Максим Горький: рожденный летать

 

 


28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде родился Алексей Максимович Пешков.

«Я как-то особенно люблю солнце, мне нравится самое имя его, сладкие звуки имени, звон, скрытый в них…» Он был очень светлым человеком, взявший такой горький псевдоним – Горький. Хотя мог остаться и Алексеем Максимовичем Пешковым. И все же – Максим Горький.

Может, потому, что была горька его судьба? Круглый сирота с 11 лет. Посыльный при обувном магазине, посудник на пароходах, чертежник. Это его «Детство». И – странник. По донским степям, по Украине до Дуная. Через Крым и Северный Кавказ – в Тифлис. Чтобы быть «В людях». Пропаганда среди рабочих и крестьян, участие в революционных кружках, написание прокламаций против самодержавия. Ссылка в Арзамас. И снова – «пусть сильнее грянет буря». За участие в революции 1905 года – Петропавловская крепость. Благодаря протесту русской и мировой общественности – освобождение и вынужденная эмиграция в Америку, в «Страну желтого дьявола». Наконец – амнистия и работа в большевистских газетах «Звезда» и «Правда». Это его «Мои университеты»…

Писатель-самоучка стал величайшим, уникальным писателем своего времени, писателем от Бога. Он стал одним из образованнейших интеллигентов своего времени, он перечитал тысячи книг, статей, заметок, обладая фантастической памятью…

Судьба его была горька? Как и у всей России. Пожалуй, псевдоним он взял от имени всей России. И тем самым низко поклонился в ноги всей России. Униженной и раздавленной. С очень горькой судьбой. Где «все люди так или иначе страдали, все были недовольны жизнью, искали чего-то лучшего…» Где все люди были «На дне». И вся Россия поклонилась Горькому в ноги, потому что он когда-то сказал: «Настало время нужды в героическом». И, конечно: «Человек – это звучит гордо». А не горько. Даже если мы имеем теперь миллионы поводов для сомнений. Тогда, в другой, Советской стране, никто не сомневался, что есть «Человек Человечества». И всегда будет.

Что бы он написал теперь? Или же, встретив на руинах городов и поселков Новороссии своего старенького умилительного персонажа – лукавого Луку, просто хорошенько ему бы врезал? И процитировал себя же: «Рожденный ползать – летать не может». Ползи, лукавый Лука, и дальше по миру… А всей киевской хунте, разжигающей войну против собственного народа, продекламировал из «Легенды о Марко»: « А вы на земле проживёте, / Как черви слепые живут: / Ни сказок о вас не расскажут, / Ни песен про вас не споют…»

Как-то Ромен Роллан написал своему лучшему другу Максиму Горькому: «Вы были словно высокая арка, переброшенная между двумя мирами - прошлым и будущим, а также между Россией и Западом». Прошлое и будущее – для бессмертных писателей. Потому что они сумели познать настоящее. Потому что только они своим творчеством смогли разрушить границы между Россией и Западом. Это, безусловно, про Горького. Как, безусловно, и другие писатели, которые потрясли мир.

 

Елена Сазанович,

член Союза писателей России 

 

 

 

Дополнительная информация