таким образом, одной из задач Министерства просвещения должна стать подготовка кадров, обладающих высокой профессиональной компетентностью. И для наших детских садов и школ необходимо найти формы воспитания, направленные на возрождение, укрепление и внедрение в общество наших морально-этических норм, отечественной культуры и милосердия. Для этого, кроме всего, детским садам и семьям должны быть доступны разнообразные развивающие игрушки, детские книги и книги для домашнего чтения, а также методические пособия, наработанные с учетом богатейшего опыта интернационального воспитания детей дошкольного возраста. К слову сказать, остро стоит вопрос и о комплектовании фондов школьных и публичных библиотек литературой, отвечающей нашим представлениям о нравственности и духовности, а также лучшими книгами русской и мировой классики.

То же я бы отнесла и к важности работы местных краеведческих музеев и паломнических центров, в силах которых создание хотя бы путешествий выходного дня с целью духовно-нравственного, патриотического воспитания и прививания детям духовных и нравственных ценностей, примеров бережного отношения к родной природе. Нельзя забывать и о такой доступной форме культурной работы, как посещение школьниками театров и просмотр кинофильмов с обсуждением увиденного, а еще - воссоздание в школах кружков по интересам с привлечением профессионалов в качестве руководителей этих коллективов.

Ничего нового в этом нет, но зачастую нет и этой деятельности, а ведь не так сложно, наверное, к разным праздникам поставить в школе небольшие отрывки из русских пьес и показать их в качестве шефской помощи в больнице, садике или доме престарелых, в госпитале или даже в соседней школе. Можно найти форму поздравлений в дни различных праздников людей разных национальностей и представителей разных конфессий. С каждым днем все более необходимо вновь искать способы воспитания интернационализма и национальной терпимости, поскольку в нашем обществе теперь все более откровенно и активно насаждается фашизм и расизм. Поскольку истинная культура предполагает уважительное отношение к другим вероисповеданиям и бережному сохранению этнических и культурных традиций разных народов, необходимо возрождение интернациональных традиций, так присущих нашему обществу в недалеком советском прошлом.

Считаю гораздо более полезным и правильным, вместо чуждых нам идей возрождать лучшие традиции, на которых всегда воспитывались в нашей, тогда советской, стране школьники. Это взаимовыручка и уважение к старшим (т.е. тимуровская работа, которой сейчас только бы прибавилось!), и добрый дух школьных соревнований в спорте и учебе, и ответственность за порученное дело, бережное отношение к природе и животным. А в сельской местности в это и работа на пришкольных участках. Адаптированные к современным условиям, эти формы воспитания могли бы решать и вопрос занятости детей в их свободное время более удачно, чем массовое приобщение их СМИ, например, к пиву. С бесполезными последующими призывами к мозгу, как неопрятному, не совсем трезвому субъекту.

Неоценимую роль в воспитании и формировании детей считаю еще и возможность их общения с пожилыми людьми. Это могут быть и традиционные когда-то встречи с ветеранами в дни праздников и памятных дат, и шефство школ над домами престарелых, а в небольших населенных пунктах в помощь в частных хозяйствах. Слова о преемственности поколений очевидны, потому и нет необходимости их повторять.

В обществе необходима постоянная работа по формированию и повышению культурного уровня и граждан более взрослого возраста в приобщение студентов и рабочей молодежи к нашему культурному наследию и формирование у них вкусов на фундаменте национальных ценностей. Что не исключает важности работы с каждым человеком, вне зависимости от возраста.

Огромна и чрезвычайно важна в решении этой проблемы работа культурных учреждений страны в библиотек, музеев (кроме так называемых "музеев" "голодомора" и "советской оккупации"), радио, театров, кино- и телестудий, СМИ. Произведения в них должны иметь героев нравственных, честных и благородных, воспитывающих и прививающих обществу дух коллективизма, стремление к красоте поступков и мыслей, а не что-то иное, вроде декларации "человек человеку - враг" (или волк).

Все религиозные, общественно-политические и правительственные организации должны быть задействованы государством с единой для всех целью формирования духовно-нравственного воспитания детей и юношества, что равно воспитанию нашего народа. Это является одним из важнейших условий не только выживания, но также возрождения славянских народов.

Несмотря ни на что, жизнестойкие славяне еще сопротивляются насильственному уничтожению и сохраняют силы на самоопределение, но время срочных мер для спасения и возрождения славянской православной духовности давно настало.

Ведь всем нам когда-нибудь придется держать ответ перед своими предками за великую страну, которую мы проиграли и за народ, который ловкие хлопцы из-за океана так цинично запрограммировали на самоуничтожение. А мы, словно бараны в стаде, идем за ними на духовную бойню и даже торопливо толкаемся при этом. Больно и совестно...

Марьяна Л.Быкова,
Советник Председателя Всеукраинского движения
"Наследники Богдана Хмельницкого"

 
{mos_fb_discuss:no_discuss} 

Дополнительная информация