"Поколенье! Я - Ваша!"

 

19 мая 2017 года в г. Феодосии, в музее Марины и Анастасии Цветаевых, прошла Всероссийская Акция «Ночь в музее», посвященная 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции.

Началось представление со светового шоу: с экранов, размещенных на стенах музея, на фоне музыкального оформления звучали стихотворения Марины Ивановны Цветаевой разных периодов её творчества.

Кому из нас не знаком образ матроса революции? Широкоплечий красавец в бушлате, перепоясанный пулеметными лентами, с винтовкой или маузером на боку и в лихо сдвинутой на затылок бескозырке. Влияние матросов в эпоху революций 1017 года и Гражданской войны было поистине всеобъемлющим. Именно они стали локомотивом двух революций, именно они были в авангарде   всех сражений Гражданской, дрались на море и на суше, карали врагов.

Верность идеалам свободы и готовность за них умереть вызывали искреннее восхищение у сторонников революции и жгучую ненависть у ее врагов. Равнодушных не было. С первых дней революции прозаики и поэты буквально наперегонки бросились печатать стихи в честь матросов.

Блистательный взлет русской поэзии, открытие целого созвездия талантливых и оригинальных поэтов на рубеже XIX и XX веков – удивительное явление в истории русской культуры. Это поэты вне направлений: Марина Цветаева, Максимилиан Волошин, Михаил Кузьмин. Сравнительно короткий период   назвали «серебряным веком».

«И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком стыл», – писала Анна Ахматова о рубеже веков. Они ощущали неразрывную связь с событиями, происходившими в стране. Марина Цветаева однажды сказала, что «поэт слышит только своё, знает только своё». Поэт, по Марине Цветаевой, – творец всего мира, он противостоит окружающей жизни, сохраняя верность тому высшему, что он несет в себе.

Родившись в Москве, М. Цветаева всегда ощущала себя детищем города.

 …Я в грудь тебя целую,

Московская земля!

 

Её восприятие революции было сложным, противоречивым, но эти противоречия отражали метания и искания значительной части русской интеллигенции, вначале приветствовавшей падение царского режима, но затем отшатнувшейся от революции при виде крови, проливаемой в Гражданской войне. В стихотворении «Белое солнце и низкие, низкие тучи…» Марина Цветаева сочувствует бедствиям своего народа. Символом России для неё была любимая ею рябина:

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

                                

Она нередко называла поэтов «беспутными» людьми (потому что «своими путями ходят»!) С первых стихов она гордо несла поэтическую неприкаянность, ни на секунду не сомневаясь в том, что последнее слово – в веках – останется за ней. Цветаева была одержима словом. Не влюблена в него, нет, а именно одержима.

Как и все великие поэты, она не вписывалась ни в свое время, ни в жизнь окружающих ее людей. Как и всех великих поэтов, потомки ценят ее гораздо больше, чем ценили ее современники.

«Время! Я тебя миную…» – это строка из ее стихотворения. Обещание свое она выполнила. 

Вещий мир она воспринимала шестью чувствами, и шестью – поэтическое – едва ли не затмевало все остальные. Поэтому с ней всегда так сложно было находиться рядом. Выдержать тысячеградусный накал её страсти и не обжечься при этом ни у кого так и не получилось.

Цветаева была поэтом, а значит, согласно собственной формуле, «утысячерённым человеком». Все ее творчество пронизывает тоска по тому, кто мог бы понять и принять, то есть вместить в себя ее безбрежность.

Писать для нее было синонимом «жить». Выйдя в конце 1930-х годов из-под спасительной сени творчества, Цветаева мгновенно очутилась в безвоздушном пространстве.

«Доживать – доживать» она не пожелала…

В доме, в Борисоглебском, где почти столетие назад шестилетняя девочка Ариадна, сидя за столом, выводила в тетради слова о своей маме: «…У нее светло-русые волосы, они по бокам завиваются. У нее зеленые глаза, нос горбинкой и розовые губы. У нее стройный рост и руки, которые мне нравятся».   

Запомним Марину Ивановну Цветаеву такой…

Вся «Ночь в музее сестер Цветаевых» прошла настолько интересно, в напряженном литературно-музыкальном ритме, что время пролетело совершенно незаметно.  Сравнительно небольшой по площади музей удивительно вместил в себя больше 160 человек. Огромный интерес вызвал мастер- класс от преподавателей Феодосийской художественной школы имени

И. К. Айвазовского. Они познакомили всех присутствующих с увлекательным миром эстампа и с различными видами нетрадиционного рисования эскизов к любимым многими стихотворениям Марины Цветаевой: «Над Феодосией угас…», «Красною кистью…», «Кто создан из глины…» 

Живой интерес вызвала    экспресс-  выставка «России меня научила революция.» Уже позже, в эмиграции, Марина написала слова, прозвучавшие как горькое осуждение самой же себя: «Признай, минуй, отвергни Революцию – всё равно она уже в тебе – и извечно… Ни одного нет крупного русского поэта современности, у которого после революции не дрогнул и не вырос голос, – нет.»  Марина Цветаева опасалась за судьбу России, опасалась перемен. 

Завершилось мероприятие в музее экскурсией: «Марина Цветаева и революция».   

«Ночь в музее» была подготовлена при поддержке УВО «Феодосийская финансово-экономическая академия» (ректор – Саливанов А. В.), Феодосийской   художественной   школы     имени

И. К. Айвазовского (директор Ключников В. И.), Дворца Культуры «Бриз (директор И. Е. Крюкова), актёра Александра Альянаки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В. Микитюк,

научный сотрудник музея Марины

и Анастасии Цветаевых,

 г. Феодосия

 

 

Дополнительная информация