Петра Войкова коварно оклеветали

 


129 лет назад, 13 августа 1888 года, родился Пётр Лазаревич Войков — активный участник революционного движения в России, советский дипломат.

Сын учителя, он в 1903 году вступил в РСДРП, был меньшевиком. Получал отдельные партийные задания — распространял революционные листовки, помогал укрывать представителей РСДРП, приезжавших в город.

За подпольную деятельность его исключили из шестого класса керченской мужской гимназии. Позже, работая в порту, сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости, поступил в Петербургский горный институт, откуда тоже был исключён за революционную деятельность. В 1907 году уехал в Швейцарию, т.к. ему угрожал арест за участие в покушении на ялтинского градоначальника. Находясь в эмиграции, учился в Женевском и Парижском университетах. В апреле 1917 года вернулся в Россию вместе с В.И. Лениным. Вступил в РСДРП(б).

Член Екатеринбургского совета, Военно-революционного комитета. С октября 1917 года – секретарь Уральского областного бюро профсоюзов и председатель Екатеринбургской городской думы. В 1918 году – комиссар снабжения Уральской области. С декабря 1918 года работал в Наркомате продовольствия. В 1919 году – заместитель председателя правления Центросоюза; с 1920 года – одновременно член коллегии Наркомвнешторга; с 1921 года – заместитель председателя государственного треста «Северолес». С октября 1924 года был полпредом СССР в Польше.

7 июня 1927 года Войков был смертельно ранен на вокзале в Варшаве русским эмигрантом Б. Ковердой.

 

История с переименованием станции метро «Войковская» не утихает.

Аргументация переименования простая — станция носит имя «убийцы царской семьи». При этом в истории и деталях никто разбираться не хочет. Каким же человеком был Петр Войков? И почему вокруг него столько слухов? Об этом Pravda. Ru рассказывает историк спецслужб Александр Колпакиди, главный редактор издательства «Алгоритм».

— Вы видели дело Петра Войкова? Откуда возникла версия, что настоящим именем Войкова было Пинхус Вайнер?

— Да, видел дело. И там написано: «малоросс». Никакой он не Пинхус. Мать его — Иванова, отец и дед из херсонских крестьян, переселившихся в Керчь, где он и родился. Его дед был верующим человеком и родившегося в день святого Лазаря сына назвал этим именем.

Думаю, скорее всего, эта версия о якобы настоящем имени возникла в среде нашей русской монархической эмиграции еще в 1920-е годы.

— А документов никаких?

— Никаких.  Но  знаете, эта публицистика привела к тому, что уже во всех академических  научных  изданиях  Войков значится Пинхусом. Это вообще какое-то безобразие. В 1920-е годы сбежал советский дипломат, некий Георгий Беседовский, который опубликовал на Западе свои мемуары. Он одно время (около года) прослужил в нашем полпредстве в Варшаве под руководством Войкова. Доказанный факт, что Беседовский — жулик и аферист. Пользуясь служебным положением, когда он замещал посла, снял со счета крупную сумму в валюте и сбежал в Париж.

Ссылаясь на рассказы Петра Войкова, он опубликовал пространную главу, которая сейчас публикуется под названием «Мемуары Войкова».

— Но все-таки какая-то червоточинка была в Войкове?

— Нет, не было никакой червоточинки. Когда я стал заниматься этим персонажем, то подумал, что это действительно был прекрасный человек. В наше время таких людей просто нет. Посудите сами. Он родился в прекрасной семье. Мать его была с высшим образованием, что было редкостью в то время для женщин. Отец преподавал в училище, потом был инженером. Перед Петром Войковым была возможность отличной карьеры. Он прекрасно учился, в 15 лет вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию (РСДРП).

Его дважды выгоняли из гимназии, но он настолько хорошо учился, что дважды экстерном сдавал экзамены и закончил курс гимназии. Петра Лазаревича Войкова обвиняют в покушении на ялтинского градоначальника Ивана Думбадзе. Был такой крайне реакционный персонаж, которого любил царь.

Напомню, что Ялта — очень важный город в царской России, потому что рядом была Ливадия, где отдыхала царская семья. Службе безопасности в этом городе тогда придавалось огромное значение.

— А там орудовал Войков?

— Да. Он вынужден был бежать из Керчи.

Надо сказать, мы сейчас плохо представляем себе то время. Войков вступил в партию в 1903-м году. В то время в целом ряде южных городов — в Киеве, в Екатеринославле, в Ростове — прошли массовые забастовки и были расстреляны рабочие. Он вступил в партию на фоне расстрелов рабочих демонстраций, а среди погибших было много женщин, девушек и детей. Никто о них не вспоминает. Никто не знает их имен.

Войков был членом боевой дружины, а на квартире у него оставалось две бомбы. Ему с четырьмя парнями поручили эти бомбы выбросить в степи. Он с тремя парнями эти бомбы вынес, а двое в пролетке их взяли и повезли на извозчике за город. Когда они проезжали по центральной улице Ялты, извозчик заметил полицейского, но сам не знал, кто едет с ним. Анархисты, увидев полицмейстера, бросили бомбы в него. Сами погибли, но извозчик был ранен и потом дал показания.

Никто никакого покушения не готовил. И это был не Думбадзе. Этот инцидент произошел за полгода до покушения. Двоих, которые выносили бомбу, арестовали. На них показал извозчик. Войков вынужден был бежать в Петербург, поступил на физмат Петербургского университета. Он прекрасно учился, все профессора и в России, и за границей прочили ему блестящую научную карьеру, но вот он был помешан на «рабочем вопросе».

Петр Лазаревич считал, что рабочие живут плохо, что нельзя работать по 11 часов в день, что нельзя душить людей штрафами и так далее.

Войкову, как очень образованному человеку, к тому же активно участвовавшему в социалистическом движении в Швейцарии и Франции, сразу предложили пост замминистра. Он побыл на этой должности и увидел, что все конфликты и споры решаются только в пользу предпринимателей. То есть рабочих как гнобили, так и продолжают гнобить. И Войков уехал на Урал.

По приезде на Урал в августе 1918-го он вступил в партию большевиков. У него было две партийные клички — «Петрусь» и «Интеллигент». Его избрали председателем городской Думы, руководителем местных уральских профсоюзов и одновременно он попал в состав военно-революционного комитета (ВРК). Военно-революционный комитет — это орган, который должен был захватить власть на Урале. Как член ВРК Войков занимался снабжением.

— Все-таки ближе к расстрелу царской семьи…

 

— Как и все члены ВРК, Войков проголосовал за расстрел. Беседовский, который всю эту историю потом раздул, напишет отвратительную ложь.

Я понимаю, в то время люди в эмиграции могли в это поверить, но как сейчас в это верить, когда мы знаем воспоминания непосредственных участников тех событий.

— Но они могли умолчать?

— Нет, не могли, потому что когда они эти воспоминания оставляли в разное время, то это не было санкционировано.

— Потом подправить могли?

— Нет, нет, никто не мог, потому что им выгодно было, чтобы там Войков был. Им выгодно было сказать, что мы вместе с таким человеком убивали царскую семью.

Войкова не назвал ни Юровский, ни Никулин, ни Медведев, ни Кудрин.

Он их не убивал. Проголосовал — да, но и все!

— Так почему же его имя осталось на карте Москвы, в частности, метрополитена?

— Сейчас люди не понимают той жестокости. А понять надо, потому что этот факт вырывается из контекста истории. В то время во всех окружных городах без суда и следствия чехи и белогвардейцы убивали весь советский партактив, а не только большевиков. Все руководители городской администрации от Поволжья до Владивостока были уничтожены в течение нескольких дней без суда и следствия. Это разве не люди? Среди них, кстати, тоже были женщины.

Помните актрису Ольгу Аросеву? Так вот ее бабка была штыками заколота. За то, что эта 45-летняя женщина занималась просвещением. Никто не вспоминает про этих людей.

Главное, что я хочу сказать, вырывать из контекста убийство царской семьи и делать вокруг него некий культ — это безнравственно. Войков, между прочим, поразительной честности человек. Он погиб, как герой, на посту, будучи послом в Польше. Причем опять вранье, что его застрелил якобы монархист-белогвардеец, мстя за царскую семью. Убийца не был русским. Борис Коверда — западный белорус, по идеологии был близок к белорусским эсерам-националистам. Более того, этого человека сейчас превращают в героя и нигде не пишут, чем он занимался в годы Великой Отечественной войны. Догадайтесь?!

— Предатель, видимо.

— Служил в зондеркоманде. Почему об этом никто не говорит?

— Александр, вы как главный редактор издательства «Алгоритм», наверное чувствуете на что сейчас направлен читательский интерес? К какой исторической теме? Революция меньше интересует нашего читателя?

— Очень сложный вопрос. Дело в том, что у нас все, что написано о Революции, написано с белогвардейских позиций. Мы видели телепередачу с участием Сванидзе и Кургиняна, Млечина и Кургиняна, и мы видели рейтинги голосования. Всегда с огромным перевесом побеждал Кургинян.

Можно говорить, что это голосуют одни сталинисты, но возникает вопрос, почему либералы не голосуют, почему монархисты не голосуют. Людям предлагают белогвардейскую трактовку истории. Лживую, фальшивую.

— Давайте вернемся к Войкову. Стоит ли переименовывать?

— Эта кампания мне напоминает то, что происходит на Украине, если не хуже. В конце концов, Сталин и Ленин для украинского народа — чужие дяди. Войков — геройски погиб. Коверда ему стрелял в спину, он повернулся и стал отстреливаться. А когда его отвезли в больницу, где он через два часа умер, то перед смертью успел сказать секретарю советского посольства: «Возьми из пиджака ключ от сейфа, чтобы, не дай бог, не забрали документы».

Умирая, Войков думал о документах. И умер, как герой, представляя державу, а не потому, что проголосовал вместе с другими за расстрел. Это его не красит, не красит депутатов, это не красит нашу страну. Войков погиб как герой. И то, что сейчас этого героя оплевывают, делают из него какого-то Пинхуса, торговца бриллиантами, вора, который обворовывал посольства, — всё это вранье, основано на показаниях лжеца!

Кто-то должен сказать правду об этом человеке.

Pravda.Ru

 

 

Дополнительная информация