Леонид Грач

Крым в российско-украинских отношениях

Тезисы выступления Леонида Грача, народного депутата Украины, председателя общественного Комитета по защите конституционных прав Автономной Республики Крым на совместной пресс-конференции с Модестом Колеровым, председателем Союза общественных объединений «Свободная Россия»

г. Симферополь

12 мая 2008 года

Крым имеет ключевое значение для сохранения общего культурного и цивилизационного пространства России и Украины, прежде всего благодаря своей особой исторической судьбе, одновременно и героической, и трагической. После присоединения в 1873 году Крыма Российская Империя окончательно утвердилась в качестве одной из самых могущественных держав Европы. События, связанные с этим историческим фактом, оказали влияние на формирование национального самосознания, которое до сих пор во многом остается общим у народов Украины и России. Они ощущают себя наследниками великой державы, а потому дорожат своим правом на самостоятельное историческое развитие. Крымская война, получившая блестящее отражение в литературе, как в русской, так и в мировой, всколыхнула русское общество, привела к возникновению демократического движения, благодаря которому ускорилось становление украинской национальной культуры. Без памяти о героической обороне Севастополя, воспетой Львом Толстым, о подвиге Севастополя и Керчи во время Великой Отечественной войны, о трагедии Аджимушкая и Евпаторийского десанта, об освобождении Крыма от гитлеровской оккупации не может существовать как российское, так и украинское национальное самосознание. Кроме того, Крым остается одним из наиболее популярных общедоступных курортов для украинских и российских граждан, у многих есть в Крыму дорогие или знаковые места, что, конечно же, помогает поддерживать чувство общности. Важно, что в Крыму благодаря статусу автономии сформировалось собственное общественно-политическое пространство, которое вследствие давления центральной власти не могло возникнуть в других регионах Юго-востока. Крымское общество последовательно стоит на пророссийских позициях. Оно доказало, что добровольно от них не откажется и будет добиваться реализации своих требований. Поэтому в Крыму находят выражение общественные настроения, господствующие на Юго-востоке Украины, которые подавляются и заглушаются в других регионах. Если бы у крымского общества не было возможности заявить свою собственную позицию, то требования предоставить русскому языку статус государственного, проводить курс на экономическую и политическую интеграцию с Россией и другими бывшими советскими республиками, сохранить общее оборонное пространство Украины и России, не вступать в блок НАТО могли вообще не попасть в общенациональную повестку дня. Поэтому приход к власти в Крыму антироссийских сил (нельзя исключать, что нынешний режим может продавить такой сценарий, воспользовавшись авторитарными методами) станет катастрофой не только для крымского общества, но и для всей системы российско-украинских отношений. Мы видим, что уже сегодня в результате различных манипуляций, в Крыму у власти оказались люди, не желающие и не умеющие отстаивать требования крымского общества, и у нас нет никаких оснований полагать, что ситуация в ближайшее время улучшиться. Если Крым не сможет играть роль региона, связывающего Украину и Россию, или образно говоря быть якорем, удерживающим Украину у берегов России, то тогда правящий украинский режим сумеет в короткий срок вырвать страну из восточнославянского пространства. Ни совместные проекты в газовой сфере, ни переход украинских предприятий под контроль российских корпораций, ни стремление украинского общества к установлению добрососедских отношений с Россией не остановят правящую верхушку, стремящуюся любой ценой затащить Украины в сферу влияния Вашингтона. Затормозить этот процесс может только твердая позиция Крыма, поддерживаемая пророссийскими силами на общенациональном уровне.

Огромную важность для сохранения общего культурного пространства Украины и России имеет реализация конституционных полномочий Крыма, обладающего правом оказывать влияние на внешнеполитический курс государства. Проамериканские силы осознают, что они не могут добиться своих целей демократическими средствами, поэтому они настойчиво ищут способ установить в стране авторитарный режим, обещая в случае успеха различные выгоды олигархическим структурам. Поэтому в нынешних украинских условиях развитие демократических институтов становится единственной гарантией того, что правящая верхушка не сумеет сделать катастрофические шаги в геополитической сфере. К сожалению, в области социально-экономических отношений политическая демократия, к сожалению, подобной гарантией не является. Сегодня институты государственной власти в стране сознательно разрушены. Единственным серьезным препятствием на пути авторитаризма остается только автономный статус Крыма, который правящая группировка стремится всеми силами подорвать. Поэтому солидарность России с общественно-политическими силами, ведущими борьбу за реализацию конституционных полномочий Крыма, сегодня может оказать решающее влияние на ситуацию в стране в целом.

Нельзя забывать, что значительная часть вины за слабость пророссийских сил Крыма и Украины в целом лежит на самой России. При этом нужно понимать, что между Украиной и Россией должны быть крепкие, союзнические отношения. В противном случае любое охлаждение будет использовано для того, чтобы втащить Украину в сферу влияния США, превратить ее в плацдарм для американской экспансии в Евразии, которая в том числе направлена против России. Закрывать на это глаза не просто бессмысленно, но и чрезвычайно опасно. Но Россия так и не предложила украинскому народу ни контуров стратегического партнерства, ни условий, на которых оно может быть достигнуто. В ситуации, когда в Киеве у власти стоят проамериканские силы, это превращается в катастрофическую ошибку. Отсутствие у России ясной геополитической стратегии позволяет сторонникам евро-атлантической ориентации вопреки всякой очевидности, только для того, чтобы оправдать собственный курс, представлять Россию агрессивной державой, проводящей империалистическую политику, стремящейся подчинить себе Украину. Нужно признать, что эта циничная ложь частично оказывает воздействие на массовое сознание, особенно в западных регионах страны, где против союза с Россией (и об этом надо говорить честно) существует определенное предубеждение. При этом пророссийские силы не могут выработать единые задачи и цели, поскольку у руководства каждой организации свои представления о том, каким дожжен быть союз с Россией, и что следует делать для его достижения. Вследствие этого пророссийское движение Украины погружено в решение мелочных вопросов, часто имеющих корыстную подоплеку, что поощряется разного рода деятелями в Москве, которым опять-таки отсутствие ясной геополитической стратегии позволяет выдавать собственные интересы за позицию российской власти.

Необходимо, чтобы как на крымском, так и на общенациональном уровне российские силы отказались от поддержки отдельных организаций и личностей, перешли бы к поддержке идей и позиций. Именно так действуют США и их союзники, которые, несмотря на то, что украинское общество придерживается пророссийской ориентации, практически управляют сегодня политическим процессом. Есть вполне очевидная идейная платформа, сторонники которой выступают за пророссийскую внешнеполитическую ориентацию Украины и сохранение единого культурного пространства с Россией. Это – государственный статус русского языка, прекращение курса на евро-атлантическую интеграцию, установление всестороннего партнерства со странами восточнославянского пространства. Если Россия не поможет утверждению этих идей в украинском обществе, то все те огромные тактические преимущества, которые она сумела получить в последние два-три года (усиление позиций российских корпораций, массовое разочарование в евро-атлантическом курсе и «оранжевой» власти, осознание своей экономической зависимости от России украинской элитой) будут бесцельно утрачены. А поражение пророссийских сил, и, прежде всего, потеря ими общественно-политического влияния в Крыму, станут катастрофой не только для Украины, но и во многом для России.

Дополнительная информация