Леонид Грач

О некоторых аспектах развития общественно-политической ситуации в АР Крым

В настоящее время лицами крымскскотатарскоцй национальности возобновлена массовая подача в городские, поселковые сельские сельсоветы заявлений на бесплатное получение земельных участков под строительство индивидуального жилья.

Так, к примеру, в Перовский сельсовет за прошедшую неделю было подано более 300 заявлений. Эти действия инициированы меджлисом, а также президентом Ющенко, подписавшим 14 мая с.г. Указ «О дополнительных мерах по обеспечению соблюдения права граждан, которые проживают на территории Автономной Республики Крым, на землю». Совету министров Крыма президент поручил в месячный срок разработать и утвердить программу предоставления гражданам из числа депортированных по национальному признаку и их потомкам, которые вернулись для постоянного проживания в Украину и раньше не получали земельные участки для строительства и обслуживания жилых домов и т. д. В свою очередь меджлис демонстрирует поддержку политике насильственной украинизации полуострова, проводимой Ющенко и его сторонниками. Получая от власти различные преференции Меджлис быстро реагирует на все события в регионе делая соответствующие заявления в поддержку президентскому курсу. Так 7 июля т.г. меджлис призвал наказать участников столкновения в Севастополе. Р.Чубаров заявил, что именно Россия имеет отношение к организации беспорядков в Севастополе, которые произошли 5 июля при попытке украинских военных установить на Графской пристани памятную доску в честь 90-летия поднятия украинских флагов над Черноморским флотом. «Такое открытое издевательство со стороны крымских политиков над действиями солдат и офицеров Минобороны Украины – это и является продолжением политики Москвы по вмешательству во внутренние дела Украины. И очень жаль, что официальный Киев всегда мягко реагирует на подобные выпады».

Ему вторит М.Джемилев, заявляя в СМИ, что действия милиции по силовому разгону лагеря противников учений «Си Бриз» в Одесской области были целиком оправданы. Лидер меджлиса выражает мнение, что подобное необходимо практиковать и в Крыму по отношению к «деструктивным, антигосударственным силам».

Безнаказанность за захваты земли побуждает меджлисовцев к новым захватам и расширению границ захваченных ранее участков. Так в мкрн. «Пневматика» зафиксирована попытка захвата лесных площадей, аналогично в с. Дубки. Активно ведется освоение наиболее выгодно расположенных участков (к населенным пунктам, коммуникациям, морским и водным ресурсам). В республике осуществляется продажа узаконенных участков со строениями, выделенных ранее государством по программе расселения, а также нелегальная торговля захваченных земельных участков.

Справка: По данным Рескомзема Крыма, в среднем, на каждого крымского татарина приходится 0,809 га выделенной земли, на каждого остального крымчанина – 0,672 га..

Эксперты отмечают, лидер меджлиса М.Джемилев более активно занимается внешнеэкономическими вопросами. Внутренние дела ведет Р.Чубаров и это связано с предстоящей передачей власти в указанной структуре. 3 июля т.г. Джемилев находился в Швейцарии, где в резиденции посла Г.Цюблера состоялся деловой обед в честь председателя Меджлиса. Посол особо интересовался позицией меджлиса крымскотатарского народа по поводу базирования российского Черноморского флота в Севастополе, в связи с заявлениями Госдумы России о денонсации договора о дружбе и сотрудничестве между Украиной и Россией, а также в связи с претензиями России по поводу территориальной принадлежности Крыма и Севастополя. Также обсуждался широкий круг проблем с которыми сталкиваются крымские татары в процессе возвращения на свою родину и восстановления их прав.

Крымско-татарский меджлис призывает репатриантов бойкотировать создание Реестра депортированных, получивших земельные участки. Первый зампред меджлиса Р.Чубаров считает антиконституционной инициативу крымской власти по учету земельных наделов у крымских татар. Комментируя еженедельнику «События» планы Совмина по созданию сводного Реестра депортированных – землевладельцев, Чубаров заявил, что сосредоточение в электронном виде столь обширной базы данных граждан Украины противозаконно. По его мнению, граждане должны «отсылать инициаторов этого реестра к статье 32 Конституции Украины, которая гласит: «Не допускается собирание, сохранение, использование и расширение конфиденциальной информации о лице без его согласия, кроме случаев, предусмотренных законом». Чубаров считает, что вместо траты огромных ресурсов на незаконное сведение в одном реестре всеобъемлющей информации по каждому репатрианту, Совмину надо научиться пользоваться исчерпывающей информацией, составляемой законно соответствующими министерствами и ведомствами Крыма. Замглавы меджлиса также выразил уверенность в том, что прокурор Крыма «опротестует этот документ, если он будет принят в таком виде». В свою очередь Совет министров Крыма требует от руководства городов и районов автономии до 1 сентября т.г. закончить работу по созданию сводного реестра репатриантов. Создание сводного реестра репатриантов и членов их семей, в котором будут указаны практически все их конфиденциальные данные, предусмотрено Государственной программой расселения и обустройства депортированных крымских татар и лиц других национальностей. Одна из целей данного документа – оценка эффективности работы программы на протяжении последних лет. По имеющейся информации, в ближайшее время Совмин намерен принять постановление, которым специально созданной рабочей группе будет поручено до 18 июля подготовить проект положения о сводном реестре. Репатрианты должны будут предоставить в местные органы данные паспорта, информацию о квартирном учете, а также подробные данные об имеющейся у них земле: дату подачи заявления на получение участка, дату его приватизации, а также размер.

8 июля Апелляционный Суд Крыма поставил точку в споре между симферопольской мэрией и меджлисом по поводу законности проведения протестной акции на улице Ялтинской, 22 в Симферополе. Решение суда вынесено в пользу сторонников меджлиса, которые завалили место пикета – охранную зону Симферопольского водохранилища, сотнями тысяч строительных камней. Фактически меджлис имеет свое влияние на все государственные и другие институты власти.

Эксперты отмечают, что исламский фактор в регионе постепенно укрепляется. Успехи меджлиса приветствуются многими зарубежными деятелями-исламистами. В свою очередь меджлисовцы систематически выражают поддержку действиям сторонников расширения Ислама – косовским сепаратистам, турецким радикалам и др.

Ряд аналитиков прогнозирует в перспективе дальнейшее широкомасштабное наступление исламистов на южно-европейском направлении. Последними выбираются векторы наиболее слабого сопротивления, а также учитывается благоприятная демографическая ситуация. Вскоре резкое обострение обстановки ожидается в Македонии, где соучастниками выступают «творцы нового мирового порядка» во главе с США и албанские силы в сопредельных странах. Вероятно, что крымскотатарский меджлис вновь выразит исламистам свою поддержку, как это было в случае с Косово. После объявления «независимости» Косово последовала активизация македонского звена в цепи албанского сепаратизма на Балканах. В апреле 2008 г. албанская оппозиция в Македонии вступила в фазу открытой общественно-политической борьбы. Все не-албанцы неумолимо вытесняются из страны. Стратегические цели – кризис власти, новые выборы, формирование управляемого правительства и, наконец, раздел страны. Тактика – выдвижение заведомо невыполнимых условий, носящих характер ультиматума, умышленное обострение ситуации и провокации. В настоящее время Македония поставлена в условия, при которых без выполнения требований албанцев политическая жизнь в стране парализуется. Албанцы бойкотировали референдум о независимости Македонии, принятие новой Конституции и перепись населения. И, несмотря на все это, ни один важный государственный закон в Македонии не может быть принят без одобрения албанских депутатов, государственная власть не может функционировать без их участия. По македонской Конституции, право на особые привилегии (употребление языка, представительство в государственных органах) имеют все представители национальных меньшинств, численность которых превосходит 22%. Однако помимо албанцев таких меньшинств в Македонии нет. (Аналогично - требование крымскотатарского меджлиса - принять закон о коренном народе).

Результат практического применения указанных статей основного закона – наличие 30-ти чисто албанских общин, в 16-ти из которых власть полностью принадлежит албанцам. Эти общины находятся на западе Македонии, и дееспособность центральной власти в этих районах весьма ограничена.

Кроме того, в Македонии уже функционируют два албанских университета, Второй телевизионный общенациональный канал – албанский, албанцы располагают собственными СМИ, театрами и типографиями. На политическом поле за последнее десятилетие македонские албанцы создали с десяток политических партий, которые вырабатывают стратегию раздела Македонии и увеличения общественно-политического веса албанцев в этой стране. Таким образом, албанцы в Македонии обладают правами, несопоставимо большими в сравнении с правами остальных этнических меньшинств. (Согласно последней переписи населения в 2004 г., 25,2% населения Македонии составляют албанцы – и это только официальные данные, албанцы называют цифры почти вдвое большие).

Ситуация в Македонии приобретает угрожающий характер еще и в связи с тем, что 14 июня «парламент Косова» принял закон о создании собственных сил безопасности, состоящих, по крайней мере, из 2,5 тысяч «военнослужащих». На фоне фактической ликвидации сербской армии, инициированной группой «евродемократов» во главе с нынешним президентом Б.Тадичем, на территории Сербии начат процесс создания совершенно новой – албанской – армии. За ее комплектацию – вооружение, инструкторов и прочее – отвечает НАТО. Процесс албанизации и «натоизации» Балкан принимает все более воинственные формы. Такова обещанная Вашингтоном «стабилизация региона после провозглашения независимости Косова». Македония, поощряемая Западом, следует путем, ведущим в НАТО и Евросоюз. Однако слишком велика вероятность того, что по дороге ей не избежать потери государственности и выделения половины своей территории для албанцев. США, отработавшие в ходе югославского кризиса конца ХХ в. способы управления национально-религиозными конфликтами (в основном, по линии их эскалации), умело формируют на Балканах дестабилизирующие албанские движения разного типа и назначения (от диверсионно-подрывных групп до массовых движений), направляя в нужное русло своих подопечных и жестоко подавляя любое сопротивление последним.

Примечательно, что на флаге «независимого» Косова сегодня 6 звезд: Албания, Косово, Прешево (южная Сербия), часть Македонии, часть Черногории и часть Греции. С косовского плацдарма ведется наступление на сопредельные территории. До Крыма не так уж далеко, тем более что здесь есть сторонники расширения Ислама – крымскотатарский меджлис, хизбы и др.

Аналитический отдел Крымского рескома КПУ

Дополнительная информация