Александр Александрович Блок — великий русский поэт революции (21 ноября 1880- 7 августа 1921)

 


О, я хочу безумно жить:

Всё сущее – увековечить,

Безличное – вочеловечить,

Несбывшееся – воплотить!

Пусть душит жизни сон тяжелый,

Пусть задыхаюсь в этом сне,–

Быть может, юноша весёлый

В грядущем скажет обо мне:

Простим угрюмство – разве это

Сокрытый двигатель его?

Он весь – дитя добра и света,

Он весь – свободы торжество!

«Ямбы», 5 февраля 1914

Жизнь А. А. Блока прошла на рубеже двух веков. Время это – великая многозначительная борьба двух миров, двух взглядов на жизнь, двух диаметрально противоположных миросозерцаний. Блок сопоставляет два века.

Век девятнадцатый, железный,

Воистину жестокий век!

Тобою в мрак ночной, беззвездный

Беспечный брошен человек!

Двадцатый век...

Еще бездомней,

Еще страшнее жизни мгла

(Еще чернее и огромней

Тень Люциферова крыла).

В те годы дальние, глухие,

В сердцах царили сон и мгла:

Победоносцев над Россией

Простер совиные крыла.

Поэма «Возмездие»

Поэт был свидетелем двух революции 1905 и Октябрьской революции 1917 годов.

Притягательная сила Октябрьской революции была так велика, что некоторые поэты, в прошлом далекие от освободительного движения, связали свою судьбу с революционным народом и выступили зачинателями советской литературы. Примером является А.А. Блок.

В первые годы своего творческого пути символист Блок писал:

Затянут в бездну лирики сердечной:

Я – равнодушный серый нелюдим...

Толпа кричит – я хладен бесконечно,

Толпа зовет – я нем и недвижим.

«23 февраля 1899»

Медленно, очень медленно Блок выходит из лирической уединенности, все пристальнее вглядывается, все напряженнее вслушивается в жизнь.

«Фабрика» (1903) – это стихотворение отразило существенное изменение блоковского миропонимания. В стихотворении изображается эксплуатация рабочих фабрикантами, бесправие заводского труда. Реальный зов фабричного гудка оборачивается «медным голосом, призывающим людей не распрямить, а еще больше согнуть свои измученные спины». Вот она – тайна социального бытия, сущность отношений труда и капитала, социальная несправедливость, царящая в мире!

Я слышу всё с моей вершины:

Он медным голосом зовет

Согнуть измученные спины

Внизу собравшийся народ.

Они войдут и разбредутся,

Навалят на спины кули.

И в желтых окнах засмеются,

Что этих нищих провели.

«Сытые» (1905)

Эти люди вызывают у поэта ненависть, презрение и брезгливость. Бурный общественный подъем в начале XX века, грозные революционные событии 1905 года вывели Блока из состояния оцепенения. Сочувствие Блока – на стороне простых людей, которых хозяева превратили в обманутых рабов. Сытые негодуют и проклинают революцию. Им, возбужденным и возмущенным революцией, Блок бросает в лица строки:

Так негодует все, что сыто,

Тоскует сытость важных чрев:

Ведь опрокинуто корыто,

Встревожен их прогнивший хлев!

Блок ненавидел и презирал мир, мещанского самодовольства, мир где только живут для того, чтобы есть, где эксплуатируют рабочих и торгуют красотой и любовью. У него не складываются отношения с поэтами-символистами. По мнению Блока, поэты спят непробудным сном без сновидений, живут без боли за судьбу России и народа. Друзьям - символистам и буржуазным интеллигентикам он высказывает свою точку зрения на жизнь и заявляет о своей гражданской позиции.

«Принимаю» (1907). В этом стихотворении Блок четко и однозначно определил свою роль в громадном, противоречивом мире о гражданственности своей позиции. Он принимает бытие во всех его проявлениях. Стихотворение пронизано настроением оптимизма и жизнеутверждения.

О, весна без конца и без краю –

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

И смотрю, и вражду измеряю,

Ненавидя, кляня и любя:

За мученье, за гибель – я знаю –

Всё равно: принимаю тебя!

«Ямбы» (1910-1921). Продолжая непримиримый спор с поэтами – символистами, борясь с человеконенавистнической буржуазной действительностью, Блок предчувствовал «мир иной – неописуемо прекрасный и человечески простой».

Да, так велит мне вдохновенье:

Моя свободная мечта

Все льнет туда, где униженье,

Где грязь, и мрак, и нищета.

И я люблю сей мир ужасный:

За ним сквозит мне мир иной,

Обетованный и прекрасный,

И человечески простой.

На непроглядный ужас жизни

Открой скорей, открой глаза,

Пока великая гроза

Все не смела в твоей Отчизне.

Всю жизнь жестоко ненавидя

И проклиная этот свет,

Пускай грядущего не видя,

Дням настоящим молвив: «Нет!»

«Ямбы» (1914)

Земное сердце стынет вновь,

Но стужу я встречаю грудью.

Храню я к людям на безлюдьи

Неразделенную любовь.

Пускай зовут: Забудь, поэт!

Вернись в красивые уюты!

Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!

Уюта - нет. Покоя - нет.

В это же время все сильней и ярче развивается тема Родины, ее прошлого, настоящего и будущего, ее судеб, несчастий и надежд. Пробуждается горячая, искренняя, взволнованная любовь поэта к

России. Он находит самые нежные, самые трогательные слова, чтобы передать и ее горе, и её красоту, и ее необъяснимую прелесть.

Величие России заключается в ее исторических свершениях. Прошлое взывает к будущему. Поэта волнует общественный долг. Он осознаёт невозможность «жить покоем». Образ – символ коня проходит через его произведение. Блок создал прекрасный облик России.

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь – стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

Наш путь – степной,

Наш путь – в тоске безбрежной,

В твоей тоске, о, Русь!

И даже мглы – ночной и зарубежной –

Я не боюсь.

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль...

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль...

«На поле Куликовом» (1908)

Блок мучительно страдает от того, что любимая им Россия – страна отсталая, забитая, нищая, несчастная, грязная, заплёванная чиновниками – всемирное посмешище. Свою любовь к нищей, задавленной России, но стремящейся вырваться из неволи, выражает поэт в стихотворении «Россия» (1908):

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, –

Как слезы первые любви!

Пускай заманит и обманет, –

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты...

Коршун – символ тех зловещих сил, которые тяготеют над Россией. Основной смысл стихотворения «Коршун» (1916): до каких пор страдать России? Есть ли предел покорности народа? Но есть и ощущение, что коршуну осталось кружить недолго.

Идут века, шумит война,

Встает мятеж, горят деревни,

А ты всё та ж, моя страна,

В красе заплаканной и древней. –

Доколе матери тужить?

Доколе коршуну кружить?

Это всё написано о России, жаждущей иной – осознанной, светлой, деятельной жизни, но пока еще неподвижной, застывшей под неусыпным полицейско-жандармским оком.

И отвращение от жизни,

И к ней безумная любовь,

И страсть и ненависть к отчизне...

И чёрная, земная кровь

Сулит нам, раздувая вены,

Все разрушая рубежи,

Неслыханные перемены,

Невиданные мятежи...

Этим предчувствием грозных потрясений, неслыханных перемен, невиданных мятежей проникнуто не только «Возмездие», (1918) но и все творчество Блока. Поэт предрекает России великое будущее. У него всё сильнее крепнет мысль об исторической неизбежности крушения установленного порядка, о неизбежности для буржуазно-дворянского общества исторической расплаты.

Свой оптимизм, веру в обновление жизни, свое понимание настоящего человеческого в жизни Блок выразил в яркой афористической фразе:

Сотри случайные черты –

И ты увидишь – мир прекрасен,

Познай, где свет – поймешь, где тьма.

Блок писал в поэме «Возмездие» о конце русского дворянства, но расставался с этим прошлым без излишней скорби, понимая, что история идет вперед. И всякое промедление кажется ему тягостной и непростительной изменой иным, несравненно более высоким и благородным идеалам.

Главная тема статьи «Интеллигенция и революция» (1918) – гневное обличение интеллигенции, напуганной революцией и не желающей порвать с позорным прошлым. В этой пламенной статье открыто и твердо Блок выразил свое безоговорочное принятие революции. С открытым сердцем он встретил революцию и сразу же заявил о сотрудничестве с большевиками, с молодой Советской властью. В ответ на вопрос буржуазной газеты «Петроградское эхо»: «Может ли интеллигенция работать с большевиками?» Блок категорически заявил: «Может и обязана... Интеллигенция всегда была революционна. Декреты большевиков –это символы интеллигенции».

Заканчивается статья обращением и страстным призывом к интеллигенции:

Всем телом, всем сердцем своим,

Всем сознанием – слушайте  революцию!

Сам он весь обратился в слух – и обрел в музыке Октябрьской революции источник нового вдохновения.

Поэма «Двенадцать» (1918).

Эта поэма о смертельном единоборстве двух миров, о рождении в бурях и вьюгах революции новой жизни.

В основе произведения – революционный конфликт, борьба старого и нового, сытого и голодного. Столкновение не может закончиться примирением – настолько контрастны борющиеся силы. Их непримиримость в поэме подчеркнута резким контрастом чёрного и белого цвета, без всяких других оттенков, тонов и полутонов.

С исключительным мастерством передан пафос великих дней 1918 года, безудержный размах и героика, страстная ненависть к старому миру и пламенная вера в грядущее восставшего народа.

Поэма проникнута страстным отрицанием старого мира и утверждением новой революционной действительности.

Четыре основные темы раскрыты в поэме:

– Тема старого мира. 

– Тема защитников старого мира (барыня в каракуле, писатель – вития). Это их Блок в своем «Дневнике» называл «буржуазной сволочью».

– Тема народа, красногвардейцев, воплощающих в себе гнев «неизвестных миллионов».

– Тема величия и святости революции.

С первых же строк Блок дает почувствовать широту, размах и сокрушительную, очищающую силу революции.

Старый мир боится революционной бури, дрожит за свою жизнь, предчувствуя гибель. Блок его рисует с презрением:

Стоит буржуй, как пес голодный.

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост.

Этому старому миру противопоставлен революционный народ.

Поэт радуется крушению прошлого и приветствует революцию.

Кругом – огни, огни, огни...

Оплечь – ружейные ремни...

Революционный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

Вперед, вперед, вперед,

Рабочий народ!

Блок напутствует героев поэмы – двенадцать красногвардейцев, символизирующих революционный народ. Они идут революционным дозором, подхватывая мотив революционной песни «Варшавянка (слова Г.Кржижановского), заключающие в себе революционный долг красногвардейцев.

 Вихри враждебные веют над нами,

Темные силы нас злобно гнетут,

В бой роковой мы вступили с врагами,

Нас еще судьбы безвестные ждут.

Но мы поднимем гордо и смело

Знамя борьбы за рабочее дело,

Знамя великой борьбы всех народов

За лучший мир, за святую свободу.

На бой кровавый,

Святой и правый,

Марш, марш вперед,

Рабочий народ!.

 

Мрет в наши дни с голодухи рабочий.

Станем ли, братья, мы дольше молчать?

Наших сподвижников юные очи

Может ли вид эшафота пугать?

В битве великой не сгинут бесследно

Павшие с честью во имя идей,

Их имена с нашей песней победной

Станут священны мильонам людей.

Нам ненавистны тиранов короны,

Цепи народа-страдальца мы чтим.

Кровью народной залитые троны

Мы кровью наших врагов обагрим.

Месть беспощадная всем супостатам,

Всем паразитам трудящихся масс,

Мщенье и смерть всем царям-плутократам,

Близок победы торжественный час!

Само название поэмы носит двоякий смысл. Собирательный герой поэмы - красногвардейский дозор из двенадцати человек, охраняющих революционный порядок. Однако красногвардейский дозор из двенадцати – это не просто точная бытовая деталь. Но и символ – двенадцать апостолов, учеников Христа.

В заключении поэмы возникает образ таинственного, невидимого за вьюгой, идущего вперед двенадцати – Христа с красным флагом.

...Так идут державным шагом

Позади – голодный пёс,

Впереди – с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз –

Впереди – Исус Христос.

Блок утверждает, что народ делает великое святое дело, и оно достойно благословения. И как бы ни казалась трудна революционная борьба, с какими бы жертвами и жестокостями она ни была бы связана, – дело ее свято.

И впереди тех, кто борется за новую жизнь без угнетателей и эксплуататоров, без заводчиков и фабрикантов, превративших народ в обманутых рабов, без сытых физиономий, которые живут только для того, чтобы есть и купаться в роскоши, не замечая тысячи тысяч голодных, бездомных, безработных, идет Иисус Христос – символ святости, чистоты, морали и любви.

В день окончания поэмы Блок записал в своем «Дневике»: «Сегодня я - гений».

В № 12 от 18 января 1919 года поэму Блока «Двенадцать» высоко оценила «Правда».

Стихотворение «Скифы» (1918) и годы спустя остается актуальным и продолжает волновать сердца читателей.

Мильоны – вас.

Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.

Придите к нам!

От ужасов войны

Придите в мирные объятья!

Пока не поздно – старый меч в ножны,

Товарищи! Мы станем – братья!

Его патриотическое воодушевление и пламенный, пылкий, страстный, сильный, горячий призыв к миру, дружбе и братству между народами сегодня актуален как никогда!!!

Одних революционная поэзия Блока воодушевляла и заставляла пылать гневом против всего, что пытается гальванизировать труп дореволюционной России и проявляет бесплодные старания воскресить, оживить отжившее.

Напротив, другие – враги революции, все, кто стоял по ту сторону баррикады, «метали громы и молнии», осыпали поэта бранью и проклятиями. Они писали, что никогда не простят Блоку поэму «Двенадцать», прославлявшую Октябрь.

В. И. Ленин отмечал: «Корысть, грязная, злобная, бешеная корысть денежного мешка, запуганность и холопство его прихлебателей – вот настоящая социальная основа – социального воя интеллигентиков... против насилия со стороны пролетариата и революционного крестьянства».

(ПСС. т. 22. с. 156)

Некоторые писатели, враждебные Советской власти, после победы Октябрьской революции бежали за границу. Их объединяла ненависть к народу, освободившемуся от ярма помещиков и буржуазии. В своих статьях, написанных за границей, они клеветали на революцию и призывали империалистов к интервенции и расправе над революционным народом.

Часть буржуазно-дворянских писателей осталась в Советской России, рассчитывая на падение Советской власти. Ее падения пришлось им ждать 70 лет. Они обзавелись потомством, которое научили ненавидеть Советскую власть, социалистический строй, СССР – государство рабочих и крестьян, Советский Социум с общественной собственностью на средства производства без угнетения и эксплуатации.

И вдруг к власти в СССР пришли фашисты Горбачев и Ельцин и с прихлебателями, которые сейчас находятся на всех руководящих постах в капиталистической России. Они решили исполнить мечту Гитлера, убили СССР и стали гальванизировать труп дореволюционной романовской России.

Путем частной собственности, возведением памятников царям – мучителям, восхвалением царей и царской России, клеветой на Советских Вождей В.И Ленина и И.В. Сталина, на все Советское решили воскресить, оживить умершее и погибшее. И предатели, и преступники разрешили всем, кто хочет, клеветать на нашу Родину – СССР, не где-то за границей, а в самом Советском Союзе. И они уже свыше 30 лет играют на свирели приветствия миллионерам, миллиардерам, олигархам, обокравшим советский народ и надевшим на его шею дореволюционное ярмо гнета, кабалы, эксплуатации, нищеты и безработицы.

Класс угнетателей и эксплуататоров жирной чертой зачеркнул величественные слова великого поэта Александра Блока:

«...через край перелилась

Восторга творческого чаша.

И все уж не мое, а наше,

И с миром утвердилась связь.

Свора российских ренегатов отобрала – «наше», и воскресила  «мое». Лишила советских людей всех Октябрьских ценностей: права на труд и отдых, бесплатное образование, бесплатное здравоохранение, бесплатного жилья и лепит против воли советского народа «Памятник Примирения»!

Каким же надо быть безмозглым идиотом, кретином, оболтусом и остолопом, чтобы примириться с врагами трудового народа и предать революционеров, большевиков, коммунистов, вождей трудового народа, наших отцов, дедов, прадедов, завоевавших такую жизнь для советских людей.

В голодающем Петрограде тяжелобольной Блок отвергал саму мысль о временном отъезде за границу на лечение: «Никуда не поеду. Уезжать от русской революции – позор».

Александр Блок, великий русский поэт, приветствовавший, воспевший и благословивший Октябрьскую Социалистическую революцию, с горячим призывом: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию!» – будет с советскими людьми, не предавшими Великий Октябрь, шагать в праздничных колоннах и праздновать Столетие Октябрьской Социалистической революции, которую он твердо, безоговорочно, решительно, категорически, бескомпромиссно принял и воспел!

А рядом с ним будет шагать поэт Великой Октябрьской Социалистической революции Владимир Маяковский:

Через труп буржуазии коммунизма шаг.

Ста крестьянским миллионам  пролетариат – водитель.

Ленин – пролетариев вожак!

Власть Советам!

Земля крестьянам!

Мир народам!

Хлеб – голодным!

Маяковский четырежды славил Октябрьскую революцию.

В колоннах будет шагать поэт Великой Октябрьской Социалистической революции Сергей Есенин:

Но ту весну,

Которую люблю,        

Я революцией Великой

Называю!

И лишь о ней Страдаю и скорблю,

Её одну

Я жду и призываю!

В праздничных колоннах будет шагать советский поэт Сергей Васильев со своим непревзойденным стихотворением «Люблю тебя, моя Россия»!

Люблю тебя, моя Россия,..

Люблю за то, что первой в мире

Законы рабства истребя,

Бесправья тягостные гири

Ты гневно сбросила с себя.

Что на развалинах царизма

Своею собственной рукой

Воздвигла ты, моя Отчизна,

Мир справедливости людской!!!

 

Уважаемые читатели!

Поздравляю Вас с приближающимся Праздником – 100-летием Великого Октября! Желаю здоровья и счастья!

Да здравствует Красное Знамя, на котором изображена Красная Звезда, Серп и Молот – символы Союза Советских Социалистических Республик!

Слава Великой Октябрьской Социалистической революции!

Слава Красному Цвету – цвету Борьбы, Возрождения и человеческого Счастья!!!

 

А. Небога,

советский учитель,

Красногвардейский район

Дополнительная информация