Помоги себе сам

 

О том, что русским и русскоязычным в Прибалтике приходится, мягко выражаясь, туго, мы периодически слышим по радио и ТВ. А я хочу рассказать о этой проблеме на примере одной смешанной семьи. Студентами они познакомились, полюбили друг друга, поженились, вырастили двоих сыновей. Но с самого начала разрушения СССР мир в семье рухнул, и это при том обстоятельстве, что она – дочь советского офицера, родившаяся в Латвии, имеет сейчас латвийское гражданство, т.е., соответственно, знает латышский язык. Казалось бы, не должно быть никаких проблем. Но в муже – латыше нежданно – негаданно проснулся ярый националист, развелись, – поделили имущество: ему – квартира в Риге, ей – домишко в фермерском хозяйстве под Ригой. Сыновья в знак протеста против самодурства отца после развода родителей назло ему взяли фамилию матери и вместе с ней уехали на ферму, пытаются наладить хозяйство, учебу в вузах бросили…Вдобавок их там все время пугают войной с Россией, и вот женщина приехала на разведку к старшей сестре в Новороссийск. Выяснила, что при наличии какой-то мореходной профессии парни смогли бы найти работу. Но если продать ферму и за эти деньги попытаться приобрести жилье даже в пригороде Новороссийска и вывезти с собой хотя бы какую-то мебель не получится, а поскольку в Латвии нет каких-либо боевых действий, то и претендовать на статус беженцев никто из них не может. Вдобавок ко всем нюансам такого быта их по-черному достали американцы с расположенной поблизости военной базы: как к себе домой, заходят в дом и в огород, под угрозой оружия берут любые продукты и плюс к этому вытаптывают намеренно грядки в огороде, собаку - овчарку пристрелили первые же « визитеры».

На первый взгляд, ситуация безвыходная, но на самом деле она является таковой только для тех, кто не ищет выхода. Да, ничем жертвовать не хочется, но ведь если сыновья проявили солидарность с матерью, то ее первая задача – спасти их от столь бесперспективного будущего, а, главное, от втягивания их в какие-либо конфронтации, в первую  очередь в войска НАТО, где они явно будут людьми даже не второго, а третьего сорта. Могли бы парни пойти в торговый флот хотя бы матросами – денег на какую-то аренду жилья заработают, а там видно будет; тем более, что учиться заочно им никто не запретит – разумеется, уже не в Риге…

Но, говорят, чужую беду – рукой разведу, какие там еще сложности, я не знаю, а потому не могу выступить с прямым осуждением, тем более, что уезжать в неизвестность со своей родины – это всегда психологически сложно. Хочется только, чтобы эти люди и все их соотечественники не латышского происхождения нашли либо способы борьбы за свои права, либо место, где они больше найдут в конечном итоге, чем сразу потеряют.

Ведь вполне возможно, что у дочери советского офицера вполне четкое представление о том, что буржуазная Россия – не СССР. Но одному, как ни дико об этом говорить, она безусловно рада: что ее родителей, которых уже нет в живых, никто не назовет оккупантами.

Да, Крым, и в том числе Севастополь, явно выиграли во многих и весьма значимых аспектах от возвращения в РФ.Самое сложное явление – бюрократия на всех уровнях, но это уже тема для других заметок, как и то, что русские оказались самым разобщенным народом.

 

В.Андреева,

г. Севастополь

Дополнительная информация