Александр Александрович Блок — великий русский поэт революции (21 ноября 1880- 7 августа 1921)
- Подробности
- Создано 10.08.2017 10:55
- Просмотров: 57
О, я хочу безумно жить:
Всё сущее – увековечить,
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся – воплотить!
Пусть душит жизни сон тяжелый,
Пусть задыхаюсь в этом сне,–
Быть может, юноша весёлый
В грядущем скажет обо мне:
Простим угрюмство – разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь – дитя добра и света,
Он весь – свободы торжество!
«Ямбы», 5 февраля 1914
Жизнь А. А. Блока прошла на рубеже двух веков. Время это – великая многозначительная борьба двух миров, двух взглядов на жизнь, двух диаметрально противоположных миросозерцаний. Блок сопоставляет два века.
Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!
Тобою в мрак ночной, беззвездный
Беспечный брошен человек!
Двадцатый век...
Еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла
(Еще чернее и огромней
Тень Люциферова крыла).
В те годы дальние, глухие,
В сердцах царили сон и мгла:
Победоносцев над Россией
Простер совиные крыла.
Поэма «Возмездие»
Поэт был свидетелем двух революции 1905 и Октябрьской революции 1917 годов.
Притягательная сила Октябрьской революции была так велика, что некоторые поэты, в прошлом далекие от освободительного движения, связали свою судьбу с революционным народом и выступили зачинателями советской литературы. Примером является А.А. Блок.
В первые годы своего творческого пути символист Блок писал:
Затянут в бездну лирики сердечной:
Я – равнодушный серый нелюдим...
Толпа кричит – я хладен бесконечно,
Толпа зовет – я нем и недвижим.
«23 февраля 1899»
Медленно, очень медленно Блок выходит из лирической уединенности, все пристальнее вглядывается, все напряженнее вслушивается в жизнь.
«Фабрика» (1903) – это стихотворение отразило существенное изменение блоковского миропонимания. В стихотворении изображается эксплуатация рабочих фабрикантами, бесправие заводского труда. Реальный зов фабричного гудка оборачивается «медным голосом, призывающим людей не распрямить, а еще больше согнуть свои измученные спины». Вот она – тайна социального бытия, сущность отношений труда и капитала, социальная несправедливость, царящая в мире!
Я слышу всё с моей вершины:
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.
Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в желтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.
«Сытые» (1905)
Эти люди вызывают у поэта ненависть, презрение и брезгливость. Бурный общественный подъем в начале XX века, грозные революционные событии 1905 года вывели Блока из состояния оцепенения. Сочувствие Блока – на стороне простых людей, которых хозяева превратили в обманутых рабов. Сытые негодуют и проклинают революцию. Им, возбужденным и возмущенным революцией, Блок бросает в лица строки:
Так негодует все, что сыто,
Тоскует сытость важных чрев:
Ведь опрокинуто корыто,
Встревожен их прогнивший хлев!
Блок ненавидел и презирал мир, мещанского самодовольства, мир где только живут для того, чтобы есть, где эксплуатируют рабочих и торгуют красотой и любовью. У него не складываются отношения с поэтами-символистами. По мнению Блока, поэты спят непробудным сном без сновидений, живут без боли за судьбу России и народа. Друзьям - символистам и буржуазным интеллигентикам он высказывает свою точку зрения на жизнь и заявляет о своей гражданской позиции.
«Принимаю» (1907). В этом стихотворении Блок четко и однозначно определил свою роль в громадном, противоречивом мире о гражданственности своей позиции. Он принимает бытие во всех его проявлениях. Стихотворение пронизано настроением оптимизма и жизнеутверждения.
О, весна без конца и без краю –
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
И смотрю, и вражду измеряю,
Ненавидя, кляня и любя:
За мученье, за гибель – я знаю –
Всё равно: принимаю тебя!
«Ямбы» (1910-1921). Продолжая непримиримый спор с поэтами – символистами, борясь с человеконенавистнической буржуазной действительностью, Блок предчувствовал «мир иной – неописуемо прекрасный и человечески простой».
Да, так велит мне вдохновенье:
Моя свободная мечта
Все льнет туда, где униженье,
Где грязь, и мрак, и нищета.
И я люблю сей мир ужасный:
За ним сквозит мне мир иной,
Обетованный и прекрасный,
И человечески простой.
На непроглядный ужас жизни
Открой скорей, открой глаза,
Пока великая гроза
Все не смела в твоей Отчизне.
Всю жизнь жестоко ненавидя
И проклиная этот свет,
Пускай грядущего не видя,
Дням настоящим молвив: «Нет!»
«Ямбы» (1914)
Земное сердце стынет вновь,
Но стужу я встречаю грудью.
Храню я к людям на безлюдьи
Неразделенную любовь.
Пускай зовут: Забудь, поэт!
Вернись в красивые уюты!
Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!
Уюта - нет. Покоя - нет.
В это же время все сильней и ярче развивается тема Родины, ее прошлого, настоящего и будущего, ее судеб, несчастий и надежд. Пробуждается горячая, искренняя, взволнованная любовь поэта к
России. Он находит самые нежные, самые трогательные слова, чтобы передать и ее горе, и её красоту, и ее необъяснимую прелесть.
Величие России заключается в ее исторических свершениях. Прошлое взывает к будущему. Поэта волнует общественный долг. Он осознаёт невозможность «жить покоем». Образ – символ коня проходит через его произведение. Блок создал прекрасный облик России.
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь – стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь – степной,
Наш путь – в тоске безбрежной,
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы – ночной и зарубежной –
Я не боюсь.
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль...
«На поле Куликовом» (1908)
Блок мучительно страдает от того, что любимая им Россия – страна отсталая, забитая, нищая, несчастная, грязная, заплёванная чиновниками – всемирное посмешище. Свою любовь к нищей, задавленной России, но стремящейся вырваться из неволи, выражает поэт в стихотворении «Россия» (1908):
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, –
Как слезы первые любви!
Пускай заманит и обманет, –
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...
Коршун – символ тех зловещих сил, которые тяготеют над Россией. Основной смысл стихотворения «Коршун» (1916): до каких пор страдать России? Есть ли предел покорности народа? Но есть и ощущение, что коршуну осталось кружить недолго.
Идут века, шумит война,
Встает мятеж, горят деревни,
А ты всё та ж, моя страна,
В красе заплаканной и древней. –
Доколе матери тужить?
Доколе коршуну кружить?
Это всё написано о России, жаждущей иной – осознанной, светлой, деятельной жизни, но пока еще неподвижной, застывшей под неусыпным полицейско-жандармским оком.
И отвращение от жизни,
И к ней безумная любовь,
И страсть и ненависть к отчизне...
И чёрная, земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи...
Этим предчувствием грозных потрясений, неслыханных перемен, невиданных мятежей проникнуто не только «Возмездие», (1918) но и все творчество Блока. Поэт предрекает России великое будущее. У него всё сильнее крепнет мысль об исторической неизбежности крушения установленного порядка, о неизбежности для буржуазно-дворянского общества исторической расплаты.
Свой оптимизм, веру в обновление жизни, свое понимание настоящего человеческого в жизни Блок выразил в яркой афористической фразе:
Сотри случайные черты –
И ты увидишь – мир прекрасен,
Познай, где свет – поймешь, где тьма.
Блок писал в поэме «Возмездие» о конце русского дворянства, но расставался с этим прошлым без излишней скорби, понимая, что история идет вперед. И всякое промедление кажется ему тягостной и непростительной изменой иным, несравненно более высоким и благородным идеалам.
Главная тема статьи «Интеллигенция и революция» (1918) – гневное обличение интеллигенции, напуганной революцией и не желающей порвать с позорным прошлым. В этой пламенной статье открыто и твердо Блок выразил свое безоговорочное принятие революции. С открытым сердцем он встретил революцию и сразу же заявил о сотрудничестве с большевиками, с молодой Советской властью. В ответ на вопрос буржуазной газеты «Петроградское эхо»: «Может ли интеллигенция работать с большевиками?» Блок категорически заявил: «Может и обязана... Интеллигенция всегда была революционна. Декреты большевиков –это символы интеллигенции».
Заканчивается статья обращением и страстным призывом к интеллигенции:
Всем телом, всем сердцем своим,
Всем сознанием – слушайте революцию!
Сам он весь обратился в слух – и обрел в музыке Октябрьской революции источник нового вдохновения.
Поэма «Двенадцать» (1918).
Эта поэма о смертельном единоборстве двух миров, о рождении в бурях и вьюгах революции новой жизни.
В основе произведения – революционный конфликт, борьба старого и нового, сытого и голодного. Столкновение не может закончиться примирением – настолько контрастны борющиеся силы. Их непримиримость в поэме подчеркнута резким контрастом чёрного и белого цвета, без всяких других оттенков, тонов и полутонов.
С исключительным мастерством передан пафос великих дней 1918 года, безудержный размах и героика, страстная ненависть к старому миру и пламенная вера в грядущее восставшего народа.
Поэма проникнута страстным отрицанием старого мира и утверждением новой революционной действительности.
Четыре основные темы раскрыты в поэме:
– Тема старого мира.
– Тема защитников старого мира (барыня в каракуле, писатель – вития). Это их Блок в своем «Дневнике» называл «буржуазной сволочью».
– Тема народа, красногвардейцев, воплощающих в себе гнев «неизвестных миллионов».
– Тема величия и святости революции.
С первых же строк Блок дает почувствовать широту, размах и сокрушительную, очищающую силу революции.
Старый мир боится революционной бури, дрожит за свою жизнь, предчувствуя гибель. Блок его рисует с презрением:
Стоит буржуй, как пес голодный.
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.
Этому старому миру противопоставлен революционный народ.
Поэт радуется крушению прошлого и приветствует революцию.
Кругом – огни, огни, огни...
Оплечь – ружейные ремни...
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
Вперед, вперед, вперед,
Рабочий народ!
Блок напутствует героев поэмы – двенадцать красногвардейцев, символизирующих революционный народ. Они идут революционным дозором, подхватывая мотив революционной песни «Варшавянка (слова Г.Кржижановского), заключающие в себе революционный долг красногвардейцев.
Вихри враждебные веют над нами,
Темные силы нас злобно гнетут,
В бой роковой мы вступили с врагами,
Нас еще судьбы безвестные ждут.
Но мы поднимем гордо и смело
Знамя борьбы за рабочее дело,
Знамя великой борьбы всех народов
За лучший мир, за святую свободу.
На бой кровавый,
Святой и правый,
Марш, марш вперед,
Рабочий народ!.
Мрет в наши дни с голодухи рабочий.
Станем ли, братья, мы дольше молчать?
Наших сподвижников юные очи
Может ли вид эшафота пугать?
В битве великой не сгинут бесследно
Павшие с честью во имя идей,
Их имена с нашей песней победной
Станут священны мильонам людей.
Нам ненавистны тиранов короны,
Цепи народа-страдальца мы чтим.
Кровью народной залитые троны
Мы кровью наших врагов обагрим.
Месть беспощадная всем супостатам,
Всем паразитам трудящихся масс,
Мщенье и смерть всем царям-плутократам,
Близок победы торжественный час!
Само название поэмы носит двоякий смысл. Собирательный герой поэмы - красногвардейский дозор из двенадцати человек, охраняющих революционный порядок. Однако красногвардейский дозор из двенадцати – это не просто точная бытовая деталь. Но и символ – двенадцать апостолов, учеников Христа.
В заключении поэмы возникает образ таинственного, невидимого за вьюгой, идущего вперед двенадцати – Христа с красным флагом.
...Так идут державным шагом
Позади – голодный пёс,
Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос.
Блок утверждает, что народ делает великое святое дело, и оно достойно благословения. И как бы ни казалась трудна революционная борьба, с какими бы жертвами и жестокостями она ни была бы связана, – дело ее свято.
И впереди тех, кто борется за новую жизнь без угнетателей и эксплуататоров, без заводчиков и фабрикантов, превративших народ в обманутых рабов, без сытых физиономий, которые живут только для того, чтобы есть и купаться в роскоши, не замечая тысячи тысяч голодных, бездомных, безработных, идет Иисус Христос – символ святости, чистоты, морали и любви.
В день окончания поэмы Блок записал в своем «Дневике»: «Сегодня я - гений».
В № 12 от 18 января 1919 года поэму Блока «Двенадцать» высоко оценила «Правда».
Стихотворение «Скифы» (1918) и годы спустя остается актуальным и продолжает волновать сердца читателей.
Мильоны – вас.
Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.
Придите к нам!
От ужасов войны
Придите в мирные объятья!
Пока не поздно – старый меч в ножны,
Товарищи! Мы станем – братья!
Его патриотическое воодушевление и пламенный, пылкий, страстный, сильный, горячий призыв к миру, дружбе и братству между народами сегодня актуален как никогда!!!
Одних революционная поэзия Блока воодушевляла и заставляла пылать гневом против всего, что пытается гальванизировать труп дореволюционной России и проявляет бесплодные старания воскресить, оживить отжившее.
Напротив, другие – враги революции, все, кто стоял по ту сторону баррикады, «метали громы и молнии», осыпали поэта бранью и проклятиями. Они писали, что никогда не простят Блоку поэму «Двенадцать», прославлявшую Октябрь.
В. И. Ленин отмечал: «Корысть, грязная, злобная, бешеная корысть денежного мешка, запуганность и холопство его прихлебателей – вот настоящая социальная основа – социального воя интеллигентиков... против насилия со стороны пролетариата и революционного крестьянства».
(ПСС. т. 22. с. 156)
Некоторые писатели, враждебные Советской власти, после победы Октябрьской революции бежали за границу. Их объединяла ненависть к народу, освободившемуся от ярма помещиков и буржуазии. В своих статьях, написанных за границей, они клеветали на революцию и призывали империалистов к интервенции и расправе над революционным народом.
Часть буржуазно-дворянских писателей осталась в Советской России, рассчитывая на падение Советской власти. Ее падения пришлось им ждать 70 лет. Они обзавелись потомством, которое научили ненавидеть Советскую власть, социалистический строй, СССР – государство рабочих и крестьян, Советский Социум с общественной собственностью на средства производства без угнетения и эксплуатации.
И вдруг к власти в СССР пришли фашисты Горбачев и Ельцин и с прихлебателями, которые сейчас находятся на всех руководящих постах в капиталистической России. Они решили исполнить мечту Гитлера, убили СССР и стали гальванизировать труп дореволюционной романовской России.
Путем частной собственности, возведением памятников царям – мучителям, восхвалением царей и царской России, клеветой на Советских Вождей В.И Ленина и И.В. Сталина, на все Советское решили воскресить, оживить умершее и погибшее. И предатели, и преступники разрешили всем, кто хочет, клеветать на нашу Родину – СССР, не где-то за границей, а в самом Советском Союзе. И они уже свыше 30 лет играют на свирели приветствия миллионерам, миллиардерам, олигархам, обокравшим советский народ и надевшим на его шею дореволюционное ярмо гнета, кабалы, эксплуатации, нищеты и безработицы.
Класс угнетателей и эксплуататоров жирной чертой зачеркнул величественные слова великого поэта Александра Блока:
«...через край перелилась
Восторга творческого чаша.
И все уж не мое, а наше,
И с миром утвердилась связь.
Свора российских ренегатов отобрала – «наше», и воскресила «мое». Лишила советских людей всех Октябрьских ценностей: права на труд и отдых, бесплатное образование, бесплатное здравоохранение, бесплатного жилья и лепит против воли советского народа «Памятник Примирения»!
Каким же надо быть безмозглым идиотом, кретином, оболтусом и остолопом, чтобы примириться с врагами трудового народа и предать революционеров, большевиков, коммунистов, вождей трудового народа, наших отцов, дедов, прадедов, завоевавших такую жизнь для советских людей.
В голодающем Петрограде тяжелобольной Блок отвергал саму мысль о временном отъезде за границу на лечение: «Никуда не поеду. Уезжать от русской революции – позор».
Александр Блок, великий русский поэт, приветствовавший, воспевший и благословивший Октябрьскую Социалистическую революцию, с горячим призывом: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию!» – будет с советскими людьми, не предавшими Великий Октябрь, шагать в праздничных колоннах и праздновать Столетие Октябрьской Социалистической революции, которую он твердо, безоговорочно, решительно, категорически, бескомпромиссно принял и воспел!
А рядом с ним будет шагать поэт Великой Октябрьской Социалистической революции Владимир Маяковский:
Через труп буржуазии коммунизма шаг.
Ста крестьянским миллионам пролетариат – водитель.
Ленин – пролетариев вожак!
Власть Советам!
Земля крестьянам!
Мир народам!
Хлеб – голодным!
Маяковский четырежды славил Октябрьскую революцию.
В колоннах будет шагать поэт Великой Октябрьской Социалистической революции Сергей Есенин:
Но ту весну,
Которую люблю,
Я революцией Великой
Называю!
И лишь о ней Страдаю и скорблю,
Её одну
Я жду и призываю!
В праздничных колоннах будет шагать советский поэт Сергей Васильев со своим непревзойденным стихотворением «Люблю тебя, моя Россия»!
Люблю тебя, моя Россия,..
Люблю за то, что первой в мире
Законы рабства истребя,
Бесправья тягостные гири
Ты гневно сбросила с себя.
Что на развалинах царизма
Своею собственной рукой
Воздвигла ты, моя Отчизна,
Мир справедливости людской!!!
Уважаемые читатели!
Поздравляю Вас с приближающимся Праздником – 100-летием Великого Октября! Желаю здоровья и счастья!
Да здравствует Красное Знамя, на котором изображена Красная Звезда, Серп и Молот – символы Союза Советских Социалистических Республик!
Слава Великой Октябрьской Социалистической революции!
Слава Красному Цвету – цвету Борьбы, Возрождения и человеческого Счастья!!!
А. Небога,
советский учитель,
Красногвардейский район