Леонид Грач

РЯДОМ С В. И. ЛЕНИНЫМ – М. В. ФРУНЗЕ

Начало в №№41-42

13 июля 1919 г. Ленин высказал мнение: освободить Урал до зимы. Фрунзе стал командующим Восточным фронтом. Встретившись с Лениным в Москве, он доложил обстановку на Восточном фронте и заявил, что через месяц разобьет Колчака, но нужно, чтобы с фронта не забирали его боевые дивизии. Еще высказал предложение создать Туркестанский фронт и пробивать дорогу к хлопку и нефти. В это время успешно наступали Чапаев и Тухачевский, но в войсках все чаще стали проявляться элементы беспечности. Сторожевое охранение несло службу плохо. В засаду попал и легендарный Чапаев.

15 августа Фрунзе назначен командующим Туркестанским фронтом (11-я, 4-я. 1-я армии и войска Туркестана). Занятый формированием нового фронта и нанесением удара по Южной армии противника (взято 45 тыс. пленных и открыт путь в Среднюю Азию), он поздно узнал о состоянии чапаевской дивизии и послал подмогу. Но Чапаев и новый комиссар дивизии (вместо Фурманова) Батурин 5 сентября 1919 г. погибли.10 сентября Реввоенсовет Туркестанского фронта постановил: присвоить 25-й дивизии наименование «дивизия имени Чапаева» и переименовать родину начдива Чапаева город Балаково в город Чапаев. Фрунзе находился в Оренбурге.

В тяжелейших погодных условиях, в условиях голода, болезней гнал и бил белых Фрунзе, продвигаясь к Каспию. 5 января 1920 г. Фрунзе телеграфировал Ленину: «Уральский фронт ликвидирован. Сегодня кавалерия, пройдя за три дня 150 км, захватила последнюю вражескую базу – Гурьев и далее до берегов Каспия».

25 января 1920 г. Фрунзе выехал в Ташкент. Сразу же надо было браться за работу. Некоторые мусульманские представители предлагали создать в Туркестане Тюркскую республику и Коммунистическую партию тюркских народов. Против этого буржуазного национализма надо было вести борьбу так, как учил В.И.Ленин.

Республика Туркестан была огромная – больше Европы. В распоряжении Фрунзе числились три стрелковые дивизии, железнодорожная охрана, бронепоезд «Красная Роза», небольшой парк автомобилей и броневиков, радиостанция и два авиаотряда.

Фрунзе решил первый удар нанести севернее и восточнее Верного (Алма-Ата). 2 марта 1920 г. он написал воззвание к семиреченскому казачеству, предлагая мирно закончить борьбу. Семиреченцы стали переходить на сторону Красной Армии. 21 марта 1920 г. он начал решительное наступление против атаманов Анненкова и Дутова и к 29 марта отбросил их на китайскую территорию.

Самой трудной оставалась проблема борьбы с басмачеством. Басмачи постоянно совершали бандитские налеты на гарнизоны и железную дорогу. Их было по всему району десятки тысяч, почти все – кавалерия. Ключ к победе над басмачами Фрунзе видел в создании отрядов красных кавалеристов и поддержке их авиацией. Но его волновала не только военная сторона. Он решил открыть курсы по подготовке красных командиров из местных аборигенов, а также организовать в университете военный факультет. Авиацию он предложил пока использовать для распространения листовок. Бронепоезд он «модернизировал». Его площадки были укреплены тюками спрессованного хлопка, которые оказались пуленепробиваемые. На этом бронепоезде Фрунзе поехал по наиболее крупным гарнизонам, чтобы лично изучить там состояние дел. Своему штабу в Ташкенте он поручил выполнить десятки дел: готовить агитпоезд и повозки; открывать красные чайханы; наладить отправку в кишлаки и аулы газет, книг, брошюр и листовок на местных языках; начать переброску нефти из Красноводска в Москву, хлопка из Ферганы в Шую, Иваново-Вознесенск, Орехово-Зуево, Кострому, Ярославль, Тверь; запросить в Москве 2 млн. пудов хлеба для голодающих декхан, металл, кусковой сахар, бумагу, типографский шрифт; освободить от военной службы всех учителей, знающих местные языки; открывать начальные школы и кружки ликбеза и много других задач.

21 марта 1920 г. Фрунзе в Ашхабаде провел съезд всех туркменских племен. Он говорил: «Я ведь сам из Туркестана и всегда мечтал прийти ему на помощь с братским словом и могучей Красной Армией. Со словом дружбы я пришел к товарищам, с оружием пойду к врагам». Он говорил о Советской власти, которая несет в своих могучих руках декханам-труженикам Туркестана и солнце, и воду, и землю. Здесь, на съезде Фрунзе написал приказ ставить государственный завод для ахалтекинской породы лошадей.

23 марта он прибыл в Кушку. Крепость Кушка долго оставалась красным очагом в кольце интервентов, белогвардейцев и басмачей. Комендант крепости – генерал старой армии – А. Востросаблин и сотня бойцов с горсткой коммунистов отказались сдаться врагам Советской России, хотя их ежедневно атаковали белоказаки силою 1500 сабель. Когда блокады Кушки была прорвана, Востросаблин прислал Ташкенту 80 вагонов снарядов, 70 орудий, пулеметы винтовки и боеприпасы к ним. На всех встречах с людьми Фрунзе особое внимание уделял старцам и всегда вкладывал им в руки милостыню. Таков был древний обычай местных народов. В Андижане Михаил Васильевич предотвратил вооруженное выступление одного из полков, в котором были бывшие басмачи.

Это чуть не закончилось гибелью Фрунзе. 1 июня 1920 г. он вернулся в Ташкент. И снова – заботы, заботы.

Пора было кончать с эмиром бухарским, хотя армия эмира была в 4 раза больше, чем у Фрунзе. Но Фрунзе полагался на революционный энтузиазм своих войск и ждал сигнала от бухарских коммунистов. 28 августа в Бухаре началось восстание. 2 сентября, приехав в Бухару и оценив обстановку, он понял, как сложно было вести бой его войскам на узких улицах и в тупиках города. Он сразу же отправил телеграмму в Москву: «Над Регистаном победно развевается Красное Знамя мировой революции». А в Иваново-Вознесенск Фрунзе отправил ящик, в котором были расшитый золотом и жемчугом малиновый халат, тюбетейка, кинжалы и сабля, инкрустированны бриллиантами и бирюзой. И записка: «Халат эмира Бухарского, оружие Мадамин-бека и других басмаческих вождей, в подарок Ивановскому музею. М. Фрунзе». Самого Михаила Васильевича Бухарский ревком наградил шашкой и кинжалом. На клинке шашки была надпись: «Дана в знак благодарности от имени бухарского революционного народа товарищу Командующему Туркестанским фронтом М.В. Фрунзе за активное участие в Бухарской революции 5 сентября 1920 года». На территории бывшего эмирата поднялась Бухарская Советская Народная Республика. Гражданская война в Туркестане закончилась. Старики декхане говорили, что ласковей стало солнце над мирной землей. А певцы на базаре и в чайханах пели о «кзыл-генерале Прунзе», который всегда был полководцем храбрым, как «джульбарс». У Михаила Васильевича было много планов по улучшению жизни декхан, но его отзывали из Туркестана. 10 сентября 1920 г. он получил телеграмму из Совета Труда и Обороны: «Немедленно выезжайте в Москву, назначаетесь командующим на другой фронт.

Михаил Васильевич уже был в действительности всероссийским военным героем.

А. Бережной,

военный историк,

полковник в отставке

Дополнительная информация