ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ – талантливейший поэт советской эпохи

 


…Над бандой поэтических

                                   рвачей и выжиг

я подыму, как

            большевистский  партбилет

Все сто томов

                    моих партийных книжек.

 

В. Маяковский, поэт коммунистической идейности, в «ста томах» своих «партийных книжек» создал поэтическое оружие, «до самого последнего листка» отданное революционному пролетариату.

Цель поэзии Маяковского – подымать, и вести, и влечь, которые глазом ослепли.

«Революцией мобилизованный и призванный», поэт стал бойцом Октября.

В Октябрьской революции он видит наиболее полное осуществление народных интересов и знаний. Он верит в неизбежность революции, которая принесет освобождение угнетенным народам. Он чувствует себя частью приближающейся революционной грозы, называет себя «предтечей» революции:

Где глаз людей обрывается куцый

Главой голодных орд,

В терновом венце революции

Грядёт шестнадцатый год.

А я у вас – его предтеча;

Я – где боль, везде;

На каждой капле слёзовой течи

Распял себя на кресте.

Здесь высказана убеждённость в общественной роли поэта, берущего на себя боль за каждую человеческую слезу.

«В терновом венце революции» вступил в историю 1917 год – свершилась Октябрьская революция, «моя революция».

  ...Вам и душу вытащу,

  Растопчу, чтоб большая! –

  И окровавленную дам,

  Как знамя…

В феврале 1917 года в России произошла буржуазно – демократическая революция. В своих статьях Маяковский приветствовал свержение самодержавия, но над политикой Временного правительства, направленной  против интересов народа, он издевался. Тогда же он написал частушку:

  Ешь ананасы, рябчиков жуй,

  День твой последний 

                                приходит, буржуй!

В стихотворении «Наш марш» (1918) звучит огромный подъем, радость освобождения творческих сил человека:

  Радости пей! Пой!

  В жилах весна разлита.

  Сердце, бей бой!

  Грудь наша – медь литавр.

 

В «Левом марше» (1918) поэт выразил героику борьбы за революционную Родину, против иностранных империалистов и их наймитов. России не быть Антантой – такова главная идея стихотворения, проникнутого верой в силы народа, в его победу над врагом.

 Пусть бандой окружат нанятой

 Стальной изливается леевой –

 России не быть под Антантой.

 Левой! Левой! Левой!

                        

Радостью, гордостью, революционным горением, молодым задором проникнуто стихотворение «Приказ по армии искусства» (1918). Искусство должно воздействовать на народные массы, стать большой силой:

  Товарищи!

   На баррикады –

   Баррикады сердец и душ!

 

В этой формулировке – глубокое уважение к труду и понимание поэтического творчества как одной из важных форм деятельности человека в социалистическом обществе; ко всему живому и честному, что было в русской литературе обращен призыв Маяковского в стихотворении «Поэт-рабочий», (1918):

  К делу!

  Работа жива и нова.

Маяковский совместно с художником  М. Черемных налаживает выпуск «Окон РОСТА» (Российское телеграфное агентство) – больших плакатов со стихотворными надписями.

Иностранная печать писала, что только чудо может спасти Красную Москву. И это чудо свершилось. Революционный героизм миллионов трудящихся, одетых в красноармейские шинели, их преданность Советской Родине сделали то, что казалось невозможным: враг был отброшен. Большую роль сыграли «Окна РОСТА» Маяковского, которые и сегодня сохранили дыхание великих дней «Кавалерия острот» Маяковского способствовала моральному разгрому врага.

Вот частушка о Юдениче:

Оседлавши белу лошадь,

Мчит Юденич в Смольный…

Просмоли  свои галоши,

Едешь в непросмоленной!

 

Вот двустишие о Деникине:

Деникин было взял Воронеж.

– Дяденька, брось, а то уронишь!

 

Вот двустишие о Колчаке:

Шумел Колчак, что пароход,

Шумишь, «верховный!» Задний ход!

 

Не забывал Маяковский и об иностранных «вождях» контрреволюции:

 Брось, Антанта, с миром игру.

 Слов не потратим многих.

 Всех, кто не хочет протягивать рук

 Заставим протянуть ноги.

 

Когда расчеты интервентов на белых генералов были биты, Маяковский написал:     

 Антанта признавала Юденича.

 Антанта признавала Деникина.

 Антанта признавала Врангеля.

 Теперь ничего не осталось, знать,

 Кроме, как дурой себя признать.

 

В ночь на 7 ноября 1920 года войска М. В. Фрунзе предприняли штурм укреплений белых на Перекопском перешейке и в результате ожесточенного сражения ворвались в Крым. Освобождение Крыма – последнего оплота белых – означало окончание гражданской войны.

 

  

Слава тебе, краснозвездный герой!

Землю кровью вымыв,

Во славу коммуны, к горе за горой

Шедший твердынями Крыма.

В одну благодарность сливаем

Слова тебе, краснозвездная лава.

Во веки веков, товарищи, вам –

Слава, слава, слава!

«Последняя страничка гражданской войны» (1920–1921).

Одной из крупнейших строек первой пятилетки было строительство угольно – металлургического комбината около Кузнецка (Западная Сибирь). Маяковский пишет о советских людях, о героях социалистического труда, воздвигающих в невероятно тяжелых условиях комбинат и город-сад. Восхищаясь героизмом строителей, поэт с великой гордостью утверждает непобедимость дела социализма, если оно в верных руках:

Здесь встанут стройки стенами.

Гудками, пар, сипи.

Мы в сотню солнц мартенами

Воспламеним Сибирь.

Я знаю – город будет,

Я знаю – саду цвесть,

Когда такие люди в стране

В советской есть!

«Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка» (1920).

 

Солнце по приглашению Маяковского заходит к нему в гости и запросто пьет чай за самоваром. Поэт и Солнце беседуют. Оказывается, у них много общего. В этом шутливом сопоставлении работа Поэта и Солнца имеет глубокий смысл: задача поэта делать в жизни то, что делает Солнце, – помогать расти всему живому и вместе с тем беспощадно освещать самые темные закоулки жизни. У Поэта и Солнца общая цель:

Светить всегда, светить везде,

До ней последних донца,

Светить – и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой и Солнца!

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920).

                 

Маяковский с болью и негоиованием ощущает факты, с которым не хочет примириться сердце, Мысль о бессмертии Ленина, ленинских идей, созданной им партии выражена в стихотворении «Мы не верим» (1923):

Нет! Не ослабеет ленинская воля

В миллионносильной РКП.

Разве жар такой термометрами

                                                измеряется?!

Разве пульс такой секундами гудит?!

Вечно будет ленинское сердце

Клокотать у революции в груди.

 

В поэме «Владимир Ильич Ленин» (1924) Маяковский характеризует крепостническую Русь с каторгами, рудниками, плетками, розгами, нагайками, тяжелой жизнью людей. 

Сверху взгляд на

                                Россию брось–

Расстелилась речками,

Словно разгулялась

                                      тысяча розг,

Словно плетью исполосована,

Но синей, чем вода весной,

Синяки Руси крепостной.

Ты с боков на Россию глянь –

И куда глаза ни кинь,

Упираются небу в склянь горы,

Каторги и рудники.

Но и каторг больше была

У фабричных станков кабала.

Были страны богаты более,

Красивее видал и умней.

Но земли с еще большей болью

Не доводилось видеть  мне.

 

Вот он, царский Архипелаг Гулаг, перенесенный врагом Советской власти, рабочих и крестьян, авантюристом Солженицыным в Советский Союз.

Появление на исторической арене В. И. Ленина обусловлено всем предшествующим ходом истории за несколько столетий, всей историей рабочего класса, всей борьбой трудящихся за освобождение от гнета эксплуатации.

Возникновение большевизма, организация партии – авангарда рабочего класса – есть итог всей истории освободительного движения в России и в то же время результат деятельности Ленина. Ленин и партия неотделимы – эта мысль является стержневой.

Мозг класса, дело класса,

Сила класса, слава класса –

Вот что такое партия!

Кто более матери истории ценен?

Мы говорим – Ленин,

Подразумеваем – партия.

Мы говорим – партия,

подразумеваем – Ленин.

 

Раскрывая образ живого вождя пролетарского движения, поэт утверждает торжество дела Ленина и после его смерти:

Ленин и теперь живее всех живых:

Наше знанье, сила и оружие!

 

И, обращаясь  к недругам, восклицает:

Напрасно кулак Европы задран.

Кроем их грохотом: Назад! Не сметь!

Стала величайшим коммунистом

                                           – организатором

даже сама Ильичёва смерть.            

«Домой» (1925) завершает цикл стихов об Америке. Главным для Маяковского было утверждение действенной силы стиха – мощного оружия в руках строящего новую жизнь пролетариата.

Я хочу, чтоб к штыку

                                   приравняли перо.

С чугуном чтоб и с выделкой стали

О работе стихов, от Политбюро,

Чтобы делал доклады Сталин.               

Обращаясь к «Нашему юношеству», (1927), поэт раскрывает основную мысль в словах: уча свой язык, учи и русский. Юноши, растущие в советской культуре, должны знать русский язык, так как он особенно дорог потому, что это язык, сплачивающий народы под знаменем ленинского учения.

Да будь я  и негром

                                   преклонных годов,

И то без унынья и лени,

Я русский бы выучил только за то,

Что им разговаривал Ленин.

               

Настоящий поэт тот, кто по призыву своего класса, «не жалея себя, идет и горит докрасна, добела»:

И песня и стих – это бомба и знамя,

И голос певца подымает класс –

И тот, кто сегодня поёт не с нами,

Тот против нас.

«Господин народный артист» (1927).

 

Поэма «Хорошо!» (1927) – это поэма об Октябрьской революции и социалистической Родине. В поэме выражена связь советского патриотизма с завоеваниями Октябрьской революции и руководящая роль партии.

Этот вихрь, от мысли до курка,

И постройку, и пожара дым

Прибирала партия к рукам,

Направляла, строила в ряды.

 

Поэт считает, что молодежь должна брать пример с человека, который сгорел на работе во имя Советской Родины.

Юноше, обдумывающему житье,

Решающему – сделать жизнь с кого,

Скажу, не задумываюсь:

«Делай  ее  с товарища  Дзержинского!»

 

Патриотической гордостью пронизаны строки поэмы: поэт приходит к выводу: «…подросток – страна с каждой весной ослепительней, крепнет сильна и стройна.»

и торжествующе  восклицает:

Я с теми, кто вышел  строить и месть

В сплошной лихорадке буден.

Отечество славлю, которое есть,

Но трижды которое будет!

И я, как весну человечества,

Рожденную в трудах и в бою,

Пою мое Отечество, Республику мою!

 

В «Рассказе литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру» (1928) поэт мыслит и чувствует заодно с рабочими, убеждённо заявляющими: «Очень правильная эта наша Советская власть».

Я пролетарий. Объясняться лишнее,

Жил, как мать произвела, родив.

И вот мне квартиру дает жилищный,

Мой, рабочий, кооператив.

«Непобедимое оружие» (1928) наше оружие – солидарность людей разных языков, но одинаковых классом.

Наше лучшее оружие – осуществленный лозунг: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

 

Стихотворением «На Западе все спокойно» (1929) поэт утверждает, что угрозой войны нас не запугать, и предупреждает, что посягателей на независимость нашей Родины  ожидает суровое возмездие народов СССР.

Мы требуем мира. Но, если тронете,           

Мы в роты сожмёмся, сжавши рот.

Зачинщики  бойни увидят на фронте

Один восставший рабочий фронт.

 

Патриотический смысл стихотворения «Воздай самокритику» (1929) отмечал сам поэт:

…чтоб страну поднять,

Идя по пятилетию...

Нам критика из года в год нужна,

Запомните, как человеку – кислород,  

Как чистый воздух – комнате.

Величественность замыслов  сталинской пятилетки, пафос социалистической индустриализации и коллективизации – все это захватило Маяковского:

Энтузиазм, разрастайся  и длись

Фабричным сиянием радужным.

Сейчас подымается социализм

Живых, настоящих, правдошных.

«Марш ударных бригад» (1929)

Всем своим поэтическим дарованием в стихотворении «Мы» (1929) Маяковский утверждал, что «очень правильная Советская власть, что у нас один вожатый – товарищ ВКП, что главное в нас это – наша Страна Советов, советская стройка, советское знамя, советское солнце».

Товарищ Ленин, многие без Вас

                                           отбились от рук.

Очень много разных мерзавцев

Ходит по нашей земле и вокруг.

Товарищ Ленин, по фабрикам дымным,

По землям, покрытым снегом и жнивьем,

Вашим, товарищ, сердцем и именем

Думаем, дышим, боремся и живем!

«Разговор с товарищем Лениным» (1929)

Проверка паспортов на границе. Маяковский замечает, что «учтивый чиновник, не переставая кланяться» с почтением берет паспорта американца и англичанина; «чувств никаких не изведав,» получает паспорта датчанина и шведа; с наглым пренебрежением смотрит на польский паспорт.

И вдруг, как будто ожогом

Рот скривило господину.

Это господин чиновник

Берет мою краснокожую паспортину.

Берет – как бомбу,

Берет – как ежа,

Как бритву обоюдоострую,

Берет, как гремучую в 20 жал 

Змею двухметроворостую.

Проверка паспортов таможенными властями перерастает в яркую картину противостояния двух миров.

«Краснокожая паспортина», дорогая поэту, вызывает у жандармов страх и бессильную ярость. За этой «пурпурной книжицей» Маяковский видит могучую силу страны, воплотившей надежду человечества – таков леймотив «Стихов о советском паспорте» (1929)

С каким наслажденьем

Жандармской кастой

Я был бы исхлёстан и распят

за то, что в руках

у меня молоткастый,

серпастый советский паспорт.

 

 

Поэт от имени миллионов советских людей ликующе восклицает:

Читайте, завидуйте,

я – гражданин Советского Союза!

Познакомившись коротко с произведениями Маяковского можно понять, как они связаны с народом, страной, можно не переставая удивляться тому, как величайший труженик поэзии смог отвечать своими волнующими стихотворениями на все самые трогающие страну  и народ темы !!!

Каждый из вас почувствовал, как стихи В. В. Маяковского воодушевляют, вдохновляют, побуждают к хорошему, вызывают подъем духа, желания, намерение следовать тому, к чему он призывал в своих стихах.

Вступление к поэме «Во весь голос» (1929 – январь 1930) было последним словом поэта.

В нем Маяковский беседует с потомками, сегодняшними комсомольцами и демонстративно говорит:

Я, ассенизатор и водовоз,

революцией мобилизованный и

                                                призванный.

Для вас, которые здоровы и ловки,

поэт вылизывал чахоткины плевки

шершавым языком плаката.

Поэт берет на себя трудную, но нужную людям работу: оздоровляет жизнь, уничтожает все источники заразы, всякую грязь моральную, бытовую, политическую. Все его творчество поставлено на службу интересам рабочего класса и помогало его революционной борьбе. Маяковский мужественно защищал свои идейно-политические принципы. Он считает подлинной социалистической поэзией ту, которая является оружием в борьбе за победу социализма.

Свое бессмертие поэт видит в великой цели советского народа – в построении социализма.

Мне и рубля не накопили  строчки,

краснодеревщики не слали

                                        мебель на дом.

И кроме свежевымытой сорочки,

                                       скажу по совести,

мне ничего не надо.

Явившись в Це Ка Ка

                                идущих светлых лет,

над бандой поэтических рвачей

                                                           и выжиг

Я подыму, как большевистский

                                                     партбилет

все сто томов моих

                                    партийных книжек.

Троцкисты и другие враги и вредители советскому строю ненавидели Маяковского, яростно нападали на него, сознательно искажали смысл творчества поэта, бойкотировали его отчетную выставку «20 лет работы» и создали вокруг Маяковского атмосферу систематической травли.

Все это, плюс тяжелые обстоятельства личной жизни и болезнь горла, усилило состояние крайне нервной неуравновешенности, которая привела к катастрофе.14 апреля 1930 года Маяковский выстрелил себе в сердце.

Честные и порядочные люди читают стихи  Маяковского, пропитанные ненавистью к мерзавцам, к банде рвачей и выжиг, к кадетам в красных шапочках и ко всякой дряни, враждебно относящейся к революции, социалистической Родине и, маскируясь, вредят ей и тянут ее вспять.

«Сказка о красной шапочке» (1917)    

Жил да был на свете кадет.

В красную шапочку

                                                 кадет был одет.

Кроме этой шапочки,

                                     доставшейся  кадету,

Ни черта в нем красного

                                                  не было и нету.

Услышит кадет – революция             

                                                                  где- то,

Красная шапочка сейчас же

                                        на голове кадета.

Жили припеваючи за кадетом кадет,

             и отец кадета, и кадетов дед…

 

«О дряни» (1921)

Слава, Слава , Слава героям !!!

Впрочем, им довольно 

                                                     воздали дани.

Теперь поговорим о дряни.

Со всех необъятных

                                                российских нив,

с первого дня советского    

                                рождения стеклись они,

наскоро оперенья переменив,

                      и засели во все учреждения.

 

Некоторые из них просидели в советских учреждениях 70 лет. Некоторых сменяли в советских учреждениях их дети, внуки, воспитанные в семье  в ненависти к советскому  строю. Так жили припеваючи и маскируясь в красных шапочках « за кадетом кадет, и отец кадета и кадетов дед»: громче всех кричали советские лозунги, участвовали в праздничных демонстрациях, если нужно было, несли красное знамя, где нужно, хлопали в ладоши, но всегда придерживали за пазухой камень.

Так они жили до горбачёвской перестройки. Когда убедились, что можно беспрепятственно воспользоваться камнем из-за пазухи, они швырнули его в ненавистное им государство рабочих и крестьян – СССР.

Собравшись вместе: «кадеты в красных шапочках», «мерзавцы, которые ходили по нашей земле и вокруг», «банда рвачей и выжиг» и вся прочая «дрянь», – совершили контрреволюционный переворот.

Не пощадила эта хунта и ненавистного им поэта Маяковского, который острым оружием своего стиха бил врагов пролетарской революции и в гражданскую войну, и во время НЭПа, и в эпоху строительства социализма.

Хунта запретила изучать в учебных заведениях  произведения Маяковского, пронизанные советским патриотизмом. Хунте нужен патриотизм, но не советский, а белогвардейский, романовский, столыпинский!

В. В. Маяковский – поэт мирового звучания. Его стихи переведены более чем на 30 языков стран Запада и Востока.

Поэзия Маяковского, как мощный маяк, указывает путь каждому поэту на земле, сердце которого принадлежит народу.

«Пусть  не располагаем мы своих строк лестницей Маяковского, но мы по этой лестнице взошли к тому чувствованию слова, языка, лексики, образа, эпитетов, а прежде всего – к тому строю чувств и страстей, которыми жил Маяковский и которые не угаснут в советской поэзии».

                                            Микола Бажан,

                                            украинский поэт.

 

«Мы гордимся тобой, старший брат, любим тебя, мы учились и будем учиться у тебя».

                                           Назым Хикмет,

                                           турецкий поэт.

    

«Он (Маяковский) научил китайских поэтов правдиво изображать действительность в образах, научил их, как бороться оружием поэзии с мракобесием и реакцией… Имя его бессмертно. Он живет в наших сердцах. И его славные традиции вечно живы».

                                           Бао Цюань,

общественный  деятель Китая.

 

Исчерпывающе полно определил мировое значение творческого наследия Маяковского Луи Арагон, прогрессивный французский писатель, выступая на Втором Всесоюзном съезде советских писателей :

«Пример поэта, стоящего на вершине нашего столетия, который привлекает к себе внимание поэтов всего мира- это Владимир Маяковский».

 

«Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи», – сказал И.В. Сталин. Эти слова товарища Сталина были опубликованы в газете  «Правда» 17 декабря 1935 года.

В этом, 2017 году, который должен быть по праву назван Годом Столетия Великой Октябрьской Социалистической революции, все благодарные потомки будут чествовать Столетие Великого Октября. В России в ХХ  веке не было другого такого общественного события, которое по значению могло бы  встать вровень с Великим Октябрем, с Революцией 1917 года.

В праздничной демонстрации с полыхающими Красными Знаменами вместе со всеми будет шагать великий пролетарский поэт, певец Октябрьской революции Владимир Владимирович Маяковский:

С этого знамени, с каждой складки

                  снова живой взывает Ленин:

Пролетарии, стройтесь к

                                     последней схватке!

Рабы, разгибайте спины и колени!

Армия пролетариев, стань стройна!

Да здравствуй революция,

                                     радостная и скорая!

Это – единственная великая война

                из всех, какие знала история.

 

                                         А.Ф. Небога,

Советский учитель 

Красногвардейский район 

Дополнительная информация