Брестская крепость — Герой

 

Просвещённые европейцы и прочие никогда не поймут нормальных русских людей, отдававших жизнь за Родину во время войны!

«Потери очень тяжёлые. За всё время боёв – с 22 по 29 июня – мы потеряли 1121 человека убитыми и ранеными. Крепость и город Брест захвачены, бастион находится под полным нашим контролем, несмотря на жестокую смелость русских. По солдатам до сих пор стреляют из подвалов, но мы скоро с ними справимся». (Из доклада в Генштаб генерала Шлипера, командира 45-й пехотной дивизии вермахта, штурмовавшей Брестскую крепость). Официальная дата падения цитадели – 30 июня 1941 г. Накануне немцы предприняли масштабный штурм, овладев последними укреплениями, включая Холмские ворота. Оставшиеся в живых советские бойцы, утратив своих командиров, ушли в подвалы и наотрез отказались сдаться.

– После захвата цитадели партизанская война в казематах шла как минимум месяц, – объясняет Александр Бобрович, историк-исследователь из Могилёва. – В 1952 г. на стене казармы у Белостокских ворот найдена надпись: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина. 20.VII.1941». Воевали по тактике «стреляй-беги»: делали пару точных выстрелов по немцам и уходили обратно в подвалы. 1 августа 1941 г. унтер-офицер Клегель записал в своём дневнике: «В крепости погибли двое наших – полумёртвый русский зарезал их ножом. Здесь до сих пор опасно. Я слышу стрельбу каждую ночь».

…Архивы вермахта бесстрастно фиксируют героизм защитников Брестской крепости. Фронт ушёл далеко вперёд, бои шли уже под Смоленском, но разрушенная цитадель продолжала сражаться. 12 июля «... русский бросился с башни на группу сапёров, держа в руках две гранаты, – четверо убиты на месте, двое умерли в госпитале от ран». 21 июля «капрал Эрих Циммер, выйдя за сигаретами, был задушен ремнём». Сколько бойцов сражалось в казематах, неясно.

Самый поздний случай – пленение майора Петра Гаврилова, руководителя обороны Восточного форта. Он был взят в плен 23 июля 1941 г. на Кобринском укреплении: израненный человек в перестрелке убил двух немецких солдат. Позже Гаврилов рассказал, что прятался в подвалах три недели, совершая вылазки по ночам вместе с одним из бойцов, пока тот не погиб. Сколько ещё в Брестской крепости оставалось таких советских бойцов?!

Помимо крепости, гитлеровцы 9 дней не могли взять Брестский вокзал. Железнодорожники, милиция и пограничники (около 100 человек) ушли в подвалы и ночами совершали вылазки на перрон, расстреливая солдат вермахта. Бойцы питались печеньем и конфетами из буфета. В итоге немцы затопили подвалы вокзала водой.

Между тем, 15 августа 1941 года в нацистской прессе появилось фото солдат с огнемётами, «выполняющих боевую задачу в Брестской крепости», – живое доказательство того, что перестрелки в казематах шли почти два месяца после начала войны. Потеряв терпение, немцы использовали огнемёты, чтобы выкурить из убежищ последних защитников. Полуослепшие во тьме, без еды, без воды, истекая кровью, бойцы отказывались сдаваться, продолжая сопротивление. Жители деревень вокруг крепости утверждали: стрельба из цитадели слышалась до середины августа.

«Предположительно, финалом сопротивления советских пограничников в крепости можно считать 20 августа 1941 г., – полагает Тадеуш Крулевский, польский историк. Чуть раньше немецкого коменданта Бреста, Вальтера фон Унру, п­осетил полковник генштаба Блюментритт и приказал «срочно привести крепость в порядок». Трое суток подряд, днём и ночью, используя все виды вооружений, немцы проводили тотальную зачистку Брестской крепости – наверное, в эти дни и пали её последние защитники. А уже 26 августа мёртвую крепость посетили Гитлер и Муссолини…

…Сам генерал-лейтенант Фриц Шлипер в том же докладе указал: он не может понять смысла столь ожесточённого сопротивления: «Наверное, русские сражались сугубо из боязни расстрела». Шлипер д­ожил до 1977 года и, думается, так и не понял: когда человек бросается с гранатой на вражеских солдат, он делает это не из-за чьих-то угроз, а потому, что воюет за свою Родину…

Алексей Середин, Георгий Зотов

 

 

... А все начиналось с короткой статьи об обороне Брестской крепости в журнале «Огонек». Заметка попалась на глаза журналисту Сергею Смирнову. Рассказ о том, как он искал забытых героев, получился не менее впечатляющим, чем воспоминания самих героев о подвигах. «В обоих сюжетах картина складывается, на первый взгляд, безнадёжная, – вспоминает сын писателя Андрей Смирнов. – В 1941-м фронт уходил, но люди в крепости продолжали воевать, проявляя поразительную личную заинтересованность в исходе войны».

Смирнов нашел около четырехсот защитников крепости, вернул стране героев, а героям – нормальную жизнь. Его книга о крепости, а потом передача на телевидении «Рассказы о неизвестных героях» имели фантастический успех. Спросите у ваших мам и бабушек, они вам обязательно расскажут, как семьями собирались у радио или телевизора и смотрели этот сериал. Смирнову писали как, наверное, сегодня пишут президентам.

«Почти за каждым письмом была какая-то просьба помочь. Отца уже не было в живых, а они еще работали...». А главный защитник крепости неожиданно оказался в ситуации своих забытых героев. Книгу не переиздавали 16 лет.

К 22 июня 1941 года в крепости дислоцировалось 8 стрелковых батальонов, 1 разведывательный, 1 артиллерийский полк и 2 артиллерийских дивизиона, некоторые спецподразделения стрелковых полков и подразделения корпусных частей, сборы приписного состава 6-й Орловской и 42-й стрелковой дивизий 28-го стрелкового корпуса 4-й армии, подразделения 17-го Краснознаменного Брестского пограничного отряда, 33-го отдельного инженерного полка, часть 132-го батальона конвойных войск НКВД, штабы частей (штабы дивизий и 28-го стрелкового корпуса располагались в Бресте), всего около 9 тысяч человек, не считая членов семей (300 семей военнослужащих).

С немецкой стороны штурм крепости был поручен 45-й пехотной дивизии (около 17 тысяч человек) во взаимодействии с частями соседних соединений (31-й и 34-й пехотными дивизиями 12-го армейского корпуса 4-й немецкой армии). По плану гитлеровцев крепостью следовало овладеть к 12 часам первого дня войны.

22 июня в 4:15 по крепости открыт артиллерийский огонь. В результате были уничтожены склады, водопровод, прервана связь, нанесены крупные потери гарнизону. В 4:45 начался штурм.

Впервые об обороне Брестской крепости стало известно из штабного немецкого  донесения  о  взятии  Брест-Литовска, захваченного в бумагах разгромленной 45-й пехотной дивизии (хранилось в Архиве МО СССР, оп.7514, д.1, л.227-228) в феврале 1942 года в районе Кривцово под Орлом при попытке уничтожить болховскую группировку немецких войск.

По материалам «Боевого донесения о взятии Брест-Литовска» в газете «Красная звезда» от 21 июня 1942 года была напечатана статья полковника М. Толчёнова «Год тому назад в Бресте» (Брестская крепость. Путеводитель по местам боев.)

В 1948 году в «Огоньке» появилась статья писателя Михаила Златогорова «Брестская крепость»; в 1951 году художник Пётр Кривоногов написал картину «Защитники Брестской крепости». Заслуга восстановления памяти о героях крепости во многом принадлежит писателю и историку Сергею Сергеевичу Смирнову, а также поддержавшему его инициативу Константину Михайловичу Симонову. В 1955 году опубликована героическая драма Сергея Смирнова «Крепость над Бугом», в 1956 году выходят документальная повесть Сергея Смирнова «Брестская крепость», а на экраны мира – художественный фильм по сценарию Константина Симонова «Бессмертный гарнизон» (почётный диплом МКФ в Венеции).

С этого времени Брестская крепость становится символом непоколебимой стойкости советского народа и важным символом официальной патриотической пропаганды.

8 мая 1965 года Брестской крепости присвоено звание крепость-Герой. С 1971 года является мемориальным комплексом. Мемориал «Брестская крепость-герой» построен по проектам скульптора Александра Павловича Кибальникова. К площади Церемониалов примыкают здание Музея обороны Брестской крепости и руины Белого дворца. Композиционным центром является главный монумент «Мужество», на его обратной стороне размещены рельефные композиции, рассказывающие об отдельных эпизодах героической обороны крепости. Втрех ярусном некрополе, композиционно связанном с монументом, захоронены останки 850 человек. Перед руинами бывшего инженерного управления горит Вечный огонь Славы. На обзорной площадке сохранились руины казарм 333-го стрелкового полка и других оборонительных и жилых сооружений.

9 мая 1972 года на Пост № 1 у Вечного огня Брестской крепости впервые заступили юнармейцы. 24 сентября 1984 года открыт музей Поста № 1 «Мальчишки бессмертного Бреста». 23 февраля 1992 года на территории мемориала был открыт музей «Боевой славы авиаторов».

 

Подгототовила Д. Ивашина,

ru.wikipedia.org

Дополнительная информация