О системе территориального самоуправления

 

В губерниях полнейшее бардельеро. И хоть Президент начал реформы с назначения губернаторами выходцев различных  школ и академий, к благополучию это не приведет. Нет стержня устройства губернии и участия в нем  народа, который подскажет, вытянет, будет защитой хороших начинаний.

Губерния, Республика  должна быть  самой крупной единицей территориального самоуправления и региональным самоуправляющимся сообществом, которое в силу закона образуют жители.

В систему самоуправления,  входит выполнение публичных задач губернского характера, которые законами не отнесены к компетенции органов правительственной администрации. Губернское самоуправление  не является органом надзора или контроля по отношению к  сельским или городским муниципальным самоуправлением, а также не является органом высшей инстанции в административной иерархии.

Жители  принимают решения всеобщим голосованием (на выборах или референдумах), или через органы самоуправления муниципальных  образований. Условия проведения референдумов, определяются уставом губернии, принятым по согласованию с Председателем Совета министров.

Самоуправление губернии определяет стратегию её развития. Оно выполняет задачи губернского  характера в следующих областях: образование (в том числе высшее), санитарно-просветительная работа и здравоохранение, общественная безопасность. В общественной сфере оно может учреждать общества с ограниченной ответственностью или акционерные общества.

Губерния или Республика имеет право вести международное сотрудничество. Приоритеты этого сотрудничества определяет Совет Республики или Губернии. Сотрудничество  с региональной общественностью других стран должно осуществляться в соответствии с Российским внутренним законодательством, внешней политикой государства и его международными обязательствами в пределах задач и компетенции губернии.  Губерния или Республика может также участвовать в международной деятельности региональных учреждений и объединений. Однако проекты соглашений о региональном сотрудничестве, равно как и проекты решений о вступлении в международные региональные объединения, могут приниматься только с согласия Министра иностранных дел, Губернии или  Республики.

Надзор за деятельностью самоуправления губернии осуществляет Председатель Совета министров и Губернатор.

В области финансовых вопросов — региональная счетная палата. Орган самоуправления, решение которого было признано недействительным, может в течение 30-ти дней подать жалобу в административный суд.  В случаях нарушения Конституции либо бесхозяйственности Председатель Совета министров может назначить правительственного комиссара, к которому переходят задачи и компетенция органов губернского  самоуправления.

Самоуправление района. Жители района, города  образуют на основании закона местное самоуправляющееся сообщество. Это сообщество и соответствующая территория составляют муниципальное самоуправление, которое выполняет от собственного имени и под собственную ответственность предусмотренные законами публичные задачи. Оно является юридическим лицом. Его самостоятельность подлежит судебной защите. Устройство местного самоуправления  определяется его уставом. Район,  как единица основного территориального деления, охватывает все территории граничащих друг с другом сел  или всю территорию города на правах района.

Район  выполняет предусмотренные законами публичные задачи, выходящие по своему характеру за пределы сёл в следующих областях: народное образование, санитарно-просветительная работа и здравоохранение, социальная помощь, семейная политика, помощь инвалидам, общественный транспорт и дороги, культура и охрана культурных ценностей, физкультура и туризм. На основании закона району  могут быть переданы также и другие публичные задания.

Совет района наделён широкими полномочиями. К ним относятся, в частности, издание актов местного права, выбор и отзыв  правления. Совет избирает из своего состава председателя и 1—2 его заместителей. Исключительной задачей председателя является организация работы совета и ведение его совещаний.

Районное правление является исполнительным органом. В его состав входят:  председатель правления, его заместитель и 3—5 членов правления. Члены правления могут избираться из числа лиц, не являющихся членами  районного  совета.

Район самостоятельно ведёт финансовое хозяйство на основе  бюджета, утвержденного  советом на календарный год. Составление и внесение на утверждение проекта  бюджета отнесены к исключительной компетенции правления. Контроль финансового хозяйства района  осуществляет региональная счётная палата.

Надзор за деятельностью района  проводят Председатель Совета министров и Губернатор, а в области финансовых вопросов — региональная счётная палата.

В случае грубого нарушения районным советом Конституции или законов, Совет Республики  по предложению Председателя Совета министров может вынести решение о роспуске районного  совета.

Муниципальное самоуправление (МС). Законом установлено, что жители сёл и мелких городов,  образуют самоуправляющееся сообщество. МС выполняет общественные задачи от своего имени и под собственную ответственность. Оно является юридическим лицом. Устройство МС определяется его уставом. При создании, объединении, делении, упразднении МС и определении их границ необходимо стремиться к тому, чтобы  МС  охватывала по возможности однородную территорию по ее поселенческому составу и пространственной структуре, а также социальным и экономическим отношениям, обеспечивающим способность выполнения публичных задач.

Круг действия МС охватывает все публичные дела местного значения, которые законом не отнесены к компетенции других субъектов.

На основании закона МС могут быть переданы также и другие публичные задания.

Законы могут налагать на МС обязанность выполнения порученных им задач из ведения правительственной администрации, а также задач по организации подготовки и проведению всеобщих выборов и референдумов. Под эти задачи МС  должна получить дополнительные финансовые средства. МС может выполнять задачи, находящиеся в ведении правительственной администрации, также на основании соглашения, заключенного с органами этой администрации.

С целью выполнения своих задач МС может создавать организационные единицы, в том числе предприятия, и заключать договоры с другими субъектами. МС, а также другие коммунальные юридические лица, могут заниматься хозяйственной деятельностью, выходящей за пределы задач общественно-полезного характера, исключительно в случаях, предусмотренных особыми законами.

Жители муниципального самоуправления (МС) принимают решения на основе всеобщего голосования в ходе выборов и референдумов или через органы управления. Вопросы добровольного налогообложения жителей на общественные цели, а также досрочного отзыва совета МС  решаются исключительно путем референдума. Референдум может быть проведён также по любому вопросу, имеющему важное значение для МС. Он проводится по инициативе совета  или по требованию 10% жителей, имеющих право голоса.

Органом, принимающим  решения и осуществляющим контроль, является Совет. Совет может насчитывать от 15 до 100 депутатов в зависимости от числа жителей. К исключительным правомочиям совета относятся: принятие устава, выбор и отзыв правления, определение направлений его деятельности и утверждение отчетов о его работе, назначение и отзыв казначея, который является её главным бухгалтером, ответственным за бюджет, а также секретаря  и много других вопросов. Для осуществления контроля за деятельностью правления. Совет учреждает ревизионную комиссию, которая следит за выполнением  бюджета.

Исполнительным органом МС является правление. В состав правления входят председатель или мэр,  а также члены Совета. В городах, насчитывающих свыше 100 000 жителей, а также в городах, которые перестали быть столицами  районов, председателем правления является мэр города. Председателя правления и его заместителей избирает Совет отдельным голосованием.

МС самостоятельно ведет финансовое хозяйство на основании бюджета. Бюджет утверждается на календарный год. Доходами  являются налоги, сборы и прочие определенные законами поступления.

Заключение о проекте бюджета МС выдаёт региональная счётная палата.

Самостоятельность МС гарантируется судебной защитой.

Органами надзора являются Председатель Совета министров и Губернатор, а по бюджетным вопросам — региональная счётная палата. Органы надзора могут вмешиваться в коммунальную деятельность только в случаях, предусмотренных законами.

МС, расположенные на территории Губернии или Республики, избирают общее представительство в виде самоуправляющегося Верховного Совета. Принципы и порядок действий этого ВС определяются принятым им регламентом.

Депутатов в самоуправляющийся ВС избирают районные  советы. Число депутатов зависит от численности населения. Расходы по деятельности самоуправляющегося ВС  несут МС.

Необходимо принять Закон о доходах органов территориального самоуправления Цель этого закона — внести ясность в финансовые отношения конкретных органов власти, чтобы исполнение публичных задач, возложенных на территориальные органы самоуправления, было подкреплено необходимыми финансовыми ресурсами.

Закон о доходах органов территориального самоуправления определяет структуру доходных источников соответствующих органов местного и регионального самоуправления:

- собственных доходов, получаемых за счет взимания налогов на имущество;

- общих государственных субвенций;

- целевых дотаций государственного бюджета.

Доля общих субвенций и целевых дотаций государства в структуре местных бюджетов значительна. Рассчитывается она индивидуально в зависимости от ресурсного (материального и человеческого) потенциала территории и составляет от 50% в  крупных городах, обладающим большой налогооблагаемой базой, до 80- 85% в маленьких городках и селах.

Общие субвенции  состоят из фондов, предназначенных для сфер среднего (высшего) образования и дорог соответствующего значения. В случаях, установленных законом, предусмотрено выравнивание местных бюджетов.

 

В порядке дискуссии

 

А. Воронин,

первый секретарь Сакского горкома КПКР

 

 

 

 

Дополнительная информация