Леонид Грач

Выборы или выбор

Украина переживает чрезвычайно тяжелый период своей истории. С этим трудно не согласиться, — у всякого, кто занимается или хотя бы интересуется политикой, невольно возникает ощущение катастрофической опасности разворачивающихся на наших глазах процессов и событий.
Народу действительно предстоит самому выбрать собственное будущее. Резко ускорившийся ход глобализации, её крайне жестокий характер заставляет нас, как можно скорее, определить, каким должно быть место нашей страны в мировой экономической и политической системе. В противном случае это сделают за нас без нашего участия, и не во благо нам.

По сути дела, нам нужно ответить на вопрос, готовы ли мы безоговорочно принять сформировавшуюся систему мироустройства или мы собираемся бороться за ее изменение. Выбор стоит между двумя полностью противоположными стратегиями, и его нельзя отложить или заменить каким-то компромиссным, половинчатым решением. Это лишь приведет к тому, что мы потеряем время, и нам придется совершать тот же выбор, но в еще более тяжелых условиях, под еще более сильным давлением внешних сил и внутренних противоречий.

Системный кризис, разрушающий нашу страну сегодня, обостряется из-за отсутствия стратегии, направленной на его преодоление. Вызванные кризисом социальные, политические и культурные конфликты приобрели опасный характер. Дальнейшее промедление с определением общенационального курса может привести к тому, что Украина полностью утратит экономический суверенитет и государственное единство.

Мне могут возразить, указав на то, что вектор государственного развития был утвержден еще несколько лет назад, когда Украина объявила о своем намерении ускоренными темпами интегрироваться в глобальные экономические структуры и добиться присоединения к ЕС. Но социологические опросы показывают, что подобный курс не поддерживается большинством общества. Кроме того, отсутствие у нашей страны реальных перспектив стать в обозримом будущем членом европейского сообщества стало очевидно даже для «казенных» оптимистов, обязанных в силу служебных обязанностей демонстрировать уверенность в успехе политики «европейской интеграции». Нам, правда, пытаются объяснить, что неудачу с присоединением к ЕС можно компенсировать, вступив в НАТО. Но тут подлог понятий и результатов уже слишком очевиден, и наше общество понимает разницу между членством в ЕС и в НАТО. Данная идея разделяется столь незначительным меньшинством, что говорить о ней как о «национальном выборе» могут только люди, презирающие и демократические институты, и подавляющую часть народа.

Самое опасное то, что наше общество насилуют, принуждая выбирать свою судьбу, что называется, вслепую. Из сообщений украинских СМИ и рассуждений политических деляг невозможно понять, как устроен современный мир, и какую нишу будет занимать в нем Украина в случае реализации планов «евро-атлантической интеграции». Нас заставляют как манны небесной ждать иностранных инвестиций независимо от того, в какие отрасли экономики, на строительство какой экономической модели они направлены. Между тем становится ясно, что жалкое поступление западных капиталов не помогает остановить деиндустриализацию страны, а лишь способствует исчезновению передовых отраслей промышленности, которые заменяются сборкой продукции массового потребления и изготовлением ширпотреба, при этом сокращается количество рабочих мест.

Нас насильно заставляют присоединиться к экономической системе, находящейся в состоянии глубокого кризиса и выживающей только за счет поглощения внешних ресурсов. В высших государственных органах о кризисе современного капитализма говорить не принято, — подобные рассуждения сразу же попадают в разряд «марксистских выдумок». Между тем, крупнейшие западные социологи и экономисты уже давно пишут о непреодолимых проблемах, вставших перед развитыми западными странами. Вот, например, какие цифры приводит в своей книге «Будущее капитализма» видный американский ученый Лестер Туроу (кстати говоря, от марксизма чрезвычайно далекий).

В 60-е гг. мировая экономика росла, с учетом инфляции, ежегодным темпом 5,0%, а в 90-е в результате шедшего на протяжении трех десятилетий постоянного падения — только 2,0% в год. С 1973 по 1994 год во всей Западной Европе не было создано ни одного нового рабочего места. В США почасовая оплата рядовых рабочих за период с 1973 по 1995 упала на 14%.

Распад мировой социалистической системы и переход США в 90-е годы к использованию военной агрессии для получения контроля над мировыми ресурсами несколько улучшили положение ведущих государств капиталистического мира. Но не была устранена ни одна из тенденций, угрожающих самому существованию современной западной цивилизации. Продолжается рост социального неравенства. Спекулятивный капитал увеличивается во много раз быстрее промышленного производства, в результате чего экономика ведущих западных стран (прежде всего, США) напоминает гигантский мыльный пузырь, готовый лопнуть при первых неблагоприятных изменениях. Замедлился научно-технический прогресс, развитие осуществляется в основном за счет внедрения в массовое производство изобретений 50-х — 80-х годов (компьютеров, мобильных телефонов и других новых средств коммуникации). Высокотехнологичные отрасли даже в США, наиболее передовой в технологическом отношении страны мира, растут в два раза медленнее, чем сфера финансовых спекуляций. Сохранение военно-политической гегемонии требует от США громадных ресурсных затрат, что ведет к нестабильности американской, а соответственно и мировой финансовой системы. Объем государственного долга США составляет 9 триллионов долларов, и для его обслуживания Вашингтон постоянно нуждается в новых масштабных заимствованиях. Пока вся эта пирамида держится на том, что страны, втянутые в глобализированную экономику, заинтересованы в спасении американской финансовой системы. Но ясно, что поддержание такой конструкции в течение длительного времени невозможно. Поэтому часть мировой элиты взяла курс на построение мировой системы, основанной не на военно-политическом доминировании США, а на культурном и технологическом господстве Запада как единой политической общности. Это, соответственно, увеличивает внутренние противоречия среди ведущих государств капиталистического мира, что в свою очередь лишь усиливает кризис.

Но, может быть, Украина сможет оказаться в числе лидеров западного мира? У нас было все, необходимое для этого, но теперь этого нет. Высокий образовательный уровень общества, развитая наука, созданный в советское время мощный промышленный потенциал, богатые природные ресурсы. Исходя из этого, наиболее агрессивно устремленные примитивно мыслящие апологеты нынешнего строя утверждают, что, дескать, Украина сможет легко справиться со всеми проблемами, если только доведет до конца построение либеральной рыночной экономики.

Подобные заклинания мы почти в неизменном виде слышим уже на протяжении семнадцати лет. Если до 1994 года можно было предполагать, что их авторами движет излишняя наивность и детская вера в спасительную силу неолиберальных рецептов, то после провала реформ в Мексике, осуществлявшихся в точном соответствии с американскими рекомендациями, призывы к дальнейшей либерализации экономики можно объяснить только непроходимой глупостью или корыстными соображениями.

Понятно, что несколько десятков крупных украинских собственников и несколько сотен любителей ловить рыбу в мутной воде (образно говоря, класс спекулянтов-мошенников) выиграют от тотальной коммерциализации жизни и превращения всего, что только можно в объект купли-продажи. Но для всего остального общества это будет последним шагом к окончательному уничтожению системы образования, здравоохранения, социальных гарантий, за которым, как показывает мировой опыт, следует не процветание, а катастрофа, угрожающая обернуться полным коллапсом экономики. Как показал в своих многочисленных работах Ноам Хомски, неолиберальный экономический курс является не средством развития стран «третьего мира», а способом их подчинения интересам ведущих капиталистических государств. То, что сегодня происходит в мире, это не временные трудности, вызванные неблагоприятной конъюнктурой, а закономерные проявления позднего капитализма, способного существовать, лишь присваивая мировые ресурсы, принадлежащие всему человечеству, лишь заставляя страны «третьего мира» брать на себя те функции в мировом разделении труда, которые требуют много трудовых затрат и не приносят прибыли. Пресловутая постиндустриальная экономика, с утверждением которой связывается столько надежд, в действительности формируется в развитых странах благодаря вытеснению производства в «третий мир» (в результате чего в ведущих капиталистических государствах сохраняются лишь наиболее прибыльные сектора экономики — финансы, управление, торговля, высокие технологии). Постиндустриальный уклад формируется и в некоторых странах «третьего мира», — в сегодняшней Украине, например, удельный вес сферы услуг значительно вырос по сравнению с советским временем. Но это — результат деиндустриализации, уничтожения передовых отраслей, которые сознательно разрушаются в тех странах, которые не смогли отстоять свое право на самостоятельное развитие, для того, чтобы упрочить научное и технологическое лидерство Запада.

Десятки тысяч молодых людей сегодня работают охранниками (в советское время эта деятельность (ВОХР) считалась «стариковской», ею занимались, в основном, не утратившие бодрость пенсионеры). Если бы в нашей стране сохранились передовые промышленные отрасли, -— продолжалась бы масштабная исследовательская деятельность, выжили бы крупные сельскохозяйственные предприятия, нынешним охранникам тел, особняков, офисов и банков нашлось бы более творческое, интересное и полезное занятие. Но это с точки зрения тех, кто видит прогресс в становлении постиндустриальной экономики, стало бы шагом назад. Ведь для них охрана — это сфера услуг, а, значит, ее увеличение является проявлением прогресса. Очевидно, что именно такой прогресс и ожидает наше общество в случае, если Украина, превратившись в периферию евро-атлантического пространства, откажется от права на самостоятельное развитие.

Тенденция к саморазрушению, заложенная в капиталистическом строе, сегодня, в связи с его зависимостью от контроля над мировыми ресурсами, не просто усиливается, но и распространяется за пределы развитых стран (точнее, искусственно выносится ими во внешний мир). На наших глазах создается такая мировая система, в которой небольшая группа стран стремится монополизировать право определять ход мировых процессов благодаря своему технологическому лидерству, военному превосходству и наличию огромных финансовых ресурсов. Соответственно, такая система характеризуется вопиющим неравенством и полным пренебрежением к интересам тех, кто не может благодаря наличию стратегически ценных ресурсов или военной мощи заставить правителей мира считаться с собой.

Можно ли сохранить в нынешних условиях экономическую независимость и право самостоятельно определять направление национального развития? Примеры Индии и Китая, — государств, зависящих от импорта естественных ресурсов, вынужденных прикладывать огромные усилия, чтобы сократить отставание от развитых держав, — свидетельствуют, что при наличии политической воли у руководства страны это вполне возможно. Правда, для этого необходимо, чтобы политическая элита понимала ценность национальной культуры и была способна выражать интересы общества. Это и представляет основную проблему в украинских условиях. Наша правящая верхушка, разбогатевшая на ограблении собственного народа, презирает его (иначе ей было бы трудно оправдать собственные действия) и напрямую зависит от поддержки извне. Поэтому Украина, обладающая огромными возможностями, бездумно растрачивает унаследованный от советской эпохи потенциал, а руководство нашей страны легко мирится с обнищанием большей части общества и мечтает заслужить благосклонность американской администрации. В это же время Индия и Китай проводят активную социальную политику (а КНР даже сохраняет социалистический строй), постоянно наращивают экономическую мощь и заставляют лидеров западного мира считаться с собой. Замечу, что Индия традиционно считается одним из самых демократических государств мира, поэтому все разговоры о том, что только следуя в фарватере американского курса, можно сохранить политическую свободу, являются сказками для непросвященных.

Что же мешает нам последовать примеру Индии и Китая? Очевидно, что главным препятствием является трусость и жадность украинской правящей верхушки, руководствующейся исключительно соображениями собственной экономической выгоды. Действительно, социально-экономический курс, необходимый для того, чтобы сохранить и реализовать право на самостоятельное государственное развитие, в наиболее важных, принципиальных моментах не совпадает с интересами нынешней олигархии. Такой курс требует стратегического партнерства со странами восточнославянского цивилизационного пространства, — Россией, Белоруссией и Казахстаном, объединения с ними усилий в восстановлении передовых промышленных отраслей. А это значит, что под угрозу может быть поставлена основа благосостояния украинских олигархических группировок, — экспорт собственного сырья и перепродажа российских энергоносителей. В случае промышленного подъема они потребуются для удовлетворения внутренних потребностей, а средства, полученные от экспорта излишков сырья, будут направляться на развитие производства, а не изыматься олигархией для собственных нужд.

Капиталистическая глобализация фактически является процессом концентрации мирового богатства в руках небольшого числа государств и нескольких десятков крупнейших транснациональных корпораций. Она позволяет тем, кто контролирует финансовые ресурсы, передовые отрасли производства и распределение сырья, приобретать громадные богатства, ранее невиданные на земле. Три самых богатых человека мира владеют активами, стоимость которых превышает ВВП 48 беднейших государств с населением в 600 млн. человек. Но капиталистическая глобализация приносит не меньшие выгоды и небольшой кучке высших бюрократов и крупных собственников стран «третьего мира», которые за послушное исполнение предписаний «мировой элиты», за передачу в её распоряжение национальных ресурсов, а по сути — за предательство национальных интересов, получают право на организацию системы ограбления собственных народов. Поэтому отказ от курса, направленного на превращение Украины в периферию евро-атлантического мира, неизбежно приведет к изменению нынешнего социально-экономического строя в соответствии с интересами и потребностями общества. С этим и связано то громадное значение, которое придает Компартия смене геополитического вектора, президента В. Ющенко, прекращению его личной политики, направленной на присоединение страны к НАТО.

Сегодня у нас еще есть возможность сохранить основы для свободного, самостоятельного развития Украины, для культурного и социального прогресса украинского народа. Бесчеловечность установившегося социального строя, его противоречие нравственным устоям, его враждебность культурным ценностям порождают протестные настроения в самых разных слоях общества, в том числе и в той его части, которая вроде бы даже выиграла от капиталистических реформ. При этом общество ясно чувствует взаимосвязь между проамериканским курсом власти и её цинизмом, между её готовностью разрушить восточнославянское цивилизационное пространство и презрением к этическим нормам. Наша задача — усилить эти протестные настроения и перевести их в политические результаты.

Надо смотреть правде в глаза: общественные и политические силы, готовые выступить против геополитического курса окружения президента, пока еще очень слабы. Центром их объединения и консолидации может стать только влиятельная фракция Компартии в будущем парламенте, способная помешать образованию пронатовского большинства. Откладывать решение этой проблемы на завтра — смерти подобно. Только сильная фракция коммунистов сможет остановить проведение политики, превращающей Украину в источник ресурсов для развитых капиталистических стран, обрекающей наш народ на нищету и отсталость. Сегодня от расстановки политических сил в Верховной Раде напрямую зависит, какой путь изберет украинское общество, появится ли у него перспективы прогрессивного развития или оно будет обречено на распад и деградацию.

Леонид Грач, народный депутат, председатель Комитета по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений

 
{mos_fb_discuss:no_discuss} 

Дополнительная информация