Исчезающий Симеиз

 


Этот единственный из поселков Южного берега Крыма избежал застройки многоэтажками, но не разминулся с современными варварами. Они украли пляж, рубят можжевельники и готовятся превратить склон горы Кошка в элитный поселок. «Примечания» исследовали сегодняшний Симеиз, который остался затерянным миром и ищет свой вектор развития.

 

 

Симеиз, по сути, является границей двух разных зон Южного берега Крыма — зона Гурзуф-Симеиз пока доступна для большинства, зона Симеиз-Форос включает в себя дорогие отели «Мрия», «Крымский бриз» и десятки элитных госдач, наглухо закрытых для простых смертных. На стыке двух миров живет по своим законам «затерянный мир Симеиз». Часть поселка — это охранная зона регионального природного памятника «гора Кошка». Благодаря ей и скалам виды Симеиза находятся в ряду суперсимволов Крыма — вместе с Медведь-горой, Ай-Петри и Ласточкиным гнездом.

Местные жители говорят, что Симеиз как будто «законсервировали», чтобы потом распродать эти уникальные угодья «среди своих». Действительно, отсутствие высоток и уродливой застройки на ЮБК в наше время можно объяснить только стремлением сохранить дороговизну местной земли за счет ее самобытности.

Главная эмоция, которая сразу посетит гостя Симеиза, — предвкушение душевного отдыха. Выходя из маршрутки или такси, турист видит величественные горы и утопающие в зелени домики. Помнящие советские времена люди, как и прежде, могут здесь снять комнату у бабушки или жилье для знакомства с самым экстравагантным и мистическим курортом ЮБК. И приготовиться к ежедневным прогулкам в гору — большая часть жилья, кафе, магазины, рынок и автостанция находятся на возвышенности, поэтому для регулярных походов на море нужно быть готовым к преодолению разных лесенок и подъемов.

В отличие от других поселков ЮБК здесь пока практически не пострадали прибрежные парки — лишь малые их кусочки застроены особняками и гостевыми домами. В Симеизе можно почувствовать себя героем фильмов про Древнюю Грецию: оливки, кипарисы, сосны, потрясающий запах и разлитые кругом флюиды очарования субтропиков. Но спустившись к морю, мы видим первую «победу» людской алчности над природой.

Свой уникальный естественный пляж Симеиз сохранял и при царях, и в советское время. В XIX веке он был прогулочным, в XX веке пляж мог одновременно принять до 5 тысяч человек. В начале 2000-х годов несколько симеизских дельцов начали жаловаться в противооползневое управление, что море размывает мыс. Береговую линию засыпали бетонными чушками. Сломался ход морской воды, заводь обмелела. Зато для «берегоукрепления» над чушками построили набережную, на ней — несколько кафе типа «шалман». По словам старожилов, из-за уничтожения естественной береговой линии уменьшилось число туристов: новый пляж вмещает меньше людей.

Набережная, которую построили ради выручки с шалманов, уже неоднократно страдала от сильных зимних штормов. В этом сезоне экс-мэр Ялты Андрей Ростенко и глава Симеиза Игорь Дышлевой похвалились очередным дорогостоящим ремонтом разбитого стихией променада. Власти Крыма неоднократно заявляли, что реконструкция набережной Симеиза — это социальная нагрузка для застройщика, который возводит поблизости, в Парковом, многофункциональный оздоровительный комплекс. Старожилы смеются: получается, глава правительства Крыма Сергей Аксенов «нагрузил» инвестора ремонтом площадки, на которой стоят шалманы симеизских дельцов. При этом никто даже не задумался о восстановлении причала, с которого раньше теплоход в Ялту уходил каждые полчаса. Такая вот «социальная ответственность» по-крымски.

В этом году приближённые экс-мэра Ялты Ростенко из компании «Фрирайт» открыли в Симеизе подвесной мост на скалу Дива. Один его конец упирается в территорию древнего святилища крепости Панеа. По мнению старожилов, это вульгарная монетизация достопримечательности. Многие считают, что объект неуместен для Симеиза, славящегося красотой нетронутой природы.

 

Дышите глубже, мы пилим землю

Если уникальный пляж Симеиза уже уничтожен, то расположенную слева от горы Кошка Лименскую долину еще можно спасти. Это невероятной красоты урочище с краснокнижными можжевельниками. В советское время здесь был легочный санаторий «Голубой залив». При Украине урочище нарезали на участки и распродали под застройку. Как сообщали в ту пору СМИ, за «распилом» Голубого залива стояли три поколения председателей симеизского поссовета — Николай Макаренко, Кирилл Костенко и Юрий Ломенко.

Надежды жителей Симеиза на «крымскую весну», с которой они связывали спасение урочища Голубой залив, как и повсюду на ЮБК, не оправдались. Подножие горы Кошка продолжают застраивать, можжевельники и другие реликтовые деревья выпиливают, правоохранители на заявления не реагируют.

В этом году бывший мэр Ялты Андрей Ростенко обнадежил симеизцев заявлением о запрете оформления участков возле горы Кошка. Но с марта и по сей день под горой кипят стройки. А в новом генплане Ялты, который активно поддерживал Ростенко, можжевеловые рощи Симеиза обозначены как «общественно-деловая» застройка. Местные жители говорят, что за изменение целевого назначения земли с предпринимателей и землевладельцев собирали деньги. Сейчас по фактам этого изменения к Ростенко и его соратникам много вопросов у ФСБ и Следкома.

Официальные симеизские общественники делают вид, что проблемы застройки Лименской долины не существует. Недавно выяснилось, что ради чьих-то частных интересов они вырезали из охранной зоны горы Кошка участок, который получил номер 221. Это видовая площадка с живописным каменным хаосом и 500-800-летними можжевельниками. Почему-то этот участок неподвластен никаким чиновничьим проверкам. По данным «Крымского телеграфа», ООО «Голубой залив», ранее владевшее этими землями, продало их неким предпринимателям из Санкт-Петербурга. 

Давно возмущают жителей поселка и художества другого вип-пользователя Симеиза — бывшего вице-премьера Николая Янаки. По словам местных, для создания насосной станции своего аквапарка «Голубой залив» Янаки отрезал кусок природоохранной зоны. Теперь, говорят они, стоки аквапарка (в том числе чистящая химия) попадают в акваторию, из-за чего пришел в негодность пляж Кацивели, а прибрежные воды под Голубым заливом стали безжизненными.

Блаженные Голубого залива

Пока в нижнем Голубом заливе за большие деньги уничтожают уникальную природу, в верхнем (над трассой Ялта-Севастополь) уживаются секта и государственная психбольница. Земля в этом горном поселке с хорошими видами и вкусным воздухом тоже недёшева, но, к счастью, у государственной больницы вопреки традициям ЮБК, территорию не отбирают.

Сам ялтинский психдиспансер опровергает большинство стереотипов о таких учреждениях. Здесь милая приятная атмосфера, ухоженный дворик, приветливые сотрудники — нет безысходности и тягостной тоски по нормальной жизни, которая присуща многим сегодняшним больницам.

«У психов боятся отбирать, работаем в своих границах, на нашу землю никто не посягает, — сообщили «Примечаниям» в ялтинском психдиспансере. — Денег на все хватает, все лекарства есть».

Здесь же, в верхней части Голубого залива, большим участком земли владеет «Центр интеллекта и альтруизма». Его адепты живут общиной, рассказывают соседи: выращивают еду в теплицах, участвуют в странных ритуалах. По словам симеизских обывателей, члены организации производят впечатление «зачарованных» и удивляют тем, что у всех у них отчества «Орисович» или «Орисовна» — они позиционируют себя как дети лидера организации. По слухам, которые ходят среди местных жителей, ради членства в этой замкнутой общине люди продают квартиры в Москве и жертвуют деньги «проекту».

Если верхней части поселка алчность девелоперов пока не угрожает, его приморский исторический центр со страхом ждет застройки. Неясно, что будет со старинными санаториями, которые нынешние власти Крыма хотят продать, а драгоценную землю с реликтовыми деревьями отдать под «инвестиционные проекты». Что будет с персоналом, в частности с квалифицированными медработниками, никто из местных и крымских чиновников не говорит. Жители Симеиза еще надеются, что вместо парков и старинных зданий здравниц здесь не появятся многоэтажные уродцы.

В начале XX века Симеиз занял второе место на международном конкурсе ландшафтного дизайна в номинации «город-сад». Тогда поселок был местом отдыха известных и богатых людей Российской империи, имел свой попечительский совет, при этом его великолепие было доступно всем. Основатели курорта Симеиз — семья Мальцовых — подарили созданные при них парки проспекта жителям поселка. Правнук одного из создателей парков художник Артур Церих сетует, что сегодня парки симеизского проспекта не имеют юридического статуса и периодически, медленно, но верно, распродаются по кусочкам.

«Из-за подозрительно некорректных правовых нюансов местные парки беспрепятственно уничтожаются, — говорит он. — При Игоре Дышлевом прямо в парке, у мемориала Великой Отечественной войны, предприниматель продолжает строить многоэтажное здание, которое вообще позиционировалось изначально как «детское кафе». И так практически во всем — от автостанции до проспекта».

Проблем со строительством многоэтажки в центре парка у предпринимателя Цховребова нет: по словам жителей Симеиза, он на короткой ноге с поселковым головой. Говорят, в Симеизе не прочь раздать под подобную застройку и другие парки.

Местным чиновникам жители поселка ставят в вину и «эстетическое изуверство» — например, замену старинной беседки на странное деревянное сооружение, установку странного памятного знака комсомольцам у горы Кошка.

Симеизцев удивила покраска в серый цвет скалы у горы Кошка, чтобы поставить там памятную доску красноармейцам.

А тем временем в поселке идет ротация населения. Пока ещё большая часть его — это работники советских здравниц, их дети и внуки. Совсем немножко интеллигенции. Но их число сокращается. Не вписавшиеся в узкий и специфический местный рынок старожилы постепенно уступают место богатым хозяевам вилл и их обслуге из разных точек бывшего СССР, ускоряя процесс самоликвидации алкоголем и наркотиками. Культурой общего пространства не занимается никто.

В поисках будущего

Внешне Симеиз напоминает законсервированные декорации к фильму о конце 80-х — эдакий заповедник застоя. Россия, Украина: кажется, здесь это не имеет никакого значения.

«Развивать Симеиз как здравницу прекратили еще в 80-е – 90-е годы, — рассказывает Артур Церих. — Просто стали забирать деньги, уводя их в Киев. После разрушения Союза местные элиты стали заниматься исключительно заработком на распродаже земли, уничтожая последние остатки инфраструктуры отдыха. Уничтожено 700 метров старинного пляжа, киноконцертный летний зал, заброшена общественная зеленая зона поселка. О поселке никто не думал. Как результат, у нас всего две деловых ниши — сдача койко-мест и продажа еды. Больше ничего. Четко и сурово: койка-море-еда-койка-море-еда… Ни о какой серьезной медицине и культуре рекреационного пространства речи не идет».

Симеиз пока еще сохраняет свои земли

в борьбе с варварской застройкой

Здесь не сработает сочинский рецепт «курорт плюс спорт», убеждены местные общественники. Нужен именно крымский, давно проверенный рецепт: здравница, высокая эко-культура рекреации и искусство. Этот вектор развития уже столетие как заложен в основу развития крымского пространства, и он все еще работает.

По мнению Цериха, прогрессивная среда России стремится туда, где есть актуальные современные проекты в области культуры, искусства и науки. Приучив приезжать образованных молодых людей в Крым за культурой и качественным оздоровлением, можно обеспечить стабильный поток гостей на много лет вперед. Но для этого нужны не бесконечные унылые утренники, а яркие современные ивенты. Симеиз как самый экстравагантный, мистический и пока сохранивший свои земли поселок мог бы стать центром нового движения.

 

Е. Гайворонский,

г. Ялта

 

 

Дополнительная информация