Как «порабощали» Прибалтику

 

Тех, кто боролся с нацизмом, бросают за решётку

Сегодня в прибалтийских государствах судят бывших офицеров НКВД, бывших партизан, в открытую проводят сборища ветеранов легионов СС, а местные политики выдвигают претензии к России о возмещении убытков за «оккупацию».

Необходимо нам, а особенно нашим детям и внуками, знать правду истории, а иначе останется лишь утирать плевки, каяться и посыпать головы пеплом.

11 апреля Гитлер утвердил директиву,  которой предусматривалось,  что после разгрома Польши Германия должна взять под свой контроль Латвию и Литву. Перспектива превращения бывших территорий России в провинцию Третьего рейха Советское руководство не устраивала: случись такое,  немецкая группа армий «Север» атаковала бы Ленинград не от Кенигсберга, а от Нарвы, да еще и имея в своем составе десяток прибалтийских дивизий.

Исходя из этого, СССР  срочно заключает осенью 1939 года с правительствами прибалтийских стран договоры о взаимопомощи ( под угрозой  оккупации Германией они пошли на это). Литве при этом передавались Вильно и Виленская область. Согласно этим договорам, СССР получал право размещать войска, военные и военно-морские базы на их территориях. Войск было введено немного – чуть больше 60 тысяч на всю Прибалтику, и они получили строжайший приказ не вмешиваться во внутренние дела стран пребывания.

Когда летом 1940 года Советский Союз предъявил Литве, а впоследствии Латвии и Эстонии ультиматум, обвинив их в нарушении договора о взаимопомощи, то советские условия были выполнены. Новые правительства состояли из дружественно настроенных  к СССР политических деятелей.

Вышедшие из подполья коммунистические партии заняли ведущее положение в общественной жизни. Правительства Эстонии (22 июня), Латвии и Литвы (5 июля) объявили о проведении выборов в новые верховные органы власти, которые состоялись 14-15 июля. 21 июля 1940 года вновь избранные парламенты обратились с просьбами о принятии их в Советский Союз, что и было удовлетворено 7-ой сессией Верховного Совета СССР. Насильственно отторгнутая от России Прибалтика в очередной раз вернулась в состав нашей страны.

Далеко не все литовцы, латыши и эстонцы испытывали радость от вступления в СССР. Были и недовольные, так называемые «бывшие» чиновники, офицеры, крупные собственники, в одночасье из  элиты превратившиеся в рядовых граждан. Они развернули активную работу по созданию повстанческих организаций.

Подобная деятельность не оставила безучастными органы государственной безопасности. С июля 1940 по май 1941 гг. органами КГБ Литвы, Латвии, Эстонии были вскрыты многочисленные группы и организации, связанные с германской разведкой. Этого всего оказалось недостаточно: 21 мая 1941 года Восточно – прусское управление германской разведки (Абвер-2) констатировало: «Восстания в странах Прибалтики подготовлены и на них можно надежно положиться. Необходимо начать действия только тогда, когда немецкие войска приблизятся, чтобы русские войска не смогли участников восстания обезвредить».

В этих условиях, учитывая угрозу войны с Германией, ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли постановление об очистке республик Прибалтики от неблагонадежных элементов. Операция была осуществлена в ночь с 13 на 14 июня 1941 года.

О её результатах можно судить по документу, направленному народным комиссаром  госбезопасности СССР Меркуловым: «Совершенно секретно, 17 июня 1941 года. № 12288/м. ЦК ВКП(б) – тов. Сталину. СНК СССР – тов. Молотову. НКВД СССР – тов. Берия. Подведены окончательные итоги операции по аресту и выселению антисоветского, уголовного и социально опасного элемента из Литовской, Латвийской и Эстонской СССР...

В сегодняшней Прибалтике 14 июня 1941 года трактуется как национальная трагедия. При этом нынешние обличители многократно завышают количество репрессированных.

Зачем же затевалась 14 июня операция? Неужели для того, чтобы, как утверждают сейчас, лишить прибалтов их национальной элиты? Ее главной целью ставилось уничтожение в Прибалтике фашистского подполья. Настолько успешно решена эта задача, свидетельствуют противники.

Согласно обзору, оставленному полицией безопасности и  СД Латвии, 14 июня было арестовано и выслано около 5000 лиц, связанных с немецкой агентурой. Что же касается прочих пострадавших «сливок общества», то им вообще-то грех жаловаться. Будучи у власти, они с энтузиазмом арестовывали местных коммунистов, так  стоит ли возмущаться, что теперь коммунисты арестовали и выслали их самих.

Выселение неблагонадежных элементов нанесло серьезный урон антисоветскому подполью в Прибалтике, однако полностью предотвратить выступление националистов после нападения Германии на СССР не удалось. В особенности это касалось Литвы, куда немецкие войска вторглись в первые часы войны и сразу встретили добровольных помощников в лице так называемых «партизанских отрядов». Из них гитлеровцы формировали вспомогательную полицию, задачей  которой, как формулировали ее сами гитлеровцы, является стимулирование стремления населения к самоочищению.

Под «чисткой» оккупанты подразумевали уничтожение в первую очередь коммунистов и евреев. Впервые это удалось сделать в Каунасе. По указанию немецкой стороны еврейский погром совершила группа литовских националистов, руководимая неким Климайтисом. Были зверски уничтожены 1500 евреев, сожжён еврейский квартал, в котором находилось 60 домов. В дальнейшем было уничтожено еще 2300 евреев. Во всех этих мероприятиях немцы играли лишь руководящую роль, в то время как  непосредственными исполнителями выступали литовские националисты.

В отличие от Литвы, в Латвии антисоветские повстанцы столкнулись с жестким отпором со стороны отрядов НКВД. После прихода немцев начались еврейские погромы.

Всего в первые три месяца оккупации в Латвии силами националистов было уничтожено свыше 30 тысяч евреев.

В Эстонии, наиболее удаленной от германской границы, местные националисты создавали бандформирования, которые производили разного рода диверсии, в этом активно участвовали диверсанты- профессионалы, получившие подготовку в Финляндии. Нетрудно догадаться, что в нынешней «независимой Эстонии» нацистские диверсанты окружены ореолом  славы. В честь их подвигов ежегодно проводится военно – прикладная игра «Маршрутами Эрны», в которой участвуют спецназовцы ряда стран НАТО.

После вступления германских войск в Прибалтику там нашлось немало желающих послужить новому порядку. Педантичные немецкие власти преобразовали все созданные из местного населения  полицейские части в так называемую вспомогательную службу полиции порядка. Они занимались охраной военных и хозяйственных объектов, лагерей военнопленных, гетто, боролись с коммунистическим подпольем и партизанским движением, а зачастую выполняли и чисто палаческую работу. Эстонцам принадлежит пальма первенства в формировании восточных частей СС. 13 октября 1942 года первые добровольцы были отправлены в учебный лагерь «Дебица» на территории Польши. Из  немецкого состава удалось сформировать 1-й эстонский полк СС. В марте 1943 года он был направлен на фронт, участвовал в Курской битве, а в феврале 1944 года был почти полностью уничтожен в Корсунь-Шевченковском котле. В Латвии в феврале 1943 года был создан национальный  латвийский легион СС. В ноябре 1943 года 15-я латышская дивизия, входившая в легион, была срочно переброшена на фронт в район  Новосокольников, позднее туда же прибыла и 19-я латвийская дивизия СС.

16 марта обе латышские дивизии впервые участвовали в крупном бою, оказав ожесточенное сопротивление Советским войскам. В честь этого события парламент «независимой Латвии» объявил 16 марта национальным праздником – «Днем памяти латышских воинов». В этот день в Риге проводится  ставший традиционным  парад недобитых ветеранов СС. Помимо участия в боевых действиях против Красной Армии, латышские эсэсовцы прославились как каратели. Существуют документы, в частности  доклад офицера штаба армии Власова поручика В. Балтинша, свидетельствующий о зверствах карателей.

Этот документ выложен в интернете нашим соотечественником для тех которые равнодушно взирают на экраны телевизоров с марширующими по Риге  недобитыми латышскими эсэсовцами. Следовало бы в обязательном порядке прочесть и другие подобные документы.

Что же касается литовских националистов, то, несмотря на столь «выдающиеся успехи» в деле уничтожения еврейского населения, литовская дивизия СС так и не была сформирована. Справедливости ради следует сказать: далеко не все литовцы, латыши и эстонцы служили немцам. Немало их воевало на нашей стороне. Кроме того, на территории оккупированной немцами Прибалтики действовали партизанские отряды и подпольное движение. Сегодняшние власти Латвии и Эстонии считают этих людей преступниками, но для нас они остаются героями.

Вот выдержка из протокола состоявшегося в Берлине «Совещания по вопросам онемечивания в прибалтийских странах»:

«…Большая часть населения не годится для онемечивания…Нежелательные в расовом отношении части населения должны быть высланы в Западную Сибирь. Проверка расового состава населения должна быть замаскирована под гигиеническое обследование, чтобы не вызвать беспокойство у населения».

Взамен в Прибалтике предполагалось расселить заслуженных ветеранов вермахта. Выходит, включение в новую Европу ничего хорошего литовцам, латышам и эстонцам не сулило. Когда территория Прибалтики была полностью освобождена Красной Армией, тем из немецких пособников, кто отличился в карательных  экспедициях, рассчитывать на пощаду не приходилось. Для них оставалась одна дорога – в лес.

Сменив хозяев – немцев на англичан и американцев, – «лесные братья» при поддержке местных кулаков и прочих обиженных Советской властью совершали теракты и диверсии, грабили и убивали мирных жителей. Особого размаха бандитизм достиг на территории Литвы, поскольку здесь помимо литовских националистов активно действовали польские бандформирования из Армии Крайовой. Всего в Литве в 1944-1956 гг. националистами было убито 25108 человек (из них 993- дети до 16 лет), литовцев – 21259, русских – 3000, поляков – 554. В Латвии с 1944 по 1952 год «лесные братья» совершили  свыше 3 тысячи диверсионно- террористических актов, в результате которых были убиты 1562 представителя советского партийного и комсомольского актива, 50 военнослужащих Советской Армии, 64 сотрудника МВД и МГБ, 386 бойцов  истребительных батальонов, а также многие члены их семей.

В Эстонии в 1946 - 1956 годах бандитами было убито 890 человек, в том числе 447 активистов советских и партийных органов, крестьян, получивших землю, в результате проведенной Советской властью земельной реформой, 295 бойцов отрядов народной самозащиты, 52 сотрудника правоохранительных органов, 47 военнослужащих. К концу 1946 года крупные националистические бандформирования были в основном ликвидированы. Уцелевшие «борцы за  свободу» постепенно  вырождались в заурядных уголовников.

Однако, чтобы окончательно покончить с бандитами, их следовало лишить социальной базы. 21 февраля 1948 года Совет Министров СССР принял постановление № 417-160СС о выселении из Литвы членов семей бандитов, а также бандпособников из числа кулаков. Операция, получившая название «Весна», была проведена 22-23 мая 1948 года. Было выселено 39766 человек. 29 января 1949 года принято постановление Совета Министров СССР № 390-138 СС «О выселении с территории Латвии, Литвы, Эстонии кулаков с семьями, семей бандитов и националистов, находящихся на нелегальном положении, участников вооружённых столкновений и осужденных, легализованных бандитов, продолжающих вести вражескую работу, и их семей, а также семей репрессированных пособников  бандитам.

Исполнение этого решения началось 25 марта 1949 года. Подлежавшие выселению лица направлялись на жительство в районы Казахстана, Башкирской, Бурятской, Якутской и Коми АССР, Красноярского края, Архангельской, Иркутской, Новосибирской, Омской и ряда других областей под административный надзор органов милиции.

В 1951 году состоялась еще одна депортация: из Литвы было выселено около 23 тысяч кулаков и членов их семей. Эти суровые, но справедливые меры сыграли свою роль. К середине 1950-х годов с националистическим движением в Прибалтике было покончено. Казалось – навсегда. Однако грянула пресловутая хрущевская оттепель  со всеми амнистиями и реабилитациями. Вместе с прочими освобожденными « невинными жертвами» сталинских репрессий потянулись в родные пенаты и «лесные братья» с их пособниками. Затаившись, они терпеливо ждали своего часа. И дождались.

Нынешние  прибалтийские государства фактически стали правопреемниками рейхкомиссариата «Остланд». За службу немцам в годы войны там  начисляют пенсии, с почетом хоронят бывших эсэсовских командиров.

Зато тех, кто в годы войны боролся против нацистов и их приспешников, в сегодняшней Прибалтике бросают за решётку по сфабрикованным обвинениям в «геноциде». Умерли в латвийских тюрьмах Альфонс Новик и Василий Кирсанов. Покончил самоубийством в тюремной больнице Соломон Мурин. Осуждены латвийским судом Василий Кононов, Евгений Савенко и Михаил Фарбтух. Не отстает от Латвии и Эстония: умер в тюрьме Карл Леонхард Паулс, осужденный на 8 лет за убийство 3 «лесных братьев», осужден к 8 годам лишения свободы условно Владимир Пенарт.

Апофеозом этой политики стал демонтаж памятника Воину-освободителю на холме Тынисмяги в Таллине 27 апреля 2007 года. Вся эта мышиная возня сопровождается регулярными попытками заставить руководство РФ возместить «маленьким, но гордым странам» некий мифический «ущерб от оккупации».

Тем не менее, опыт истории учит нас быть оптимистами. За многие века нам не раз случалось терять земли Прибалтики, однако стоило русскому государству собраться с силами, они возвращались в состав России.

 

                                  В. Пашкин,

член рескома КО КПКР,

 г. Керчь

Дополнительная информация